Церковь Святителя Николая

1.Градостроительная характеристика•местоположение: в центральной части Кулотинского городского поселения, к северу от административной границы д. Полищи, на искусственном возвышении природного холма (на основании крупной сопки древнего погребального комплекса), на участке отделенном от зоны жилой застройки деревни; является композиционным ядром и высотной доминантой округи;•секторы и направления видовых раскрытий здания с юго-запада и с севера, при движении по автодорогам, соединяющим г. Окуловка и р.п. Кулотино;2.Архитектурные и конструктивные характеристики здания•композиционное решение: симметричная относительно центральной продольной оси восток-запад компоновка кубического объема основного четверика;•объемно-пространственная композиция увенчанной деревянным пятиглавием (завершение утрачено) каменной одноэтажной двухсветной церкви, являвшейся в нач.XXв. ядром храмового комплекса, в том числе, кубический основной объем, с востока от которого расположен немногим меньший по ширине и высоте объем полукруглой в плане алтарной апсиды и широкое одномаршевое каменное крыльцо с пятью кирпичными ступенями перед северным входом (крыльцо искажено в ходе последнего ремонта);•стилистика: эклектичный псевдорусский стиль; общие габариты в плане 27,2x19,6 м (без северного крыльца);•материал капитальных стен: красный полнотелый красный керамический кирпич 25–25,5 х 11,5 х 12,5 х 6,5-7 см на сложном известково-песчаном растворе;•форма, конструкция, материал, характер кровельных покрытий, в том числе: над полукружием апсиды в виде конхи; над основным объемом четырехскатная вальмовой формы, деревянная стропильная конструкция скатных кровель с окрытием стальными листами из мелкоразмерных картин на стоячий фалец, окрытие куполов стальными листами на лежачий фалец по журавцам и сплошному дощатому настилу, водосточная система (исторические формы кровель и завершения утрачены в XX в.); подоконные жестяные отливы и отливы на выступающих из плоскости фасада архитектурных элементах;•исторические — материал (дерево, металл) и конструкция заполнений оконных и дверных проемов основного объема церкви и апсиды, в том числе: столярные заполнения в оконных проемах в виде наружной и внутренней приставных прямоугольных рам с фрамужным; столярные заполнения дверных проемов в виде филенчатых полотен, закрепленных на приставной колоде (исторические столярные заполнения всех проемов утрачены);•композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов в эклектичных формах русского стиля с историческим цветовым решением и серым цветом кровельного покрытия (существующая известково-песчаная побелка, включая избирательно окрашенные в красный цвет архитектурные детали — историческая, уточняется в процессе комплексных научных исследований), местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов, в том числе:— по периметру стен четверика с восточным полукруглым выступом алтарной апсиды, исключая центральную часть западной стены, учитывая участки облицовки наружных стен ранее примыкавшего каменного перехода от колокольни к церкви, в едином уровне: выступающий высокий каменный цоколь, облицованный двумя рядами крупных гранитных блоков с гладкой фактурой поверхности;— по периметр четверика над раскрепованным под каждой пилястрой цоколем лекальный ряд кирпичей, в который опираются прямоугольные базы пилястр, состоящие из двух рядов кирпича с верхним лекальным уступом;— каждый фасад четверика разделен четырьмя плоскими пилястрами на три прясла, при этом на восточном и западном фасадах средние пилястры «висячие», остальные упираются в уступ каменного цоколя;— венчающий кирпичный карниз апсиды из минимальных уступов шести кирпичных рядов под широким верхним гладким уступом;— по периметру стен боковых прясел четверика раскрепованный на пилястрах развитый кирпичный карниз: венчающая часть из трех кирпичных рядов, верхний из которых лекальный, уступ с рядом вертикально ориентированных кирпичных сухариков, уступ одного кирпичного ряда; гладкий фриз, антаблемент из уступов двух рядов кладки, тяга из одного ряда кирпича;— по периметру стен четверика раскрепованный на пилястрах венчающий слаборазвитый карниз: три простых уступа кирпичных рядов и один лекальный (верхний ряд скрыт в настоящее время дощатой подшивкой), фриз с горизонтально ориентированными прямоугольными западающими кирпичными ширинками – по три в центральном прясле и по одной протяженной с кирпичным кольцом по центру в боковых пряслах;— в центральном прясле южного фасада уплощенный, достигающий по высоте венчающий карниз выступ стены, завершенный треугольным щипцом с круглой нишей с рельефным изображением равностороннего креста из кирпичей в центре тимпана, увенчанный небольшим карнизом с использованием в двух верхних рядов лекальных кирпичей (прямой четвертной вал, прямой каблучок) и двух прямых уступов, с небольшим горизонтальным карнизом в межъярусном уровне (верхний лекальный ряд, прямой уступ и тяга из одного кирпичного ряда) и с базой в основании по сторонам из прямых и лекальных кирпичных уступов, в том числе, две оси спаренных узких арочных с четвертью окон верхнего света, снаружи объединенные общим наличником с двумя западающими килевидными архивольтами, опирающимися на кирпичные колонки в простенках – с мотивами капителей в виде пары кирпичных тяг с рельефом полукруглой формы между ними и баз из прямых и лекальных кирпичных уступов, со стороны интерьера каждый проем в арочной амбразуре с наклонным подоконником; две оси спаренных узких арочных с четвертью окон нижнего света, снаружи в мелкой прямоугольной нише, каждое обрамлено западающей арочной архивольтой опирающейся кирпичные колонки в простенках – с мотивами капителей в виде пары кирпичных тяг и кирпичным треугольным навершием, в том числе, широкая прямоугольная ниша с дополнительным горизонтальным лекальным кирпичным рядом и базой по сторонам из прямых и лекальных кирпичных уступов в подоконном уровне, со стороны интерьера каждый проем в арочной амбразуре с прямым подоконником;— в центральном прясле северного фасада уплощенный, достигающий по высоте венчающий карниз выступ стены, завершенный треугольным щипцом с круглой нишей в центре тимпана, увенчанный небольшим карнизом с использованием в двух верхних рядов лекальных кирпичей (прямой четвертной вал, прямой каблучок) и двух прямых уступов, с небольшим горизонтальным карнизом в межъярусном уровне (верхний лекальный ряд, прямой уступ и тяга из одного кирпичного ряда) и с базой в основании по сторонам из прямых и лекальных кирпичных уступов, в том числе, две оси спаренных узких арочных с четвертью окон верхнего света, снаружи объединенные общим наличником с двумя западающими килевидными архивольтами, опирающимися на кирпичные колонки в простенках – с мотивами капителей в виде пары кирпичных тяг с рельефом полукруглой формы между ними и баз из прямых и лекальных кирпичных уступов, со стороны интерьера каждый проем в арочной амбразуре с наклонным подоконником; две оси спаренных узких арочных с четвертью окон нижнего света, снаружи в мелкой прямоугольной нише, каждое обрамлено западающей арочной архивольтой опирающейся кирпичные колонки в простенках – с мотивами капителей в виде пары кирпичных тяг и кирпичным треугольным навершием, в том числе, широкая прямоугольная нише с дополнительным горизонтальным лекальным кирпичным рядом и базой по сторонам из прямых и лекальных кирпичных уступов в подоконном уровне, со стороны интерьера каждый проем в арочной амбразуре; в том, числе, высокий арочный портал с четвертью, снаружи в мелкой обширной нише, завершенной с килевидной архивольтой, с двух сторон окруженной кирпичной западающей филенкой с одной вогнутой стороной, с утопленной аркой с кирпичными сухариками, с парой небольших полок в импосте в уровне пят;— два узких арочных оконных проема с четвертью в полукруглой апсиде: каждый обрамлен широким кирпичным арочным наличником, с базами из прямых кирпичных уступов, опирающимися подоконный кирпичный выступ с дополнительным укороченным уступом снизу, со стороны интерьера проем в арочной амбразуре:— четыре крупных арочных окна с четвертью в уровне нижнего света со стороны интерьера проем в арочной амбразуре, в том числе, по одной оси в двух боковых пряслах южного и северного фасадов: каждый проем обрамлен широким кирпичным арочным увенчанным двойной килевидной архивольтой, опирающейся в импостах в уровне пят арки на карнизную тягу (из одной полки и лекального ряда с профилем сложный торус под ней) наличником с маленькими прямоугольными «ушками» с базами из прямых кирпичных уступов, опирающимися подоконный кирпичный выступ с дополнительным укороченным уступом снизу и прямоугольным кирпичным фартуком (с профилем сложный торус в верхнем ряду) на профилированных «камешках» и с прямоугольно ориентированной нишей по оси;— две плоские оконные арочные ниши – по одной в боковых пряслах западного фасада четверика;— одна оконная ниша по оси алтарной апсиды обрамлена широким кирпичным арочным наличником, с базами из прямых кирпичных уступов, опирающимися подоконный кирпичный выступ с дополнительным укороченным уступом снизу;— дверной арочный проем с четвертью в северной оконечности полукруглой в плане алтарной апсиды, с наружной стороны обрамлен широким плоским арочным наличником (заложен кирпичной кладкой с устройством плоской ниши);— восемь прямоугольных подпольных продухов в прямоугольных нишах: два в апсиде, по одному в двух боковых пряслах северного, южного и западного фасадов (на южном фасаде западный продух заложен, устроен новый по центру); в двух пряслах на западном фасаде;•пространственно-планировочная структура интерьеров: единое пространство церкви с плоским перекрытием, который поддерживают четыре мощные кресчатые в сечении столбы и алтарной апсиды с кирпичным сводом в четверть сферы, ограниченное высотой широкой арки в восточной стене храма, восемь плоских пилястр на стенах четверика; в том числе, первоначальные уровни деревянного пола и настила хор вдоль западной стены и перекрытия (уточняется в ходе научно-реставрационных работ);•количество, форма, размеры и расположение проемов во внутренних стенах: высокий арочный портал с четвертью (перестроен) в нижнем ярусе и арочный проем входа на хоры (заложен) в западной стене четверика из второго этажа перехода (разобран в 1930-е годы); в том числе, печные внутристенные каналы, первоначальные основания печей в подпольном пространстве (уточняется в процессе научно-исследовательских работ);•архитектурно-художественное оформление интерьеров, материал отделки стен, арок, сводов (кирпич, известково-песчаная штукатурка), в том числе, характер исторического колористического решения интерьеров (уточняется в ходе научно-реставрационных работ);•материал, конструкция и характер связей, в том числе: внутристенные металлические связи объема четверика скрыты (уточняется в ходе научно-реставрационных работ), одна воздушная металлические связь в уровне верхней трети арки восточной стены четверика;•Исторически ценное функциональное назначение: православная церковь.Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте