Церковь Казанской Богоматери

1.Градостроительная характеристика•Местоположение и градостроительные характеристики: к северу от административной границы д. Желомля, на искусственном холме с пологим восточным склоном (холм эскарпирован с западной и северо-западной стороны при расширении проезда); бывшее  композиционное ядро и высотная доминанта округи в структуре окружающего природного и культурного ландшафта;•панорамное раскрытие здания с дальних расстояний (нарушено зарослями великовозрастных деревьев); северо-западный и юго-западный секторы видовых раскрытий здания при движении по автодороге из д. Желомля в г. Боровичи и с южной стороны — с территории ранее существовавшего гражданского кладбища (скрыт сорной древесно-кустарниковой порослью);2.Архитектурные и конструктивные характеристики здания•композиционное решение: симметричная (исключая пристроенный на рубеже XIX–XX вв. северный придел,  разобран) относительно центральной продольной оси восток-запад компоновка разновеликих объемов;•объемно-пространственная композиция одноглавой одноэтажной церкви, в том числе, прямоугольный в плане, перекрытый скатной кровлей и увенчанной барочной главкой на декоративном глухом восьмигранном барабане двухсветный объем храма, с востока с пониженным объемом полукруглой в плане алтарной апсиды, а с запада с равной по высоте с основным четвериком, несколько зауженной прямоугольной в плане двухъярусной папертью и повышенным, квадратным в плане ярусом звона колокольней, с четырьмя арочными проемами, перекрытым сомкнутым купольным покрытием с небольшой декоративной главкой на глухом барабане, увенчанной шпилем с крестом (ярус звона колокольни, крыши и главы утрачены);•стилистика: провинциальный историзм с некоторыми барочными мотивами в убранстве фасадов; общие габариты в плане 29 x 11 м (без учета утраченного северного придела), в том числе основной четверик храма 14,9 х 11 м, четверик паперти 4,5 х 10 м;• материал капитальных стен церкви и паперти с колокольней и северного придела: красный полнотелый керамический кирпич размерами 26–26,5 х 12 х 7-7,5 см (основной храм с папертью и колокольней), 25 х 12,5 х 7 см (северный придел) на известково-песчаном растворе;•характер обработки фасадной поверхности, включая архитектурные детали — гладкая известково-песчаная штукатурка с мелкой пластикой штукатурных обломов, последующая окраска; историческое колористическое решение фасадов (уточняется в процессе комплексных научных исследований);•форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий, в том числе: скатная вальмовой формы над основным объемом церкви, криволинейная (конхой) над апсидой, криволинейная (восьмилопастная, сомкнутая с повышенной стрелой подъема), над восьмериком декоративного барабана главы с барочной главкой на цилиндрическом барабане с крестом, криволинейная (четырехлопастная, сомкнутая с повышенной стрелой подъема) со сферической главкой на цилиндрическом барабане, увенчанной высоким шпилем с крестом над ярусом звона колокольни; деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами из мелкоразмерных картин на стоячий фалец, окрытие шпиля, куполов и главок стальными листами на лежачий фалец по журавцам и сплошному дощатому настилу (в настоящее время кровля и завершения утрачены);•композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов основного объема церкви и западной паперти, в том числе:— зеркальный характер композиции относительно центральной оси каждого из фасадов (частично нарушен в связи с утратой части северного стены основного четверика);— разметка оконных осей на фасадах нечеткая: заметна неравномерность в расстановке проемов в нижнем уровне, в верхнем уровне оси проемов несколько смещены по отношению к осям нижерасположенных проемов;— по периметру стен незначительно выступающий высокий кирпичный, ранее оштукатуренный цоколь;— по периметру стен подоконная тяга из двух уступов кирпичных рядов (в штукатурном обломе полка и четвертной вал), прерывающаяся на наличниках порталов;— по периметру стен в уровне пят арок проемов и ниш нижнего света карнизная тяга из одного кирпичного лекального ряда (валик);— по периметру стен, разделяющий стены по высоте в уровне основания полукруглых окон второго света и равный по высоте с апсидой антаблемент: профилированный карниз (в штукатурном обломе гусек и два уступа), гладкий фриз и архитрав из одного кирпичного лекального ряда (валик);— по периметру стен развитой профилированный венчающий карниз из семи кирпичных рядов, средний из которых — полка из поставленных на ребро тычками кирпичей, с двух сторон окруженная рядом из лекального кирпича (в штукатурном обломе прямой каблучок) – карниз с тягами утрачен, сохранились единичные кирпичи нижних уступов;— декоративный кирпичный щит в виде плоского выступающего прямоугольника, с кирпичным трапециевидным «выпуском» на двух коротких его сторонах — по оси каждого бокового фасада основного четверика, над первоначальными порталами (проемы перестроены);•местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов, в том числе:— арочные оконные проемы нижнего света основного четверика – со стороны интерьера в арочных рассветных амбразурах с продолжающимися по уровня пола откосами, с небольшой наружной четвертью, с полостью для закладной колоды; со стороны фасада с карнизной тягой (две полки и валик между ними) в импостах в уровне пят арки: каждый проем обрамлен выступающим узким плоским рамочным наличником, упирающимся в двухчастный подоконный выступ, с плоским трапециевидным кирпичным замковым камнем с горизонтальным карнизом-полочкой из ряда лекального кирпича по оси, в том числе: два окна в апсиде, по четыре окна на боковых стенах основного четверика (на  северной стене сохранились два окна);— три неглубокие арочные оконные ниши в нижнем уровне: со стороны фасада с карнизной тягой (две полки и валик между ними) в импостах в уровне пят арки, каждая ниша с фасада обрамлена выступающим узким плоским рамочным наличником, упирающимся в подоконную тягу, с плоским трапециевидным кирпичным замковым камнем с горизонтальным карнизом-полочкой из ряда лекального кирпича по оси, в том числе: две ниши на западной стене паперти и одна по оси алтарного выступа;— четыре круглых окна второго света в каждой из двух продольных стен основного четверика (по паре в крайних осях) в глубокой арочной нише со стороны интерьера, с небольшой четвертью; с наружной стороны — с выступающим кирпичным обрамлением из двух рядов кирпичей (верхняя полка и ряд лекального кирпича с профилем обратный гусек) и штукатурным профилем; кладка кирпичных наличников деструктирована, сохранились лишь ничтожные фрагменты штукатурных профилей;— пять полукруглых окон второго света по центральным осям стен четвериков церкви и паперти — с небольшой четвертью в глубокой арочной амбразуре со стороны интерьера (в настоящее время амбразуры сохранилась в трех окнах паперти, а в двух окнах боковых фасадов церкви внутренние амбразуры проемов заложены кирпичной кладкой заподлицо со стеной); с наружной стороны — с обрамлением в виде архивольта из двух рядов кирпича (верхняя полка и ряд лекального кирпича с профилем обратный гусек) и штукатурным профилем (сохранились ничтожные фрагменты штукатурки); в ходе перестройки просветы полукруглых окон на западной и южной стенах паперти были уменьшены — в них устроены небольшие окошки с перемычкой уплощенной коробовой формы, на северном фасаде паперти окошко заложено с устройством неглубокой арочной ниши, по оси южного фасада церкви проем полукруглого окна заложен кирпичной кладкой с устройством глубокой арочной ниши, по оси северного фасада церкви проем заложен кирпичной кладкой заподлицо со стеной;— два значительно приподнятых и формирующих третий ярус проемов, небольших круглых окна с выступающим узким рамочным кирпичным наличником (южное окно заложено кирпичной кладкой заподлицо со стеной) — на западном фасаде паперти;— два значительно приподнятых и формирующих третий ярус проемов, небольших круглых окна, сдвинутые от оси к углам (заложены кирпичной кладкой заподлицо со стеной) — на южном и северном фасадах паперти;— по каждой оси боковых фасадов основного четверика прямоугольной формы портал с клинчатой кирпичной перемычкой, со стороны фасада окруженный выступающим узким кирпичным рамочным наличником с уплощенным кирпичным замковым камнем по оси, с плоскими прямоугольными выступами прямоугольных «ушек» с «серьгой» по обеим сторонам и упирающимися в уступ цоколя прямоугольными вертикальными рамками (на месте южного портала устроена плоская прямоугольная оконная ниша; на месте северного портала поздняя кирпичная закладка в плоскости стены, наличник срублен); со стороны интерьера каждый портал расположен в глубокой рассветной арочной амбразуре с продолжающимися по уровня пола откосами (западные откосы обеих амбразур утрачены в ходе устройства в этих местах внутристенных печных каналов);— высокий сквозной арочный портал по центру западного фасада паперти обрамлен широким выступающим кирпичным плоским рамочным наличником с плоским трапециевидным кирпичным замковым камнем с горизонтальным карнизом-полочкой из ряда лекального кирпича по оси, в импостах в уровне пят арки с карнизной тягой (две полки и валик между ними), с боковыми вертикальными рамками, опирающимся наполовину своей ширины в подоконную тягу нижнего яруса, а ниже, вдоль прямых откосов портала, узкими вертикальными участками;•исторические — материал (дерево, кованый металл) и конструкция заполнений оконных и дверных проемов основного объема церкви и западной паперти с колокольней, в том числе: столярные заполнения в круглых окнах основного четверика в виде круглой приставной рамы с центрической расстекловкой горбыльками на двенадцать частей; столярные заполнения в арочных проемах в виде наружного блока с двумя створными прямоугольными рамами, с мелкой (двенадцатичастной) прямоугольной расстекловкой горбыльками, с дополнительным горизонтальным брусом и полукруглой фрамугой с делением переплетами на три сегмента, сходящихся к центральному полукругу; столярные заполнения дверных проемов, закрепленные на закладной колоде с филенчатым полотном и с фрамужным делением в арках (утрачены столярные заполнения всех проемов); в каждом арочном окне нижнего яруса основного четверика и апсиды в четвертях закреплена металлическая кованая решетка с раппортом кубчатого рисунка (решетки сохранялись в части окон в 1970-годах, в настоящее время окончательно утрачены); в каждом круглом окне основного четверика кованая решетка из двух раскованных на концах, крестообразно пересекающихся стержней квадратного сечения, собранных по центру на заклепку в круглой плоской розетке, дополнительно усиленных в средней части перекрестья кольцом из изогнутого стержня с четырьмя короткими радиальными стержнями (все крепления в местах пересечения: заклепка в круглой плоской розетке) и рядом из восьми обращенных навстречу друг другу крупных кованых завитков по периметру проема (в двух крайних восточных окнах боковых фасадов сохранились частично деформированные решетки, шесть остальных утрачены);•пространственно-планировочная структура интерьеров, в том числе: единое пространство четверика церкви и алтарной апсиды, (включая единый объем высокого подполья), ограниченное высотой арки в восточной стене храма, перекрытое плоским деревянным накатником по балкам (утрачен); деревянный широкий настил хор по балкам в западной части храма (утрачен);  двухъярусный четверик паперти, несущей квадратный ярус звона колокольни (утрачен ярус звона); расположение маршевой деревянной лестницы для подъема на хоры и в колокольню вдоль южной стены паперти; местоположение исторических полов и плоских перекрытий одноэтажного объема церкви и двух нижних ярусов колокольни (уточняется в процессе реставрационных исследований); уступ западной стены основного объема в месте устройства настила хор и прямоугольные отверстия гнезд для балок настила хор — по три на боковых стенах основного четверика; уступы продольных стен центрального помещения западной паперти в уровне деревянного перекрытия и прямоугольные отверстия гнезд для балок настила в поперечных стенах; внутристенный печной канал с небольшим пятиугольным отверстием с востока — в нижнем ярусе в северной части западной стены основного четверика (сохранился фрагментарно);•количество, форма, размеры и расположение проемов во внутренних стенах, в том числе: два арочных дверных проема и полостью для закладной колоды и с лучковой перемычкой над рассветными откосами с западной стороны в нижнем ярусе в западной стене церкви: устроенный в высокой арочной нише ведущий из центрального помещения паперти в церковь (сохранилась лишь перемычка), ведущий в северное помещение паперти (совместно с простенком проем разрушен); высокая арочная ниша в северной стене центрального прохода паперти, две небольшие арочные богослужебные ниши в апсиде; в том числе, два дверных проема во втором ярусе паперти: ведущий на хоры арочный дверной проем с небольшой четвертью с восточной стороны, с прямоугольной закладной колодой, ведущий на деревянную лестницу для подъема на ярус звона арочный дверной проем с прямыми откосами;•материал, конструкция и характер связей капитальных стен: внутристенные одинарные металлические связи из полосового железа по периметру стен четвериков церкви и паперти расположены над шелыгой арок нижних проемов основного объема, с участком воздушной связи в алтарной арке; внутристенные одинарные металлические связи из полосового в продольных стенах паперти в уровне криволинейной перемычки дверного проема в нижнем ярусе южной внутренней стены; •архитектурно-художественное оформление интерьеров, в том числе: материал отделки стен, арок (кирпич, штукатурка) и окраска (исключая восточную стену основного четверика, скрытую ранее иконостасом на всю высоту); характер исторического колористического решения интерьеров и использование архитектурно-живописного гризайльного декора (уточняется в процессе реставрационных исследований — фрагменты настенной живописи в виде коврового растительного  орнамента в технике гризайль эпохи классицизма первой половины XIX в., заполняющего неширокую горизонтальную филенку по периметру южной и северной стен храма в межярусном уровне сохранялись в конце 1970-х гг.);•фундаменты северного придела, разобранного в сер. XX в., основания (или их следы) ранее существовавших крылец и площадок перед входами в основной четверик и паперть (уточняется в процессе научных исследований);•фундаменты (или их следы) кирпичной ограды с каменными столбами и ажурным  кованым заполнением, ранее ограничивающей гражданское кладбище с церковным участком в северо-восточной части (уточняется в процессе научных исследований, целесообразно восстановить при проведении научной реставрации);•исторически ценное функциональное назначение: православная церковь
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте