Предмет охраныобъекта культурного наследия регионального значения«Успенская церковь», 1791 г.(Нижегородская область, Большеболдинский район, с. Большое Болдино, ул. Пушкинская, 142)со схемами предмета охраныГрадостроительные характеристикиМестоположение Успенской церкви и ее роль в композиционно-планировочной структуре села Большое Болдино:- здание церкви ориентировано по оси запад-восток, расположено в южной части села, восточным фасадом обращено на ул. Пушкинскую;- здание церкви является вертикальной доминантой, играющей важную роль в формировании ландшафтно-архитектурного облика села.Объемно-пространственные и планировочные характеристики церкви 1791 г. (с учетом ремонтно–реставрационных работ 1989-1999 гг. по восстановлению колокольни, трапезной и ротонды главного храма)Объемно-пространственная композиция церкви:- трехчастная композиция из основных объемов, размещенных на одной оси с запада на восток: трёхъярусная колокольня с притвором, завершенная граненым шпилем, прямоугольная в плане трапезная, ориентированная по оси север-юг, квадратный в плане по внешнему абрису четверик главного храма со световым купольным барабаном и одноапсидным алтарем;- восьмигранный купол колокольни с граненым шпилем, увенчанный небольшой главой луковичной формы с подкрестным шаром и крестом;- восьмигранный купол ротонды главного храма с кирпичным световым барабаном и круглой главой с подкрестным шаром и крестом;- местоположение, габариты, высотные отметки: венчающие и межъярусные карнизы, верхние отметки крыш, верх купола колокольни, верх купола ротонды главного храма, верхние отметки крестов.Пространственно-планировочная структура:- конструктивная схема несущих наружных и внутренних стен и перекрытий;- планировка храма типа «корабль»: последовательно расположенные по оси запад-восток прямоугольный притвор, трехъярусная колокольня с круглыми планами по внутреннему абрису, прямоугольная в плане трапезная, ориентированная по оси север-юг, круглый в плане по внутреннему абрису молельный зал, представляющий собой бесстолпное двусветное пространство с купольным сводом и световым барабаном, одноапсидный прямоугольный в плане алтарь;- основные габариты здания – 50,4 х 24,9 м. Конструктивные характеристики церкви 1791 г. (с учетом ремонтно–реставрационных работ 1989-1999 гг. по восстановлению колокольни, трапезной и ротонды главного храма)Бутовая (каменная) кладка фундамента.Конструкции, материал и характер отделки несущих наружных и внутренних стен и опорных конструкций:- стены четверика главного храма из большемерного глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе с последующей штукатуркой и покраской;- восстановленные стены колокольни, трапезной и ротонды главного храма из глиняного одинарного кирпича на известковом растворе с последующей штукатуркой и покраской.Конструкции, материал и характер покрытий крыш и завершений:- конфигурация восьмигранного купола колокольни, выполненного в металлическом каркасе, с медным кровельным покрытием; форма и конфигурация завершения колокольни: восьмигранный в плане кирпичный барабан со шпилем и главкой луковичной формы с подкрестным шаром и ажурным крестом; шпиль граненый, оформленный восьмиконечными звездами, расположенными по всей его высоте;- конфигурация восьмигранного купола ротонды главного храма, выполненного в металлическом каркасе с медным кровельным покрытием; форма и конфигурация завершения главного храма: восьмигранный в плане кирпичный световой барабан с круглой главой, подкрестным шаром и ажурным крестом;- форма и конфигурация завершений придельных храмов и алтарной апсиды: главки луковичной формы на восьмигранных каркасных барабанах; материал каркаса барабана - металл (кровельное железо); - конфигурация многоскатных вальмовых форм крыш трапезной и алтаря; материал стропильных конструкций крыши – дерево; кровельное покрытие колокольни, трапезной, алтаря, фронтонов портиков, межъярусных карнизов и каркасных барабанов трапезной и алтарной апсиды – кровельное железо. Конструкции и материал перекрытий:- свод алтарной апсиды из глиняного полнотелого кирпича на известковом растворе с последующей известковой штукатуркой и покраской;- своды колокольни, трапезной и молельного зала;- цилиндрический кирпичный свод алтарной апсиды, расположенный в поперечном направлении с замыкающими лотками;- купольный свод четверика главного храма;- коробовый свод центрального объема трапезной, сомкнутые своды придельных объемов трапезной;- купольные своды первого и третьего яруса колокольни; - плоские перекрытия колокольни;- плоское перекрытие второго яруса колокольни, разделяющее его на два этажа, перекрытие яруса звона;- перекрытия подсобных помещений колокольни и трапезной.Металлические воздушные связи: - в пяте свода светового барабана молельного зала (сеч. 90х40 мм);- на уровне пяты арки алтарной апсиды (сеч. 110х40 мм);- в пятах арочных проемов третьего яруса колокольни (сеч. 60х60 мм);- в пяте свода третьего яруса колокольни (сеч. 90х40 мм).Лестницы наружные:- площадки и ступени лестниц (с тремя всходами) главного западного, северного и южного крылец, выполненные из натурального камня (известняк).Архитектурно-художественное оформление фасадов церкви 1791 г. (с учетом ремонтно–реставрационных работ 1989-1999 гг. по восстановлению колокольни, трапезной и ротонды главного храма):Элементы архитектурно-художественного оформления фасадных поверхностей:- четырехколонные портики тосканского ордера, завершенные треугольным фронтоном, с пилястрами по осям колонн на плоскости стены, на северном и южном фасадах колокольни и на северном и южном фасадах четверика;- портик тосканского ордера со сдвоенными колоннами, завершенный треугольным фронтоном, с пилястрами по осям колонн на плоскости стены, на западном фасаде колокольни;- двухколонные портики тосканского ордера, увенчанные аттиком, с пилястрами по осям колонн на плоскости стены, на северном и южном фасадах трапезной;- двухколонный портик тосканского ордера, завершенный треугольным фронтоном, с пилястрами по осям колонн на плоскости стены, на восточном фасаде алтарной апсиды;- ризалиты на центральной оси северного и южного фасадов трапезной и торцевых фасадах трапезной;- венчающий антаблемент трапезной, алтарной апсиды и нижних ярусов четверика и колокольни;- венчающие и межъярусные карнизы колокольни и ротонды главного храма; - импосты и замковые камни, обрамляющие арочные проемы второго яруса колокольни и оконные проемы ротонды главного храма (в т.ч. ложное окно на восточном фасаде);- ризалиты, оформляющие по сторонам света ярусы колокольни и ротонду главного храма;- прямоугольные ниши, оформляющие диагональные стороны второго яруса колокольни и ротонды главного храма;- прямоугольные, вытянутые по горизонтали, ниши в аттике второго яруса колокольни, расположенные соответственно граням восьмерика;- уступы, акцентирующие арочные проемы третьего яруса колокольни и прямоугольные проемы венчающего барабана; - каменные столбики декоративного ограждения с небольшими главками и крестами, расположенные над ребрами восьмерика второго яруса колокольни;- каменные столбики декоративного ограждения с криволинейными пирамидальными завершениями и крестами, расположенные над ребрами восьмерика третьего яруса колокольни;- небольшие треугольные фронтоны, оформляющие люкарны, расположенные по сторонам света в куполе ротонды главного храма;- облицовка цоколя по периметру церкви, выполненная из натурального камня (известняк).Местоположение, форма, исторические габариты, материал заполнений и декоративное оформление оконных проемов и их количество:- квадратный оконный проем, расположенный над дверным проемом западного фасада колокольни;- пять оконных проемов на северном и южном фасадах колокольни: прямоугольные окна слева и справа от центральной оси и три квадратных оконных проема над ними;- три световые оси северного и южного фасадов трапезной, включающие в себя три прямоугольных оконных проема и три квадратных проема над ними;- одна световая ось на торцевых фасадах трапезной, включающая в себя прямоугольный оконный проем и квадратный проем над ним;- пять оконных проемов на северном и южном фасадах четверика главного храма: прямоугольные окна слева и справа от дверного проема и три квадратных оконных проема над ними;- три высоких оконных проема с полуциркульным завершением на ротонде главного храма, расположенные с запада, севера и юга, и аналогичный ложный проем с восточной стороны;- люкарны в куполе ротонды главного храма по сторонам света с оконными проемами циркульной формы (в восточной люкарне – ниша циркульной формы);- прямоугольные оконные проемы, расположенные по сторонам света в кирпичном барабане главного храма; - ниши прямоугольной формы, обрамляющие оконные проемы;- характер первоначальных заполнений оконных проемов: деревянные оконные рамы;- характер исторической расстекловки столярных оконных заполнений.Местоположение, форма, исторические габариты, материал заполнений и декоративное оформление дверных проемов и их количество:- дверной проем прямоугольной формы в западной стене притвора;- два дверных проема прямоугольной формы в северной и южной стенах четверика главного храма;- четыре прямоугольных дверных проема, ведущие в подсобные помещения колокольни, вход в которые осуществляется из притвора и трапезной;- два прямоугольных дверных проема подсобных помещений с лестницами, ведущими на хоры, в западной части молельного зала;- два арочных проема, ведущие из молельного зала в алтарь;- ниши прямоугольной формы, обрамляющие дверные проемы;- наружные двустворчатые металлические двери с коваными элементами северного и южного входов в молельный зал и западного входа в колокольню;- внутренние двухстворчатые деревянные остекленные двери с фрамугами, расположенные с севера и юга в молельном зале и с запада в притворе.Архитектурно-художественное оформление интерьеров церкви 1791 г. (с учетом ремонтно–реставрационных работ 1989-1999 гг. по восстановлению колокольни, трапезной и ротонды главного храма) Объёмно-пространственная композиция помещений в интерьере в пределах капитальных стен, плоских и сводчатых перекрытий, включая отметки полов и сводов.Характер покрытия полов (натуральный камень - мрамор) и характер отделки стен и сводов (штукатурка).Декоративная отделка: профилированная тяга по контуру ротонды храмовой части в уровне пяты купольного свода.Схемы предмета охраны1. План на отметке 0.000. 2. План на отметке +12.000. 3. Западный фасад4. Южный фасад5. Восточный фасад6. Северный фасад.7. Разрез I - I8. Разрез II – II. 9. Разрез III – III10. Разрез IV - IV
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.