А. Градостроительная охранаСвято-Духов монастырь является архитектурно-планировочной доминантой юго-западной части города Боровичи, где Собор Святого Духа – главная храмовая постройка, его композиционная основа. Местонахождение здания в южной стороне основного двора, восточнее Настоятельского корпуса и западнее надвратной церкви Иакова Боровичского.Общие габариты, этажность, объемно-пространственная структура здания.Б. Архитектурная охранаЗдание в целом:- архитектурно-пространственная композиция из объемов разновременных построек – центральный кубический четырех столпный храм со световым барабаном, завершенным куполом с крестом, и пятигранная пониженная апсида (XIX в.), пристроенные одинаковые по высоте (один этаж) северный и южный приделы со скругленными восточными углами и западная паперть с выступающим портиком (XIX в.);- крыши храма, приделов, паперти с плоскими скатами, апсиды – с криволинейными;- фундаменты;- кирпичная кладка цоколя и стен;Фасады в целом:- центрально-осевая композиция храма и апсиды;- архитектурно-художественное оформление в стиле классицизма, сложившемся в XIX веке;- местоположение, количество, конфигурация и размеры первоначальных проемов;- двенадцати частная расстекловка оконных заполнений проемов храма и угловых граней апсиды;- трехчастное (фрамуга и створки) членение с мелкой расстекловкой заполнений оконных проемов приделов и паперти;- первоначальный кирпичный декор.Собор Святого Духа.Фасад:- традиционное вертикальное членение гладкой поверхности стен угловыми и промежуточными (кроме восточного фасада) лопатками на три одинаковых прясла, угловыми – до выступающей нижней полки под карнизом, промежуточными – до тяги с раскреповками над ними;- завершение стены над верхней полкой карнизом, включающим пояс сухариков из вертикальных с выкружкой кирпичей, четырех выступающих рядов, причем первый и третий – с четвертной выкружкой;- девять больших прямоугольных оконных проемов верхнего яруса в пряслах между лопатками;- профильные сандрики с фигурными консолями и полочкой между ними, над центральными окнами треугольные, над боковыми – прямые с полкой.Интерьер:- подлинная кирпичная кладка стен на всю сохранившуюся высоту;- планировка стен и квадратных в плане столбов с различными заступами и нишами для размещения икон;- уровень пола и уступа солеи;- два больших глубоких проема с полуциркульным завершением, под арочной полкой которых расположены двух уступчатые арочные проходы, ведущие в приделы, а также западный арочный портал в поздней паперти;- в западной стене в интерьере и на фасаде северная и южная большие глубокие ниши с откосами и полуциркульным завершением, изнутри в прямоугольные ниши которых также вписаны заложенные в виде ниш первоначальные арочные оконные проемы нижнего яруса;- девять (по три на западной, северной и южной стенах) прямоугольных с откосами оконных проемов верхнего яруса на месте первоначальных;- перекрещивающиеся коробовые своды с замками, опирающиеся на стены и столбы;- угловые криволинейные паруса центрального перекрестия;- сомкнутый с восьмигранным отверстием свод;- световой барабан;- воздушные металлические связи в уровне чуть ниже пят сводов.Апсида.Фасад:- слабо выступающий цоколь;- украшение гладкой поверхности стеновых граней (кроме южной) большими нишами между нижней и слегка выступающей верхней полками;- завершение стены над верхней полкой с мутулами карнизом из двух полок в два ряда кирпичей;- по одному большому прямоугольному оконному проему с полкой сандриком на двух консолях в северо-восточной и юго-восточной нишах;- заложенный в виде ниши восточный оконный проем с обрамлением колоннами на подставах и профильным прямым с полкой сандриком.Интерьер:- подлинная кирпичная кладка стен на всю сохранившуюся высоту;- уровень пола;- два прямоугольных оконных проема без подоконников в диагональных стенах;- ниша-жертвенник и входной проем в служебное помещение придела с полуциркульными перемычками на южной стене;- ниша - диаконник с полуциркульной перемычкой и прямоугольный входной проем в служебное помещение придела на северной стене;- конфигурация трех ведущих в храм проемов с полуциркульным завершением, центральный – широкий, а два боковых – меньших размеров;- комбинированный (полуцилиндрический и трехчастный сомкнутый) свод;- воздушные металлические связи в уровне перекрытия.Приделы, паперть.Фасад:- слабо выступающий цоколь и гладкая поверхность стен;- стены скругленных восточных углов с небольшим отступом и прямоугольным оконным проемом;- двадцать прямоугольных оконных проемов, включая шесть на западной и по семь – на северной и южной стенах, один прямоугольный проем меньшей высоты у апсиды на восточной стене южного придела;- шесть проемов в виде ниш, в том числе по две на западной и восточной стенах и по одной – на северной и южной;- прямоугольный дверной проем у апсиды на восточной стене северного придела;- профильные прямые с полкой сандрики на двух консолях над проемами и нишами;- завершение стен простым профильным средне выступающим карнизом;- выступающий постамент для центрального четырех колонного портика с треугольным фронтоном (в одном уровне с карнизами стен), большим входным проемом и двумя нишами по бокам, все с полуциркульными перемычками.Интерьер:- подлинная кирпичная кладка стен на всю сохранившуюся высоту;- уровень пола;- двадцать два прямоугольных оконных проема, включая шесть на западной, по семь на северной и южной стенах и по одному – на скругленных восточных углах;- по одной (в размер оконных проемов) нише на восточных стенах приделов;- большой входной папертный проем с полуциркульным завершением и четыре дверных прямоугольных проема, соединяющих приделы с папертью и двумя восточными служебными помещениями;- уровень первоначальных плоских перекрытий.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.