Комплекс сооружений

1. Градостроительные характеристики1.1 Расположение в возвышенной части Комсомольского проспекта на горе Слудка, колокольня Кафедрального собора расположена по оси проезжей части четной стороны проспекта и является главной высотной и архитектурной доминантой города1.2 Бассейн визуального восприятия в границах – коммунальный мост на всем протяжении, правый берег р. Кама от западной границы кадастрового квартала № 59:01:2010375 до створа ул. Рионская, акватория р. Кама в тех же границах, западная граница кадастрового квартала № 59:01:4311020 (Красная горка), линии застройки Комсомольского проспекта от колокольни Кафедрального собора до линии застройки четной стороны ул. Белинского, линии застройки ул. Монастырская от западного фасада дома № 3а до оси ул. Попова, сектор восприятия доминанты также расположен на четной стороне ул. Ленина от остановки общественного транспорта «ул. Попова» до оси здания по ул. Ленина, 62.2. Архитектурные особенности (экстерьер)2.1 Объемно-пространственное решение на 1917 г.:здание в плане – «корабль», с подклетом, состоит из нескольких расположенных по продольной композиционной оси основных частей: летний храм с пятигранной апсидой и пристройкой к северному фасаду пятигранной апсиды, зимний храм, пристройка к зимнему храму с приделами, многоярусная колокольня в 2 звона, северная и южная пристройки к колокольне2.2 Материал стен - керамический полнотелый кирпич2.3 Материал фасадной поверхности – известковая штукатурка, окраска2.4 Декоративная отделка фасадов в стиле классицизм:2.4.1 Граненый купол с фальшпарапетом и люкарнами по сторонам света, завершенный луковичной главкой на световом барабане-восьмерике2.4.2 Летний храм, 2-й свет. В плане четырехугольник со скругленными углами. Оконные проемы арочные, в обрамлении профилированных наличников, лопатки в межоконных простенках, филенки над окнами, профилированный венчающий карниз, сухарики.2.4.3 Приделы, зимний храм, летний храм, пятигранная апсида. Пилястры, лопатки в межоконных простенках, профилированные пояски и карнизы. В уровне 2-го света циркульные окна в обрамлении профилированных наличников, окна 1-го этажа прямоугольные в обрамлении профилированных рамочных наличников. Входы в зимний храм в обрамлении двухпилястровых портиков.2.4.4 Колокольня Кафедрального собора – архитектурная доминанта центральной части города – квадратная в плане, четырехъярусная, в 2 звона.2.4.4.1. Четвертый ярус: циркульные проемы в обрамлении прямоугольного наличника; профилированный карниз; венчает колокольню пирамидальный шпиль.2.4.4.2. Третий ярус (2-й звон): арочные проемы в обрамлении колонн с капителью ионического ордера; над аркой лепные розетки; профилированный поясок и профилированный карниз на кронштейнах.2.4.4.3. Второй ярус (1-й звон): портики на 4-х колоннах с капителью тосканского ордера, венчает портики треугольный фронтон; на фризе лепные розетки, на фронтоне под карнизом и под фронтоном кронштейны-сухарики; арочные проемы, на поле стены ширинки2.4.4.4. Первый (нижний) ярус колокольни: тяжелые портики на 4-х колоннах тосканского ордера на северном, западном и южном фасадах; венчает портик треугольный фронтон; выше фронтона расположены полуциркульные оконные проемы по одному на каждом фасаде; полуциркульные нишки и рустованная штукатурка2.4.5 Северная и южная пристройки к колокольне (северное и южное крыло колокольни)2.4.5.1 Северная пристройка: венчающий карниз; фальш-окна и пилястры в межоконных простенках западного фасада, исторические оконные проемы северного и восточного фасадов.2.4.5.2 Южная пристройка: венчающий карниз; пилястры в межоконных простенках западного и восточного фасадов, проем ворот с обрамлением профилированным наличником, исторические оконные проемы.2.4.6 Входные крыльца:2.4.6.1 Западное крыльцо центрального входа в Кафедральный собор: расположение, форма – трехстороннее, габариты, материал ступеней и площадки – природный камень2.4.6.2 Северное и южное крыльцо зимнего храма: расположение; форма южного крыльца – с прямым спуском; материал ступеней и площадки – природный камень2.4.6.3 Северное и южное крыльцо летнего храма: расположение, форма – с прямым спуском, материал отделки ступеней и площадки – чугунные плиты2.4.7 Двери центрального входа – деревянные двупольные филенчатые состекление2.4.8 Облицовка цоколя колокольни из природного камня2.5 Расположение, количество, габариты, историческая мелкоячеистая расстекловка и столярная пластика оконных проемов. Рамы двойные створные и глухие, деревянные. Оконные заполнения трех типов – циркульные с радиальными шестисегментными переплетами, арочные (второй свет храма) с радиальной фрамугой и восьмиячеистыми створками, прямоугольные с шестиячеистыми створками и двухячеистой фрамугой2.6 Расположение, количество, габариты дверных проемов (в том числе не используемых)2.7 Крыша скатная, кровля металлическая фальцевая с организованным водостоком, с водосточными трубами. Окраска кровли – медянка и малахит3. Архитектурные особенности (интерьер)3.1 Планировочное решение – расположение сооруженных до 1917 г. капитальных стен, столбов, лестниц, их конфигурация и3.2 Перекрытия:3.2.1 Подклет - кирпичные цилиндрические сводики по металлическим балкам3.2.2 Приделы – цилиндрический свод с распалубкой3.2.3 Зимний храм–сложный цилиндрический свод с распалубками над всеми проемами3.2.4 Летний храм– сомкнутый восьмигранный свод с узкими диагональными гранями3.2.5 Притвор (холл центрального входа) – кирпичные своды малого пролёта по металлическим балкам3.2.6 Колокольня – кирпичные цилиндрические своды3.3 Двери:3.3.1 Центральный вход, тамбур перед входом в пристройку с приделами – деревянные филенчатые двери с остеклением3.3.2 Двери тамбура перед входом в пристройку с приделами – деревянные филенчатые; деревянные филенчатые с остеклением и накладной пропильной резьбой; деревянные филенчатые с остеклением; стены тамбура – деревянные филенчатые с остеклением3.3.3 Двери из притвора в служебные помещения - деревянные филенчатые с остеклением3.4 Хоры в пристройке с приделами, балюстрада из точеных деревянных балясин3.5 Арочные проемы в обрамлении архивольтов3.6 Профилированные тянутые наличники на окнах и дверях3.7 Летний храм: лепной профилированный карниз с бусами и модульонами по периметру стен под куполом; лепной карниз с гирляндами растительного узора, модульонами, кронштейнами по периметры стен; лепная розетка на потолке3.8 Лестница внутри стены колокольни3.9 Лестница внутри стены между зимним и летним храмом3.10 Лестница на хоры с забежными ступенями, расположенная в северном приделе3.11 Настенная живопись (с учетом расчистки и реставрации)4. Предметы прикладного искусства4.1 Кованые глухие кубоватые оконные решетки на окнах 1-го этажа4.2 Полы из декоративной металлической плитки в пятигранной апсиде летнего храма4.3 Точеные деревянные балясины ограждения хоров и лестницы на хоры в пристройке с приделами4.4 Кованые металлические решетки ограждения ярусов звона колокольни4.5 Иконостас летнего храма:4.5.1 - Автор В. Василевский (Россия, С.- Петербург?)4.5.2 -Место производства (происхождение) – иконостасная резьба выполнена, предположительно, мастерами- резчиками Пыскорского Спасо- Преображенского, ставропигиального, 2-го класса, мужского монастыря (Россия, Пермская вотчина Строгановых).4.5.3 - Дата сооружения иконостаса – середина ХVIII в.- Дата создания икон – 1750-е –1762 гг.4.5.4 - Материал, техника:Иконостас: дерево (кедр, липа); пластика рельефная (орнаментальная), выполнена наложением на основной каркас (крепится на гвозди и клей) и пластика круглая (скульптурная или фигуративная), золочение листовое на полимент. По сырому левкасу, наложением, использована трафаретная форма, а также резьба и чеканка по левкасу. Частично использовано серебрение на отдельных резных фрагментах в верхней части иконостаса.Распятие с предстоящими, Богоматерью и Иоанном Богословом: дерево, жесть; масло, золочениеИконы: дерево (липа?); маслоСеверные и южные двери: дерево (липа?); маслоРиза на икону «Троица Ветхозаветная»: серебро; чеканка, гравировка, канфарение, эмаль, частичное золочение4.5.5 Размеры: каркас иконостаса: высота 22,0 м.; ширина 12,0 м.; 9 икон верхних ярусов, с 4-го по 2- й: высота 2,25 м.; ширина 1,7 м.; 4 иконы нижнего или «местного» ряда: высота 1,44 м.; ширина 80 см.;северные и южные двери иконостаса: высота 2,34 м.; ширина 86,1 см.; глубина 4,2 см.; Риза на икону «Троица Ветхозаветная»: высота 1,50 м.; ширина 77,0 см. Размеры икон верхнего ряда иконостаса, всего три иконы христологического цикла «Страсти Христовы» требуют уточнения. 4.5.6 Иконостас барочный с элементами рококо, резной, имеет пять ярусов икон и один ряд цокольный, с системой вертикальных и горизонтальных членений, украшенный деревянной резьбой, тиснением по сырому левкасу, резьбой и чеканкой по левкасу. Костяк иконостаса выполнен из кедра, декорирован орнаментальной, рельефной резьбой и дополнен круглой скульптурой, созданной из липы, позолоченной на полимент. Форма иконостаса прямоугольная, имеет нестандартное, нетрадиционное построение, лишенное деления на канонические ряды или чины икон. Его архитектурно-скульптурная декорация почти вытесняет иконы, которые к тому же становятся живописными, строгость и последовательность чинов не соблюдается. Синодальный период, к которому относится иконостас, ознаменовался стремлением кэстетической организации храмового пространства, что, в ряде случаев, шло вразрез и с традицией и с каноном, но не мешало созданию выдающихся произведений, которые обозначали следующую страницу в истории православного иконостаса. Настоящий иконостас делится на три ризалита: центральный, преобладающий по высоте, и два боковых, несколько меньших. Главную часть центра иконостасазанимает высокий, фигурного контура портал, в нише которого, 1-й ярус (чин), местный 1 - Царские врата НВФ-05199/17 и 05199/18 2 - Икона «Благовещение» Инв. № ПГХГ, НВФ- не присвоен 3 - Икона «Евангелисты Лука и Иоанн» Инв. № ПГХГ, НВФ- не присвоен 4 – Икона «Евангелисты Матфей и Марк» - утрачена 5 – Икона «Преображение Господне» Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/23 6 – Икона «БогоматерьСедмиезерная с клеймами: Св. Троица; Коронование Богоматери; Рождество Богоматери; Успение Богоматери; Положение во гроб Спасителя» внизу, помещаются Царские врата, над которыми представлена композиция с изображением серафимов, в сложном динамическом развороте, спускающихся с небес и несущих жезл Аарону и скрижали Моисею. Коленопреклоненные фигуры пророков поставлены на выступах карнизов (Инв. № № ПГХГ, ДС- 360; ДС-370). Далее, до свода портала размещаются (в фигурных гнездах) две большие иконы в обрамлении в виде рам-картушей. Композиционно центр выделен живописным Распятием. Крест и фигура распятого Христа, а также фигуры предстоящих (слева и справа) - Богоматери и Иоанна Богослова, выполнены масляной живописью на дереве, вырезаны по контуру и создают иллюзорность пластики; нимбы вырезаны из жести и позолочены. В иконостасе предусмотрена 21 (включая северные и южные двери) алтарная икона. В настоящее время одна икона утрачена и одна сохранилась частично. В каждом ярусе иконостаса (за исключением местного ряда) размещено по три иконы. Среди икон можно выделить три группы, которые различаются стилистически. Большинство икон выполнено в нетрадиционной канонической стилистике, больше похожих на чувственную католическую живопись. Художник В. Василевский был приверженцем проникшего в Россию западного (итальянского) влияния. Живописная составляющая данного памятника представляет собой многофигурные живописные композиции, объединяющие (Икона Богоматери утрачена) Инв.