1. Градостроительные характеристики1.1 Расположение в возвышенной части Комсомольского проспекта на горе Слудка, колокольня Кафедрального собора расположена по оси проезжей части четной стороны проспекта и является главной высотной и архитектурной доминантой города1.2 Бассейн визуального восприятия в границах – коммунальный мост на всем протяжении, правый берег р. Кама от западной границы кадастрового квартала № 59:01:2010375 до створа ул. Рионская, акватория р. Кама в тех же границах, западная граница кадастрового квартала № 59:01:4311020 (Красная горка), линии застройки Комсомольского проспекта от колокольни Кафедрального собора до линии застройки четной стороны ул. Белинского, линии застройки ул. Монастырская от западного фасада дома № 3а до оси ул. Попова, сектор восприятия доминанты также расположен на четной стороне ул. Ленина от остановки общественного транспорта «ул. Попова» до оси здания по ул. Ленина, 62.2. Архитектурные особенности (экстерьер)2.1 Объемно-пространственное решение на 1917 г.:здание в плане – «корабль», с подклетом, состоит из нескольких расположенных по продольной композиционной оси основных частей: летний храм с пятигранной апсидой и пристройкой к северному фасаду пятигранной апсиды, зимний храм, пристройка к зимнему храму с приделами, многоярусная колокольня в 2 звона, северная и южная пристройки к колокольне2.2 Материал стен - керамический полнотелый кирпич2.3 Материал фасадной поверхности – известковая штукатурка, окраска2.4 Декоративная отделка фасадов в стиле классицизм:2.4.1 Граненый купол с фальшпарапетом и люкарнами по сторонам света, завершенный луковичной главкой на световом барабане-восьмерике2.4.2 Летний храм, 2-й свет. В плане четырехугольник со скругленными углами. Оконные проемы арочные, в обрамлении профилированных наличников, лопатки в межоконных простенках, филенки над окнами, профилированный венчающий карниз, сухарики.2.4.3 Приделы, зимний храм, летний храм, пятигранная апсида. Пилястры, лопатки в межоконных простенках, профилированные пояски и карнизы. В уровне 2-го света циркульные окна в обрамлении профилированных наличников, окна 1-го этажа прямоугольные в обрамлении профилированных рамочных наличников. Входы в зимний храм в обрамлении двухпилястровых портиков.2.4.4 Колокольня Кафедрального собора – архитектурная доминанта центральной части города – квадратная в плане, четырехъярусная, в 2 звона.2.4.4.1. Четвертый ярус: циркульные проемы в обрамлении прямоугольного наличника; профилированный карниз; венчает колокольню пирамидальный шпиль.2.4.4.2. Третий ярус (2-й звон): арочные проемы в обрамлении колонн с капителью ионического ордера; над аркой лепные розетки; профилированный поясок и профилированный карниз на кронштейнах.2.4.4.3. Второй ярус (1-й звон): портики на 4-х колоннах с капителью тосканского ордера, венчает портики треугольный фронтон; на фризе лепные розетки, на фронтоне под карнизом и под фронтоном кронштейны-сухарики; арочные проемы, на поле стены ширинки2.4.4.4. Первый (нижний) ярус колокольни: тяжелые портики на 4-х колоннах тосканского ордера на северном, западном и южном фасадах; венчает портик треугольный фронтон; выше фронтона расположены полуциркульные оконные проемы по одному на каждом фасаде; полуциркульные нишки и рустованная штукатурка2.4.5 Северная и южная пристройки к колокольне (северное и южное крыло колокольни)2.4.5.1 Северная пристройка: венчающий карниз; фальш-окна и пилястры в межоконных простенках западного фасада, исторические оконные проемы северного и восточного фасадов.2.4.5.2 Южная пристройка: венчающий карниз; пилястры в межоконных простенках западного и восточного фасадов, проем ворот с обрамлением профилированным наличником, исторические оконные проемы.2.4.6 Входные крыльца:2.4.6.1 Западное крыльцо центрального входа в Кафедральный собор: расположение, форма – трехстороннее, габариты, материал ступеней и площадки – природный камень2.4.6.2 Северное и южное крыльцо зимнего храма: расположение; форма южного крыльца – с прямым спуском; материал ступеней и площадки – природный камень2.4.6.3 Северное и южное крыльцо летнего храма: расположение, форма – с прямым спуском, материал отделки ступеней и площадки – чугунные плиты2.4.7 Двери центрального входа – деревянные двупольные филенчатые состекление2.4.8 Облицовка цоколя колокольни из природного камня2.5 Расположение, количество, габариты, историческая мелкоячеистая расстекловка и столярная пластика оконных проемов. Рамы двойные створные и глухие, деревянные. Оконные заполнения трех типов – циркульные с радиальными шестисегментными переплетами, арочные (второй свет храма) с радиальной фрамугой и восьмиячеистыми створками, прямоугольные с шестиячеистыми створками и двухячеистой фрамугой2.6 Расположение, количество, габариты дверных проемов (в том числе не используемых)2.7 Крыша скатная, кровля металлическая фальцевая с организованным водостоком, с водосточными трубами. Окраска кровли – медянка и малахит3. Архитектурные особенности (интерьер)3.1 Планировочное решение – расположение сооруженных до 1917 г. капитальных стен, столбов, лестниц, их конфигурация и3.2 Перекрытия:3.2.1 Подклет - кирпичные цилиндрические сводики по металлическим балкам3.2.2 Приделы – цилиндрический свод с распалубкой3.2.3 Зимний храм–сложный цилиндрический свод с распалубками над всеми проемами3.2.4 Летний храм– сомкнутый восьмигранный свод с узкими диагональными гранями3.2.5 Притвор (холл центрального входа) – кирпичные своды малого пролёта по металлическим балкам3.2.6 Колокольня – кирпичные цилиндрические своды3.3 Двери:3.3.1 Центральный вход, тамбур перед входом в пристройку с приделами – деревянные филенчатые двери с остеклением3.3.2 Двери тамбура перед входом в пристройку с приделами – деревянные филенчатые; деревянные филенчатые с остеклением и накладной пропильной резьбой; деревянные филенчатые с остеклением; стены тамбура – деревянные филенчатые с остеклением3.3.3 Двери из притвора в служебные помещения - деревянные филенчатые с остеклением3.4 Хоры в пристройке с приделами, балюстрада из точеных деревянных балясин3.5 Арочные проемы в обрамлении архивольтов3.6 Профилированные тянутые наличники на окнах и дверях3.7 Летний храм: лепной профилированный карниз с бусами и модульонами по периметру стен под куполом; лепной карниз с гирляндами растительного узора, модульонами, кронштейнами по периметры стен; лепная розетка на потолке3.8 Лестница внутри стены колокольни3.9 Лестница внутри стены между зимним и летним храмом3.10 Лестница на хоры с забежными ступенями, расположенная в северном приделе3.11 Настенная живопись (с учетом расчистки и реставрации)4. Предметы прикладного искусства4.1 Кованые глухие кубоватые оконные решетки на окнах 1-го этажа4.2 Полы из декоративной металлической плитки в пятигранной апсиде летнего храма4.3 Точеные деревянные балясины ограждения хоров и лестницы на хоры в пристройке с приделами4.4 Кованые металлические решетки ограждения ярусов звона колокольни4.5 Иконостас летнего храма:4.5.1 - Автор В. Василевский (Россия, С.- Петербург?)4.5.2 -Место производства (происхождение) – иконостасная резьба выполнена, предположительно, мастерами- резчиками Пыскорского Спасо- Преображенского, ставропигиального, 2-го класса, мужского монастыря (Россия, Пермская вотчина Строгановых).4.5.3 - Дата сооружения иконостаса – середина ХVIII в.- Дата создания икон – 1750-е –1762 гг.4.5.4 - Материал, техника:Иконостас: дерево (кедр, липа); пластика рельефная (орнаментальная), выполнена наложением на основной каркас (крепится на гвозди и клей) и пластика круглая (скульптурная или фигуративная), золочение листовое на полимент. По сырому левкасу, наложением, использована трафаретная форма, а также резьба и чеканка по левкасу. Частично использовано серебрение на отдельных резных фрагментах в верхней части иконостаса.Распятие с предстоящими, Богоматерью и Иоанном Богословом: дерево, жесть; масло, золочениеИконы: дерево (липа?); маслоСеверные и южные двери: дерево (липа?); маслоРиза на икону «Троица Ветхозаветная»: серебро; чеканка, гравировка, канфарение, эмаль, частичное золочение4.5.5 Размеры: каркас иконостаса: высота 22,0 м.; ширина 12,0 м.; 9 икон верхних ярусов, с 4-го по 2- й: высота 2,25 м.; ширина 1,7 м.; 4 иконы нижнего или «местного» ряда: высота 1,44 м.; ширина 80 см.;северные и южные двери иконостаса: высота 2,34 м.; ширина 86,1 см.; глубина 4,2 см.; Риза на икону «Троица Ветхозаветная»: высота 1,50 м.; ширина 77,0 см. Размеры икон верхнего ряда иконостаса, всего три иконы христологического цикла «Страсти Христовы» требуют уточнения. 4.5.6 Иконостас барочный с элементами рококо, резной, имеет пять ярусов икон и один ряд цокольный, с системой вертикальных и горизонтальных членений, украшенный деревянной резьбой, тиснением по сырому левкасу, резьбой и чеканкой по левкасу. Костяк иконостаса выполнен из кедра, декорирован орнаментальной, рельефной резьбой и дополнен круглой скульптурой, созданной из липы, позолоченной на полимент. Форма иконостаса прямоугольная, имеет нестандартное, нетрадиционное построение, лишенное деления на канонические ряды или чины икон. Его архитектурно-скульптурная декорация почти вытесняет иконы, которые к тому же становятся живописными, строгость и последовательность чинов не соблюдается. Синодальный период, к которому относится иконостас, ознаменовался стремлением кэстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначали следующую страницу в истории православного иконостаса. Настоящий иконостас делится на три ризалита: центральный, преобладающий по высоте, и два боковых, несколько меньших. Главную часть центра иконостасазанимает высокий, фигурного контура портал, в нише которого, 1-й ярус (чин), местный 1 - Царские врата НВФ-05199/17 и 05199/18 2 - Икона «Благовещение» Инв. № ПГХГ, НВФ- не присвоен 3 - Икона «Евангелисты Лука и Иоанн» Инв. № ПГХГ, НВФ- не присвоен 4 – Икона «Евангелисты Матфей и Марк» - утрачена 5 – Икона «Преображение Господне» Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/23 6 – Икона «БогоматерьСедмиезерная с клеймами: Св. Троица; Коронование Богоматери; Рождество Богоматери; Успение Богоматери; Положение во гроб Спасителя» внизу, помещаются Царские врата, над которыми представлена композиция с изображением серафимов, в сложном динамическом развороте, спускающихся с небес и несущих жезл Аарону и скрижали Моисею. Коленопреклоненные фигуры пророков поставлены на выступах карнизов (Инв. № № ПГХГ, ДС- 360; ДС-370). Далее, до свода портала размещаются (в фигурных гнездах) две большие иконы в обрамлении в виде рам-картушей. Композиционно центр выделен живописным Распятием. Крест и фигура распятого Христа, а также фигуры предстоящих (слева и справа) - Богоматери и Иоанна Богослова, выполнены масляной живописью на дереве, вырезаны по контуру и создают иллюзорность пластики; нимбы вырезаны из жести и позолочены. В иконостасе предусмотрена 21 (включая северные и южные двери) алтарная икона. В настоящее время одна икона утрачена и одна сохранилась частично. В каждом ярусе иконостаса (за исключением местного ряда) размещено по три иконы. Среди икон можно выделить три группы, которые различаются стилистически. Большинство икон выполнено в нетрадиционной канонической стилистике, больше похожих на чувственную католическую живопись. Художник В. Василевский был приверженцем проникшего в Россию западного (итальянского) влияния. Живописная составляющая данного памятника представляет собой многофигурные живописные композиции, объединяющие (Икона Богоматери утрачена) Инв.№ ПГХГ, НВФ-05199/227 – Икона «Св. Троица» Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/248 – Икона «Вознесение Господне» Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/219 – Северная (пономарская) дверь с изображением Св. священномученика архидиакона Лаврентия Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1910 – Южная (дьяческая) дверь с изображением Св. апостола и первомученика архидиакона Стефана Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/20 2-й ярус (чин), снизу 11 - Икона «Лик всех небесных сил» (в центре) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1412 - Икона «Собор Богоматери» (слева) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1513 - Икона «Лик патриархов» (справа) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/16 3-й ярус (чин) снизу 14 - Икона «Сошествие Св. Духа на апостолов (в центре) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1115 - Икона «Лик пророков» (слева) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1216 - Икона «Лик Св. Отцов Церкви» (справа) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/13 4-й ярус (чин) снизу 17 - Икона «Собор святителей» (в центре) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/818 - Икона «»Лик апостолов» (слева) Инв.№ ПГХГ, НВФ-05199/919 - Икона «Лик праотцев» (справа) распятия и воскресения. Страстной ряд не включен в богословскую программу классического четырех- пятиярусного иконостаса. Он появился под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.Центральная икона заключена в округлую, слегка вытянутую по вертикали, резную раму, украшенную с трех сторон накладными цветочными розетками, а вверху – фигурой ангела. Иконы, расположенные слева и справа – овальные и обрамлены в узкие профилированные рамы. Овал по горизонтали как бы «гасит», приостанавливает поступательное движение вверх. Тогда как центральная икона продолжает динамику движения к главной кульминационной точке – Распятию Христову – Голгофе –«Недосягаемой горе». Перед ней склоняются все, кто пришел в храм. Иконы страстного ряда составляют единое, живописно-пластическое целое, с фигурными, резными картушами (расположены симметрично), являясь,одновременно, базой или основанием для распятия и предстоящих фигур – Богоматери и Иоанна Богослова, которые венчают композицию иконостаса. Парность декоративных и символических деталей, расположенных на карнизе всех трех ризолитов, привносит ритмичность и уравновешенность всей композиции. II ряд или «чин» (сверху)В центре - икона «Собор святителей», слева икона «Лик Вазон с кроной (аналогичный), на карнизе правого ризолита Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/7 Прочие предметы иконостаса Риза от иконы «Ветхозаветная Троица» Инв. № ПГХГ, ДМ-181 апостолов», справа - «Лик праотцев» (примечание: возможно в советский период произошло перемещение иконы с апостолами, из нижнего ряда, на место иконы с пророками).На иконе «Собор Святителей» изображены святители – патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о пастве, хранением православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец, Вселенские учителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст; московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон. Святители изображены в богослужебном епископском облачении. Они облачены в саккос, знаменующий багряницу Спасителя; на плечах омофор – длинный лентообразный плат, украшенный крестами; с непокрытой головой. Изображения праотцев в композицию православных иконостасов вошли в ХVI столетии и представляют древнейшую высшую иерархию христианской божественной сущности. В одном ряду с ними располагались изображения ветхозаветных пророков и первых людей, включая изображения Адама и Евы, Авеля, Авраама. В этом же ряду - многофигурная композиция, на которой представлены апостолы (посланники), ученики Христа.Справа – фигура апостола Петра, держащего ключи от Царствия Небесного; слева – апостола Павла с книгой в руках.III ряд или «чин» (сверху) В центре, икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Пятидесятница) – один из двунадесятых праздников, установленный в воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи. Это событие является исполнением ветхозаветных и новозаветных пророчеств и знаменует собой начало действий Святого Духа и рождение Церкви Христовой. Иконография праздника представляет стоящих полукругом апостолов; в центре, на троне, - Богогоматерь с женами мироносицами, на которых нисходит Святой Дух в виде пламени. На переднем плане, справа и слева, - апостолы Петр и Павел.Слева, икона «Лик пророков». Многофигурная композиция представляет пророков с непокрытыми головами и нимбами, в виде золотого ободка как символа святости и особого избранничества Божия; на головах царей Давида и Соломона – короны. Пророки, по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление Мессии. Свитки в руках содержат выдержки их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милотъ – накидка из овчины.Справа, икона «Лик Святых Отцов Церкви». IV ряд или «чин» (сверху) В центре, икона «Лик всех небесных сил» или Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. На иконе изображены архангелы, которые должны собраться в тот момент, когда произойдет решительный бой добра против зла. Представлена многофигурная композиция, в центре - сам архистратиг Михаил. Они прославляют Господа Бога, а также Святую Троицу. Слева – икона «Собор Богоматери». В центре композиции, в ее верхней части, в ореоле славы, восседает Богоматерь с младенцем Христом, как бы являя Его миру. Над ней – вифлеемская звезда. Слева от Богоматери – волхвы с дарами, а справа – пастухи, возвещающие о рождении Христа. В иконографии выражена богословская идея прославления Богоматери и благодарения за рождение Спасителя. Данный образ относится к гимнографическим иконам. Иконография Собора Пресвятой Богородицы является символическим вариантом иконы«Рождество Христово».Справа - икона «Лик патриархов». V ряд или «чин» (сверху) – Местный Кроме местно чтимых икон здесь также представлены отдельные иконы из двунадесятых праздников. В центре – Царские или райские врата, выполненные в технике ажурной резьбы с лиственными и рокайльными мотивами. В верхней части врат, на двух створах, в фигурном гнезде, икона «Благовещение Пресвятой Богородицы», в рельефном рокайльном обрамлении. В ХIХ веке икона была оправлена в серебряную ризу. Вверху, над иконой – скульптура ангела с распростертыми крыльями (утрачена).На левой створке врат икона с изображением двух евангелистов: Св.Матфея и Св.Марка, в фигурной рельефной раме, выполненной в высоком рельефе (новодел). На правой створке врат, очевидно, была икона с изображением евангелистов: Св.Луки и Св.