Дом Георгиевского братства с часовней

Предмет охраныобъекта культурного наследия регионального значения«Дом Георгиевского братства с часовней», 1902-1903 гг.со схемами предмета охраныГрадостроительные характеристикиМестоположение и градостроительные характеристики здания:– поддерживающего главным (юго-восточным) фасадом красную линию застройки ул. Пискунова и расположенного южнее границы исторической территории Архиерейского сада;– представляющего собой комплекс двух строений: дома Георгиевского братства (далее – корпус) и соединённой с ним часовни Владимирской (Оранской) Иконы Божией Матери.Объемно-пространственные и планировочные характеристики здания, сложившиеся на начало XX в. (к 1903 г.)Объемно-пространственное решение здания, вытянутого вдоль улицы Пискунова, состоящего из двух объемов – трехэтажного корпуса и примыкающего к нему объема часовни:- объемно-пространственное решение корпуса: трехэтажный с подвалом, прямоугольный в плане, с двумя крыльцами-всходами со стороны главного фасада и небольшим выступающим ризалитом лестничной клетки со стороны дворового фасада;- объемно-пространственное решение часовни, примыкающей через одноэтажный крытый переход к боковому (северо-восточному) фасаду корпуса, представляющей традиционную вертикальную композицию: восьмерик на четверике с шатровым завершением и одной главкой, с крыльцом-всходом, пристроенным к главному фасаду;- расположение и объемно-пространственное решение трех кирпичных крылец-всходов на столбах с ограждающими стенками, перекрытых крестовыми сводами (2 крыльца корпуса, симметрично расположенные по главному фасаду, и крыльцо часовни - с учетом возможного реставрационного дополнения утраченных конструкций), - центральное расположение, конфигурация утраченного кирпичного аттика главного фасада корпуса (с учетом возможного реставрационного дополнения);- усложненная конфигурация, исторические уклоны, высотные отметки коньков и свеса вальмовой крыши над корпусом;– высотные отметки горизонтальных междуэтажных членений фасада: цокольного профиля, трех широких подоконных поясов и многоступенчатого венчающего карниза;- историческая форма и конфигурация шатрового завершения часовни с главкой и крестом, возвышающимися над четырехскатным покрытием четверика и двумя ярусами кокошников; двускатная форма крыши над переходом, объединяющим часовню с корпусом;- расположение и периметр подлинных исторических конструкций наружных и внутренних несущих стен (1902–1903 гг.).Архитектурно-конструктивные элементы фасадов корпуса (их расположение, габариты, историческая конфигурация или форма, высотные отметки), характеризующие объемно-планировочное решение здания: •кирпичные лопатки, делящие фасад на прясла; •сложный венчающий карниз с продухами по всему периметру корпуса; •межэтажные подоконные пояса и цокольный выступ; •лучковые оконные проемы 1-го этажа; •полуциркульные оконные проемы 2-го этажа; тройные полуциркульные оконные проемы 3-го этажа; небольшие лучковые оконные проемы подвального этажа;  ниши, имитирующие окна;  арочные полуциркульные входные порталы главного фасада; колонны квадратного сечения под сводами двух крылец.Архитектурно-конструктивные элементы фасадов часовни (их расположение, габариты, историческая конфигурация или форма, высотные отметки), характеризующие объемно-планировочное решение здания:кирпичные лопатки по углам четверика; сложный венчающий карниз по периметру четверика; венчающий карниз восьмерика; подоконный пояс и цокольный выступ четверика; два яруса кокошников в завершении восьмерика (с учетом реставрационных дополнений утраченных конструкций); полуциркульные оконные проемы;  боковая ниша, имитирующая окно;  арочный портал входа; кубышчатые столбы круглого сечения под сводом крыльца (с учетом возможных реставрационных дополнений утраченных конструкций).Внутренняя планировочная структура корпуса зально-коридорного типа с большим количеством помещений и двумя лестничными клетками в пределах исторических несущих кирпичных стен (1902–1903 гг.).Композиционное решение фасадов (оформленных в неорусской стилистике)Композиционное решение фасадов корпусаГлавный (юго-восточный) фасад корпуса: – регулярная симметричная композиция из 11 равноудаленных световых осей, распределенных по пряслам, с центральным венчающим акцентом в виде кирпичного аттика и двумя крыльцами-всходами на уровень 1-го этажа, симметрично фланкирующими фасад (на 2-й и 10-й осях);– 11 прясел фасада, образованных вертикальными рядами равноудаленных многоуровневых и сложнодекорированных кирпичных лопаток;– лучковые окна 1-го этажа (в количестве 9) с пятичастной расстекловкой рам, расположенные в неглубоких прямоугольных нишах над общим подоконным поясом;– полуциркульные окна 2-го этажа (в количестве 11) с восьмичастной расстекловкой рам, расположенные над общим подоконным поясом, обрамленные килевидными архивольтами с декоративными кокошниками в простенках на уровне импостов;– аркада небольших полуциркульных окон 3-го этажа (в количестве 33) с двухчастной горизонтальной расстекловкой рам, сгруппированных по 3 на каждой световой оси фасада;– небольшие лучковые окна в уровне цоколя (в количестве 9) с шестичастной расстекловкой рам (с учетом возможного воссоздания);– арочные порталы входов (в количестве 2) с деревянными глухими наружными дверями;– массивное крыльцо-всход, ведущее в главный вестибюль здания (по 10-й оси фасада), опирающееся на два кирпичных столба и две пилястры, перекрытое крестовым сводом;– массивное крыльцо-всход, ведущее в служебную лестничную клетку (на 2-й оси фасада), на двух столбах и двух пилястрах, перекрытое крестовым сводом (с учетом реставрационного дополнения утраченных конструкций);– центральный кирпичный аттик в виде невысокой протяженной стенки с большим килевидным архивольтом-кокошником (с учетом возможных реставрационных дополнений).Боковой (северо-восточный) фасад корпуса: – регулярная композиция из 5 равноудаленных световых осей, распределенных по пряслам, с примыкающим (по 2-й оси) в уровне 1-го этажа переходом в часовню;– 5 прясел фасада, образованные вертикальными рядами равноудаленных многоуровневых и сложнодекорированных кирпичных лопаток;– высотные отметки горизонтальных междуэтажных членений фасада: цокольного профиля, трех широких подоконных поясов и многоступенчатого венчающего карниза;– лучковые окна 1-го этажа (в количестве 3: на 1, 4, 5-й осях) с пятичастной расстекловкой рам, расположенные в неглубоких прямоугольных нишах;– одна ниша (на 3-й оси), заменяющая лучковый оконный проем над общим подоконным профилем;– полуциркульные окна 2-го этажа (в количестве 2: на 4-й, 5-й осях) с восьмичастной расстекловкой рам, и ниши (в количестве 3: на 1, 2, 3-й осях), заменяющие полуциркульные оконные проемы над общим подоконным профилем, обрамленные килевидными наличниками-архивольтами с декоративными кокошниками в простенках на уровне импостов;– аркада небольших полуциркульных окон 3-го этажа (в количестве 12: на 1, 2, 4, 5-й осях), сгруппированных по 3 в каждом прясле, с двухчастной горизонтальной расстекловкой рам, а также тройная центральная ниша (на 3-й оси), заменяющая оконные проемы;Дворовый (северо-западный) фасад корпуса: – двухчастная композиция фасада, состоящая из левой части ризалитного выступа (с объемом парадной лестничной клетки) и правой части корпуса, оформленной пряслами аналогично главному фасаду;– вертикальные членения лопатками фасада ризалитного выступа на два неравных по ширине прясла, левое из которых оформлено тройными нишами (по 2 яруса лучковых ниш в уровне 2-го этажа и один ярус полуциркульных ниш в уровне 3-го этажа); три яруса парных лучковых окон лестничной клетки (в общем количестве 6) в правом прясле ризалита; – регулярная композиция правой части дворового фасада корпуса, состоящая из 8 равноудаленных световых осей, распределенных по пряслам;– 8 прясел правой части дворового фасада корпуса, образованные вертикальными рядами равноудаленных многоуровневых кирпичных лопаток;– высотные отметки горизонтальных междуэтажных членений фасада: цокольного профиля, трех широких подоконных поясов и многоступенчатого венчающего карниза;– лучковые окна 1-го этажа правой части дворового фасада корпуса (в количестве 7 штук, 3 из которых скрыты под поздним пристроем) с пятичастной расстекловкой рам, расположенные в неглубоких прямоугольных нишах над общим подоконным профилем;– полуциркульные окна 2-го этажа правой части дворового фасада корпуса (в количестве 7) с восьмичастной расстекловкой рам, над общим подоконным профилем, обрамленные килевидными наличниками-архивольтами;– малые лучковые окна 2-го этажа правой части дворового фасада корпуса (в количестве 2) с двухчастной расстекловкой рам, занимающие крайнюю правую ось фасада, освещающие служебную лестничную клетку;– аркада небольших полуциркульных окон 3-го этажа правой части дворового фасада корпуса (в количестве 24) с двухчастной горизонтальной расстекловкой рам, сгруппированных по 3 на каждой световой оси фасада.Боковой (юго-западный) фасад корпуса: – историческая композиционная структура из 5 равноудаленных осей, занятых нишами (3 правые оси из которых в настоящее время закрыты соседним зданием);– расположение и форма двух угловых рядов многоуровневых кирпичных лопаток, фланкирующих фасад с двух сторон (правая лопатка закрыта соседним зданием);– расположение и форма кирпичных лопаток, находящихся в простенках между нишами;– высотные отметки горизонтальных междуэтажных членений фасада: цокольного пояса, двух широких подоконных поясов и многоступенчатого венчающего карниза;– лучковые ниши 1-го этажа (в количестве 5, 3 из которых застроены);– полуциркульные ниши 2-го этажа (в количестве 5, 3 из которых застроены), обрамленные полуциркульными наличниками-архивольтами;– две пары полуциркульных ниш, имитирующих окна 3-го этажа (в количестве 5 пар, 3 из которых застроены).Композиционное решение фасадов часовни с переходом:– симметричная композиция главного (юго-восточного) фасада часовни с центральным расположением крыльца-всхода и арочного портала;– симметричная композиция бокового (юго-восточного) фасада часовни с центральным расположением полуциркульной ниши;– симметричная композиция дворового (северо-западного) фасада часовни с центральным расположением полуциркульного окна со сложной расстекловкой рам;– угловое расположение вертикальных кирпичных лопаток, фланкирующих фасады четверика часовни;– горизонтальные членения четверика: сложный венчающий карниз, кирпичный подоконный профиль, цокольный выступ;– массивное открытое крыльцо-всход, на двух кубышчатых столбах, перекрытое крестовым сводом (с учетом возможного реставрационного дополнения конструкций);– композиция завершения часовни, состоящая из: •восьмерика, каждая грань которого увенчана парой циркульных кокошников (общим количеством 16) и выделена нишами; •венчающего карниза восьмерика;•малого яруса циркульных кокошников (в количестве 8, с учетом возможных реставрационных дополнения деталей);•шатрового завершения с луковичной главкой на фигурной шейке;•восьмиконечного креста;– композиция двух фасадов крытого перехода между часовней и основным корпусом с одним арочным окном (с рамой сложной расстекловки) на каждом фасаде (общим количеством 2);– горизонтальные членения фасадов крытого перехода между часовней и основным корпусом: венчающий карниз, подоконный пояс, визуально объединяющий оба строения;– исторический дверной проем на дворовом фасаде перехода, ведущий в подвал.Архитектурно-художественное оформление фасадовДекоративные элементы, техника и характер оформления фасадов корпуса:– форма профиля кирпичного венчающего карниза со вставкой белокаменного пояса в виде обратной выкружки и с поясом сухариков;– оформление фриза венчающего карниза горизонтальным рядом квадратных ширинок (с двухступенчатым краем);– форма трехступенчатого кирпичного пояса под фризом венчающего карниза с рядом сухариков;– форма кирпичных лопаток в уровне 3-го этажа между тройными окнами, каждая лопатка украшена тремя квадратными ширинками (с двухступенчатым краем);– форма кирпичного наличника тройных полуциркульных окон 3-го этажа;– форма и материал бетонных кувшинообразных полубалясин 3-го этажа в простенках каждого тройного окна и тройной ниши, заменяющей окно, на главном (юго-восточном) и боковом (северо-восточном) фасадах;– форма и материал кирпичных пилястр 3-го этажа в простенках каждого тройного окна и тройной ниши, заменяющей окно, на дворовом (северо-западном) и боковом (юго-западном) фасадах;– форма сложного профиля подоконного пояса под аркадой тройных окон 3-го этажа с раскреповкой по кирпичным лопаткам, с сухариками и неглубокими горизонтальными нишами на каждой лопатке и прясле (под каждым тройным окном), с нижним поясом в форме валика;– форма и оформление сухариками килевидного архивольта с импостом над каждым полуциркульным окном и полуциркульной нишей, заменяющей окно, в уровне 2-го этажа;– форма полуциркульных архивольтов с импостами, украшенных сухариками, над нишами 2-го этажа на боковом (юго-западном) фасаде;– оформление кирпичных лопаток малыми килевидными кокошниками, украшенными сухариками, в уровне импостов арочных окон и арочных ниш, заменяющих окна 2-го этажа на главном (юго-восточном) и боковом (северо-восточном) фасадах;– сложный профиль подоконного пояса под арочными окнами 2-го этажа с раскреповкой по кирпичным лопаткам, с сухариками и неглубокими горизонтальными нишами на каждой лопатке и прясле (под каждым окном), с нижним поясом в форме полочки;– профиль трехступенчатого подоконного пояса 1-го этажа;– двухступенчатый профиль цокольного выступа;– оформление килевидных архивольтов крестовых сводов над крыльцами сложным кирпичным профилем с зубцами;– форма и декор квадратных столбов и пилястр, поддерживающих своды крылец, с многоступенчатыми кирпичными импостами и ширинками на каждой грани;– форма и декор ограждающих кирпичных стенок крылец с трехступенчатым профилем и ширинками (на наружных и внутренних поверхностях стенок);– профиль ступеней наружных лестниц (в форме валика с полочкой);– декоративное оформление аттика (с учетом возможных реставрационных дополнений) в виде протяженной низкой стенки, украшенной ширинками и профилем, фланкированной тумбами, увенчанными навершиями в виде малых кокошников (трехсторонних), с центральным кокошником, украшенным зубцами и опирающимся на малые кокошники и лопатки, с центральной арочной нишей;– оформление полуциркульным кирпичным наличником с пилястрами сдвоенных арочных ниш в уровне 3-го этажа бокового (юго-западного) фасада;– прямоугольные горизонтальные ниши над окнами ризалитного выступа (на северо-западном дворовом фасаде);Декоративные элементы и приемы оформления фасадов часовни с переходом:– оформление угловых кирпичных лопаток четверика вертикальными рядами ширинок (с двухступенчатым краем, по 4 на каждой грани);– оформление полуциркульных окна и ниши четверика кирпичным наличником с сухариками;– пояса сухариков верхней части четверика между лопатками;– пояс в форме валика под фризом четверика;– оформление фриза венчающего карниза ширинками (с двухступенчатым краем);– сложный профиль кирпичного венчающего карниза со вставкой белокаменного пояса в виде обратной выкружки и с поясом сухариков;– двухступенчатый профиль цоколя;– прямоугольные горизонтальные ниши на каждой грани восьмерика;– полуциркульные кокошники над восьмериком, украшенные профилем с зубцами;– историческая форма восьмигранной кубкообразной шейки под главкой с кокошниками, с профилировкой и поясом сухариков;– историческая форма кубышчатых колонн круглого сечения под сводом крыльца (с учетом возможных реставрационных дополнений конструкций);– три килевидных архивольта, украшенные ступенчатым профилем и сухариками, оформляющие торцы крестового свода крыльца (с учетом возможных реставрационных дополнений конструкций);– профиль ступеней наружной лестницы (в форме валика с полочкой);– трехступенчатый оконный наличник арочных окон, сложный подоконный кирпичный профиль, многоступенчатый профиль венчающего карниза с сухариками по фасадам одноэтажного перехода.Конструктивные характеристики зданияКонструктивные характеристики корпуса:– конструкции, материал, техника исполнения и обработки исторических капитальных стен (из керамического кирпича на известковом растворе с оформлением швов валиком) наружных и внутренних; – техника гладкой наружной штукатурной отделки цокольной части;– конструкции исторических фундаментов ленточных;– конструкции, материал, техника исполнения перекрытий сводчатых (лучковые своды малого пролета) по металлическим балкам в помещениях подвального этажа и первого этажа; – конструкции, материал, техника исполнения бетонных лестниц (парадной, служебной и наружной дворовой); – чугунные литые ограждения с деревянными перилами внутренних лестниц (парадной и служебной);– конструкции, материал, техника исполнения лестниц двух крылец со ступенями из натурального камня;– конструкции, материал, техника исполнения крестовых сводов двух крылец;– обработка наружных оконных откосов раствором с окраской;– исторический тип металлического фальцевого кровельного покрытия;– продухи в уровне фриза под венчающим карнизом;– две широкие трехцентровые арки в холлах 1-го и 2-го этажей;– двойная конструкция, материал и конфигурация обвязки деревянных двупольных глухих дверей главного фасада (Дв.5 и ее аналога по оси 2 с учетом реставрационного дополнения);– внутренние рассветы оконных проемов подвального этажа;– первоначальные стилевые характеристики деревянных заполнений оконных проёмов (расстекловка, ширина и профилировка элементов обвязки,  профилировка штапиков, местоположение фурнитуры, исторический материал подоконников): •Т-образная конфигурация импостов лучковых рам 1-го этажа с двумя распашными створками, разделенными в нижней части горизонтальным штапиком;•крестообразная конфигурация импостов полуциркульных рам 2-го этажа, с верхней полукруглой фрамугой без открывания и двумя распашными створками, разделенными на три неравные части горизонтальными штапиками; •рамы малых полуциркульных и лучковых окон с горизонтальным импостом, без открывания верхней фрамуги, с одной распашной створкой; •шестичастная расстекловка малых лучковых рам подвальных окон с горизонтальным импостом, с одной центральной распашной створкой, с верхней фрамугой без открывания, разделенной тремя вертикальными штапиками.Конструктивные характеристики часовни с переходом:– конструкции, материал, техника исполнения и обработки исторических капитальных стен (из керамического кирпича на известковом растворе с оформлением швов валиком) наружных и внутренних;– техника наружной штукатурной отделки цокольной части;– конструкции исторических фундаментов ленточных;– шатровая конструкция завершения;– сомкнутый свод, перекрывающий четверик;– сомкнутый свод с распалубками над переходом между часовней и основным зданием;– конструкции, материал, техника исполнения шейки под главкой;– конструкции, материал, техника исполнения кирпичного крестового свода крыльца (при условии возможных реставрационных дополнений);– два арочных проема в переходе;– перекрытие сводчатое (лучковые своды малого пролета) в помещениях  подвального и первого этажей; – бетонная лестница наружная, ведущая из подвала;– первоначальные стилевые характеристики деревянных двойных заполнений трех оконных проёмов (расстекловка, ширина и профилировка элементов обвязки и штапиков, местоположение фурнитуры): сложная одиннадцатичастная расстекловка рамы, образованная восемью горизонтальными и одним вертикальным штапиками, с дополнительным внутренним контуром обвязки арочной формы; – наружная деревянная двупольная дверь (Дв.1) двойной конструкции без остекления (частично восстановленная в результате ремонта);– волнообразный способ покрытия металлическим кровельным материалом обоих ярусов кокошников;– четырехскатная конструкция покрытия четверика с фальцевой кровлей.Архитектурно-художественное оформление интерьеров (сложившееся на нач. XX в. к 1903 г.)– высотные отметки исторических полов и потолков;– метлахская плитка (октагон восьмигранная с бордюром) на полу вестибюля корпуса и часовни;– исторические двупольные деревянные двери 1-го этажа (в количестве 5 – Дв.1, Дв.2, Дв.3, Дв.4, Дв.5); – форма сводчатых перекрытий в помещениях подвального и первого этажей;– сохранившиеся тянутые потолочные профили и карнизы;– форма внутренних ступеней лестниц с профилировкой торца валиком с полочкой;– профилированная фаска по внутреннему краю исторических оконных и дверных проемов.Элементы архитектурного оформления территорииМеталлические секции ограждения корпуса, расположенные вдоль главного фасада по ул. Пискунова с двумя калитками (в количестве 12 сохранившихся секций).Схемы предмета охраны:1. План подвального этажа 2. План 1-го этажа 3. План 2-го этажа 4. План 3-го этажа5. Главный (юго-восточный) фасад6. Боковой (северо-восточный) фасад корпуса7. Боковой (северо-восточный) фасад часовни8. Дворовый (северо-западный) фасад9. Дворовый боковой (юго-западный) фасад10. План-схема исторического ограждения. Развертка металлического ограждения вдоль ул. Пискунова11. Спецификация исторических дверных заполнений
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте