1.Градостроительная характеристика•Местоположение и градостроительные характеристики: в восточной части д. Высокий Остров, с северо-востоку от местной дороги, на равнинном участке с пологим восточным склоном; бывшее композиционное ядро и высотная доминанта округи в структуре окружающего природного и культурного ландшафта;•панорамное раскрытие здания с дальних расстояний (частично нарушено с юго-востока и востока отдельными великовозрастными деревьями, с севера расположены деревянные хозяйственные постройки);2.Архитектурные и конструктивные характеристики здания•композиционное решение: симметричная относительно центральной продольной оси восток-запад компоновка разновеликих объемов;•объемно-пространственная композиция одноглавой одноэтажной церкви, в том числе, квадратный в плане, перекрытый скатной кровлей и увенчанный барочной главкой с крестом на декоративном глухом восьмигранном барабане двухсветный объем храма, с пониженным и несколько зауженными объемами с востока полукруглой в плане алтарной апсиды, с запада и равной апсиде по высоте, папертью с выгнутой вперед западной стеной;•стилистика: провинциальный историзм с некоторыми барочными мотивами в убранстве фасадов;• материал капитальных стен церкви и паперти: красный полнотелый керамический кирпич размерами 25,5–26 х 12-12,5 х 5,5-6 см на известково-песчаном растворе;•характер обработки фасадной поверхности, включая архитектурные детали — гладкая известково-песчаная штукатурка с мелкой пластикой штукатурных обломов, последующая окраска; историческое колористическое решение фасадов (уточняется в процессе комплексных научных исследований);•форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий, в том числе: скатная вальмовой формы над основным объемом церкви, криволинейная (конхой) над апсидой, над восьмериком декоративного барабана криволинейная восьмилопастная барочной формы главка с крестом, подоконных отливов; коррозия, утраты и многочисленное смятие жестяных отливов на выступающих из плоскости фасада архитектурных элементах; деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами из мелкоразмерных картин на стоячий фалец, окрытие купола главки стальными листами на лежачий фалец по журавцам и сплошному дощатому настилу (исторические формы кровель, завершение — новые устроены в XXI в.); отливы подоконные и над выступающими из плоскости фасада архитектурными элементами (утрачены);•композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного объема церкви и западной паперти, в том числе:— зеркальный характер композиции относительно центральной оси каждого из фасадов;— по периметру стен раскрепованный по внешним граням пилястр четырех углов здания, значительно выступающий (из четырех уступов кирпичных рядов, верхний из которых лекальный) кирпичный, ранее оштукатуренный цоколь;— по периметру стен основного четверика раскрепованный на каждой пилястре межъярусный карниз из уступов четырех кирпичных рядов (в штукатурном обломе полка, гусек, полка и каблучок; сохранились фрагменты);— по периметру стен паперти и алтарного полукружия раскрепованный на каждой пилястре развитой профилированный венчающий карниз из трех уступов семи кирпичных рядов (в штукатурном обломе сверху вниз – три полки, каблучок, полка, гусек, полка; сохранились фрагменты);— по периметру стен паперти и алтарного полукружия раскрепованный на каждой пилястре развитой профилированный венчающий карниз из пяти уступов восьми кирпичных рядов (в штукатурном обломе второй снизу уступ - четвертной вал; сохранились значительные фрагменты);— выступающая плоская кирпичная пилястра: в угловых частях объемов основного четверика и паперти, в том числе и во втором ярусе, где каждая имеет шейку из одного кирпичного лекального ряда (валик); шесть пилястр на полукружии апсиды;— выступающая плоская прямоугольная кирпичная филенка в подоконном уровне в каждой оси оконного проема и оконной ниши и по центру северного и южного фасада основного объема, в двух крайних пряслах и по центру алтарного полукружия (утрачена под восточным окном южного фасада паперти);— выступающая прямоугольная с профилем штукатурная рамка в двух ярусах по оси каждой пилястры (утрачена повсеместно, сохранились фрагменты на северо-восточном углу, на северной крайней к западу пилястре алтарного выступа);•местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов, в том числе:— лучковые оконные проемы нижнего света основного четверика в двух осях северного и южного фасадов – со стороны интерьера в лучковых рассветных амбразурах с продолжающимися до уровня подоконного уступа откосами; каждый проем с наружной стороны обрамлен выступающим узким плоским кирпичным рамочным наличником, увенчанным из шестью кирпичными «лучами» из пары рядов кирпичей, со стороны фасада окруженный выступающим узким кирпичным рамочным наличником с плоскими прямоугольными вытянутыми выступами прямоугольных «ушек» по обеим сторонам и замкнутый подоконным рядом кирпича, дополненным штукатурным профилем с нижней и с боковых сторон (оконные проемы уменьшены по высоте, штукатурный профиль не сохранился);— лучковые оконные проемы в двух осях на северном и южном фасадах паперти и в двух осях алтарного выступа – со стороны интерьера в лучковых рассветных амбразурах с продолжающимися до уровня подоконного уступа откосами; каждый проем с наружной стороны обрамлен выступающим узким плоским рамочным наличником, узким кирпичным рамочным наличником с уплощенным и расширенным кирпичным замковым камнем по оси, с плоскими прямоугольными вытянутыми выступами прямоугольных «ушек» по обеим сторонам и замкнутый подоконным рядом кирпича, дополненным штукатурным профилем с нижней и с боковых сторон (два окна паперти со стороны фасада заложены заподлицо с наличниками, вертикальные рамки утрачены наличника северного окна и разрушены у южного окна, штукатурный профиль сохранился в мелких фрагментах);— лучковые неглубокие оконные ниши в двух осях на западном фасаде паперти, в центральной оси северного и южного фасада основного объема, в двух крайних пряслах и по центру алтарного полукружия; каждая ниша с наружной стороны обрамлена выступающим узким плоским рамочным наличником, узким кирпичным рамочным наличником с уплощенным и расширенным кирпичным замковым камнем по оси, с плоскими прямоугольными вытянутыми выступами прямоугольных «ушек» по обеим сторонам и замкнутый подоконным рядом кирпича, дополненным штукатурным профилем с нижней и с боковых сторон (штукатурный профиль сохранился мелких фрагментах; три ниши алтарного полукружия и две по осям боковых фасадов основного объема залицованы кладкой, их оформления утрачены);— два круглых окна второго света на северной и на южной стене основного четверика в глубокой круглой амбразуре со стороны интерьера, с небольшой четвертью; каждый проем с наружной стороны обрамлен выступающим плоским кирпичным наличником в виде щита, по оси увенчанного фигурным подвышением с карнизиком из лекального кирпича и небольшим с полукруглым передником в подоконной части; вертикальные рамки щита с двух сторон завершаются выступами на обоим концам — полукруглыми из лекального кирпича сверху и прямыми внизу; — высокий портал по центру западного фасада паперти (перестроен, форма перемычки и оформление уточняется в процессе научных исследований);•исторические — материал (дерево, кованый металл) и конструкция заполнений оконных и дверных проемов основного объема церкви и западной паперти, в том числе: столярные заполнения в круглых окнах основного четверика в виде круглой приставной рамы с расстекловкой горбыльками на четыре части; столярные заполнения в оконных проемах нижнего яруса: в виде наружной и внутренней приставных прямоугольные рамами, с мелкой прямоугольной расстекловкой горбыльками; столярные заполнения дверных проемов, закрепленные на закладной колоде с филенчатым полотном (утрачены исторические столярные заполнения всех проемов, кроме четырех проемов со столяркой 1970-х гг., во всех оконных проемах нижнего света установлены двустворные стеклопакеты с мелкой прямоугольной расстекловкой и фасадами белого цвета, металлическая двустворная дверь);); в каждом круглом окне основного четверика закрепленная в четверти кованая решетка из двух раскованных на концах, развернутых диагонально крестообразных пересекающихся стержней квадратного сечения, собранных по центру на заклепку;•пространственно-планировочная структура интерьеров, в том числе: местоположение исторических полов и плоских перекрытий одноэтажных объемов церкви, алтарного полукружия и паперти, наличие продухов в подпольной части стен (уточняется в процессе реставрационных исследований); внутристенные печные каналы (не сохранились, местоположение уточняется в процессе исследовательских работ);•количество, форма, размеры и расположение прямых проходов с лучковыми перемычками во внутренних стенах, в том числе: три в восточной стене основного четверика — центральный широкий и два небольших по сторонам; три прямых проема в западной стене основного четверика с пятами на одном уровне — центральный широкий и два небольших по сторонам (перестроены в верхней части, сохранились лучковые перемычки боковых проемов в восточной стене);•материал, конструкция и характер связей капитальных стен (уточняется в процессе реставрационных исследований); •архитектурно-художественное оформление интерьеров, в том числе: материал отделки стен, арок (кирпич, штукатурка); характер исторического колористического решения интерьеров (уточняется в процессе реставрационных исследований);•исторически ценное функциональное назначение: православная церковь;Предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия, дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.