Церковь Георгия Победоносца

Градостроительная характеристика•местоположение: в центральной части довольно большого Тельбовского сельского поселения, с восточной, южной и западной стороны церковь окружена захоронениями гражданского старинного гражданского кладбища; является композиционным ядром и высотной доминантой округи в структуре окружающего природного и культурного ландшафта;•панорамное раскрытие здания с дальних расстояний; северо-восточный и северо-западный секторы видовых раскрытий здания при движении по старой грунтовой дороге внутреннего проезда; 2.Архитектурные и конструктивные характеристики здания•композиционное решение: симметричная относительно центральной продольной оси восток-запад компоновка разновеликих объемов;•объемно-пространственная композиция одноэтажной церкви, представляющей собой: протяженный по оси восток-запад объем, состоящий из собственно церкви (с востока) с возвышающимся над ней пятиглавием из крупного восьмерика центрального барабана с увенчанным барочной главкой восьмидольным куполом (в настоящее время сохранились фрагменты кирпичной кладки трех лопастей (юго-восточный сектор) сомкнутого свода купола над восьмигранным восьмериком центральной главы) в близком окружении четырех малых барабанов с главами, запада с обширной трапезной с тремя оконными осями на симметричных боковых фасадах, небольшой паперти с крыльцом перед западным входом и отдельно стоящей трехъярусной (в настоящее время)  колокольни;•стилистика: сочетание форм екатерининского барокко и классицизма; общие габариты: церковь и трапезная с папертью (не считая крыльца) в плане 13,2х33,5 м, колокольня в плане квадрат со стороной 6,3 м;•материал капитальных стен церкви, трапезной с папертью и колокольни, в том числе: красный полнотелый  керамический кирпич на известково-песчаном растворе, материал и характер обработки фасадной поверхности, включая архитектурные детали — гладкая известково-песчаная штукатурка, последующая окраска; •характер исторического колористического решения фасадов (уточняется в процессе комплексных научных исследований);•форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий, в том числе:  над основным объемом церкви сложной скатной формы — двухскатной формы над фронтонами трех ризалитов, совмещенная с трехскатной формой над восточными полукружиями; двухскатной формы с продольным коньком над трапезной и поперечным коньком над папертью; сомкнутый на восемь граней купол с шейкой и главкой барочной формы с крестом на каждом из пяти барабанах (в настоящее время центральная глава обрушена, на северо-западном барабане крест утрачен): деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами из мелкоразмерных картин на стоячий фалец, окрытие куполов и главок стальными листами на лежачий фалец по журавцам и сплошному дощатому настилу; •местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов церкви и трапезной с папертью, включая проемы во внутренних стенах и в том числе, исторические — материал (дерево) и конструкция заполнений:— расположение, форма и конфигурация люкарн в лопастях восьмилоткового сомкнутого свода (сохранились в трех лопастях юго-восточного сектора); — три оконных проема восьмерика главы (на южной, северной и западной гранях) с перемычкой арочной формы, с четвертью, изнутри помещения устроены в пространной прямоугольной плоской нише, в перекрытой конической коробовой двухцентровой перемычкой внутренней амбразуре, в четвертях укреплены кованые решетки из раскованных на концах в виде петли под заклепку одиннадцати горизонтальных стержней, через отверстия в которых протянуты восемь вертикальных стержней квадратного сечения, с заполнением из кованых полос, состоящих из рядов колец, чередующихся с рядами обращенных навстречу друг другу завитков волют; вплотную к четверти с двух сторон установлены столярные блоки (сохранились лишь два внутренних неостекленных блока) с рамами, имитирующими двустворные заполнения разделенные переплетами на шесть прямоугольных частей, с дополнительным горизонтальным брусом и с полукруглой фрамугой с делением переплетами на три сегмента, сходящихся к центральному полукругу;— по два оконных проема в трех ризалитах церкви, каждый: с перемычкой арочной формы, с четвертью, изнутри помещения в