№ ПГХГ, НВФ-05199/227 – Икона «Св. Троица» Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/248 – Икона «Вознесение Господне» Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/219 – Северная (пономарская) дверь с изображением Св. священномученика архидиакона Лаврентия Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1910 – Южная (дьяческая) дверь с изображением Св. апостола и первомученика архидиакона Стефана Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/20 2-й ярус (чин), снизу 11 - Икона «Лик всех небесных сил» (в центре) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1412 - Икона «Собор Богоматери» (слева) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1513 - Икона «Лик патриархов» (справа) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/16 3-й ярус (чин) снизу 14 - Икона «Сошествие Св. Духа на апостолов (в центре) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1115 - Икона «Лик пророков» (слева) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/1216 - Икона «Лик Св. Отцов Церкви» (справа) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/13 4-й ярус (чин) снизу 17 - Икона «Собор святителей» (в центре) Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/818 - Икона «»Лик апостолов» (слева) Инв.№ ПГХГ, НВФ-05199/919 - Икона «Лик праотцев» (справа) распятия и воскресения. Страстной ряд не включен в богословскую программу классического четырех- пятиярусного иконостаса. Он появился под влиянием украинского искусства, где данные сюжеты были очень распространены.Центральная икона заключена в округлую, слегка вытянутую по вертикали, резную раму, украшенную с трех сторон накладными цветочными розетками, а вверху – фигурой ангела. Иконы, расположенные слева и справа – овальные и обрамлены в узкие профилированные рамы. Овал по горизонтали как бы «гасит», приостанавливает поступательное движение вверх. Тогда как центральная икона продолжает динамику движения к главной кульминационной точке – Распятию Христову – Голгофе –«Недосягаемой горе». Перед ней склоняются все, кто пришел в храм. Иконы страстного ряда составляют единое, живописно-пластическое целое, с фигурными, резными картушами (расположены симметрично), являясь,одновременно, базой или основанием для распятия и предстоящих фигур – Богоматери и Иоанна Богослова, которые венчают композицию иконостаса. Парность декоративных и символических деталей, расположенных на карнизе всех трех ризолитов, привносит ритмичность и уравновешенность всей композиции. II ряд или «чин» (сверху)В центре - икона «Собор святителей», слева икона «Лик Вазон с кроной (аналогичный), на карнизе правого ризолита Инв. № ПГХГ, НВФ-05199/7 Прочие предметы иконостаса Риза от иконы «Ветхозаветная Троица» Инв. № ПГХГ, ДМ-181 апостолов», справа - «Лик праотцев» (примечание: возможно в советский период произошло перемещение иконы с апостолами, из нижнего ряда, на место иконы с пророками).На иконе «Собор Святителей» изображены святители – патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о пастве, хранением православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец, Вселенские учителя: Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст; московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон. Святители изображены в богослужебном епископском облачении. Они облачены в саккос, знаменующий багряницу Спасителя; на плечах омофор – длинный лентообразный плат, украшенный крестами; с непокрытой головой. Изображения праотцев в композицию православных иконостасов вошли в ХVI столетии и представляют древнейшую высшую иерархию христианской божественной сущности. В одном ряду с ними располагались изображения ветхозаветных пророков и первых людей, включая изображения Адама и Евы, Авеля, Авраама. В этом же ряду - многофигурная композиция, на которой представлены апостолы (посланники), ученики Христа.Справа – фигура апостола Петра, держащего ключи от Царствия Небесного; слева – апостола Павла с книгой в руках.III ряд или «чин» (сверху) В центре, икона «Сошествие Святого Духа на апостолов» (Пятидесятница) – один из двунадесятых праздников, установленный в воспоминание о сошествии Святого Духа на апостолов во время иудейского праздника Пятидесятницы, отмечаемого на 50-й день после Пасхи. Это событие является исполнением ветхозаветных и новозаветных пророчеств и знаменует собой начало действий Святого Духа и рождение Церкви Христовой. Иконография праздника представляет стоящих полукругом апостолов; в центре, на троне, - Богогоматерь с женами мироносицами, на которых нисходит Святой Дух в виде пламени. На переднем плане, справа и слева, - апостолы Петр и Павел.Слева, икона «Лик пророков». Многофигурная композиция представляет пророков с непокрытыми головами и нимбами, в виде золотого ободка как символа святости и особого избранничества Божия; на головах царей Давида и Соломона – короны. Пророки, по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление Мессии. Свитки в руках содержат выдержки их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милотъ – накидка из овчины.Справа, икона «Лик Святых Отцов Церкви». IV ряд или «чин» (сверху) В центре, икона «Лик всех небесных сил» или Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных. На иконе изображены архангелы, которые должны собраться в тот момент, когда произойдет решительный бой добра против зла. Представлена многофигурная композиция, в центре - сам архистратиг Михаил. Они прославляют Господа Бога, а также Святую Троицу. Слева – икона «Собор Богоматери». В центре композиции, в ее верхней части, в ореоле славы, восседает Богоматерь с младенцем Христом, как бы являя Его миру. Над ней – вифлеемская звезда. Слева от Богоматери – волхвы с дарами, а справа – пастухи, возвещающие о рождении Христа. В иконографии выражена богословская идея прославления Богоматери и благодарения за рождение Спасителя. Данный образ относится к гимнографическим иконам. Иконография Собора Пресвятой Богородицы является символическим вариантом иконы«Рождество Христово».Справа - икона «Лик патриархов». V ряд или «чин» (сверху) – Местный Кроме местно чтимых икон здесь также представлены отдельные иконы из двунадесятых праздников. В центре – Царские или райские врата, выполненные в технике ажурной резьбы с лиственными и рокайльными мотивами. В верхней части врат, на двух створах, в фигурном гнезде, икона «Благовещение Пресвятой Богородицы», в рельефном рокайльном обрамлении. В ХIХ веке икона была оправлена в серебряную ризу. Вверху, над иконой – скульптура ангела с распростертыми крыльями (утрачена).На левой створке врат икона с изображением двух евангелистов: Св.Матфея и Св.Марка, в фигурной рельефной раме, выполненной в высоком рельефе (новодел). На правой створке врат, очевидно, была икона с изображением евангелистов: Св.Луки и Св.Иоанна, в такой же раме. Икона утрачена. В ХIХ веке обе иконы были оправлены в серебряные ризы. Нижнюю часть врат занимают барельефные фигуры греческих святителей, творцов литургии и русских патриархов, слева направо: Святого Василия Великого, Святого Митрополита Петра, Святого Иоанна Златоуста, Святого Митрополита Алексея. Они представлены попарно, в ¾ развороте навстречу друг к другу, в церковных облачениях, лики и руки полихромно расписаны.Справа от Царских врат находится икона «Преображение Господне», храмовая икона, в честь которой и назван собор. Судя по соборной описи и архивной фотографии, икона была оправлена в серебряную ризу.За храмовой иконой, крайней, справа, расположена икона «Св. Троица», в иконографии «Гостеприимство Авраамово». В ПГХГ сохранилась от иконы серебряная риза, которая является вкладом В.Я. Кураева. Риза (150х77см.) изготовлена в Москве, в 1834 г. (Инв. № ПГХГ ДМ-181). Она выполнена в технике чеканки, гравировки, канфарения;декорирована эмалью и частичным золочением. Имеет клеймо московского пробирного мастера Дубровина Николая Лукича.