Иоанна, в такой же раме. Икона утрачена. В ХIХ веке обе иконы были оправлены в серебряные ризы. Нижнюю часть врат занимают барельефные фигуры греческих святителей, творцов литургии и русских патриархов, слева направо: Святого Василия Великого, Святого Митрополита Петра, Святого Иоанна Златоуста, Святого Митрополита Алексея. Они представлены попарно, в ¾ развороте навстречу друг к другу, в церковных облачениях, лики и руки полихромно расписаны.Справа от Царских врат находится икона «Преображение Господне», храмовая икона, в честь которой и назван собор. Судя по соборной описи и архивной фотографии, икона была оправлена в серебряную ризу.За храмовой иконой, крайней, справа, расположена икона «Св. Троица», в иконографии «Гостеприимство Авраамово». В ПГХГ сохранилась от иконы серебряная риза, которая является вкладом В.Я. Кураева. Риза (150х77см.) изготовлена в Москве, в 1834 г. (Инв. № ПГХГ ДМ-181). Она выполнена в технике чеканки, гравировки, канфарения;декорирована эмалью и частичным золочением. Имеет клеймо московского пробирного мастера Дубровина Николая Лукича.В этом же чине, крайней, слева, находится икона «Вознесение Господне». В ХIХ веке она также была оправлена в серебряную ризу. В книге Пермского кафедрального собора за 1826 год записано: «…на местной иконе, Вознесение… весу четырнадцать фунтов девяносто три золотника, с четырьмя позлощенно серебрянными венцами, приложена от управляющего заводами господина Кнауфа купца Василия Яковлевича Кураева».Южные (диаконские) двери, на них представлен Святой апостол и первомученик архидиакон Стефан. Святой изображен в рост, в диаконском облачении: стихари, на груди – орарь, на руках – поручи. Роспись выполнена по дереву (липа), маслом, в церковной стилистике первой половины ХVIII века.Северные (пономарские) двери, на них изображен Святой священномученик архидиакон Лаврентий в диаконском облачении. Святые изображены вовремя Божественной литургии.4.5.7 Резьба иконостаса:В иконостасе из Пыскорского монастыря проявились характерные для русских барочных иконостасов черты – устремленность всей композиции ввысь, прихотливость и волнообразность ритма очертаний, введение большого количества резных украшений, выполненных в рельефе и дополненных круглой скульптурой.Композиция и декоративная отделка Царских врат также связана с барочной традицией, тяготеющей к архитектурно- скульптурной форме. Начиная с середины ХVIII века, на царских вратах появляется круглая скульптура, которая раньше преобладала на верхних ярусах. На створках данных врат помещены барельефные изображения греческих святителей и русских патриархов. Мастер изображает их в развороте ¾, усиливая динамичность образов полихромной раскраской ликов и рук. По золотому фону одежд святых стелются цветочный, лиственный и геометрический орнаменты. Слой левкаса неглубокий, и можно видеть, как художник обрабатывал дерево, добиваясь имитации дорогих церковных облачений. Мастера- резчики явно подражают искусству чеканки и шитья золотыми и серебряными нитями.Важным смысловым и композиционным элементом иконостаса является барельефное изображение диска (Солнца?), с исходящими лучами – священного символа невидимого Создателя, пребывающего на небесах, в мире духовном. С небес спускаются высшие лики Небесной иерархии серафимы и в сложном динамическом развороте несут жезл Аарону и скрижали Моисею. Коленопреклоненные фигуры пророков поставлены на выступах карнизов.В иконостасе также нашли отражение характерные мотивы рококо: раковины, рокайльные завитки, которые присутствуютповсеместно. Резьба, идущая наложением, хорошо сочетается с рельефными цветочными и лиственными мотивами, выполненными тиснением и резьбой по левкасу. Эти мотивы создают ажурный, тонко проработанный фон, который в сочетании с резьбой вносит неповторимый богатый колорит и своеобразие.Декоративные рельефные украшения, как и тиснение, имеют цветочные и растительные мотивы, в которые причудливо «вплетены» изображения птиц и зверей, рокайльные завитки, вазоны с цветами, а также представителей небесной иерархии: серафимов, херувимов, ангелов. Резные с позолотой на полимент барельефные вазоны с цветами, на иконостасе, как символ заключенного в райскую ограду Древа Жизни.Технология золочения пыскорского иконостаса очень качественная. Тончайшие листки шлифованного золота, наложены на полимент красно-коричневого оттенка и имеют теплую окраску. Золотом покрыты фон и рамы-картуши, рельефные части и круглая скульптура. Иконостас отличается необыкновенным благородством резьбы и золочения, представляя образец расцвета искусства XVIII столетия.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.