Церковь Успения

1.Градостроительная характеристика•Местоположение и градостроительные характеристики: в месте ее излучины реки Шелони, в центральной части деревни Илемно, протяженной вдоль высокого правого берега; является композиционным ядром и высотной доминантой округи в структуре окружающего природного и культурного ландшафта;•панорамное раскрытие здания с дальних расстояний; северо-восточный и юго-восточный и западный секторы видовых раскрытий здания при движении по старой автодороге из д. Горки в д. Илемно, с противоположного берега реки Шелонь;2.Архитектурные и конструктивные характеристики здания•композиционное решение: крестово-купольный объем линейно-центрического типа, выстроенный в одной связи с узким переходом и колокольней по центру западного фасада (переход и колокольня не сохранились, существуют незначительные фрагменты стен перехода, в том числе: габариты южной и северной узких внутристенных полостей, восточные притолоки глубоких ниш со стороны интерьера с фрагментами перемычек);•остатки фундаментных конструкций колокольни и перехода в церковь;•объемно-пространственная композиция одноглавой одноэтажной двухсветной церкви, в основе плана которой лежит равноконечный крест со скругленными  угловыми сегментами закрестовий, с тремя незначительно выступающими ризалитами по центру боковых и восточного фасадов; •стилистика: переходного стиля — преобразование классицизма в «русский ампир»; •материал капитальных стен: красный полнотелый  керамический кирпич размерами 26 х 13 х 6 см на известково-песчаном растворе; •материал и характер обработки фасадной поверхности: стены угловых сегментов основного объема церкви на всю высоту обработаны лещадным рустом, стены ризалитов и барабана гладкие, гладкая штукатурка, окраска, характер исторического колористического решения фасадов (уточняется в процессе комплексных научных исследований);•форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий, в том числе:  над основным объемом церкви сложной скатной формы — двухскатной формы над треугольными щипцами ризалитов, совмещенная со скатной формой угловых сегментов; полусферический купол с шейкой и главкой с крестом  (в настоящее время глава обрушена); деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами из мелкоразмерных картин на стоячий фалец, окрытие купола и главки стальными листами на лежачий фалец по журавцам и сплошному дощатому настилу (в настоящее время кровля утрачена); •исторические — материал (дерево, кованый металл) и конструкция заполнений оконных и дверных проемов церкви, в том числе: кованая решетка с раппортом кубчатого рисунка в четвертях четырех прямоугольных оконных проемов основного объема (в настоящее время решетка утрачена в юго-восточном окне) и в четырех полукруглых окнах и четырех термальных окнах второго света;•местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов, в том числе: — в четырех угловых секторах в нижнем уровне по одному прямоугольному окну с клинчатой перемычкой толщиной в два ложка, каждое с плоским трапециевидным кирпичным замковым камнем по оси, прерывающим западание ленточного руста (замок северо-восточного окна утрачен);— в четырех угловых секторах в верхнем уровне по одному полукруглому окну с арочной перемычкой толщиной в полтора кирпича, с внутренним рассветным подоконником, с четвертью из кирпичей на плашку;— по оси трех ризалитов (восточного, южного и северного) в уровне второго света  — по одному крупному полукруглому термальному (итальянскому) окну с двумя трапециевидными в плане вертикальными кирпичными перемычками (каждая с четвертями), со стороны интерьера с рассветным подоконником, каждое окно со стороны фасада окружено широкой плоской кирпичной архивольтой в виде широкой ленты, заполненной, западающими подквадратными филенками (вокруг северного окна сохранились только нижние части архивольты);— по оси западного фасада в уровне второго света заложенный кирпичной кладкой в виде глубокой ниши снаружи прямоугольный дверной(?) проем (перемычка и верхние ряды откосов утрачены);— в ротонде барабана двенадцать высоких арочных окон, каждое: с фасада в неглубокой нише такой же формы с профильным импостом в пятах, с горизонтальным кирпичным уступом, совпадающим с подоконником окна, с неширокими наружными четвертями, со стороны интерьера в амбразуре с арочной перемычкой и с вытянутым рассветным подоконником;— по оси боковых ризалитов (южного и северного) прямоугольной формы портал с клинчатой кирпичной перемычкой, с четвертью и внутренними широкими откосами, с полостью для закладной колоды с фрамужным делением и двойным столярным филенчатым заполнением, каждый окружен плоским кирпичным рамочным наличником и упирающейся в выступ цоколя выступающей вертикальной стойкой с двух сторон, с двумя волютообразными кронштейнами, которые поддерживают кирпичный сандрик с треугольным профилированным фронтоном (в северном ризалите сохранился очень небольшой фрагмент фронтона, часть рамочного наличника, вертикальные рамки с двух сторон и один волютообразный кронштейн; в южном ризалите сохранились угловые фрагменты фронтона, частично сохранилась западная стойка рамочного наличника и западная вертикальная стойка с одним  волютообразным кронштейном);— в восточном ризалите кирпичный выступающий рамочный наличник большой прямоугольной ниши-киота, окруженный с двух сторон выступающей вертикальной стойкой, упирающейся в выступ цоколя, с двумя волютообразными кронштейнами, которые поддерживают кирпичный сандрик с треугольным профилированным фронтоном;— по оси западного фасада  портал с клинчатой кирпичной перемычкой, с четвертью и широкими внутренними откосами;•композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов с историческим цветовым решением и серым цветом кровельного покрытия (уточняется в ходе научно-реставрационных работ), в том числе: — по периметру стен церкви незначительно выступающий высокий кирпичный, ранее оштукатуренный цоколь с верхним кирпичным уступом на высоту двух рядов кладки, раскрепованный на ризалитах;— по периметру стен угловых сегментов подоконная тяга из одного ряда кирпича;— по периметру стен церкви раскрепованная на углах трех ризалитов кирпичная тяга из ряда тычков и одного лекального ряда (в штукатурном обломе полка и четвертной вал, утрачен);— по периметру стен церкви раскрепованный на углах трех ризалитов венчающий кирпичный карниз из трех рядов кирпичей (с применением лекальных, штукатурный профиль утрачен), единого профиля над скатами треугольных щипцов трех ризалитов и над горизонтальным обрезом стен закругленных в плане угловых объемов;— двенадцать плоских широких пилястр (без баз) в простенках барабана, с капителями ионического ордера (гипсовая лепнина, на северном фасаде сохранились отдельные небольшие фрагменты и одна целая капитель), упирающихся на цокольный уступ по периметру барабана и в архитрав карниза;— два профильных импоста в пятах каждой из двенадцати высоких арочных оконных ниш в ротонде барабана (в штукатурном обломе полка и прямая четвертная выкружка);— в основании барабана, по периметру неширокая выдра и антаблемент: профилированный карниз (в штукатурном обломе гусек и два уступа) с мутулами, фриз с триглифами (гипсовая лепнина, сохранились отдельные небольшие фрагменты на северном фасаде) и архитрав из трех прямых уступов;— венчающий карниз барабана большого выноса (профиль утрачен, со стороны северного фасада сохранились отдельные кирпичи), гладкий фриз (четыре ряда кирпичей);— над киотом-нишей восточного ризалита фрагменты надпись на старославянском языке в одну строку выполненные краской синего цвета (сохранились полустертые очертания отдельных букв);•пространственно-планировочная структура интерьеров храма, одноэтажного, разделенного стенами рукавов креста с прорезанными в них широкими арками, что формирует единое пространство двухсветного храма, ограниченное в восточном (алтарном) рукаве тонкими стенами в виде односторонних арочных ниш с дверными проходами; объема храма, перекрытого системой сводов, венчает ротонда светового барабана главы, которую поддерживают четыре пилона сложной в плане формы, объединенные четырьмя угловыми трапециевидными парусами и четырьмя подпружными арками, в том числе: купольный свод на барабане, сомкнутые своды рукавов пространственного креста, своды угловых компартиментов в форме, сочетающей четверть конхи и цилиндрический свод, с распалубками над окнами второго света (сохранились лишь следы конструктивной схемы и небольшая восточная часть сомкнутого свода над юго-восточным компартиментом, на западном фасаде церкви сохраняются следы арочного свода в средней части узкого перехода в колокольню; внутренние капитальные стены, в том числе: две продольные стены восточного рукава пространственного креста (отроги креста соответствуют на фасадах выступам ризалитов церкви), при этом в стенах (в южной стене с северной стороны, в северной стене с северной стороны) западнее проема устроена широкая и неглубокая прямоугольная ниша; в каждой стене по одному прямоугольному дверному проему с клинчатой перемычкой, с прямыми откосами и полостью для закладной колоды и небольшая богослужебная ниша с арочной перемычкой в западной части стены с внутристенным дымовым каналом; •архитектурно-художественное оформление интерьеров, в том числе: — карниз в пяте купольного свода барабана: из двух рядов кирпича — значительно выступающий верхний (прямая полка), нижний ряд дополнен штукатурным профилем (прямой четвертной вал);— карниз в основании барабана: прямой цокольный выступ на высоту четырех рядов, значительно выступающий верхний профиль карниза (гусек, дополнен штукатурным профилем прямой четвертной вал), выразительно выдвинутая полка, дополненная штукатурным профилем каблук, гладкий фриз (четыре кирпичных ряда) с небольшим уступом;— карниз по периметру стен церкви в уровне пяты подпружных арок, за исключением четырех угловых компартиментов: профиль из двух рядов с применением лекального кирпича дополнен штукатурным обломом (четвертная выкружка, полка, каблук);— тяга из одного ряда кирпича, дополненная штукатурным профилем каблук по периметру стен церкви в уровне верха клинчатых перемычек проемов нижнего уровня;— уровень и материал первоначальных полов (уточняется в процессе реставрационных исследований);•материал отделки стен, арок, сводов (кирпич, штукатурка), окраска, профилированные лепные штукатурные тяги, карнизы (кирпич, известково-песчаный раствор); характер исторического колористического решения интерьеров (уточняется в процессе реставрационных исследований);•материал, конструкция и характер связей капитальных стен: внутристенные одинарные металлические связи из полосового железа в основном объеме церкви расположены в трех ярусах: над шелыгами подпружных арок подкупольного квадрата (с петлей для анкера над стеной западного ризалита), в уровне венчающего карниза угловых полукружий, по периметру  наружных стен над клинчатыми перемычками порталов; в пятах центрального свода узкого перехода в колокольню; в том числе, единичные кованые хомуты для водосточных труб во внутренних углах трех ризалитов и крюки для крепления деревянных конструкций выносных икон на фасаде восточного ризалита;•исторически ценное функциональное назначение: православная церковь.Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте