Успенская церковь

Предмет охраныобъекта культурного наследия регионального значения«Успенская церковь», 1789 г. со схемами предмета охраныГрадостроительные характеристикиМестоположение Успенской церкви и ее роль в композиционно-планировочной структуре села Бортсурманы:- здание церкви ориентировано по оси запад-восток, расположено в южной части села, западным фасадом обращено на улицу Нагорную;- здание церкви является вертикальной доминантой, играющей важную роль в формировании ландшафтно-архитектурного облика села.Объемно-пространственные и планировочные характеристикиОбъемно-пространственная композиция церкви 1789 г. – 2-ой пол. XIX в.:- трехосевая композиция, состоящая из центрального храма, развивающегося с запада на восток, и двух придельных храмов, расположенных симметрично, относительно центра;- трехчастная композиция центрального храма из основных объемов, размещенных на одной оси с запада на восток: трёхъярусная колокольня, квадратная в плане трапезная, квадратный в плане четверик с одноапсидным алтарем;- купольное завершение колокольни с небольшим восьмигранным кирпичным барабаном, увенчанным главой и крестом;- купольное завершение четверика с люкарнами по сторонам света и световой кирпичный барабан, увенчанный главой и крестом;- двухчастная композиция придельных храмов из основных объемов, размещенных на одной оси с запада на восток: трапезная и квадратный в плане четверик с одноапсидным алтарем;- световые купольные восьмерики придельных храмов, увенчанные каркасными металлическими барабанами с главой и крестом.Местоположение, габариты, высотные отметки: венчающие и межъярусные антаблементы, верхние отметки крыш центрального и придельных храмов, верх куполов колокольни и четверика центрального храма, верх куполов придельных храмов.Пространственно-планировочная структура 1789 г. – 2-ой пол. XIX в.:- конструктивная схема несущих наружных и внутренних стен и перекрытий;- планировка центрального храма типа «корабль»: последовательно расположенные по оси запад-восток трехъярусная колокольня, трапезная и квадратный в плане молельный зал со световым купольным барабаном и одноапсидным алтарем;- планировка придельных храмов: последовательно расположенные по оси запад - восток трапезная и квадратный в плане молельный зал со световым купольным барабаном и одноапсидным алтарем;- основные габариты здания – 30,8 х 30,4 м.Конструктивные характеристикиКонструкции и материал несущих наружных и внутренних стен и опорных конструкций 1789 г. – 2-ой пол. XIX в.: - стены выполнены из большемерного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе, кладка открытая; тип кладки – верстовая; швы «под затирку»;- толщина стен центрального храма: алтаря – 91-94 см, четверика – 104-110 см, трапезной – 106-120 см, столбы колокольни сеч. 200х210 см;- толщина стен придельных храмов: алтаря – 89-120 см, четверика – 105-107 см, трапезной – 75-108 см.Бутовая (каменная) кладка фундамента. Конфигурация сложносочлененной формы крыши; дерево как материал несущих конструкций крыши. Кровельное покрытие – металлическое фальцевое. Форма и конфигурация глав центрального храма 1789 г. Форма куполов центрального храма 1789 г. с покрытием в шашку. Форма куполов придельных храмов с фальцевым покрытием.Конструкция и материал перекрытий 1789 г. – 2-ой пол. XIX в.:- центральный объем храма:•сомкнутый свод на тромпах в молельном зале;• полулотковый свод алтарной апсиды;•лотковый свод трапезной;•крестовые своды первого и второго ярусов, сомкнутый свод третьего яруса колокольни;- придельные храмы:•купольные своды на парусах в молельных залах;•конховые своды алтарных апсид;•купольный и цилиндрический своды трапезной; - своды выполнены из большемерного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе с последующей известковой штукатуркой и покраской.Металлические воздушные связи:- в основании свода молельного зала (сеч. 40х15 мм) и алтаря (сеч. 70х15 мм) центрального  храма; - в основании свода трапезной центрального храма (сеч. 70х15 мм);- в подпружных арках трапезных и молельных залов придельных храмов (сеч. 70х15 мм), в арке между трапезной и молельным залом (сеч. 30х30 мм);- в основании сводов молельных залов придельных храмов (сеч. 25х25 мм).Лестницы 1789 г.:- внутристенные каменные винтовые лестницы с деревянными проступями в колокольне:• в северной части, ведущая на второй ярус;•в восточной части, соединяющая второй и третий ярусы.Архитектурно-художественное оформление фасадовМатериал и характер отделки фасадных поверхностей объемов 1789 г. –   2-й пол. XIX в.:- центрального объема храма: •открытая кирпичная кладка с затиркой швов;•цокольный кордон из профилированного кирпича;•треугольные фронтоны второго яруса четверика;•венчающие и межъярусные антаблементы колокольни и храмовой части;•пилястры на колокольне и храмовой части;•прямоугольные вытянутые по горизонтали ниши под окнами первого яруса четверика и алтарной апсиды;•венчающий карниз и прямоугольные вертикальные ниши на диагональных гранях барабана четверика и барабана колокольни;•пилястры с прямоугольными вертикальными нишами на диагональных гранях второго яруса колокольни;•прямоугольные вытянутые по вертикали ниши на диагональных гранях третьего яруса колокольни;•полуциркульные фронтоны и арочные проемы с замковыми камнями и кирпичными импостами третьего яруса колокольни;•венчающий карниз и арочные проемы с замковыми камнями и кирпичными импостами барабана колокольни;- придельных храмов:•открытая кирпичная кладка с затиркой швов;•цокольный кордон из профилированного кирпича;•треугольные фронтоны с дентикулами четвериков;•венчающие антаблементы храмов, трапезных и световых восьмериков;•пилястры на храмах, трапезных и световых восьмериках;•прямоугольные вытянутые по горизонтали ниши под окнами храмов, трапезных и световых восьмериков;•прямоугольные вытянутые по вертикали ниши на диагональных гранях трапезных и боковых гранях выступающих объемов четвериков;•щипцы килевидной формы на западных фасадах трапезных;•небольшие фронтоны треугольной формы на световых восьмериках, расположенные по сторонам света;•ниши с циркульным завершением на диагональных гранях световых барабанов.Местоположение, форма, исторические габариты и декоративное оформление оконных проемов и дверных проемов и их количество:- центрального объема храма:•два яруса арочных проемов четверика, расположенных в три оси, по южному и северному фасадам;•люкарны в куполе четверика по сторонам света с оконными проемами овальной формы;•небольшие оконные проемы с лучковыми перемычками на барабане четверика, расположенные по сторонам света;•три оконных проема с лучковыми перемычками на алтарной апсиде;•три арочных оконных проема второго яруса колокольни, расположенные с севера, запада и юга;•ложное окно на втором ярусе четверика с востока с полуциркульным сандриком и наличником с трехчастным замковым камнем и ушками;  •ложные окна на северной и восточной гранях алтарной апсиды с сандриками в виде небольших треугольных фронтонов и наличниками с трехчастными замковыми камнями, ушками и фартуками;•полуциркульные сандрики и наличники с трехчастными замковыми камнями, ушками и фартуками на окнах четверика и колокольни;•сандрики в виде небольших треугольных фронтонов и наличники с трехчастными замковыми камнями, ушками и фартуками на окнах алтарной апсиды;•плоскостные наличники из кирпича с замковыми камнями оконных проемов барабана четверика;•арочный дверной проем в западной стене колокольни;•плоскостной наличник из кирпича с трехчастным замковым камнем западного входа в колокольню;•арочный дверной проем в южной стене колокольни; •три арочных дверных проема в восточной стене молельного зала; •арочный дверной проем в северной стене четверика;•плоскостной наличник из кирпича с трехчастным замковым камнем северного входа в четверик центрального объема храма;- северного придела:•три оконных проема с арочными перемычками на северном фасаде четверика;•два оконных проема с арочными перемычками на алтарной апсиде, расположенные с северо-востока и юго-востока;•четыре небольших оконных проема с арочными перемычками на барабане, расположенные по сторонам света;•два оконных проема с арочными перемычками, расположенные на северном фасаде трапезной, один оконный проем на западном фасаде справа от входа;•ложное окно на восточной грани алтарной апсиды с полуциркульным сандриком и наличником с ушками и фартуками;•полуциркульные сандрики и наличники с ушками и фартуками на окнах трапезной и алтарной апсиды;•архивольты и кирпичные импосты оконных проемов четверика;•арочный дверной проем в западной стене трапезной;•дверной портал западного входа в придельный храм с треугольным фронтоном и плоскостной наличник из кирпича с замковым камнем, - южного придела:•три оконных проема с арочными перемычками на южном фасаде четверика;•два оконных проема с арочными перемычками на алтарной апсиде, расположенные с северо-востока и юго-востока;•четыре небольших оконных проема с арочными перемычками на барабане,  расположенные по сторонам света;•два оконных проема с арочными перемычками, расположенные на южном фасаде трапезной, один оконный проем на западном фасаде слева от входа;•ложное окно на восточной грани алтарной апсиды с полуциркульным сандриком и наличником с ушками и фартуками;•полуциркульные сандрики и наличники с ушками и фартуками на окнах трапезной и алтарной апсиды;•архивольты и кирпичные импосты оконных проемов четверика;•арочный дверной проем в западной стене трапезной;•дверной портал западного входа в придельный храм с треугольным фронтономи плоскостной наличник из кирпича с замковым камнем Характер первоначальных исторических заполнений оконных проемов:- деревянные оконные рамы;- характер расстекловки (решается проектом реставрации);- кубоватые решетки в оконных проемах;- решетки с кованым узорчатым рисунком в верхних частях оконных проемов четвериков придельных храмов.Характер заполнений дверных проемов:- наружная двухстворчатая деревянная дверь с металлическими деталями северного входа четверика центрального храма;- однопольная дощатая дверь в интерьере первого яруса колокольни, ведущая на внутристенную лестницу.Архитектурно-художественное оформление интерьеровОбъёмно-пространственная композиция помещений в интерьере на период 1789 г. – 2-ой пол. XIX в. пределах капитальных стен, плоских и сводчатых перекрытий, включая отметки полов и сводов.Характер покрытия полов молельного зала и трапезной северного придела (дощатые) и характер отделки стен и сводов (штукатурка).Декоративная отделка: штукатурные лепные профили в уровне пят сводов первого яруса колокольни, трапезной и молельного зала центрального храма; профилированные тяги на подпружных арках молельного зала южного придела; наличники оконных проемов молельного зала и трапезной южного придела.Штучные экземпляры подлинных чугунных плит с декоративным орнаментом в храмовой части северного придела и на входе в трапезную центрального храма.Схемы предмета охраны1.План на отметке 0.0002.План на отметке 8.3003.Западный фасад4.Северный фасад5.Восточный фасад6.Южный фасад7.Разрез 1-18. Разрез 5-59. Разрез 6-6
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте