1. Градостроительная характеристика•местоположение: в северо-западной части рп Угловка, на обширном. земельном участке, на свободном от жилой застройки западной части поселения, ограниченного улицами Ленинградской, Е.Старовой и Ленина; является композиционным ядром и высотной доминантой округи;•панорамное раскрытие здания с дальних расстояний; северо-восточный, западный и южный секторы видовых раскрытий здания при движении по прилегающим к церковному участку улицам;2.Архитектурные и конструктивные характеристики здания•композиционное решение: симметричная относительно центральной продольной оси восток-запад компоновка разновеликих объемов;•объемно-пространственная композиция трехчастного бесстолпного храма «кораблем», в том числе: двухсветный одноэтажный увенчанный декоративным (ложным) пятиглавием кубический объем церкви на облицованном гранитными блоками полуподвале, пониженные и несколько зауженные объемы — с востока полукруглая в плане алтарная апсида и равная ей по высоте прямоугольная в плане трапезная с запада, далее к западу квадратная в плане паперть, несущая двухъярусную колокольню, два каменных одномаршевых крыльца с глухими парапетами из гранитных блоков перед боковыми входами, кирпичное крыльцо перед главным входом с запада и ступенчатый спуск в ограниченном невысокими кирпичными стенами и перекрытого односкатной кровлей приямке у северной части полукружия апсиды;•стилистика фасадов: церкви и апсиды в русско-византийском стиле с некоторыми восходящими к владимиро-суздальскому зодчеству мотивами, трапезной в неорусском «кирпичном» стиле («стилизация стилизации»), паперть и колокольня в эклектичном стиле; общие габариты в плане 33,84x13,8 м (без крылец);•материал капитальных стен: красный полнотелый красный керамический кирпич (27-26,5 х 13,5 х 7-7,5 см), известково-песчаный раствор; материал и характер обработки фасадной поверхности – обмазка штукатурным слоем, гладкая штукатурка профилей архитектурного декора, характер исторического колористического решения фасадов (уточняется в процессе реставрационных исследований);•форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий, в том числе: над полукружием апсиды в форме конхи, над восьмериком основного объема купол шлемовидной «византийской» формы, над каждой из четырех угловых восьмигранных башенок купол вытянутой шлемовидной формы, над колокольней купол шлемовидной формы (в настоящее время формы купольных покрытий изменена в ходе последнего ремонта), над трапезной двухскатной формы с продольным коньком; деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами из мелкоразмерных картин на стоячий фалец, окрытие куполов стальными листами на стоячий фалец по журавцам и сплошному дощатому настилу; подоконные жестяные отливы и отливы на выступающих из плоскости фасада архитектурных элементах (деформированы и частью утрачены);•местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов, в том числе: — в полукружие апсиды, распределенные равномерно семь неглубоких арочных оконных ниш (группа из пяти ниш по центру и по одной по краям) и два арочных оконных проема;— в четверике церкви, равномерно распределенные по длине северной, южной и западной стен, в каждой: группа из трех арочных оконных проема по центру и по одной неглубокой арочной оконной нише по краям (в настоящее время оконные проемы в западной стене заложены кирпичной кладкой и сохраняются в чердачном пространстве трапезной);— в четверике трапезной, равномерно распределенные по длине северной и южной стен, в каждой: группа из трех арочных оконных проема по центру и по одной неглубокой арочной оконной нише по краям;— в паперти четыре невысокие арочные оконные проема, расположенные парой по центру северной и южной стен;— в четверике колокольни в нижнем ярусе один полуциркульный оконный проем с многоступенчатым подоконником со стороны интерьера и по одной полуциркульной неглубокой оконной нише по осям северной и южной стен; окно и ниши со стороны фасада обрамлены выступающим плоским рамочным наличником с небольшим трехчастным веерным замком по оси, при этом, каждая из трех полукруглых архитектурных форм с двух сторон окружена кирпичной выступающей филенкой с одной вогнутой стороной и с нишей такой же формы;— пять небольших горизонтально ориентированных прямоугольных оконных проема в полуподвале церкви и алтарной апсиды;— один прямоугольный дверной проем с прямыми откосами и перемычкой из гранитных блоков по оси северного окна апсиды;— в четверике яруса звона колокольни по оси каждой из стен высокий проем с криволинейной формой перемычки (параболической), со стороны фасада: с широкой плоской аркой с килевидным кирпичным подвышением по оси, с широким кирпичным наличником с заоваленными в сечении боковыми стойками, при этом, каждая с прямоугольным выступом «базой» в основании и упрощенной «капителью» в пяте, с кирпичным двухчастной подоконной доской с гирьками по сторонам и кирпичным пирамидальным ступенчатым подвесом горкой по оси;— высокий арочный портал по центру южного и северного фасада основного четверика, каждый из которых снаружи оформлен в виде романского арочного перспективного портала, со значительно выступающим кирпичным наличником с треугольным щипцом (имитация боковых притворов), завешенным тонко профилированным карнизом с рядом сухариков, изнутри проем с небольшой четвертью и окружен широким выступающим рамочным наличником (профили скрыты штукатурным раствором в ходе последнего ремонта;—высокий арочный проем по центру западного фасада паперти в мелкой килевидной нише, оформлен в виде перспективного портала;•исторические — материал (дерево, металл) и конструкция заполнений оконных и дверных проемов основного объема церкви с апсидой, трапезной, паперти и колокольни, в том числе: столярные заполнения в оконных проемах в виде наружной и внутренней приставных арочных рам (исторические столярные заполнения всех проемов утрачены, в окнах установлены современные двойные столярные заполнения, с членением переплетами на четыре части по вертикали с форточным открыванием в нижней из них, в пяти окнах полуподвала простой столярный блок с фасадом белого цвета); в полукруглое окно колокольни в качестве столярного заполнения вставлен стеклопакет с фасадами белого цвета;); в том числе: закрепленная в притолоки с наружной стороны кованая решетка, состоящая из полос (одиннадцати полос в основном объеме с апсидой, из десяти полос в окнах трапезной), заведенных концами в откосы проема, через отверстия в которых протянуты пять вертикальных стержней квадратного сечения: в трех оконных проема верхнего света на северном и южном фасаде основного четверика и в двух оконных проема нижнего света в полукруглой апсиде, в трех оконных проемах северного и южного фасадов трапезной; в том числе, металлическая решетка, состоящая из восьми полос, заведенных концами в откосы проема, через отверстия в которых протянуты четыре вертикальных стержня квадратного сечения: в паре окон на каждом из боковых фасадов паперти; кованая решетка, состоящая из четырех полос, заведенных концами в откосы проема, через отверстия в которых протянуты девять вертикальных стержней квадратного сечения: в одном полукруглом окне нижнего яруса колокольни; в том числе, металлические решетки из круглых стержней, заведенных концами в отверстия каменных блоков — в пяти прямоугольных оконных проема в полуподвале церкви (исторические металлические решетки подвергнуты поверхностной коррозии, имеется утрата части изделия в южном окне); столярные заполнения дверных проемов (окрасочный слой в исторических заполнениях потемнел и загрязнен, имеются мелкие дефекты древесины), в том числе: по центру западного фасада паперти: на закладной колоде столярным блоком с фрамужным делением (арочная фрамуга зашита вертикально укрепленными досками) и столярным филенчатым заполнением в виде двупольной двери, каждое полотно с устроенными в два столбца шестью рядами западающих крестообразных филенок (с наружной стороны к коробке закреплены металлические петли для навесного замка), по центру южного и северного фасада основного четверика: в каждом проеме закрепленный на закладной колоде столярный блок с фрамужным делением и двойным столярным филенчатым заполнением в виде двупольной двери, каждое полотно с шестью прямоугольными филенками (с наружной стороны к коробке закреплены металлические петли для навесного замка);•композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов с историческим цветовым решением (уточняется в ходе научно-реставрационных работ) и серым цветом кровельного покрытия в том числе: — по периметру стен постройки из четырех разновеликих объемов в едином уровне: выступающий высокий облицованный крупными гранитными блоками с гладкой фактурой поверхности полуподвал первоначальной постройки из основного четверика полукружием апсиды, каменный цоколь из крупных гранитных блоков с гладкой фактурой поверхности;— декоративное убранство фасадов апсиды: венчающий кирпичный карниз апсиды из минимальных уступов двух кирпичных рядов; по периметру по периметру полукружия в верхней части стены пояс с небольшими фигурными нишами в виде крестов, чередующимися с уступчатыми ромбами; аркатурный пояс из тонких полукруглых, колонок, опирающихся на трехуступчатый кирпичный подоконный карниз с применением двух лекальных рядов и раскрепованного на каждой колонке изыскано профилированного резного камня, с упрощенной «капителью в пятах девяти распределенных равномерно трехуступчатых арок с килевидной архивольтой; по осям проемов/ниш в подоконном уровне крупные квадратные западающие кирпичные ширинки, каждая с дополнительным уступом в перемычке;— декоративное убранство фасадов основного четверика: в верхней части стены кубического объема церкви скошены на углах и образуют низкий восьмигранник с венчающим карнизом из нескольких мелких уступов кирпичной кладки с введенным в него в верхней части рядом мелких сухариков и ниже двух смежных рядов разновеликих лекальных треугольных кирпичных зубчиков, с фризом в виде аркатурного пояса в виде декоративных машикулей; каждый из четырех углов основного четверика выделен тремя тонкими, опирающимися в единый с апсидой подоконный карниз (прерывающийся на порталах боковых фасадах четверика), кирпичными полукруглыми колонками (одна из них угловая), объединенные между собой арками с архивольтой, несущей восьмигранное основание башенки, имитирующей малую главу декоративного пятиглавия (увенчанный яблоком и крестом массивный «византийский» купол по центру обступают расставленные по углам четверика тонкие невысокие башенки с увенчанными крестами куполами луковичной формы); венчающий кирпичный карниз каждой из четырех угловых восьмигранных башенок: два верхних ряда кирпича уступами, верхний из которых лекальный, фриз с вертикально ориентированными профильными модульонами; восьмискатный уступ в нижней части ствола башенок (скрыт кровельной жестью), карниз восьмигранного основания башенки: кирпичные уступы верхних рядов и ряд сухариков; кирпичный аркатурно-колончатый пояс из опирающихся на профильную консоль тонких полукруглых колонок с перехватами и двухуступчатых арок с килевидными навершиями и кирпичной «капителью» с прорезным крестообразным узором в пятах — в уровне окон второго света по периметру северной, западной и южной стен четверика; в подоконном уровне стен каждого из боковых фасадов четыре две горизонтально ориентированные крупные прямоугольные западающие кирпичные ширинки, каждая с двумя квадратными нишами с профильным уступом;— декоративное убранство фасадов трапезной; по периметру стен трапезной, включая завершенные глухими щипцами участки западной стены, незначительно выступающий плоский кирпичный фриз с чередующимися по разной длине фигурными выпусками с виде прямоугольного кирпичного полотенца с прямоугольным выступом по оси; на южном и северном фасадах аркатурно-колончатый пояс из опирающихся на кирпичный подоконный карниз из двух кирпичных рядов (нижний из которых лекальный с профилем «выкружка») тонких полукруглых колонок с прямоугольной в плане базой из двух рядов кирпича и упрощенной «капителью в пятах пяти двухуступчатых арок с килевидной архивольтой, в том числе, промежуточный кирпичный карниз в уровне «капителей» аркатуры в боковых пряслах западной стены; по одной небольшой нише в виде четырехконечного креста фасаде в боковых пряслах западной стены; в подоконном уровне по пяти осям боковых фасадов и по одной в боковых пряслах западной стены крупные квадратные западающие ширинками, каждая с дополнительной квадратной нишей внутри; в том числе: выступ гранитного цоколя отмечен профильным карнизом из четырех рядов кирпича, верхний из которых лекальный ряд с профилем «вал»;— декоративное убранство фасадов паперти: венчающий карниз из четырех незначительных уступов шести рядов кирпичей; по периметру стен прерывающийся на западном портале подоконный карниз из двух рядов кирпича, нижний из которых лекальный; в подоконном уровне боковых фасадов по одной горизонтально прямоугольной ориентированной западающей кирпичной ширинке с двумя прямоугольными нишами в оконных осях; выступ гранитного цоколя отмечен профильным карнизом из четырех рядов кирпича, верхний из которых лекальный ряд с профилем «вал»;— декоративное убранство фасадов двухъярусной колокольни с последовательными уступами стен ярусов: венчающий карниз верхнего яруса кирпичный из пяти рядов кирпичей с тремя минимальными уступами кладки, незначительно западающая широкая ниша с прямой перемычкой с подвешенными на ней декоративными кирпичными выпусками в виде подвесов ступенчатой горкой в прясле каждой из четырех стен яруса; венчающий карниз нижнего яруса — с тремя незначительными уступами пяти кирпичных рядов и плоский, немного выступающим кирпичный фриз с прямоугольными уступами «городок»;•пространственно-планировочная структура интерьеров: единое пространство четверика церкви, перекрытого парусным с пониженной стрелой подъема сводом, который поддерживают соединенные четырьмя подпружными арками и угловыми парусными сводами четыре мощные квадратных в сечении угловых пилона, алтарной апсиды с полусферическим сводом (включая единый объем высокого полуподвала-подклета церкви и апсиды) и перекрытого цилиндрическим сводом с тремя распалубками на каждой продольной стене пристроенного с запада четверика трапезной, ограниченное высотой широких арочных проходов в восточной и западной стенах храма; в том числе, расположение маршевой деревянной лестницы для подъема в колокольню вдоль северной стены паперти; первоначальный уровень и материал полов всего объема, первоначальный уровень деревянных перекрытий в ярусах колокольни (уточняется в ходе научно-реставрационных работ); печные внутристенные каналы, основания печей в пространстве полуподвала-подклета (уточняется в ходе научно-реставрационных работ);•количество, форма, размеры и расположение проемов во внутренних стенах: высокий арочный дверной проем с небольшим уступом для установки столярного блока с западной стороны — по центру западной стены трапезной;•материал отделки стен, арок, сводов (кирпич, известково-песчаная штукатурка, за исключением поверхности стен двух ярусов колокольни), архитектурно-художественное оформление и характер исторического колористического решения интерьеров, в том числе, окраска, профилированные лепные штукатурные тяги и карнизы (утрачены в ходе последнего ремонта, уточняется в процессе реставрационных исследований);•материал, конструкция и характер связей, в том числе: внутристенные металлические связи в карнизных частях всех объемов церкви, трапезной и колокольни (уточняется в ходе научно-реставрационных работ);•объемно-пространственное решение и архитектурно-художественное оформление кирпичной церковной ограды (уточняется в ходе исследовательских работ, сохранились незначительные фрагменты оснований ограды в восточной части участка и руинированная кладка вперевязь с южной стеной одноэтажного каменного здания нач. XX в. с запада от паперти);•движимые предметы искусства, неразрывно связанные с памятником истории и культуры церковью Рождества Христова, в том числе, два небольших колокола (по одному в южном и северном проеме яруса звона);•исторически ценное функциональное назначение: православная церковь.Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.