Церковь Покрова

1.Градостроительная характеристика•местоположение: в центральной части деревни Борисово в границах гражданского кладбища, на отделенном исторической каменной оградой с южной и восточной сторон участке; является композиционным ядром и высотной доминантой округи; •секторы и направления видовых раскрытий здания с юго-запада, юга и юго-востока, при движении по автодороге, соединяющей д. Устрека с д. Малый Ужин;2.Архитектурные и конструктивные характеристики здания•композиционное решение: симметричная относительно центральной продольной оси восток-запад компоновка разновеликих объемов;•объемно-пространственная композиция одноглавой одноэтажной церкви, в том числе, кубический основной объем, с востока и запада от которого расположены равные между собой по ширине и высоте объемы полукруглой в плане алтарной апсиды и квадратной в плане трапезной, далее к западу небольшая,  высотой равная церкви, квадратная в плане паперть, над ней колокольня с восьмериком, увенчанным восьмигранным шатром, одномаршевое крыльцо с глухими парапетами и укрытой двухскатным зонтом верхней площадкой перед главным входом с запада;•стилистика: русский стиль; общие габариты в плане 35,4x13,7 м (без крыльца);•материал капитальных стен: красный полнотелый красный керамический кирпич, известково-песчаный раствор; материал и характер обработки фасадной поверхности - гладкая окрашенная штукатурка, окраска, характер исторического колористического решения фасадов (уточняется в процессе реставрационных исследований);•форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий, в том числе: над полукружием апсиды конусной формы; над основным объемом и над папертью четырехскатная вальмовой формы, над трапезной двухскатной формы с продольным коньком; купол над главой церкви луковичной формы с обитым металлическим листом яблоком увенчан шестиконечным крестом с полумесяцем и двузубцем в основании, над колокольней восьмигранный шатер с обитым металлическим листом яблоком увенчан  восьмиконечным крестом; деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами из мелкоразмерных картин на стоячий фалец, окрытие купола стальными листами на лежачий фалец по журавцам и сплошному дощатому настилу; подоконные жестяные отливы и отливы на выступающих из плоскости фасада архитектурных элементах;•исторические — материал (дерево, металл) и конструкция заполнений оконных и дверных проемов, в том числе: в четверти десяти оконных и двух дверных арочных проемов установлены деревянные колоды с горизонтальной балкой в уровне пят арки (кроме спаренных окон в четверике церкви), в оконных проемах к такой балке прикреплены кованые решетки, в том числе: в колокольне, трапезной и апсиде решетки состоят из двух частей — замкнутой полукруглой формы, которая закреплена к деревянной оконной колоде и горизонтальной деревянной балке короткими отрезками из полосы, раскованной на одном конце в виде петли (под заклепку), с заполнением из четырех радиально расположенных стержней квадратного сечения, протянутых через отверстия в дополнительной полуокружности из полосы, прямоугольные участки проемов ниже балки заполнены решетками из восьми горизонтальных полос, раскованных на концах в виде петли под заклепку, через отверстия в полосах протянуты восемь вертикальных стержней квадратного сечения; в спаренных арочных окнах четверика установлены кованые решетки, состоящие из десяти горизонтальных полос раскованных на концах в виде петли под заклепку для крепления к колоде, через отверстия в которых протянуты восемь вертикальных стержней квадратного сечения; в двух высоких арочных порталах в западных стенах паперти и трапезной арочная часть зашита деревянными перегородками с одновременным устройством прямоугольных дверей: в западном портале паперти наружная дверь щитовая распашная, со стороны интерьера укреплена кованая решетка, состоящая из двух створок, каждая представляет собой прямоугольную раму, закрепленную тремя заведенными в четверть и закрепленными на коробке заклепками коваными поворотными петлями, заполненную пятью вертикальными стержнями прямоугольного сечения и разделенную рядами орнаментов представленных, в том числе, в нижней и верхней части скрепленными между собой через один стержень четырьмя рядами взаимонаправленных удлиненных «S»-образных полос с завитками на концах, по оси решетки между двумя горизонтальные тетивами ряд колец, по его сторонам два пояса с заполнением из трех скрепленных между собой кольцами и закрепленных на стержнях решетки ромбов выполненных из удлинённых  и согнутых посередине полос с завитками на концах (три ромба утрачены); в портале трапезной столярное заполнение распашными деревянными филенчатыми полотнами и пристроенным с восточной стороны деревянным тамбуром (XX в.) с филенчатыми заполнениями, двупольной филенчатой дверью и профильным карнизом;•местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов, в том числе: десять оконных проемов и два дверных — все с арочной перемычкой, с четвертью, изнутри помещения в перекрытой конической перемычкой внутренней амбразуре, в том числе, по два окна в апсиде, в трапезной и паперти, спаренные оконные проемы изнутри помещения с узкими прямоугольными нишами в усеченных наружных откосах ниже пят арок — в северной и южной стенах основного объема церкви; четыре окна с арочной перемычкой и внутренней четвертью в барабане; два высоких арочных портала в западных стенах паперти и трапезной; •композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов в эклектичных формах русского стиля с историческим цветовым решением (уточняется в ходе научно-реставрационных работ) и серым цветом кровельного покрытия в том числе: по периметру стен незначительно выступающий высокий кирпичный оштукатуренный и окрашенный в серый цвет цоколь с прямоугольными отверстиями продухов (заложены в настоящее время), раскрепованный на угловых пилястрах четвериков церкви, паперти и трапезной; кирпичный карниз в подоконном уровне и венчающие два ряда кирпичных карнизов из уступов кирпичных рядов в барабане; по периметру стен четвериков церкви и паперти профилированный антаблемент, раскрепованный на угловых пилястрах: с венчающим карнизом и карнизом архитрава из уступов кирпичных рядов со штукатурным профилем (сохранился частично) в верхней части, с фризом, заполненным прямоугольными ширинками (нишами) с выступающими ромбами (сохранились частично на южном и западном фасадах паперти и на юго-восточном углу основного четверика церкви); развитой венчающий профилированный карниз (штукатурный профиль карниза сохранился частично) и узкий поясок из одного ряда кирпича выше окон на полукруге апсиды и по периметру стен трапезной, где профили раскрепованы на двух угловых лопатках; наличники четырех арочных окон и четырех арочных ниш барабана: каждая форма с широким гладким архивольтом, опирающимся на кирпичные пилястры с ордерным мотивом капителей и баз из прямых кирпичных уступов; четыре арочных проема яруса звона, каждый увенчан широким кирпичным кокошником килевидной формы, который опирается на кирпичные пилястры с капителями в виде прямых кирпичных уступов, которые объединены единым карнизом в узких диагональных простенках восьмерика с крупными прямоугольными нишами по оси, увенчанных каждый кирпичным килевидным кокошником с полукруглой нишкой по оси; единый гладкий выступ по периметру стен в основании яруса звона; в верхних частях симметричных боковых фасадов четверика церкви: в угловых частях по две небольшие плоские фигурные ниши в форме мальтийского креста с кругом в средокрестии, плоская прямоугольная ниша для размещения киота по оси стены; плоская прямоугольная ниша, сооруженная для размещения киота по оси западной стены паперти; арочные оконные проемы апсиды, трапезной и паперти, обрамлены прямоугольной в сечении кирпичной тягой и штукатурными профилями на откосах, опирающимися на двухуступчатую кирпичную подоконную доску на плоских прямоугольных «камешках»; единая для спаренных окон кирпичная двухуступчатая подоконная доска на плоских прямоугольных «камешках» по краям и трехчастным «камешком» по центру (на северном фасаде подоконный выступ перебит устроенным здесь дверным проемом); арочный дверной проем паперти обрамлен прямоугольной в сечении арочной тягой и штукатурными тягами на откосах (тяга искажена ремонтами, профили утрачены); два кованых горизонтальных кронштейна в виде двух полос с заполнением между ними орнаментом из кованых «S»-образных завитков (заведены одним концом  в кладку западной стены и поддерживают конструкцию зонта);•пространственно-планировочная структура интерьеров, в том числе: единое пространство — алтарной апсиды с полусферическим сводом с тремя распалубками, четвериков церкви и трапезной, перекрытых парусным сводом по аркам, объединяющим угловые прямоугольные выступы стен — сформированное вокруг основного объема церкви, где стены четверика изнутри образуют восьмерик за счет срезанных по диагонали внутренних углов, где восточная и западная стены прорезаны широкими открытыми подпружными арками, несущими восьмилотковый парусный свод с круглым отверстием в зените для светового барабана главы, перекрытого сферическим сводом; парусный свод по аркам, объединяющих угловые прямоугольные выступы стен в четверике паперти, несущей двухъярусный восьмерик колокольни, перекрытый парусным сводом; расположение маршевой деревянной лестницы для подъема в колокольню вдоль северной стены паперти, через специально устроенное в парусном кирпичном своде прямоугольное отверстие; первоначальный уровень и материал полов всего объема в том числе: дощатые полы по деревянным лагам в апсиде, в трапезной и в основном объеме церкви (уровень пола в подкупольном пространстве выше на одну ступень, деревянная солея еще выше на две ступени); каменный пол в паперти из квадратных известняковых плит; кирпичные полы постелистой стороной вразбежку в нижнем ярусе восьмерика колокольни (сохранились фрагментарно); уровень деревянных перекрытий в ярусах восьмерика колокольни (уточняется в ходе научно-реставрационных работ);•количество, форма, размеры и расположение проемов во внутренних стенах, в том числе, арочные дверной проем трапезной с западной стороны обрамлен прямоугольной в сечении арочной тягой и штукатурными профилями на откосах; в том числе, печные внутристенные каналы, основания печей в подпольном пространстве (уточняется в процессе научно-исследовательских работ);•архитектурно-художественное оформление интерьеров, в том числе: неглубокие прямоугольные подоконные ниши в каждой оконной оси (под западным окном четверика ниша растесана для устройства дверного проема); характер исторического колористического решения интерьеров (уточняется в процессе реставрационных исследований);•материал отделки стен, арок, сводов (кирпич, известково-песчаная штукатурка, окраска в белый цвет, за исключением верхней части стен, арок и парусного свода четверика паперти);•материал, конструкция и характер связей, в том числе: внутристенные металлические связи в карнизных частях всех объемов церкви и колокольни (уточняется в ходе научно-реставрационных работ), одна воздушная металлические связь в юго-западном углу восьмерика церкви, в уровне пят восьми арочных проемов яруса звона в кладку заведены деревянные балки и одна балка в диагональном направлении — с железным хомутом и подвешенным на нем колоколом; •монументальная живопись темперной и масляной красками в том числе: в нише с арочной перемычкой по оси апсиды крупная композиция Деисус: Господь Вседержитель, Божья Матерь и Иоанн Креститель (2-я пол. XIX в.); две крупные композиции (XX в.) с изображением святых — на лопастях западной подпружной арки четверика церкви; •движимые предметы искусства, неразрывно связанные с памятником истории и культуры церковью Покрова, в том числе: одно бронзовое паникадило кон. XIX – нач. XX вв. на тридцать две светоточки, с центральным штоком в виде витой балясины, завершенного внизу профилированными утолщением и гирькой, с двумя ярусами из восьми литых рожков-перьев с завитками, с розетками в виде раскрывшихся цветочных бутонов (в подкупольном пространстве), четыре малых литых колокола кон. XIX – нач. XX вв. с билами (один подвешен на хомуте на балке в ярусе звона, три закреплены на импровизированной звоннице, закрепленной на перилах лестницы в паперти); кованая решетка калитки с закладной щеколдой (в южной части каменой ограды кладбища) представляет собой прямоугольную раму, заполненную пятью вертикальными стержнями прямоугольного сечения, скрепленных между собой через один стержень четырьмя рядами из взаимонаправленных удлиненных «S»-образных полос с завитками на концах, в средней части решетки — кольцами между двумя горизонтальными тетивами;•объемно-пространственное решение и архитектурно-художественное оформление оштукатуренной и побеленной кирпичной ограды с опорными столбами и цоколем, с проходами с южной и восточной сторон, с решетчатым заполнением прясел, в том числе: квадратные в плане столбы с карнизом и цоколем (каждая форма из уступов двух кирпичных рядов), покрытие жестяными колпаками с отливами, шейкой и пирамидальным навершием (в местах ремонтов новые колпаки упрощенной формы); кованые решетки прясел представляют собой каждая прямоугольную раму гнутую из полос с заполнением из двадцати девяти (иногда тридцати) завершающихся пиками вертикальных стержней прямоугольного сечения, скрепленных между собой в верхней части двумя взаимонаправленными рядами «С»-образных завитков из полос, а в нижней части, через один стержень — взаимонаправленными удлиненными «S»-образными полосами с завитками на концах; две кованые решетчатые створки восточных ворот (северная створка прикреплена на пятниках к столбу), каждая из которых представляет собой прямоугольную раму, заполненную пятью вертикальными стержнями прямоугольного сечения, скрепленных между собой через один стержень четырьмя рядами из взаимонаправленных удлиненных «S»-образных полос с завитками на концах, в средней части решетки — кольцами между двумя горизонтальными тетивами, с килевидным навершием — форма выполнена из двух полос с завитками на концах, с заполнением из двух взаимонаправленных «S»-образных завитков; (южный столб восточных ворот полуразрушен, пики решеток соседних прясел местами погнуты, декоративные детали имеют незначительные утраты и искажения); •Исторически ценное функциональное назначение: православная церковь.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте