1.Градостроительная характеристика•местоположение: на восточной окраине деревни Коростынь в границах старинного гражданского кладбища, высотная доминанта, воздвигнутая на искусственной земляной насыпи в композиционно-планировочной структуре ансамбля кладбища;•секторы и направления видовых раскрытий здания при движении по старой автодороге из г. Великий Новгород в г. Старую Руссу (по трассе древней дороги Коростынского погоста Новгородского уезда);2.Архитектурные и конструктивные характеристики здания•композиционное решение: симметричная относительно центральной продольной оси восток-запад компоновка разновеликих объемов;•объемно-пространственная композиция одноглавой одноэтажной церкви, в том числе, прямоугольный в плане, вытянутый по оси восток-запад объем церкви с востока с полукруглой в плане апсидой, с одинаковой по ширине с храмом западной папертью с западным фасадом, разделенным на три части: в средней части выступает экседра (выгнутая наружу поверхность), поверхности боковых части вогнуты; над папертью устроена двухъярусная колокольня, в нижнем ярусе которой средняя часть западного фасада (расположенная над экседрой) выгнута вперед, боковые части оставлены прямыми (такова пластика и восточного фасада яруса), верхний ярус восьмигранный в плане с уменьшенными диагональными гранями;•стилистика: барокко; общие габариты в плане 29,2-29,4x16,5 м;•материал капитальных стен: красный полнотелый глиняный кирпич, камень; материал и характер обработки фасадной поверхности - гладкая окрашенная штукатурка, окраска, характер исторического колористического решения фасадов (уточняется в процессе реставрационных исследований);•форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий, в том числе: над основным объемом двухскатной формы (с продольным коньком) и вальмой над восточной стеной, над западной стеной паперти — по наклонным парапетам над боковыми участками; над полукружием апсиды конусной формы, скатной формы на уступах западной стены паперти и ярусах колокольни; сферический купол с цилиндрической шейкой и главкой луковичной формы восьмигранном барабане, восьмигранный купол колокольни; деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами на стоячий фалец, окрытие куполов и главок стальными листами на лежачий фалец по журавцам и сплошному дощатому настилу; подоконные жестяные отливы и отливы на выступающих из плоскости фасада архитектурных элементах;•исторические — материал (дерево) и конструкция заполнений оконных и дверных проемов, в том числе: кованая решетка с раппортом кубчатого рисунка в четвертях десяти прямоугольных оконных проема основного объема, включая апсиду и в откосах шести арочных оконных проемов барабана (во втором с востока окне северного фасада, устроенного на месте ниши, кубчатая решетка «не родная» — повернута на девяносто градусов), кованая решетчатая перегородка с уплощенным лучковым завершением, с фрамугой и устроенном по оси арочным проемом с двупольной решетчатой кованой дверью: в верхней лучковой части использован орнамент «бегущая волна», центральный сектор фрамуги заполнен кубчатым раппортом, в центре размещено кольцо с меньшим кольцом, окруженным восьмью раздвоенными лучами, треугольные сектора (по сторонам дверных полотен) состоят из «S»-образных завитков, составленных в растительный орнамент; боковые участки перегородки представляют собой вертикальные рамки, заполненные кубчатым раппортом; дверные створки в уровне пяты арочного завершения и по бортам имеют пояски с наборами разновеликих колец и включенными в орнамент поля завитками; сами створки заполнены квадратными секциями, заполненные орнаментом вписанного ромба из «С»-образных переплетенных размещенных по основным осям S-образных завитков с прямыми участками — подлинная, установленная на закладных пятниках в западном портале паперти; кованное решетчатое ограждение яруса звона представляет собой: в семи арочных проемах прямоугольные секции из полосы, заполненные вертикальными стержнями квадратного сечения, объединенными в верхней и в нижней части с помощью обращенных навстречу друг другу завитков волют; в средней части секции орнамент из ромбов в виде взаимонаправленных и скрепленных между собой и вокруг стержня, удлиненных и согнутых посередине полос с завитками на концах; в западном проеме прямоугольная секцию (ниже остальных в ярусе) из полосы, со средней частью из прямоугольной рамки, заполненной вертикальными стержнями квадратного сечения, скрепленных между собой взаимонаправленными удлиненными «S»-образными полосами с завитками на концах;•местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов: оконные проемы со стороны фасада прямоугольной формы, изнутри помещения с четвертью и «лобиком» в перекрытой конической коробовой двухцентровой формы перемычкой внутренней амбразуре, в том числе: на симметричных относительно продольной оси боковых фасадах основного объема четыре оконные оси (на северном фасаде крайнее западное окно заложено кирпичной кладкой), дверной проем с четвертью и перемычкой уплощенной лучковой формы, фланкированный двумя осями ниш с прямыми откосами с криволинейной перемычкой коробовой двухцентровой формы (оба дверных проема переделаны в оконные, на месте восточной ниши северного фасада растесано окно); два оконных проема на боковых участках полукруглой стены апсиды; шесть окон с арочным завершением двухцентровой формы, с четвертью и внутренними раструбами откосов в восьмигранном барабане главы (восточная и западная грани глухие);•композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов в ордерных формах северного барокко с историческим цветовым решением с выделением деталей белым цветом и серым цветом кровельного покрытия (уточняется в ходе научно-реставрационных работ), в том числе: по периметру стен выступающий кирпичный цоколь, раскрепованный на пьедесталах плоских прямых пилястр тосканского ордера с каменными резными капителями и базами, в том числе, на симметричных боковых фасадах церкви по восемь пилястр, по две пилястры на боковых участках восточного фасада, четыре пилястры на полукружии апсиды; на западном фасаде паперти — две на центральном полукруглом выступе стены, на вогнутых плоскостях боковых участков фасада в каждом на двух выступающих углах по две совмещенные пилястры (на две стороны); по периметру стен церкви, апсиды и паперти — широкий гладкий фриз с профилированным кирпичным карнизом (профиль карниза сохранился частично); плоские кирпичные угловые лопатки восьмигранного барабана, объединенные поверху прямым гладким уступом, увенчанным несложным профильным кирпичным карнизом (сохранился частично); плоские гладкие пилястры с каменными базами упрощенного профиля, раскрепованные по четырем наружным и четырем внутренним углам западного и восточного фасадов, объединенные поверху в единый выступ гладкого фриза по периметру нижнего яруса колокольни, увенчанного профилированным кирпичным карнизом (профиль карниза сохранился частично); треугольные кирпичные замковые камни четырех арочных проемов с профильном импостом в пятах (сохранились фрагменты карниза в западной арке) — в нижнем ярусе колокольни; восемь кирпичных плоских угловых пилястр на гладких пьедесталах, с капителями из уступов кирпичных рядов и каменными базами упрощенного профиля, профилированный кирпичный антаблемент из архитрава, раскрепованного на углах восьмерика, узкого гладкого фриза и венчающего профилированого карниза (профиль карниза сохранился частично), в том числе, треугольные кирпичные веерные трехчастные замковые камни в арках восьми арочных проемов с профильным импостом в уровне пят по периметру стен — в верхнем ярусе колокольни); в основном объеме церкви и в нижнем ярусе колокольни: плоская ниша с прямой перемычкой, усеченной в углах дуговыми вырезами и вогнутой лучковой нижней гранью с закрепленным на ней жестяным отливом — расположена в верхней части каждой оси проема/ниши и равная ему/ей по ширине (исключение составляют участки: по оси апсиды и по осям боковых прясел западного фасада паперти — ниже подобной плоской ниши проема/ниши нет; по оси центрального прясла западного фасада паперти в этой части сохранились металлические крепления по контуру предполагаемой ниши); прямой профилиро¬ванный кирпичный сандрик, сопряженный на углах профилиро¬ванными дугами, переходящими в небольшие вертикальные прямые гладкие рамки над северным и южным порталами церкви (над северным по оси сохранившегося сандрика профиль рассечен при устройстве здесь небольшой прямоугольной нишей/киотом; над южным порталом церкви сандрик утрачен); остатки опорной конструкции ранее существовавших каменных парадных крылец по осям северного и южного порталов (заложены в настоящее время) в откосах первоначальной искусственной земляной насыпи;•пространственно-планировочная структура интерьеров одноэтажного, разделенного на три продольных и три поперечных нефа и перекрытого системой сводов объема храма, увенчанного восьмигранным световым барабаном главы, который поддерживают: четыре мощные прямоугольные в сечении подкупольные пилоны, развернутые в средокрестье храма и соединенные четырьмя угловыми тромпами под диагональными участками восьмерика, арками в трансепте и наосе, несущими соответствующие участки стен восьмерика; восточные подкупольные столбы связаны с апсидой стенами с арочными проходами с уплощенной лучковой перемычкой; полулотковые своды: в апсиде, центральный западный и центральных компартиментах боковых нефов; сомкнутые в крайних восточных компартиментах боковых нефов, лотковые своды в западных компартиментах боковых нефов и в паперти; с запада к церкви примыкает паперть (крайний западный неф), которая отделена от западного нефа мощной стеной с тремя арочными проходами в центральной части, перекрыта лотковым сводом и является основанием двухъярусной колокольни; расположение деревянной лестницы в колокольню в северной части паперти (западного нефа); первоначальный уровень полов всего объема и первоначальный уровень деревянных перекрытий в ярусах колокольни (уточняется в ходе научно-реставрационных работ); в том числе, печные внутристенные каналы, основания печей в подпольном пространстве (уточняется в процессе научно-исследовательских работ);•количество, форма, размеры и расположение проемов во внутренних стенах, в том числе, три сквозных прямых прохода (средний проем более широкий) с уплощенными лучковыми перемычками (в настоящее время боковые проходы зашиты деревянными щитами, два широких сквозных прохода в продольных стенах восточного нефа в помещения боковых компартиментов — с четвертями и перемычками уплощенной лучковой формы; четыре широких арочных проема: с четвертями и в них плоские пилястры на пьедесталах с лепными профилированными базами и капителями тосканского ордера — в трапсепте; арочные проемах внутренних поперечные кирпичных стенах компартиментов боковых нефов (уточняется в ходе научно-реставрационных работ);•архитектурно-художественное оформление интерьеров, в том числе: две крупные экседры в боковых участках восточной стены паперти; три глубокие ниши с арочной перемычкой коробовой формы и раструбами откосов — две в боковых участках западной стены паперти, одно по оси апсиды; две неширокие экседры по сторонам от западного портала; плоские лопатки на пьедесталах с каменными резными базами и капителями — в два ордерных ряда: верхний коринфский и тосканский (на восточных пилонах сохранился лишь верхний ряд) — на внутренней, обращенной к центру плоскости четырех подкупольных пилонов и в четырех широких арочных проемах трансепта; пять пар плоских лопаток с профилированными базами на выступах пьедесталов объединенные под сводом арками на продольных стенах паперти; шесть плоских лопаток с профилированными базами на выступах пьедесталов на полукружие стены апсиды; лепной штукатурный профильный декор полулоткового центрального западного свода представляет собой композицию в виде ложного конструктивного каркаса вокруг овального медальона в шелыге свода: из трех разновеликих прямоугольных филенок с одной вогнутой стороной в шелыге вдоль основных склонов свода, двух фигурных филенок в угловых частях лопасти, симметрично продольной оси свода; штукатурный профильный декор полулоткового свода в апсиде организован в виде веерного обрамления профильными тягами филенок, сужающихся к шелыге свода, с крупным овальным медальоном в зените, который окружен двумя малыми круглыми медальонами, каждому медальону соответствуют по две прямоугольные (с вогнутой стороной в шелыге) филенки по склонам свода; штукатурный профильный декор полулотковых сводов боковых нефов в трансепте представляет собой три фигурные филенки разделенные ребрами свода и вписанные в склоны лопастей, окружающие расположенный в шелыге картуш из фигуры, полученной в результате пересечения прямоугольника с двумя полукругами и двумя полуовалами (отличительной особенностью северного свода является смещение центральной фигуры штукатурного декора к югу, тем самым, южная сторона прямоугольной рамки картуша также была смещена и получила изгиб); штукатурный профильный декор арок на пилястрах с подкупольной стороны компартиментов трансепта: с двумя прямоугольными филенками на склонах, с вогнутой стороной и круглым медальоном в зените; штукатурный профильный декор лотковых сводов западных компартиментов боковых нефов представляет собой композицию из шести фигурных филенок вокруг плафона вытянутого по продольной оси с картушем в виде фигуры, полученной в результате пересечения прямоугольника с двумя полукругами и двумя полуовалами, в угловых лотках симметрично размещены две фигурные рамки в виде прямоугольника с округлым вырезом одной из вершин, вдоль пят продольных стен расположена фигурная рамка в виде лежачего прямоугольника, у которого ближняя к вершине свода сторона в средней части вогнута полуовалом; тянутые узкие профильные наличники окон на откосах внутренних амбразур и ниши апсиды (исключая окна паперти); тянутые штукатурные профили антаблемента в основании восьмерика барабана и карниза в уровне пяты его сомкнутого восьмигранного свода; тянутые штукатурные профили в уровне пят всех сводов, исключая лотковый свод паперти; тянутый широкий профилированный напольный плинтус по периметру стен и пилонов; внутренний деревянный тамбур (XIX в.) с филенчатыми заполнениями, двупольной филенчатой дверью и развитым профильным карнизом; характер исторического колористического решения интерьеров (уточняется в процессе реставрационных исследований);•материал отделки стен, арок, сводов (кирпич, штукатурка, исключая поперечные стены в нижнем ярусе колокольни), окраска, профилированные лепные штукатурные тяги, карнизы (кирпич, штукатурные тяги);•материал, конструкция и характер связей капитальных стен: внутристенные металлические связи в карнизной части основного объема церкви и колокольни (скрыты в толще стены), в уровне пят восьми арочных проемов верхнего яруса колокольни в кладку заведены деревянные балки с обвязкой металлическими полосами с двух сторон и одна балка выше, в продольном направлении: все с железными хомутами для подвески колоколов; в нижнем ярусе колокольни в заложенных снаружи кирпичной кладкой четырех арках в уровне пят заведены деревянные балки со следами подвески хомутов;•сохранившиеся фрагменты монументальной живописи, в том числе: заполняющие лепные филенки, медальоны и лопасти полулотковых сводов в апсиде, в центральном западном нефе и в боковых нефах трансепта, лотковых сводов в квадратных восточных и протяженных западных помещений боковых нефов; заполняющие лепные филенки и медальоны в подпружных арках; в барабане и в куполе главы, на своде паперти;•движимые предметы искусства, неразрывно связанные с памятником истории и культуры церковью Успения, в том числе, кованая решетчатая ограда солеи с тремя полукруглыми выступами и тремя прямыми участками, в том числе, с тремя двухстворчатыми калитками в полукругах и тремя решетчатыми дверцами в прямых участках; сектора решетки и створки состоят из квадратных секций, заполненных орнаментами: вписанный ромб из четырех «С»-образных завитков, совмещенный с двумя удлиненными «С»-образными завитками с прямыми участками и полукругом по оси секции, скрепленными между собой и закрепленными на вертикальных стойках с помощью заклепок с накладками (в пределах прямых участков решетки использованы полторы подобные секции); деревянный резной трехъярусный иконостас с тремя вратами (XIX вв.) в формах эклектики: с многолопастными килевидными завершениями, разделением витыми колонками икон в рядах, окрашенный в белый цвет иконостас украшен позолоченными накладными резными деталями растительного орнамента; деревянные царские врата (возможно, XVIII в.), выполненные в технике высокой рельефной резьбы: с шестью овальными медальонами с живописными изображениями святых и увенчанными резными коронами, сами створки заполнены растительным орнаментом в виде слож¬но переплетенных стеблей, листьев, цветов и виноградных кистей – в составе деревянной предалтарной преграды (XIX в.) Крестовоздвиженского придела в южном нефе основного объема церкви; две кованые створки ворот ограды, закрепленные на вкладных кованых пятниках в столбы кирпичных ворот ограды кладбища, в том числе, рамка каждой створки с навершием с виде растительного орнамента из «С»-образных завитков и фигуры креста по его оси, в верхней части створок вертикальные стержни квадратного сечения с навершием пиками, объединенные с помощью обращенных навстречу друг другу завитков волют и взаимонаправленных удлиненных «S»-образных полос с завитками на концах, в нижней части створки заполнены ковровым орнаментом из «S»-образных и «С»-образных завитков; фрагменты запорной арматуры ворот, заклепки в местах соединения деталей;•Исторически ценное функциональное назначение: православная церковь.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.