В этом же чине, крайней, слева, находится икона «Вознесение Господне». В ХIХ веке она также была оправлена в серебряную ризу. В книге Пермского кафедрального собора за 1826 год записано: «…на местной иконе, Вознесение… весу четырнадцать фунтов девяносто три золотника, с четырьмя позлощенно серебрянными венцами, приложена от управляющего заводами господина Кнауфа купца Василия Яковлевича Кураева».Южные (диаконские) двери, на них представлен Святой апостол и первомученик архидиакон Стефан. Святой изображен в рост, в диаконском облачении: стихари, на груди – орарь, на руках – поручи. Роспись выполнена по дереву (липа), маслом, в церковной стилистике первой половины ХVIII века.Северные (пономарские) двери, на них изображен Святой священномученик архидиакон Лаврентий в диаконском облачении. Святые изображены вовремя Божественной литургии.4.5.7 Резьба иконостаса:В иконостасе из Пыскорского монастыря проявились характерные для русских барочных иконостасов черты – устремленность всей композиции ввысь, прихотливость и волнообразность ритма очертаний, введение большого количества резных украшений, выполненных в рельефе и дополненных круглой скульптурой.Композиция и декоративная отделка Царских врат также связана с барочной традицией, тяготеющей к архитектурно- скульптурной форме. Начиная с середины ХVIII века, на царских вратах появляется круглая скульптура, которая раньше преобладала на верхних ярусах. На створках данных врат помещены барельефные изображения греческих святителей и русских патриархов. Мастер изображает их в развороте ¾, усиливая динамичность образов полихромной раскраской ликов и рук. По золотому фону одежд святых стелются цветочный, лиственный и геометрический орнаменты. Слой левкаса неглубокий, и можно видеть, как художник обрабатывал дерево, добиваясь имитации дорогих церковных облачений. Мастера- резчики явно подражают искусству чеканки и шитья золотыми и серебряными нитями.Важным смысловым и композиционным элементом иконостаса является барельефное изображение диска (Солнца?), с исходящими лучами – священного символа невидимого Создателя, пребывающего на небесах, в мире духовном. С небес спускаются высшие лики Небесной иерархии серафимы и в сложном динамическом развороте несут жезл Аарону и скрижали Моисею. Коленопреклоненные фигуры пророков поставлены на выступах карнизов.В иконостасе также нашли отражение характерные мотивы рококо: раковины, рокайльные завитки, которые присутствуютповсеместно. Резьба, идущая наложением, хорошо сочетается с рельефными цветочными и лиственными мотивами, выполненными тиснением и резьбой по левкасу. Эти мотивы создают ажурный, тонко проработанный фон, который в сочетании с резьбой вносит неповторимый богатый колорит и своеобразие.Декоративные рельефные украшения, как и тиснение, имеют цветочные и растительные мотивы, в которые причудливо «вплетены» изображения птиц и зверей, рокайльные завитки, вазоны с цветами, а также представителей небесной иерархии: серафимов, херувимов, ангелов. Резные с позолотой на полимент барельефные вазоны с цветами, на иконостасе, как символ заключенного в райскую ограду Древа Жизни.Технология золочения пыскорского иконостаса очень качественная. Тончайшие листки шлифованного золота, наложены на полимент красно-коричневого оттенка и имеют теплую окраску. Золотом покрыты фон и рамы-картуши, рельефные части и круглая скульптура. Иконостас отличается необыкновенным благородством резьбы и золочения, представляя образец расцвета искусства XVIII столетия.