перекрытой конической коробовой двухцентровой перемычкой внутренней амбразуре и с продолжающимися по уровня пола откосами, в которых с двух сторон устроены прямоугольные внутристенные каналы для засовов и металлическое подставы (для ставень?), в каждом окне ризалитов в четвертях закреплена металлическая кованая решетка с раппортом кубчатого рисунка, вплотную к четверти снаружи и изнутри установлены столярные блоки (сохранились лишь отдельные, в основном неостекленные блоки) с рамами, имитирующими двустворные заполнения разделенные переплетами на восемь прямоугольных частей с дополнительным горизонтальным брусом в пяте и с полукруглой фрамугой с делением переплетами на два полукруга;— по оси фронтонов трех ризалитов по одному небольшому окну с перемычкой арочной формы, с четвертью, изнутри помещения в перекрытой конической коробовой двухцентровой перемычкой внутренней амбразуре с наклонным подоконником, в четверть каждого проема укреплена кованая решетка из раскованных на концах в виде петли под заклепку шести горизонтальных стержней, через отверстия в которых протянуты восемь вертикальных стержней квадратного сечения, в центральной части орнамент в виде взаимно направленных скрепленных между собой и вокруг стержней, обращенных навстречу друг другу разновеликих завитков волют из полосы, при этом крайние верхний и нижний ряд ячеек обрамлены сверху и снизу орнаментом из обращенных навстречу друг другу завитков волют и заполнены кольцами из полосы, снаружи и изнутри вплотную к четверти примыкает столярный блок (сохранились лишь внутренний неостекленный блок северного окна и наружный блок южного окна) с прямоугольными рамами, разделенные переплетами три равные прямоугольные части, с дополнительным горизонтальным брусом и с полукруглой фрамугой с делением переплетами на три сегмента, сходящихся к центральному полукругу;— в двух восточных полукружиях основного объема церкви по два окна с перемычкой лучковой формы, каждый с четвертью, изнутри помещения в перекрытой внутренней конической уплощенной коробовой двухцентровой формы перемычкой, с продолжающимися до уровня пола откосами, в которых с двух сторон устроены прямоугольные внутристенные каналы для засовов и металлические подставы (для ставень?), изнутри помещения вплотную к четверти укреплена кованая решетка с раппортом кубчатого рисунка, снаружи вплотную к четверти примыкает столярный блок (сохранились четыре остекленные блока) с рамами, имитирующими двустворные заполнения разделенные переплетами на шесть прямоугольных частей и две верхние секции с криволинейным верхом;— по три оконных проема на южном и северном фасадах трапезной, каждый: с перемычкой арочной формы, изнутри помещения в перекрытой конической арочной перемычкой внутренней амбразуре, с деревянной закладной колодой в которую заведена металлическая кованая решетка с раппортом кубчатого рисунка, снаружи и изнутри вплотную к четверти примыкает столярный блок (сохранились лишь отдельные, в основном неостекленные блоки) с рамами, имитирующими двустворные заполнения разделенные переплетами на восемь прямоугольных частей с дополнительным горизонтальным брусом в пяте и с полукруглой фрамугой с делением переплетами на три сегмента, сходящихся к центральному полукругу;— по одному оконному проему на южном и северном фасадах паперти, каждый: с перемычкой арочной формы, изнутри помещения в перекрытой конической арочной перемычкой внутренней амбразуре, с деревянной закладной колодой, в которую заведена кованая решетка с раппортом кубчатого рисунка, а вплотную снаружи и изнутри установлены столярные блоки (сохранились фрагменты единственного наружного блока в южном окне) с рамами, имитирующими двустворные заполнения разделенные переплетами на восемь прямоугольных частей с дополнительным горизонтальным брусом в пяте и с полукруглой фрамугой с делением переплетами на три сегмента, сходящихся к центральному полукругу;— один небольшой оконный проем с арочной перемычкой и прямыми откосами во фронтоне трапезной;— по одному дверному проему с арочной перемычкой в южном и северном ризалите,  каждый: с перемычкой арочной формы, с четвертью, изнутри помещения в перекрытой конической коробовой двухцентровой перемычкой внутренней амбразуре (северный заложен кирпичной