Предмет охраныобъекта культурного наследия федерального значения «Дом Сироткина с росписью плафонов», 1913-1916 гг. (Нижегородская область, город Нижний Новгород, Верхне-Волжская наб., 3)Градостроительные характеристикиМестоположение и градостроительные характеристики здания, формирующего главным северным фасадом (в совокупности с историческим ограждением) красную линию застройки Верхне-Волжской набережной, обращенного западным фасадом в сторону переулка Музейного, и блокированного с восточной стороны соседним зданием №4 по Верхне-Волжской набережной. Объемно-пространственные и планировочные характеристики (1916 г.)Объемно-пространственное решение объекта, сложившееся к началу ХХ в. (1916 г.): - представляющего собой особняк с дворовым корпусом служб (флигелем) Г-образной конфигурации в плане;– объемно-пространственное решение основного двухэтажного с подвалом и антресольным этажом объема особняка, прямоугольного в плане с полукруглыми западным и южным эркерами, обращенного главным фасадом в сторону Верхне-Волжской набережной;– объемно-пространственное решение узкого вытянутого в плане по оси север-юг трехэтажного с подвалом дворового корпуса-флигеля, примыкающего к особняку под незначительным углом с юго-восточной стороны;– сложная конфигурация вальмовой крыши, перекрывающей на 4 ската основной объем особняка, усложненной врезанными купольными покрытиями эркеров, а также односкатной крышей флигеля (с уклоном в сторону запада); исторические высотные отметки свеса и конька крыши, купольных покрытий эркеров;– объемно-пространственное решение южного эркера с куполом, занимающего центральную ось выступающей части дворового южного фасада особняка;– объемно-пространственное решение западного эркера с балконом в уровне 2-го этажа и колоннадой, перекрытого куполом;– пространственно-планировочная структура здания смешанного зально-коридорного типа в уровне 1-го этажа и анфиладно-коридорного типа в уровне 2-го этажа в пределах исторических габаритов несущих стен;– высотные отметки горизонтальных членений фасадов: венчающих карнизов, межэтажных и подоконных поясов, цокольного профиля;– угловая в плане конфигурация ограждения, расположенного на пересечении переулка Музейного и Верхне-Волжской набережной, дополняющего архитектурный облик объекта, фиксирующего границы территории домовладения.Конструктивные характеристики Конструкции, материал, техника исполнения и обработки: – исторических капитальных стен (1916 г.) по периметру здания – из керамического кирпича на известковом растворе оштукатуренных; – исторических внутренних несущих стен оштукатуренных – из керамического кирпича на известковом растворе, а также ограждающих балконных балюстрад (из цементобетона) и оштукатуренных колонн; – межэтажных перекрытий монолитных железобетонных и их высотные отметки;– чердачного перекрытия с подвесным потолком из цементобетона (выполненным по опалубкам), с воздушным вентилируемым зазором;– конструкции парадной внутренней дубовой лестницы особняка с ограждением и ее междуэтажных площадок (помещение №16);– бетонной лестницы дворового корпуса служб (флигеля) с металлическим ограждением и деревянным поручнем (помещение №17);– скрытого деревянного сруба, встроенного в помещения спален 2-го этажа (помещение №28);– сводчатых потолочных перекрытий в помещениях: центральной лестничной клетки (помещение №16), каминного зала (помещение №19) и будуара (помещение №24);– сводов Монье (помещение №15 флигеля);– кирпичных оштукатуренных столбов ограждения участка;– скрытых калориферных каналов в стенах и полах;Конструкция и материал деревянной стропильной системы крыши с фальцевым покрытием.Композиционное оформление фасадов (1916 г. в стиле ретроспективизма неоклассической направленности):– симметричное композиционное решение и строгая 7-осевая структура главного северного фасада особняка по Верхне-Волжской наб., крайние оси которого занимают тройные итальянские окна 1-го и 2-го этажей, с парадным входом, занимающим центральную ось, и углубленной лоджией 2-го этажа, огражденной колоннадой (из четырех колонн и двух полуколонн) ионического ордера и балюстрадой; – симметричное композиционное решение и строгая 3-осевая структура западного фасада особняка по пер. Музейному, крайние оси которого занимают два яруса прямоугольных оконных проемов, с центральным полукруглым эркером и балконом в уровне 2-го этажа, огражденным колоннадой ионического ордера; – симметричное композиционное решение и строгая 7-осевая структура дворового южного фасада, центральную ось которого занимает двухэтажный полукруглый эркер, украшенный полуколоннами ионического ордера в уровне 2-го этажа;Положение, форма, габариты оконных проемов, историческая расстекловка и двойная конструкция деревянных рам, а также характер исторических заполнений дверных проемов:по главному северному фасаду:– двух итальянских тройных окон прямоугольной формы в уровне 1-го этажа, симметрично занимающих крайние световые оси фасада (расстекловка центрального окна 6-частная, расстекловка узких боковых окон – 3-частная);– четырех центральных окон прямоугольной формы в уровне 1-го этажа (по 2 окна слева и справа от парадного входа, с 6-частной расстекловкой);– одного центрального парадного входа с наружной двупольной дубовой дверью (двойной конструкции) филенчатой, декорированной сложными порезками и резными объемными розетками (в кол-ве 8 шт.) в виде цветов;– двух итальянских тройных окон в уровне 2-го этажа, занимающих крайние световые оси фасада (расстекловка центрального арочного окна – 8-частная, веерная 4-частная расстекловка полукруглой фрамуги, 4-частная расстекловка узких боковых окон);–четырех центральных прямоугольных окон лоджии в уровне 2-го этажа (по 2 окна слева и справа от центральной двери лоджии, с 8-частной расстекловкой рам);– одного центрального выхода лоджии с остекленной двупольной дубовой дверью двойной конструкции (с 8-частной расстекловкой);– двух дополнительных выходов на лоджию в уровне 2-го этажа (по одному – из каминного зала и кабинета Сироткина) с однопольными остекленными дверями двойной конструкции;по боковому западному фасаду:– шести прямоугольных окон особняка в уровне 1-го этажа (4 из которых освещают эркер, с 6-частной расстекловкой);– одного входа в помещение 1-го этажа полукруглого эркера с двупольной остекленной (с 6-частной расстекловкой) деревянной дверью;– двух прямоугольных окон в уровне 2-го этажа (по одному слева и справа от полуротонды, с 8-частной расстекловкой);– двух узких прямоугольных окон 2-го этажа (слева и справа от центральной двери балкона – с 4-частной расстекловкой);– одного балконного выхода 2-го этажа с двупольной остекленной деревянной дверью двойной конструкции (с 8-частной расстекловкой);– одиннадцати прямоугольных окон западной стены флигеля (одно окно с 2-частной расстекловкой – в уровне цоколя, одно окно с 6-частной расстекловкой – в уровне 1-го этажа, одно окно с 2-частной расстекловкой в уровне подоконного пояса 2-го этажа, четыре окна с 6-частной расстекловкой – в уровне 2-го этажа, четыре окна с 2-частной и 4-частной расстекловкой – в уровне 3-го этажа);по дворовому южному фасаду:– шести прямоугольных окон 1-го этажа (с 6-частной расстекловкой, по 3 слева и справа от объема полукруглого эркера);– девяти прямоугольных окон 2-го этажа (с 8-частной расстекловкой, по 3 слева и справа от объема полукруглого эркера, 3 – в эркере);– трех оконных проемов 3-го этажа справа от объема полукруглого эркера (с 4-частной расстекловкой);– трех оконных проемов 3-го этажа слева от объема полукруглого эркера (с 2-частной расстекловкой).Архитектурно-художественное оформление фасадовМатериал и характер отделки фасадных поверхностей: – гладкая оштукатуренная и окрашенная поверхность цоколя; – рустованная поверхность оштукатуренного фасада в уровне 1-го этажа, имитирующая рисунок каменной кладки (гладкие прямоугольные русты одинаковых размеров); – гладкая оштукатуренная поверхность в уровне 2-го этажа.Декоративное оформление прямоугольных окон 1-го этажа, украшенных рельефными перемычками с замковыми камнями (в кол-ве 20).Декоративное оформление, положение и габариты архитектурных деталей центрального (парадного) дверного проема прямоугольной формы по главному северному фасаду, обрамленного профилированным наличником и накрытого прямым козырьком (сюппортом) с мутулами (в кол-ве 5 шт.) и двумя кронштейнами; характер заполнения дверного проема дубовой филенчатой дверью двустворчатой, украшенной резьбой.Декоративное оформление западного дверного проема прямоугольной формы в эркере в виде профилированного штукатурного наличника.Форма тройных итальянских окон, расположенных по крайним световым осям главного северного фасада в уровне 2-го этажа, состоящих из центрального арочного проема и боковых узких прямоугольных проемов. Декоративное оформление, положение, форма и габариты архитектурных элементов, украшающих итальянские окна: 4-х пилястр ионического ордера – в оконных простенках (каждой оконной группы), подоконного сложнопрофилированного пояса с подоконными трехчастными нишами, оформленными глухой балюстрадой, полукруглого сандрика центрального окна переходящего в прямые сандрики над боковыми окнами.Архитектурное оформление, положение, габариты центральной лоджии главного северного фасада в уровне 2-го этажа, украшенной колоннадой ионического ордера (из четырех целых колонн и двух полуколонн – по бокам), ограждением-балюстрадой, рельефной поверхностью внутренней стены лоджии с тремя нишами и 4-мя пилястрами ионического ордера (из двух целых и двух полу-пилястр – по бокам); декоративное оформление потолочной оштукатуренной поверхности лоджии, расчлененной двумя балками и украшенной лепными порезками (иониками, «дубовыми листами», «кувшинками»).Форма, габариты, положение, характер декоративного оформления западного эркера с полуротондой, его архитектурные детали в виде: полукруглой колоннады ионического ордера, состоящей из четырех целых колонн, поддерживающих купольное покрытие полуротонды и двух полуколонн, оформляющих примыкание полуротонды к фасаду; участков полукруглой балюстрады, заключенных между колоннами полуротонды; потолочного декора полуротонды в виде лепных порезок (ионик, «кувшинок» и «дубовых листов»).Форма, габариты, положение, характер декоративного оформления южного эркера, его архитектурные детали в виде: полукруглой колоннады ионического ордера в уровне 2-го этажа (состоящей из двух центральных колонн, примыкающих на ¾ диаметра к стене полуротонды и двух полуколонн), визуально поддерживающей купольное покрытие эркера; участков глухой полукруглой балюстрады, заключенных между колоннами.Декоративное оформление оконных проемов прямоугольной формы западного и южного фасадов в виде профилированных наличников (в кол-ве 8) и подоконных ниш, украшенных глухими балюстрадами (в кол-ве 11).Положение, форма, габариты, характер декоративного оформления сложнопрофилированного венчающего карниза (по всему периметру здания), украшенного гипсовыми модульонами с лепными листьями аканта и расположенными между ними – на нижней поверхности карниза – лепными розетками с четырехлепестковыми цветами (включая участок карниза, скрытый в помещении позднего пристроя с залом Маковского).Положение и форма тянутых профилей: подоконного, межэтажного, цокольного выступа по периметру здания.Ограда, расположенная Г-образно: от западной стены особняка вдоль красной линии Верхне-Волжской наб., с поворотом под прямым углом на юг вдоль красной линии пер. Музейного; кирпичные оштукатуренные столбы круглого сечения с завершением шаром на базе (в кол-ве 4 шт. по Верхне-Волжской наб. и 12 шт. по пер. Музейному - всего 15 столбов), поставленные на оштукатуренный цоколь. Рисунок металлических секций ограждений между столбами, воспроизведенный при реставрации 1990-х гг. по эскизам братьев Весниных. Расположение и габариты ворот и двух калиток по пер. Музейному.Архитектурно-художественное оформление интерьеровОформление, отделка и элементы интерьеров 1-го этажа– в помещении (№1) главного вестибюля: отделка гранитными плитами пола и отделка ступеней лестницы темным мрамором; лепной позолоченный потолочный карниз с модульонами и порезками, центральная розетка (восстановленные в процессе реставрации); – в помещении (№2) тамбура: отделка гранитными плитами пола; лепное с позолотой обрамление потолка в виде порезки (восстановленное); две двупольные входные двери дубовые и две остекленные перегородки дубовые, отделяющие тамбур от помещений вестибюля (№ 3,4); – в двух смежных с вестибюлем помещениях (№ 3,4) отделка гранитными плитами пола; лепное с позолотой обрамление потолка (восстановленное); по одному окну в каждом помещении с деревянной рамой двойной конструкции и мраморными подоконниками; – в помещении №5: паркетный принцип отделки пола; лепное с позолотой обрамление потолка и две розетки (восстановленные); окно с деревянной рамой двойной конструкции и деревянным подоконником; дубовая однопольная дверь филенчатая (восстановленная); – в помещении №6 (аналогичном помещению №5): паркетный принцип отделки пола; лепное с позолотой обрамление потолка и две розетки (восстановленные); окно с деревянной рамой двойной конструкции и деревянным подоконником; дубовая однопольная дверь филенчатая с наличниками (восстановленная); – в помещении главного коридора (№7): паркетный принцип отделки пола;колонны дорического ордера (мраморные с отделкой белой полированной штукатуркой) с позолотой орнаментов абаки и эхина (в кол-ве 4 шт. – по две в проемах лестничной клетки и вестибюля); тянутый потолочный карниз с позолоченной порезкой и три лепные розетки (восстановленные в ходе реставрации); – в помещении (№8) северо-восточного зала: паркетный принцип отделки пола; потолочный карниз с модульонами и позолотой, две розетки лепные (воссозданные); окна с деревянной рамой двойной конструкции и деревянными подоконниками (в кол-ве 4 шт.); дверь дубовая двупольная с выходом в коридор (пом. №7);– в помещении эркера (№9): паркетный принцип отделки пола; потолочное лепное обрамление с позолотой и розетка (восстановленные); окна с деревянной рамой двойной конструкции и деревянными подоконниками (в кол-ве 4 шт.);– в помещении юго-западного зала (№10): паркетный принцип отделки пола; карниз потолочный с модульонами и позолотой, розетка лепная (восстановленные); окна с деревянной рамой двойной конструкции и деревянными подоконниками (в кол-ве 3 шт.); дверь дубовая двупольная с выходом в северо-восточный зал (пом. №8);– в помещении №11: паркетный принцип отделки пола; карниз потолочный с модульонами и позолотой, две лепные розетки (восстановленные); окно с деревянной рамой двойной конструкции и деревянным подоконником; дверь дубовая однопольная (воссозданная) с выходом в главный коридор (пом. №7);– в помещении северо-восточного зала (№12): паркетный принцип отделки пола; карниз потолочный с модульонами и позолотой (восстановленный); окна с деревянной рамой двойной конструкции и деревянными подоконниками (в кол-ве 3 шт.); дверь дубовая двупольная с выходом в коридор (пом. №7);– в помещении (№13): окна с деревянной рамой двойной конструкции и деревянными подоконниками (в кол-ве 3 шт.); дверь дубовая двупольная с выходом в зал (пом. №12); дверь дубовая однопольная с выходом в коридор (пом. №7);– в основном помещении (№14) флигеля: окно с деревянной рамой двойной конструкции и деревянным подоконником;– в помещении флигеля (№15): своды Монье;– в помещении (№16) парадной лестничной клетки: отделка дубовыми стеновыми и потолочными панелями в уровне 1-го этажа; резная потолочная деревянная розетка в виде цветка; штукатурный принцип отделки стен в уровне 2-го этажа; дубовая паркетная отделка ступеней лестницы и междуэтажной площадки; дубовое ограждение лестницы из массивных балясин и тумб с перилами; лепной позолоченный потолочный профиль с модульонами; исторические отопительные приборы чугунные; высокие деревянные оконные заполнения двойной конструкции с 8-частной расстекловкой, с дубовыми подоконниками и латунной фурнитурой (кремонами); две мраморные полуколонны ионического ордера с отделкой полированной белой венецианской штукатуркой, с позолотой капителей, оформляющие проем между лестничной клеткой и основным коридором (пом. №18) 2-го этажа;– в помещении (№17) лестничной клетки флигеля: бетонные марши лестницы с профилировкой ступени в форме валика на полочке, с металлическим ограждением в виде металлических стоек-прутков и дубовым поручнем; двери одностворчатые дубовые (в кол-ве 2 шт.) с латунной фурнитурой (восстановленные, ведущие в пом.13,14); небольшое окно с деревянной рамой двойной конструкции.Оформление, отделка и элементы интерьеров 2-го этажа – в помещении (№18) основного коридора: исторический паркет; тянутый потолочный карниз с позолоченной порезкой ионик и розетками; двери двупольные дубовые остекленные с латунной фурнитурой и дополнительными светлыми фрамугами по бокам, ведущие в центральную лестничную клетку (пом.16); профилированные дверные наличники; – в помещении (№19) Каминного зала: исторический паркет из ценных пород древесины; потолочные карнизы и подрамники плафонов со сложными позолоченными лепными порезками (в виде бус, ионик, венков, сухариков, дубовых листков); росписи (масляной краской) семи потолочных плафонов, с изображениями женских и мужских образов, символизирующих силы природы, выполненные А. Весниным; позолоченные розетки под люстры (в кол-ве 2 шт.); камин с мраморной отделкой, украшенный 4 поясами позолоченных порезок, с латунной решеткой и механизмом задвижки; трехсоставной сандрик (сюппорт) итальянского окна и оформление 4-мя полуколоннами коринфского ордера (с отделкой полированной штукатуркой и золочением капители) в оконных простенках; деревянные заполнения двойной конструкции итальянского окна с двумя мраморными подоконниками и ложной остекленной дверью; пара исторических двупольных дубовых дверей филенчатых с латунной фурнитурой, с резными позолоченными наличниками, ведущих в помещения (№18) главного коридора и Бального зала (пом. №20);– в помещении (№20) Бального зала: исторический паркет из ценных пород древесины с центральным круговым узором; потолочные карнизы и их конфигурация с позолоченными модульонами, украшенными акантовыми листами, тяги со сложными позолоченными лепными порезками (в виде бус, ионик, дубовых листков, кувшинок); позолоченная розетка под люстру; дверь дубовая филенчатая двупольная с латунной фурнитурой, с резными позолоченными наличниками, ведущая в помещение (№18) коридора; оконные заполнения дубовые двойной конструкции с 8-частной расстекловкой и мраморными подоконниками;– в помещении (№21) лоджии: лепное оформление потолка; 4 коринфские пилястры внутренней стены; двойные дубовые двери остекленные одностворчатые, ведущие в помещения (№19, 22) Каминного зала и Кабинета Сироткина; центральная дверь выходная деревянная двустворчатая двойной конструкции, остекленная, ведущая в помещение (№20) Бального зала;– в помещении (№22) Кабинета Сироткина: кессонированный деревянный потолок с росписью внутренней поверхности ячеек темно-синей темперной краской с ярким узором в виде золотого цветка; мелкие резные накладки в виде позолоченных розеток на перекрестии кессонов; исторический паркет из ценных пород древесины; историческая люстра; трехсоставной сандрик (сюппорт) итальянского окна и оформление четырьмя полуколоннами коринфского ордера (с отделкой полированной штукатуркой и золочением капители) в оконных простенках; деревянные заполнения итальянского окна двойной конструкции с двумя мраморными подоконниками и ложной остекленной дверью; деревянные заполнения двойной конструкции дополнительного окна с мраморным подоконником, историческая двупольная дубовая дверь филенчатая с латунной фурнитурой, с резными позолоченными наличниками, ведущая в помещения (№20) Бального зала; однопольная дубовая дверь филенчатая, ведущая в помещение небольшого коридора (№ 23);– в помещении небольшого коридора (№23) между Кабинетом Сироткина и Будуаром: исторический паркет из ценных пород древесины; потолочное лепное обрамление в виде бус с позолотой, малая розетка; антикварная люстра; историческая двупольная дубовая дверь филенчатая с латунной фурнитурой, с резными позолоченными наличниками, ведущая в помещение (№18) главного коридора;– в помещении (№24) Будуара: исторический паркет из ценных пород древесины; роспись потолка с изображением неба, цветов и птиц с лепным обрамлением сюжета (подрамником) в виде позолоченного венка; потолочный лепной карниз с позолотой из нескольких ярусов порезок; дубовая филенчатая дверь с остеклением и латунной фурнитурой, ведущая в небольшой коридор (пом.№23); деревянные оконные заполнения с мраморными подоконниками; историческая люстра;– в помещении (№25) балкона: двойная дверь выходная двупольная остекленная; балюстрада балконного ограждения; три яруса потолочных лепных порезок;– в помещении (№26) небольшого коридора между Будуаром и Спальней: паркетный принцип отделки пола; лепное с позолотой обрамление потолка в виде порезки (восстановленное), малая розетка; антикварная люстра; дверь дубовая филенчатая (воссозданная по историческому образцу, ведущая в Будуар); – в помещении (№27 исторической уборной: дверь дубовая филенчатая (ведущая в пом.№26 небольшого коридора;– в помещениях (№28.1 и 28.2) двух смежных спален: паркетный принцип отделки полов; позолоченные лепные розетки под люстры (в кол-ве 2 шт.); роспись потолка цветами (по периметру потолка спален и вокруг розеток) с лепным оформлением в виде позолоченных порезок (гороха); лепная позолоченная порезка, расположенная по периметру каждой из спален в верхней части стен; конструкция раздвижной (с опусканием вниз) деревянной дубовой перегородки между спальнями (воссозданной); конструкция остекленного балконного перехода (полукруглого в плане) с двумя двустворчатыми дверями; оконные заполнения – рамы дубовые двойной конструкции с деревянными откосами и подоконниками с латунной фурнитурой (в кол-ве 4); две двери дубовые филенчатые с верхней светлой фрамугой с латунной фурнитурой в каждой из спален (ведущие в помещения №26,29);– в помещении (№29) небольшого коридора: паркетный принцип отделки пола; оштукатуренный потолок с лепной позолоченной порезкой и небольшой розеткой под люстру; дверь дубовая филенчатая с латунной фурнитурой, ведущая в помещение (№18) коридора;– в помещении №30: материал и расстекловка деревянных оконных заполнений двойной конструкции; паркетный принцип отделки пола; ниша заложенного оконного проема западной стены с исторической рамой;– в помещении №31: материал деревянных дверных заполнений и оконных заполнений двойной конструкции;– в помещении №32 флигеля: материал деревянных оконных заполнений двойной конструкции; паркетный принцип отделки пола; Оформление, отделка и элементы интерьеров 3-го этажа – в помещении №33: материал деревянных оконных заполнений двойной конструкции;– в помещении №34: материал деревянных оконных заполнений двойной конструкции (в кол-ве 2); материал двери дубовой;– в помещениях №35–37: материал деревянных оконных заполнений двойной конструкции (в кол-ве 3); материал деревянных дверных заполнений;– в помещениях №38–39: ниши заложенных оконных проемов; материал деревянных дверных заполнений;– в помещении №40: материал деревянных оконных заполнений двойной конструкции (в кол-ве 3).Прилагаемые схемы предмета охраны:1. План подвального этажа2. План 1-го этажа3. Схема исторических потолков 1-го этажа4. План 1-го этажа. Исторические оконные и дверные заполнения.5. План 2-го этажа6. Схема исторических потолков 2-го этажа7. План 2-го этажа. Исторические оконные и дверные заполнения8. План 3-го этажа9. Северный фасад (по ул. Верхне-Волжская набережная)10. Западный фасад (по пер. Музейному)11. Южный фасад (дворовый)12. Схема исторического ограждения13. Спецификация дверных заполнений и исторических перегородок14. Спецификация люстр
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.