Архиерейский дом5. Архитектурные особенности (экстерьер)5.1 Объемно-пространственноерешение – 2-х этажное здание с домовой Крестовой церковью, в плане Г-образное, крыша скатная вальмовая, кровля металлическая фальцевая с организованнымводостоком и водосточными трубами, цвет кровли и водосточных труб – медянка5.2 Материал стен – керамический полнотелый кирпич конца XVIII в.5.3 Материал фасадной поверхности – известковая штукатурка, окраска.5.4 Декоративная отделка фасадов в стилистике архитектуры классицизма:5.4.1 - аттик на западном фасаде с лепным барельефом «Всевидящее око»;5.4.2 - профилированный венчающий карниз;5.4.3 - межэтажный пояс;5.5 Парадные входы (западный фасад):5.5.1 Вход в Крестовую церковь (помещение 12)- каменные ступени и площадка;- филенчатая деревянная дверь.5.5.2 Вход в здание: - филенчатая деревянная дверь;- металлический козырек на кронштейнах (художественная ковка)5.6 Расположение, количество, габариты, историческая расстекловка и столярная пластика оконных проемов. Рамы двойные створные и глухие, деревянные5.7 Расположение, количество, габариты дверных проемов, в том числе не используемых6. Архитектурные особенности (интерьер)6.1 Планировочное решение – расположение капитальных стен, лестниц, анфилады 1-го и 2-го этажей, расположение и габариты проемов (в том числе арочных). 2 номера помещений указаны в соответствии с техническим паспортом от 29.12.1999 года.6.2 Помещение бывшей домовой церкви на 1-м этаже в 2 света (помещение 1) – притвор, храмовая часть, алтарь:6.2.1 - перекрытие храмовой части: 4 паруса в верхней части переходящие в плоское перекрытие6.2.2 - антресоль (хоры) с балюстрадой: деревянное перекрытие антресоли, балюстрада – точеные деревянные балясины6.2.3 - потолочные карнизы, пояски на стенах, арочные проемы с архивольтами6.2.4 - угловые печи - голландки6.3 Парадная лестница (помещения 35, 36) 6.3.1 - перекрытия лестничных площадок – кирпичные сводики6.3.2 - ступени каменные по металлическим косоурам, облицовка лестничных площадок - природный камень6.3.3 - печи – голландки на лестничной площадке 2-го этажа (помещение 2). Облицовка печей – кафельные изразцы6.3.4 - ограждение на витых столбиках с чугунными декоративными 6.3.5 - потолочный профилированный тянутый карниз, профилированные тяги по перекрытию лестничной площадки и под лестничными маршами 6.4 Запасная лестница:6.4.1 - каменные ступени по металлическим косоурам6.4.2 - ограждение – деревянное резное и металлическое литое6.5 Потолочные профилированные тянутые карнизы6.6 Лепные потолочные розетки на 2-м этаже – помещения 15 и 166.7 Плафон (помещение 13) с цветочным барельефом6.8 Печи – голландки: на 1-м этаже в помещениях 1, 5, 6, 17, 19; на 2-м этаже в помещениях 23, 20, 19, 16.6.9 Камин на 2-м этаже (помещение 21). Штукатурно-лепной декор: ширинки, пилястры с канелюрами и капителью коринфского ордера; венчает камин лучковый фронтон с лепниной растительногоорнамента. Топка - художественное чугунное литье. Латунные вентиляционные приборы6.10 Камин на 2-м этаже (зал 13). Облицовка камина - кафельные изразцы, топка - декоративное литье6.11 Филенчатые двери7. Предметы прикладного искусства7.1 Топки каминов - художественное чугунное литье. Латунные вентиляционные приборы7.2 Деревянные точеные балясины балюстрады7.3 Деревянное резное ограждение запасной лестницы (пом.10)7.4 Литое ограждение запасной лестницы (помещение 10)7.5 Художественное литье ограждения парадной лестницы (помещение 35, 36, 2)7.6 Накладная прорезная резьба на дверных полотнах в помещении 5 на 1-м этаже7.7 Кубоватые кованые оконные решетки на 1-м этаже7.8 Живопись на стенах и потолках7.9 Металлические козырьки на кронштейнах над входными дверями в здание. Кронштейны - художественная ковка 8. Мемориальные особенности8.1 Подлинный объект материальной культуры, связанный с развитием архитектуры и строительного искусства8.2 Объект связан с духовной историей края, распространением христианства8.3 Объект связан с развитием культуры в Пермском крае – с 1922 г. в комплексе зданий располагались культурно- просветительские учреждения – краеведческий музей и художественная галерея8.4 Комплекс связан с научной деятельностью искусствоведа, создателя художественной галереи Н.Н. Серебренникова, первого директора музея А.К. Сыропятова, пребыванием художника И.Э. Грабаря, наркома просвещения А.В. Луначарского.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте