Градостроительные характеристикиМестоположение собора на возвышенном участке Спасского монастыря - граничит с церковью Рождества Пресвятой Богородицы, с западным корпусом монастыря, с часовней Спаса Нерукотворного; высотная доминанта застройки квартала между улицами Мучной Ряд и Красной Милиции; роль архитектурно-градостроительной и смысловой доминанты в формировании силуэта города Арзамаса.Объемно - пространственные и планировочные характеристики Объемно-пространственная композиция: двухсветный, квадратный в плане (19х19 м), крытый на четыре ската основной объем, завершенный расположенными по углам четырьмя малыми цилиндрическими барабанами со шлемовидными главками и центральным барабаном с луковичной главой; примыкающий к четверику пониженный алтарь, выполненный в виде трех полукруглых в плане апсид; пристроенная одноэтажная с подклетом прямоугольная в плане (11,6х17,4 м) трапезная завершена двускатной вальмовой крышей.Существующие высотные отметки купольного завершения храмовой части (33,130 м – центральный купол, 26,355 – боковой купол от уровня пола), конька двухскатной крыши трапезной (9,025 м от уровня пола), венчающих карнизов трапезной (5,025 м от уровня пола), алтаря (6,040 м от уровня пола) и храма (15,440 м от уровня пола – венчающий карниз; 11,350 м от уровня пола – межэтажный карниз).Планировочная структура: положение несущих стен основных частей здания (основного объема с апсидой, трапезной; стен подклета), положение, габариты и форма световых барабанов.Конструктивные характеристики Капитальные стены, материал и техника кладки стен: из красного большемерного глиняного полнотелого кирпича с размерами 150х300х80 мм.Своды, их конструкция, высотные отметки и уклоны: в трапезной - подпружные арки с крестовыми сводами, опирающимися на кирпичные столбы; основной объем (наос) - крестово-купольная система с опиранием на подпружные кирпичные арки с опорой из стен и столпов; алтарь - кирпичные своды-конхи над апсидами; сомкнутые своды подклета.Столпы: в основном объеме - западные столпы круглого сечения, с энтазисом и дорической капителью с зубчиками; восточные столпы на две трети своей высоты имеют квадратное (прямоугольное) в плане сечение основания, сверху переходят в столпы круглого сечения, с энтазисом и дорической капителью с зубчиками; столбы в трапезной - кирпичные, крестообразные в плане.Купольное завершение с пятиглавием храмовой части (центральная глава с луковичным куполом, боковые – со шлемовидным), двухскатный с вальмой тип крыши трапезной.Кресты центральной и боковых глав - железные прорезные, позолоченные, имеют сложную декорированную форму.Композиционное и архитектурно-художественное оформление фасадовМестоположение, количество, габариты и форма оконных и дверных проемов: оконные проемы трапезной, алтаря и основного объема храма - лучковой формы; щелевидные оконные проемы световых барабанов; дверные проемы лучковой формы с западного, северного и южного фасадов.Заполнения оконных проемов деревянными рамами. Подлинные металлические решетки алтарных проемов, оконных проемов первого и второго яруса основного объема, оконных проемов трапезной.Архитектурно-художественное оформление фасадов в стиле барокко: - разделенные широкими лопатками на три прясла стены всех фасадов основного объема, завершенные полуциркульными арками;- выступающий цоколь основного объема и алтарной части с узким валиком по верхнему краю; - промежуточный карниз основного объема в основании арок, состоящий из пояса, полочки, прямого четвертного вала, полочки, пояса и вала; - венчающий карниз основного объема, состоящий из пояса, полочки, полочки с прямым гуськом, полочки, прямого четвертного вала, полочки, прямого четвертного вала, полочки с прямой выкружкой; - многопрофильный венчающий карниз трапезной, состоящий из пояса, полочки, прямого гуська, пояса, прямого гуська, полочки с выкружкой; - барабаны, прорезанные щелевидными оконными проемами, расчлененные аркатурами в простенках и узкими тягами в основаниях.- западный фасад – кирпичный архитектурный декор трапезной и основного объема:•пилястры прямоугольного сечения, фланкирующие объем трапезной;•наличники оконных проемов трапезной (рамочные, боковины с «ушками» и сережками, фриз по форме окна – лучковый, с замковым камнем и треугольным многопрофильным сандриком, с подзором лучкового очертания),•наличник дверного проема (рамочный, боковины с «ушками» и сережками, фриз по форме проема – лучковый с диадемой, треугольный сандрик)•основной объем храма, разделенный раскрепованными в уровне промежуточного и венчающего карнизов лопатками на три прясла, завершенных полуциркульными арками; •оконные наличники второго света (рамочные, боковины с «ушками» и сережками, фриз по форме проема – лучковый с замковым камнем); •дверь XVII в. наружная двухстворчатая кованая (отреставрированная)- северный и южный фасады – кирпичный архитектурный декор трапезной, основного объема, алтарной части:•пилястры прямоугольного сечения по западной стороне, фланкирующие объем трапезной; •наличники оконных проемов трапезной - рамочные, боковины с «ушками» и сережками, фриз по форме окна – лучковый, с замковым камнем и треугольным многопрофильным сандриком, с подзором лучкового очертания;•наличники оконных проемов первого этажа основного объема - рамочные, боковины с «ушками» и сережками, фриз по форме проема – лучковый с замковым камнем; •наличники оконных проемов второго света основного объема - рамочные, боковины по верху и низу с профилированными «ушками» и сережками, завершаются гуттами, фриз по форме проема – лучковый с замковым камнем, над окном - треугольный сандрик; •наличник дверного проема - рамочный, боковины по верху и низу с «ушками» и сережками, фриз по форме проема – лучковый с замковым камнем; - восточный фасад – кирпичный архитектурный декор основного объема и алтарной части:•многопрофильный карниз небольшого выноса, состоящий из полочки, полочки с выкружкой, прямого четвертного вала, полочки, полочки, прямого гуська, шести разновеликих полочек, пояса и вала;•полуколонки, разделяющие алтарные апсиды, с базой, повторяющей форму цоколя, и капителью, повторяющей форму алтарного карниза; •пять оконных проемов, из которых средний – ложный, расположенный несколько выше остальных; оконные проемы лучковой формы, заключенные в прямоугольные валики•каменные оконные наличники – четыре наличника с полуколонками по бокам и треугольными фронтонами в завершении; наличник южного окна с фронтоном луковичной формы; капители полуколонок, состоящие из полочки с выкружкой, полочки, обратного четвертного вала, пояса, полочки, прямого четвертного вала, полочки, полочки с выкружкой, прямого четвертного вала, полочки, пояса, вала и выкружки; базы полуколонок, состоящие из обратной выкружки, вала, пояса, полочки, обратного четвертного вала, обратной выкружки, полочки, пояса, прямой выкружки, прямого четвертного вала, полочки, полочки с выкружкой, прямого четвертного вала, небольшой полочки и завершения в виде капельки; Крыльцо западное (восстанавливаемое) - в каменных парапетах, на четырех квадратных в плане столпах с базами, капителями и декоративными поясками, поставленными на стенки парапета, несущими двускатную крышу.Материал и характер отделки фасадной поверхности стен: обмазка по кирпичной кладке, белокаменные детали.Колористическое решение: белый цвет гладкой поверхности фасада, пилястр и декоративных элементов. Архитектурно-художественное оформление интерьеровПространственно-планировочная структура интерьеров храма в пределах капитальных стен, плоских и сводчатых перекрытий, дверных и арочных проемов, в том числе помещений подклета и первого этажа.Декоративная отделка интерьеров второй половины XVIII в.: тянутые штукатурные профилированные наличники оконных и дверных проемов (частично разрушены, требуют восстановления); пол южной апсиды алтаря, выполненный из кирпича «в елку».Местоположение, габариты, форма и декоративное оформление ниш основного объема храма: прямоугольные ниши с лучковым очертанием верха по северную и южную стороны от арочного проема в западной стене; прямоугольные ниши с лучковым верхом в северной апсиде алтаря; прямоугольные ниши в восточных столпах с северной стороны; прямоугольная ниша в северном восточном столпе с южной стороны; прямоугольная ниша в центральной апсиде.Мелкие зубчики на капителях пилонов основного объема храма.Сюжетная и орнаментальная роспись интерьеров, выполненная в стиле, приближенном к барочному, написанная в смешанной технике (сохранившиеся и подлинные фрагменты): в четверике все три стены в нижнем ярусе – изображения Вселенских Соборов (4 композиции); в северной апсиде – композиция «Положение во Гроб» с гравюры Ю. Шнорр фон Карольсфельда; южная апсида – композиция Голгофы с Крестом и предстоящими на алтарной преграде; лепной декор в технике имитации с орнаментальными элементами в оформлении подпружных арок; четыре столпа основного объема с канелюрами; северный свод от центрального купола с ангелами в облаках; центральный купол с композицией «Троица пятидесятница», евангелисты в парусах по мотивам В.В. Верещагина; западный свод от центрального купола с композицией коленопреклоненных ангелов; северо-западный барабан с композицией «Христос и Пилат» в раме и имитация декоративной решетки в барабане, херувим в парусах; юго-западный барабан с композицией «Моление о чаше», имитация декоративной решетки в барабане, херувимы на парусах; центральный предел южной стены с композицией «Омовение ног» по гравюре Ю. Шнорр фон Карольсфельда; западная стена с композицией «Поцелуй Иуды» по гравюре Ю. Шнорр фон Карольсфельда; юго-западный барабан с композицией «Христос перед Каиафой и фарисеями»; северо-западный барабан с композицией «Христос перед Пилатом»; южная стена с композицией «Снятие с креста»;
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.