кладкой), в портале южного ризалита снаружи укреплена металлическая решетка, состоящая из двух створок, закрепленных заклепками на двух кованых поворотных петлях на подставах, заведенных в четверть, при этом каждая створка представляет собой прямоугольную металлическую раму из полос, разделенную при помощи спаренных и объединенных между собой заклепками разделительными металлическими  петлями с дверной накладкой по высоте на три секции, с заполнением из наклонных взаимно пересекающихся узких металлических полос в виде ромбов вытянутых по вертикали в крайних секциях и вытянутых по горизонтали в средней; уровне пят южного портала заведена деревянная балка, на которой с двух сторон установлена полукруглая остекленная фрамуга: наружная фрамуга с веерным делением переплетами на шесть сегментов, внутренняя фрамуга с делением переплетами на три сегмента, сходящихся к центральному полукругу и дополнительным средним переплетом полукруглой формы, с внутренней стороны портала глухая щитовая двупольная дверь со шпонками и жиковинами из кованых полос, укрепленных на подставах в откосах;— один дверной проем в западной стене паперти: с арочной перемычкой, изнутри помещения в перекрытой конической арочной перемычкой внутренней амбразуре, с деревянной закладной колодой, на которой закреплена заклепками полукруглая фрамуга из кованой полосы с заполнением из кованой решетки с раппортом кубчатого рисунка; глухая щитовая, обитая снаружи металлическим листом двупольная дверь со шпонками и жиковинами из кованых полос, укрепленных на подставах в колоде;— один дверной проем в восточной стене паперти (в западной стене трапезной): с арочной перемычкой, со стороны трапезной в перекрытой конической арочной перемычкой внутренней амбразуре, с деревянной закладной колодой, на которой закреплена заклепками полукруглая фрамуга из кованой полосы с заполнением из кованой решетки; в проеме установлены столярные заполнения: глухая щитовая, обитая в восточной стороны металлическим листом двупольная дверь со шпонками и жиковинами из кованых полос, укрепленных на подставах в колоде; с восточной стороны к колоде закреплены двупольные двери с прямоугольными филенками и полуциркульной фрамугой с филенками в виде двух полукругов;— один прямоугольный дверной проем с перемычкой из деревянных плах и  прямыми притолоками, с дверной коробкой из бруса и перемычкой лучковой формы в южной части восточной стены паперти;— один прямоугольный дверной проем в закладной колоде во внутренней поперечной северной стене паперти, глухая щитовая дверь на трех шпонках и двух жиковинами из кованых полос, укрепленных на подставах в колоде;•местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов колокольни,  в том числе: четыре широких арочных проема в каждом из трех ярусов колокольни (сквозные арочные проемы нижнего яруса колокольни заложены изнутри кирпичной кладкой с одновременным устройством здесь ниш, в северной закладке сделано прямоугольное отверстие);•композиция и архитектурно-художественное оформление симметричных относительно продольной оси фасадов церкви и трапезной с папертью — с историческим цветовым решением, включая цвет кровельного покрытия (уточняется в ходе научно-реставрационных работ): — на центральном барабане, венчающий развитый кирпичный профильный карниз с гладким фризом, раскрепованный на каждой грани восьмерика по двум плоским угловым пилястрам упрощенного тосканского ордера, с опирающимися на единый цокольный уступ по периметру стен восьмерика прямоугольными пьедесталами; декоративный кирпичный щит виде плоского выступающего прямоугольника с прямоугольными вырезам в верхних углах и с вогнутой лучковой нижней гранью и боковыми «ножками» со свесами в виде пары «гуттов»; кирпичный рамочный наличник с трехчастным замковым камнем, с профилированной кирпичной подоконной доской и  фартуком с прямоугольной нишей — над тремя арочными окнами и пятью нишами (в размер окна);— на каждом из четырех малых барабанах: венчающий кирпичный профильный карниз  с гладким фризом, раскрепованный на уменьшенных диагональных гранях восьмерика и плоских широких угловых пилястрах с упрощенными капителями и базами на прямоугольных пьедесталах, опирающихся на единый цокольный уступ по периметру стен; на четырех основных арочная ниша в размер оконного проема, обрамленная рамочным наличником, над нишей декоративный кирпичный щит в виде плоского выступающего прямоугольника, усеченной в верхних углах прямоугольными вырезами перемычкой и с вогнутой лучковой нижней гранью;— кирпичный декор развитого карнизного завершения стен основного объема церкви, снизу вверх: а) карнизная уступчатая тяга, объединяющая в единый уровень профили криволинейных и горизонтальных очертаний сандриков над окнами и верхние ряды карнизов пилястр по периметру стен церкви, б) широкий поясок («фриз») раскрепованный над пилястрами (как их продолжение): с криволинейным абрисом над боковыми порталами и нишей по оси восточного ризалита, а потому изменяющийся по ширине на участках над криволинейными сандриками окон, с участками выступающего кирпичного декора из групп вертикально поставленных ложков (четыре выступающих кирпича чередуются с тремя утопленными) над каждой из пилястр и по две над каждым проемом, в) карниз («архитрав») из уступов трех рядов кирпичей, в том числе и тесаных (в штукатурке: полочка, полувал, гусек) по периметру стен церкви, г) фриз с криволинейным абрисом на участках над боковыми порталами и нишей по оси восточного ризалита, который состоит из ряда чередующихся «триглифов» и гладкими участками «метопов» (триглиф представляет здесь собой шесть поставленных на ребро тычков кирпичей, развернутых под углом к фасадной плоскости так, что образует группы из поставленных рядом пяти одинаковых вертикальных полосок со скошенными вертикальными гранями каждой из них), д) венчающий карниз с криволинейным абрисом над боковыми порталами и нишей по оси восточного ризалита, состоящий из двух рядов кирпичей, нижний из которых в штукатурке приобрел полувал;— кирпичный декор развитого карнизного завершения стен трапезной, раскрепленный на углах и плоских нешироких пилястрах (на западном фасаде две угловых, на боковых фасадах по одной угловой и по две рядовых в простенках), снизу вверх: а) уступчатая тяга, объединяющая в единый уровень профили криволинейных очертаний сандриков и верхние ряды карнизов пилястр по периметру стен трапезной, б) широкий фриз с выступающей над каждым оконным проемом кирпичной прямоугольной рамкой с тремя квадратными западающими филенками, разделяющая фриз посередине и упирающаяся в рамки горизонтальная кирпичная полочка, в) венчающий профильный карниз из шести рядов кирпичей; — две висячие кирпичные профильные консоли с профильным карнизом, двухуступчатой полочкой со свесами в виде пары «гуттов»: на южном и северном участках западной стены трапезной, под карнизом архитрава;— профильный кирпичный карниз треугольного фронтона каждого из трех ризалитов, гладкий неширокий фриз которого украшен группами из трех поставленных на ребро тычков кирпичей, развернутых под углом к фасадной плоскости (по семь групп на каждом скате);—на стенах трех ризалитов по пять опирающихся в цокольный карниз плоских нешироких кирпичных пилястр, каждая с развитым кирпичным карнизом и базой: по две спаренных угловых, по три рядовых в простенках проемов и по одной угловой на участках выступов;— на двух восточных полукружиях по три пилястры, каждая с развитым кирпичным карнизом и базой; —венчающий карниз из четырех рядов кирпичей невысокого треугольного гладкого фронтона паперти;— по периметру стен паперти в подоконном уровне кирпичный карниз из двух рядов: верхней полки и лекальной выкружки;— по периметру стен церкви незначительно выступающий высокий кирпичный оштукатуренный и окрашенный в серый цвет цоколь с карнизом из двух уступов и с нижним кирпичным выступом, раскрепованный на пьедесталах и базах пилястр на ризалитах и восточных полукружиях объема церкви, с прямоугольными отверстиями продухов в каждой оконной оси; — по периметру стен трапезной и паперти незначительно выступающий высокий кирпичный оштукатуренный и окрашенный в серый цвет цоколь с тремя кирпичными уступами на обрезе и спаренными прямоугольными отверстиями продухов в каждой оконной оси;— широкое трехвсходное каменное крыльцо с верхней площадкой и четырьмя ступенями из тесаных блоков серого гранита перед входом в паперть;— четыре арочных оконных проема в трех ризалитах и оконная ниша по оси восточного ризалита – с кирпичной подоконной доской из двух рядов, обрамлены: опирающимся на цокольный карниз и в карнизную тягу кирпичный узкий рамочный наличник с кирпичным трехчастным замковым камнем, с плоскими прямоугольными выступами прямоугольных «ушек» с «серьгой», с кирпичным профилированным сандриком с лучковым верхом и прямыми плечиками, замкнутым с наличником небольшими кирпичными вертикальными рамками;— во фронтоне каждого ризалита: рамочный наличник арочного оконного проема с кирпичным трехчастным замковым камнем, обрамленный профильным кирпичным архивольтом со спиралевидными завитками на концах и две небольшие ниши с перемычками уплощенной коробовой формы по сторонам окна;— два арочных дверных портала по осям боковых ризалитов обрамлены каждый: нешироким рамочным наличником с прямоугольной западающей вытянутой филенкой, с кирпичным трехчастным замковым камнем, с плоскими прямоугольными выступами прямоугольных «ушек» с «серьгой», увенчан кирпичным профилиро¬ванным сандриком с лучковым верхом и прямыми плечиками, замкнутым с наличником небольшими вертикальными рамками;— в двух полукружиях восточного фасада по два оконных проема с кирпичной подоконной доской из двух рядов, каждый проем вписан в опирающий на цокольный карниз и в карнизную тягу кирпичный прямоугольной формы узкий рамочный наличник с плоскими прямоугольными выступами «ушек» с «серьгой», в подоконной части в виде западающей филенки с прямыми плечиками и полукругом по оси;—на южном и северном фасадах трапезной по три оконных проема, каждый проем вписан в опирающий в цокольный карниз и карнизную тягу кирпичный прямоугольной формы узкий рамочный наличник: с плоскими прямоугольными выступами «ушек» с «серьгой», увенчанный сандриком с лучковым верхом и прямыми плечиками и замкнутым небольшими вертикальными рамками с наличником;— декоративная кирпичная композиция в виде аркады из широких арочных ниш с архивольтами (каждая с кирпичным замковым камнем) упроченными на широких пилястрах с карнизами из двух рядов кирпича (нижний ряд лекальный (гусек), упирающихся в подоконный кирпичный карниз по периметру стен: по центру северного и южного фасадов паперти; — цокольный парапет с тремя прямоугольными нишами по осям ниш и окна на северном и южном фасадах паперти;— западный арочный портал паперти обналичен широким кирпичным профильным  архивольтом;•композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни, в том числе:— развитой венчающий карниз третьего (верхнего в настоящее время) яруса: небольшого выноса с рядом сухариков, раскрепованный на угловых лопатках, фрагменты штукатурного профиля нижних уступов; — венчающий кирпичный карниз второго яруса: из трех уступов, нижние два ряда из лекального кирпича в штукатурном профиле образуют гусек; — венчающий кирпичный карниз нижнего яруса: из трех уступов, нижние два ряда из лекального кирпича в штукатурном профиле образуют гусек; — плоские кирпичные угловые лопатки нижнего яруса: с капителями из уступов кирпичных рядов и базами упрощенного профиля основаны на прямоугольных пьедесталах, раскрепованных на углах; — в основаниях второго ярусов и третьего (верхнего в настоящее время) ярусов на каждом фасаде по одному декоративному фронтону с карнизом, с профилем, аналогичным венчающему карнизу нижнего яруса; — плоские угловые лопатки третьего яруса (верхнего в настоящее время): с каменными базами упрощенного профиля, объединенные на закругленных углах в единый профиль и  основанные на плоских кирпичных пьедесталах, раскрепованных на углах; — кирпичные трехчетвертные угловые колонны во втором ярусе: с капителями и базами упрощенного профиля из уступов кирпичных рядов основаны на прямоугольных пьедесталах, раскрепованных на углах; — арочные проемы всех трех ярусов колокольни обрамлены гладкими кирпичными рамочными наличниками с кирпичными веерными замками в шелыгах арок, при этом, в двух верхних ярусах наличники выполнены в виде гладкого архивольта, опирающегося на профильные кирпичные импосты в уровне пят арок на фасадных плоскостях и в интрадосе;•пространственно-планировочная структура интерьеров одноэтажных объемов: собственно храма, разделенного на три продольных и два поперечных нефа и перекрытого системой сводов объема, увенчанного восьмигранным световым барабаном центральной главы, который поддерживают четыре кирпичных восьмиугольных в сечении подкупольных столба, соединенные в подкупольном пространстве четырьмя подпружными арками объединенные под диагональными участками восьмерика барабана четырьмя угловыми парусными сводами (тромпами) и пристроенной с запада широкой трапезной с плоским деревянным перекрытием на четырех деревянных опорах и небольшой папертью, разделенной на три помещения, перекрытые сводами; — кирпичные своды: коробовые своды трех помещений южного, северного и восточного рукавов пространственного креста церкви (на фасадах соответствуют ризалитам), сомкнутые своды над двумя восточными полукружиями, фрагменты сомкнутых сводов в чердачном пространстве трапезной над разобранными в ходе перестройки двумя западными полукружиями первоначальной центричной постройки, сомкнутый свод на восьмигранном основании в средокрестье; крещатый свод по подпружным аркам в центральной части паперти, два сомкнутых свода над боковыми помещениями паперти;— внутренние стены северного, южного и восточного рукавов пространственного креста (соответствуют на фасадах церкви выступам ризалитов) прорезаны широкими арочными проходами (между юго-восточным столбом и южной стеной, между северо-восточным столбом и северной стеной, два восточных прохода), при этом в южном откосе восточного прохода северного рукава устроена небольшая арочная ниша, а в восточном откосе северного прохода восточного рукава устроена крупная ниша с лучковой перемычкой;— участки внутренних стен западного нефа первоначального центричного объема храма в объеме трапезной: с половинками арок от первоначальных проходов (подобные выше названным) и позднее дополненные вертикальными отрезками кирпичных стен;— внутренняя поперечная стена (западная для церкви и восточная для трапезной) разделена западной парой восьмигранных кирпичных столбов церкви на три основных прясла, при этом,  центральное прясло стены содержит по своей оси устроенный в закладной колоде дверной проем с перемычкой лучковой формы, а по сторонам портала устроены две двухсторонние (на восточной и на западной плоскости стены) ниши каждая с лучковой перемычкой;— западная стена трапезной с двумя широкими кирпичными лопатками симметричными относительно продольной оси, центральным входом и дверным проемом, прорубленным в южное помещение паперти;— две поперечные (поздние) стены паперти;— первоначальные уровни полов всего объема и деревянных перекрытий трапезной и ярусов колокольни (уточняется в ходе научно-реставрационных работ);— печные внутристенные каналы, в том числе, внутристенный дымоход с пятиугольным проемом со стороны интерьера в южном боковом участке западной стены трапезной;— по одной нише (XIX в.) с перемычкой уплощенной коробовой формы в двух коротких внутренних стенах трапезной;— основания печей, фундаменты западного нефа храма (XVIII в.) и четырех деревянных столбов в подпольном пространстве трапезной (уточняется в процессе научно-исследовательских работ);— деревянная маршевая пристенная лестница в трех ярусах колокольни (сохранились отпечатки наклонных маршей);•архитектурно-художественное оформление интерьеров, в том числе:— грани четырех подкупольных восьмигранных столбов каждая — с двойным карнизом по периметру (полочка, профильный ряд кирпичей с фаской, в штукатурном профиле выкружкой и отдельно ряд валика), с западающими прямоугольными филенками с полукругом в коротких сторонах — за исключением двух граней на юго-восточном и двух граней северо-восточном столбе: на этих плоскостях столбов отсутствует двойной карниз, а западающие прямоугольные филенки более короткие, без верхнего полукружия; юго-западный и северо-западный столбы выше двойного карниза имеют дополнительно по одной западающей прямоугольной филенке без верхнего полукружия; два квадратных в сечении столба, введенные в качестве дополнительной опоры северной и южной подпружной арок храма и смещенные к западу относительно осей — на каждой грани западающая прямоугольная филенка с полукругом на двух коротких сторонах; два кирпичных квадратных в сечении столба, введенные в качестве дополнительной опоры восточной подпружной арки и образующие три арочных прохода в её люнете: западающие прямоугольные филенки на двух внутренних гранях, соответствующих откосам подвышенного центрального проходах, с небольшими арочными богослужебными нишами на каждой западной грани;— кирпичный плоскостной декор с восточной стороны каждого из боковых прясел внутренней поперечной стены (западная для церкви и восточная для трапезной) в виде двух больших (в размер окна) ниш с арочной перемычкой, каждая обрамлена узким рамочным наличником с плоскими прямоугольными выступами прямоугольных «ушек» с «серьгой», при этом, в подоконной части наличники объединены в единую плоскость цокольного кирпичного выступа;— характер исторического колористического решения интерьеров (уточняется в процессе реставрационных исследований);•материал и историческая конструкция каменных полов в основном объеме церкви: белокаменные блоки на подстилающем кирпичном основании, устроенные в восточном нефе и в восточных полукружиях; подвышенная в одну профилированную ступень солея с тремя полукруглыми выступами и четырьмя прямыми участками (утрачено основание каменного алтаря, значительные участки белого камня выбраны — в центре и в западной части); материал и конструкция дощатых полов и плоских перекрытий из плах по деревянным балкам в трапезной, в трех помещениях паперти и на трех ярусах колокольни;•материал отделки стен, арок, сводов (кирпич, известково-песчаная штукатурка последующей окраской), плоского перекрытия трапезной и на трех ярусах колокольни (дерево, известково-песчаная штукатурка с последующей окраской), профилированные лепные штукатурные тяги, карнизы (кирпич, штукатурные тяги);•материал, конструкция и характер связей капитальных стен: внутристенные связи основного объема церкви, трапезной с папертью и колокольни (скрыты в толще стены), в том числе:— внутристенные двойные металлические связи из полосового железа (воздушные в проемах, участками скрытые в толще стен и столбов) в уровне пят подпружных арок в системе крестообразной пространственной решетки основного ядра церкви (обрезаны в интерьере трапезной, в месте разобранного западного рукава пространственного креста); одинарные отрезки полосового железа в сводах угловых тромпов; — внутристенные металлические связи из полосового железа (воздушные в проемах) в уровне арочных перемычек в нижних двух ярусах колокольни; в уровне пят четырех арочных проемов верхнего яруса колокольни деревянные балки с обвязкой металлическими полосами с двух сторон;•сохранившиеся в объеме храма фрагменты масляной живописи XIX в. с силуэтами фигур святых в круглых медальонах-нишах на месте люкарн в трех лопастях юго-восточного сектора восьмилоткового сомкнутого свода центрального восьмерика и фрагменты монументальной темперной живописи (нач. XIX в.) в сочных фиолетово-синих и коричневых и красных тонах на палево-розовом фоне на стенах и сводах основного объема церкви, в том числе: прямоугольные угловые филенки с изображением стилизованных гирлянд; картуши из листьев и примитивных орнаментных лент в простенках и над окнами; фрагменты росписей с поясным изображением святых во внутренних нишах восьмерика; в шелыгах основных коробовых сводов и в их люнетах сохранились следующие фрагменты: восточного свода — изображения небесных сил, символа Святого Духа в сиянии; южного свода — две крупные фигурные рамки с трехлопастным завершением в обрамлении из живописного растительного орнамента, в западной сохранились части изображения фигуры Богоматери, северного свода — крупные фигурные рамки с многолопастным завершением и розеток в обрамлении из живописного растительного орнамента, фрагменты изображений святых;•материал и конструкция надглавных крестов: металлический кованый восьмиконечный крест центральной главы, деревянный восьмиконечный крест на четырех малых главах;•движимые предметы искусства, неразрывно связанные с памятником истории и культуры церковью Георгия, в том числе: фрагменты деревянного каркаса иконостаса (XIX в.) из брусков в виде рам нижнего яруса вдоль диагональных граней восточных столбов и трех арочных проходов в алтарь, уменьшенного трехчастного ступенчато выделенного к центру второго яруса и отдельно укрепленного в нише восточной грани центральной главы резного навершия; •исторически ценное функциональное назначение: православная церковь.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте