Местоположение (севернее сохранившейся церкви Николая Чудотворца) здания с высокой колокольней, организующее вместе с утраченными постройками центральное пространство монастыря, являющегося архитектурно-планировочной доминантой окрестностей города Старая Русса.Здание в целом: - архитектурно-пространственная композиция «корабельного» типа (в направлении запад-восток), из связанных объемов ярусной колокольни, параллелограмма одноэтажной трапезной, кубического в два света храма и пониженной пятигранной апсиды (в одном уровне с трапезной); - формы завершений и крыш объемов XIX в.: восьмигранная шатровая с кокошниками над ярусом звонов, барабаном-шейкой, куполом с крестом на колокольне; скатная с центральным и четырьмя угловыми гранеными барабанами, куполами с крестами на храме (смотреть фото 1); двухскатная или полувальмовая с ендовами – на трапезной; пятискатная – на апсиде (по сохранившимся следам);- валунные фундаменты (под колокольней с большей глубиной заложения;- цоколь из обработанных каменных плит со свинцовыми прокладками;- кирпичная кладка стен с дымовыми каналами и остатков сводов;- местоположение, количество, конфигурация и размеры проемов;- мозаичные полы из цветной каменной крошки по кирпичной выстилке на каменном основанииФасады в целом: - центрально-осевая композиция каждого объема;- архитектурно-художественное оформление в русско-романтичном ордерно-барочном стиле;- членение столярных оконных заполнений;- металлические кованые оконные решетки (в нижнем уровне церкви) и две консоли козырька над западным входом;- кирпичный и изящный, тонко профилированный штукатурный декоры.Колокольня: Экстерьер- восьмигранник из трех ярусов на двух ярусном четырехграннике с двумя входными проемами;- крыльца из обработанных каменных плит, скрепленных металлическими скобами, западное – с тремя всходами, южное – с боковыми ограждениями ступеней нижний четырехгранник - порталы дверных проемов (полуциркульного завершения с «замком») из дорических полуколонн (с валиками) на невысоких постаментах, профильного карниза с сухариками, «фронтона» из двух полуциркульных профильных с сухариками арок и опирающихся на них небольших профильных скатов;- сдвоенные оконные проемы полуциркульного завершения с круглыми розетками над ними и по центру, в обрамлении пилястр, профильного карниза с сухариками и «замком», «фронтона» из двух полуциркульных профильных с сухариками арок и опирающихся на них небольших профильных скатов, профильного подоконника (западный фасад);- гладкие стены со сдвоенными угловыми пилястрами, отделенные профильной тягой от постаментов с двумя ромбовидными ширинками, завершенные профильным карнизом;- антаблемент (с раскреповкой внутренних углов над пилястрами) из архитрава с двух уступчатыми прямоугольными ширинками, аркатурного пояса фриза и профильного карниза верхний четырехгранник- выступающие треугольные профильные (кроме восточного) фронтоны с центральными круглыми розетками с карнизами, западным круглым окном и восточным дверным проемом с лучковым завершением для выхода на чердак трапезной;- гладкие стены, акцентированные на углах сдвоенными дорическими полу- и трехчетвертной колонками на постаментах и завершенные поясом с прямоугольными двух уступчатыми ширинками и профильным карнизом восьмерик, разделенный профильным карнизом на два яруса - нижний ярус – гладкая поверхность стен со следами примыкания кровли и широкими двух уступчатыми нишами над ними и лучковым окошком в северной нише;- верхний ярус – гладкие стены, завершенные профильным карнизом, с выступающими в их основании профильными полуциркульными арками с нишами на диагоналях и оконными проемами по сторонам света верхний малый восьмерик - гладкие стены в основании;- в ярусе звонов частично сохранившийся участок с боковыми стенами и наклонными подоконниками южного и восточного проемов, угловыми пилястрами с упрощенными базами и капителями, уступчатой нишей диагональной грани Интерьер: нижний ярус- вытянутая в направлении запад-восток крестообразная планировка стен со срезанными углами в центре и северо-восточным входом на кирпичную винтовую меж ярусную лестницу со ступенчатым арочным перекрытием;- сдвоенные, с рассветами оконные проемы с полуциркульными завершениями;- входные проемы с криволинейными перемычками – полуциркульными на западном и южном, лучковым на трапезном);- пересекающиеся полуциркульные своды с подвышением к центру и небольшими диагональными распалубками;- украшение пола центральной фигурной розеткой в продольной прямоугольной рамке-дорожке средний ярус- крестообразная планировка стен со срезанными углами в центре; лестничный и трапезный чердачный (со ступенями) дверные проемы, западное полуциркульное с рассветами окно;- гнезда от балок на южных и северных стенах со штукатурными следами первоначальных уровней пола и плоского перекрытия верхний ярус - крестообразная планировка стен со срезанными углами в центре и боковыми нишами с полуциркульными завершениями;- переход от крестообразной планировки к восьмиугольной напуском диагональных граней в уровне замков ниш;- северный лучковый оконный проем с рассветами в уровне нижнего яруса восьмерика;- четыре полуциркульных проема (по сторонам света) с наклонными подоконниками в уровне верхнего яруса восьмерикаТрапезная: Экстерьер- выступающие углы объема в виде сдвоенных пилястр, отделенных профильной тягой от постаментов с двумя ромбовидными ширинками;- узкие прямоугольные ниши в западных простенках;- шесть оконных проемов с полуциркульным завершением в северной и южной стенах (по три в каждой);- сквозная подоконная профильная тяга с камешками под окнами;- обрамление окон пилястрами с полукруглыми «капителями» и профильными криволинейными карнизами с плечиками;- горизонтальная профильная тяга из трех рядов кирпичей;- остатки антаблемента из полки с прямоугольными ширинками, аркатурного фриза и профильного карниза на южной стене и следы на примыкающей к трапезной западной стене храма Интерьер- квадратное в плане пространство, с угловыми остатками кирпичного крестового свода- шесть полуциркульных оконных проемов с рассветами, выступающими прямыми кирпичными подоконниками в северной и южной стенах;- проходы в храм (с арочной перемычкой) и колокольню (с лучковой перемычкой, в прямоугольной рамке);- украшение пола пятью фигурными розетками двух типов в средней продольной прямоугольной рамке-дорожке, с местоположением печи в юго-западной стороне;- украшение пола в храмовом проходе датировками основания (1879г.) и освящения (1883г.) церкви в поперечной (с перемычкой) прямоугольной рамке-дорожке.Храм: Экстерьер- раскрепованные углы кубического объема в уровне широких сдвоенных пилястр с базами и капителями, отделенных профильной тягой от постаментов с двумя парами квадратных двух уступчатых ширинок, объединенных высоким многопрофильным карнизом, над ним – небольшая центральная профильная килевидная арка с полуциркульной нишкой и боковыми прямоугольными нишами;- сквозная подоконная профильная тяга с камешками под окнами; - следы скатов крыш трапезной и апсиды, выше – прямоугольная ниша между парами пилястр с возвышающимся в центре циркульным сегментом с профильной круглой розеткой с плечиками на западной и восточной стенах; - на северной и южной стенах ниша между парами пилястр, завершенная возвышающимся в центре циркульным сегментом с профильной круглой розеткой с плечиками; - четыре окна нижнего и два сближенных окна верхнего уровней на северной и южной стенах; - обрамление нижних оконных проемов с полуциркульным завершением пилястрами с полукруглыми «капителями», профильными криволинейными карнизами с плечиками;- контурное обрамление больших верхних оконных проемов с полуциркульным завершением пилястрами, сдвоенными подоконником и сандриком в виде криволинейного двух лучкового карниза с плечиками; - завершение горизонтальных и криволинейных участков обреза стен храма антаблементом (с раскреповкой внутренних углов над пилястрами) из полки, аркатурного пояса фриза и профильного карниза. Интерьер- просторное квадратное в плане пространство, ограниченное капитальными стенами с наклонными плоскими парусами в верхних углах, профильным карнизом под сомкнутым сводом из восьми чередующихся широких и узких долей;- полуциркульные оконные проемы с рассветами, выступающими прямыми и наклонными подоконниками нижнего и верхнего света;- широкие арочные трапезный и апсидный проемы;- центральная полукруглая солея с пристенными всходами и гнездами для столбиков утраченной чугунной ограды;- украшение пола храма боковыми продольными прямоугольными рамками, тремя розетками с фигурными обрамлениями в поперечной прямоугольной рамке-дорожке, и в связи с ней – квадратная рамка-ковер с боковыми плетенками, переплетные фигуры из большого и четырех малых кругов в квадрате;- украшение пред алтарного пола тремя квадратными рамками с заполнением геометрическим орнаментом; - композиционная схема росписи по штукатурке на западной, северной и южной стенах и угловых парусах;- участки сохранившейся живописи орнаментальных (в виде плетенок) и сюжетных полей, вписанных в прямоугольные, арочные и круглые обрамления.Апсида: Экстерьер- угловые пилястры с капителями пятигранного объема, отделенные от постаментов сплошной профильной тягой;- простенки в уровне постаментов с двух уступчатыми прямоугольными ширинками, в уровне пилястр – с северной, южной и западной нишами;- три проема с полуциркульными завершениями в диагональных и восточной стенах;- прямоугольная ниша в северной, южной и восточной стенах;- обрамление окон пилястрами с полукруглыми «капителями», профильными криволинейными карнизами с плечиками;- горизонтальная профильная тяга из трех рядов кирпичей;- антаблемент (с раскреповкой внутренних углов над пилястрами) из архитрава с прямоугольными ширинками, аркатурного пояса фриза и профильного карниза (аналогично трапезному) Интерьер- боковые стены с полуразрушенными лучковыми нишами жертвенника и диаконника, диагональные – с полуциркульным оконным проемом с рассветами и выступающим прямым подоконником;- комбинированный (полуцилиндрический и трехчастный сомкнутый) свод- остатки узора пола.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.