Предмет охраныобъекта культурного наследия регионального значения«Церковь Рождества Христова» (Нижегородская область, г. Балахна, пер. Ленина, 9) со схемами предмета охраныГрадостроительные характеристики Местоположение и градоформирующее значение церкви, играющей роль высотной доминанты в квартале малоэтажной застройки, расположенной на ровном участке по красной линии пер.Ленина в глубине застройки относительно ул.Энгельса.Объемно-пространственные и планировочные характеристики Сложная конфигурация церкви в плане, продольно-осевая композиция церкви соборного типа по оси восток-запад, состоящая из центрального повышенного прямоугольного объема пятиглавого четырехстолпного летнего храма Рождества Христова с алтарем из трех апсид полукруглой конфигурации, усложненная прямоугольными северо-западным и юго-восточным (боковыми) объемами одноглавых придельных бесстолпных храмов Антипы Пергамского и Сретения Владимирской иконы Богоматери с одноапсидными алтарями полукруглой конфигурации, обходной галереей-папертью, охватывающей здание по северо-западному и юго-западному и юго-восточному фасадам, прямоугольным объемом нижнего яруса колокольни с южной стороны и прямоугольным объемом юго-западного притвора. Цилиндрическая в плане конфигурация барабанов и шлемовидная конфигурация глав центрального летнего и придельных храмов; купольного покрытия над юго-западным притвором. Высотные отметки крыш центрального летнего храма, боковых придельных храмов, галереи-паперти; высотные отметки криволинейных купольных крыш алтарных апсид и юго-западного притвора; верхняя высотная отметка криволинейных купольных крыш боковых придельных храмов; высотные отметки барабанов и глав центрального летнего храма и боковых придельных храмов с крестами.Конструктивные характеристики Конструкция, материал (полнотелый керамический кирпич) и техника кладки капитальных стен, столпов, световых и глухих барабанов.Конструкция, материал (полнотелый керамический кирпич) и техника кладки цилиндрических сводов, цилиндрических сводов с распалубками, сомкнутых сводов, конх, крестово-купольной системы цилиндрических и парусных сводов. Вальмовая конфигурация кровель центрального летнего храма; односкатная конфигурация кровель трапезных боковых придельных храмов; односкатная конфигурация кровли галереи-паперти; криволинейная конфигурация купольных кровель алтарных апсид; вальмовая с криволинейным купольным завершением конфигурация кровли юго-западного притвора.Первоначальный характер криволинейной конфигурации купольных крыш боковых придельных храмов в стиле барокко.Композиционное и архитектурно-художественное оформление фасадовАрхитектурная композиция юго-западного фасада в 7 световых осей парных и одиночных оконных проемов по 1-му ярусу, 3 световые оси по 2-му ярусу.Архитектурная симметричная композиция северо-восточного фасада в 9 световых осей: в 1, 3 и 2 световые оси апсид центрального летнего храма (слева направо), 1 световую ось апсиды юго-восточного придельного храма, 2 световые оси апсиды северо-западного придельного храма.Архитектурная композиция северо-западного фасада в 3 световые оси придельного храма и 2 оси парных оконных проемов галереи по 1-му ярусу, 4 световые оси по 2-му ярусу.Архитектурная композиция юго-восточного фасада в 1 световую ось колокольни, 1 ось парных оконных проемов галереи, 3 световые оси придельного храма и 1 световую ось апсиды по 1-му ярусу, 4 световые оси по 2-му ярусу.Архитектурная композиция северо-западного фасада колокольни в 1 световую ось оконного проема.Местоположение, габариты и форма первоначальных проемов:- прямоугольная по наружному абрису и арочная по внутреннему абрису форма оконных проемов центральной и правой алтарных апсид центрального храма, алтарной апсиды и четверика придельного храма Антипы Пергамского и четверика придельного храма Сретения Владимирской иконы Богоматери;- прямоугольная с лучковой перемычкой форма оконного проема левой алтарной апсиды центрального летнего храма, оконных проемов трапезной придельного храма Сретения Владимирской иконы Богоматери;- прямоугольная по наружному абрису и прямоугольная с лучковой перемычкой по внутреннему абрису форма оконных проемов четверика придельного храма Антипы Пергамского и алтарной апсиды храма Сретения Владимирской иконы Богоматери;- арочная форма парных и одиночного оконных проемов галереи-паперти;- прямоугольная форма двух оконных проемов 1-го яруса колокольни;- арочная форма оконного проема 1-го яруса колокольни;- прямоугольная по наружному абрису и арочная по внутреннему абрису форма оконных проемов 2-го яруса четверика центрального храма;- арочная форма оконных проемов 5 цилиндрических барабанов четверика центрального храма (8 проемов центрального барабана, по 4 проема боковых барабанов);- прямоугольная с лучковой перемычкой форма бокового дверного проема юго-западного фасада;- арочная форма дверного проема северо-западного фасада.Первоначальная 3-частная расстекловка парных и одиночного оконных проемов галереи.Первоначальная кованая металлическая прямоугольная дверь юго-западного фасада Первоначальные заполнения оконных проемов – деревянные профилированные рамы. Вид обработки поверхности и декора фасадов: окрашенная в белый цвет поверхность кирпичной кладки стен и кирпичного декора.Архитектурное решение фасадов здания с элементами русского барокко, в том числе:- горизонтальные членения фасадов: профилированный пояс цоколя с поребриком; профилированный подоконный пояс галереи-паперти и трапезной придельного храма Антипы Пергамского с широким поясом квадратных профилированных подоконных филенок с чередующимися через одну круглыми и ромбовидными рельефными накладками; профилированный антаблемент галереи-паперти, первого яруса колокольни, алтарным апсид, четвериков и трапезных придельных храмов Антипы Пергамского и Сретения Владимирской иконы Богоматери с узким поясом архитрава, фризом с поясом поребрика и ступенчатым карнизом; профилированный антаблемент четверика центрального храма и алтарных апсид центрального храма с широким ступенчатым архитравом с поясом поребрика, фризом с поясом филенок с фигурными нишами в форме «рыбки» и ступенчатым карнизом; профилированные подоконные пояса барабанов в форме «валика»; профилированные антаблементы барабанов с узким поясом архитрава, гладким фризом и ступенчатым карнизом;- вертикальные членения фасадов: гладкие пилястры четвериков центрального и боковых придельных храмов; гладкие пилястры галереи-паперти и трапезной придельного храма Антипы Пергамского с пояском-валиком в уровне нижней части оконных проемов; гладкие пилястры трапезной придельного храма Сретения Владимирской иконы Богоматери; гладкие пилястры между алтарными апсидами; пилястры первого яруса колокольни с профилированными филенками с круглыми и ромбовидными накладками во внутреннем поле и треугольными завершениями; аркатурно-колончатые пояса барабанов с полуколонками полукруглого сечения с профилированными базами, капителями и дыньками;- профилированные арочные закомары четверика центрального храма;- профилированные килевидные закомары четвериков боковых придельных храмов;- наличники оконных проемов 2-го яруса четверика и алтарных апсид центрального храма и бокового придельного храма Антипы Пергамского с боковыми колонками полукруглого сечения, профилированными поясками в верхней и нижней частях и килевидными профилированными сандриками с ромбовидными накладками в поле тимпанов;- профилированные наличники оконных проемов 1-го яруса колокольни с треугольными сандриками;- профилированные архивольты парных и одиночного оконных проемов галереи-паперти;- профилированный архивольт арочного дверного проема северного фасада, соединяющийся с поясом пилястр;- местоположение и конфигурация верхних треугольных фронтонов западного притвора;- металлические подзоры кровельных свесов.Архитектурно-художественное оформление интерьеровПространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, столпов, опорных конструкций, перекрытий.Цилиндрические своды галереи с распалубками над входными проемами, цилиндрический свод трапезной придельного храма Антипы Пергамского с распалубкой над входом, цилиндрический свод трапезной придельного храма Сретения Владимирской иконы Богоматери с распалубками над оконными проемами и нишами.Сомкнутый свод придельного храма Антипы Пергамского с рельефом в форме четырехлистника, сомкнутый свод придельного храма Сретения Владимирской иконы Богоматери, сомкнутый свод 1-го яруса колокольни.Крестово-купольная система парусных и цилиндрических сводов со световыми барабанами на подпружных арках центрального летнего храма.Перекрытия алтарных апсид конхами.Расположение, форма и габариты первоначальных дверных проемов.Расположение, форма и габариты арочных проемов между трапезными и четвериками придельных храмов.Расположение дверного проема входа из галереи в трапезную придельного храма Антипы Пергамского.Расположение, форма и габариты прямоугольной ниши в южной части галереи.Арочные ниши с откосами и внутренними прямоугольными нишами оконных проемов 1-го яруса колокольни;Арочные ниши с откосами парных оконных проемов и одиночного оконного проема галереи.Арочные ниши с откосами и внутренними прямоугольными нишами оконных проемов 2-го яруса центрального летнего храма.Арочные ниши с откосами оконных проемовтрапезной придельного храма Сретения Владимирской иконы Богоматери;Арочные ниши с откосами трапезной придельного храма Сретения Владимирской иконы Богоматери;Арочные ниши с откосами и внутренними прямоугольными нишами оконных проемов алтарных апсид центрального летнего храма и придельного храма Антипы Пергамского;Арочные ниши дверных проемов.Местоположение и габариты балкона хоров придельного храма Антипы Пергамского, его конструкция, ограждение балкона, материал - дерево.Порталы входов в центральный летний храм и придельный храм Антипы Пергамского с профилированными архивольтами и трехчастными раскрепованными пилястрами с профилированными базами и капителями с одной стороны стены, арочными нишами с откосами – с другой стороны стены.Профилированные импосты подпружных арок центрального летнего храма.Профилированный архивольт арочного проема четверика придельного храма Сретения Владимирской иконы Богоматери.Покрытие пола придельного храма Антипы Пергамского из литых чугунных плит с орнаментом.Деревянный ярусный иконостас с боковыми створками придельного храма Антипы Пергамского с резными орнаментами XVIII в.Деревянный ярусный иконостас центрального летнего храма с резными орнаментами XVIII в.Заполнение проема центрального входа в центральный летний храм – металлическая кованая решетка.Заполнение дверного проема между центральным летним храмом и придельным храмом Антипы Пергамского – металлическая кованая дверь. Заполнение проема юго-западного входа в галерею – деревянная массивная прямоугольная с лучковым завершением дверь с коваными деталями. Заполнение дверного проема входа из притвора в галерею - двупольная деревянная арочная остекленная филенчатая дверь с фрамугой и двумя боковыми створками. Схемы размещения элементов предмета охраны:1.План 1-го яруса.2.План 2-го яруса.3.Юго-западный фасад.4.Северо-восточный фасад.5.Северо-западный фасад.6.Юго-восточный фасад.7.Северо-западный фасад колокольни.- Спецификация первоначальных заполнений дверных проемов
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.