Церковь Варлаама Хутынского

Местоположение (севернее сохранившейся церкви Николая Чудотворца) здания с высокой колокольней, организующее вместе с утраченными постройками центральное пространство монастыря, являющегося архитектурно-планировочной доминантой окрестностей города Старая Русса.Здание в целом: - архитектурно-пространственная композиция «корабельного» типа    (в направлении запад-восток), из связанных объемов  ярусной колокольни, параллелограмма одноэтажной трапезной, кубического в два света храма и пониженной пятигранной апсиды (в одном уровне с  трапезной); - формы завершений и крыш объемов XIX в.:  восьмигранная шатровая с кокошниками над ярусом звонов,  барабаном-шейкой, куполом с крестом на колокольне; скатная с  центральным и  четырьмя угловыми  гранеными барабанами, куполами с  крестами на храме (смотреть фото 1); двухскатная или полувальмовая с ендовами – на трапезной; пятискатная –  на апсиде (по сохранившимся следам);- валунные фундаменты (под колокольней с большей глубиной заложения;- цоколь из обработанных каменных плит со свинцовыми прокладками;- кирпичная кладка стен с дымовыми  каналами и остатков сводов;- местоположение, количество, конфигурация и размеры проемов;- мозаичные полы из цветной каменной крошки по кирпичной выстилке на каменном основанииФасады в целом: - центрально-осевая композиция каждого объема;- архитектурно-художественное оформление в русско-романтичном ордерно-барочном стиле;- членение столярных оконных заполнений;- металлические кованые оконные решетки (в нижнем уровне церкви) и две консоли козырька над западным входом;- кирпичный и изящный, тонко профилированный штукатурный декоры.Колокольня:  Экстерьер- восьмигранник из трех ярусов на двух ярусном  четырехграннике с  двумя входными проемами;- крыльца  из обработанных  каменных плит, скрепленных  металлическими скобами, западное – с тремя всходами,  южное –  с боковыми ограждениями ступеней нижний четырехгранник - порталы дверных проемов (полуциркульного завершения с «замком»)  из дорических полуколонн (с валиками) на невысоких  постаментах,   профильного карниза с сухариками, «фронтона» из двух  полуциркульных профильных с сухариками арок и опирающихся на них небольших профильных скатов;- сдвоенные оконные проемы полуциркульного завершения с круглыми  розетками над ними и по центру, в обрамлении пилястр, профильного  карниза с сухариками и «замком», «фронтона» из двух полуциркульных профильных с сухариками арок и опирающихся на них небольших профильных скатов, профильного подоконника (западный фасад);- гладкие стены со сдвоенными угловыми пилястрами, отделенные профильной тягой от постаментов с двумя ромбовидными ширинками, завершенные профильным карнизом;- антаблемент (с раскреповкой внутренних углов над пилястрами) из  архитрава с двух уступчатыми прямоугольными ширинками,  аркатурного пояса фриза и профильного карниза верхний четырехгранник- выступающие треугольные профильные (кроме восточного) фронтоны с   центральными круглыми розетками с карнизами, западным круглым  окном и восточным дверным проемом с лучковым завершением для  выхода на чердак трапезной;- гладкие стены, акцентированные на углах сдвоенными дорическими полу- и трехчетвертной колонками на постаментах и завершенные поясом с прямоугольными  двух уступчатыми ширинками и   профильным карнизом восьмерик, разделенный профильным карнизом на два яруса - нижний ярус – гладкая поверхность стен со следами примыкания кровли   и широкими двух уступчатыми нишами над ними и лучковым окошком в северной нише;- верхний ярус – гладкие стены, завершенные профильным карнизом, с выступающими в их основании профильными полуциркульными арками с  нишами на диагоналях и оконными проемами по сторонам света верхний малый  восьмерик - гладкие стены в основании;- в ярусе звонов частично сохранившийся участок с боковыми стенами и   наклонными подоконниками южного и восточного проемов, угловыми  пилястрами с упрощенными базами и капителями, уступчатой нишей  диагональной грани  Интерьер: нижний ярус- вытянутая в направлении запад-восток крестообразная планировка стен со срезанными углами в центре и северо-восточным входом на кирпичную винтовую меж ярусную лестницу со ступенчатым арочным перекрытием;- сдвоенные, с рассветами оконные проемы с полуциркульными завершениями;- входные проемы с криволинейными перемычками –  полуциркульными на  западном и южном, лучковым на трапезном);- пересекающиеся полуциркульные своды с подвышением к центру и  небольшими диагональными распалубками;- украшение пола центральной фигурной розеткой в продольной прямоугольной рамке-дорожке средний ярус- крестообразная планировка стен со срезанными углами в центре;  лестничный и трапезный чердачный (со ступенями) дверные проемы,  западное полуциркульное с рассветами окно;- гнезда от балок на южных и северных стенах со штукатурными следами   первоначальных уровней пола и плоского перекрытия верхний ярус - крестообразная планировка стен со срезанными углами в центре и   боковыми нишами с полуциркульными завершениями;- переход от крестообразной планировки к восьмиугольной напуском  диагональных граней в уровне замков ниш;- северный лучковый оконный проем с рассветами в уровне нижнего яруса  восьмерика;- четыре полуциркульных проема (по сторонам света) с наклонными подоконниками в уровне верхнего яруса восьмерикаТрапезная:  Экстерьер- выступающие углы объема в виде сдвоенных пилястр, отделенных профильной тягой от постаментов с двумя  ромбовидными ширинками;- узкие прямоугольные ниши в западных простенках;- шесть оконных проемов с полуциркульным завершением в северной и южной стенах (по три в каждой);- сквозная подоконная профильная тяга с камешками под окнами;- обрамление окон пилястрами с полукруглыми «капителями» и  профильными криволинейными карнизами с плечиками;- горизонтальная профильная тяга из трех рядов кирпичей;- остатки антаблемента из полки с прямоугольными ширинками,  аркатурного фриза и профильного карниза на  южной стене и следы на примыкающей к трапезной западной стене храма  Интерьер- квадратное в плане пространство, с угловыми остатками кирпичного крестового свода- шесть полуциркульных оконных проемов с рассветами, выступающими  прямыми кирпичными подоконниками в северной и южной стенах;- проходы в храм (с арочной перемычкой) и колокольню (с лучковой  перемычкой, в прямоугольной  рамке);- украшение пола пятью фигурными розетками двух типов в средней   продольной прямоугольной рамке-дорожке, с местоположением печи в   юго-западной стороне;- украшение пола в храмовом проходе датировками основания (1879г.) и   освящения (1883г.) церкви в поперечной (с перемычкой) прямоугольной  рамке-дорожке.Храм:  Экстерьер- раскрепованные углы кубического объема в уровне широких сдвоенных   пилястр с базами и капителями, отделенных профильной тягой от   постаментов с двумя  парами квадратных двух уступчатых ширинок,   объединенных высоким многопрофильным карнизом, над ним –   небольшая центральная профильная килевидная арка с полуциркульной  нишкой и боковыми прямоугольными нишами;- сквозная подоконная профильная тяга с камешками под окнами; - следы скатов крыш трапезной и апсиды, выше – прямоугольная  ниша  между парами пилястр с возвышающимся в центре циркульным сегментом с профильной круглой розеткой с плечиками на западной и восточной стенах; - на северной и южной стенах ниша между парами пилястр, завершенная  возвышающимся в центре циркульным сегментом с профильной круглой розеткой с плечиками; - четыре окна нижнего и два сближенных окна верхнего уровней на северной и южной стенах; - обрамление нижних оконных проемов с полуциркульным завершением пилястрами с полукруглыми «капителями», профильными криволинейными  карнизами с плечиками;- контурное обрамление больших верхних оконных проемов с  полуциркульным завершением пилястрами, сдвоенными подоконником и сандриком в виде криволинейного двух лучкового  карниза с плечиками; - завершение горизонтальных и криволинейных участков обреза стен храма   антаблементом (с раскреповкой внутренних углов над пилястрами) из полки, аркатурного пояса фриза и профильного карниза.  Интерьер- просторное квадратное в плане пространство, ограниченное капитальными  стенами с наклонными плоскими парусами в верхних углах, профильным   карнизом под сомкнутым сводом из восьми чередующихся широких и  узких долей;- полуциркульные оконные проемы с рассветами, выступающими   прямыми и наклонными подоконниками нижнего и верхнего света;- широкие арочные трапезный и апсидный проемы;- центральная полукруглая солея с пристенными всходами и гнездами для  столбиков утраченной чугунной ограды;- украшение пола храма боковыми продольными прямоугольными   рамками, тремя розетками с фигурными обрамлениями в поперечной  прямоугольной рамке-дорожке, и в связи с ней – квадратная рамка-ковер  с боковыми плетенками, переплетные фигуры из большого и  четырех  малых кругов в квадрате;- украшение пред алтарного пола тремя квадратными рамками с  заполнением геометрическим орнаментом; - композиционная схема росписи по штукатурке  на западной, северной и   южной стенах и угловых парусах;- участки сохранившейся живописи орнаментальных (в виде плетенок) и   сюжетных полей, вписанных в прямоугольные, арочные и круглые   обрамления.Апсида:  Экстерьер- угловые пилястры с капителями пятигранного объема, отделенные от постаментов сплошной профильной тягой;- простенки в уровне постаментов с двух уступчатыми прямоугольными   ширинками, в уровне пилястр – с северной, южной и западной нишами;- три проема с полуциркульными завершениями в диагональных и  восточной стенах;- прямоугольная ниша в северной, южной и восточной стенах;- обрамление окон пилястрами с полукруглыми «капителями»,   профильными криволинейными  карнизами с плечиками;- горизонтальная профильная тяга из трех рядов кирпичей;- антаблемент (с раскреповкой внутренних углов над пилястрами) из архитрава с прямоугольными ширинками, аркатурного пояса фриза и профильного карниза (аналогично трапезному)  Интерьер- боковые стены с полуразрушенными лучковыми  нишами жертвенника и   диаконника, диагональные – с полуциркульным оконным проемом с   рассветами и выступающим прямым  подоконником;- комбинированный (полуцилиндрический и трехчастный сомкнутый) свод- остатки узора пола.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте