Усадьба Останкино

1.Ансамбль:местоположение и градостроительные характеристики ансамбля усадьбы конца XVI–XVIII веков, участвующего в формированииоблика 1-й Останкинской, Академика Королева, Ботанической иНовомосковской улиц, его роль в композиционно-пространственной структуре района \"Останкинский\" (согласно приложению к настоящему предмету охраны);объемно-пространственная композиция и пространственно-планировочная структура ансамбля усадьбы конца XVI–XVIII веков,в том числе габариты, высотные и силуэтные характеристики зданий и сооружений, малых архитектурных форм, элементов благоустройства,их композиционное взаимодействие, включая соотношение застроенных и незастроенных пространств, характер озеленения, элементы гидрографии.2.\"Пруд перед дворцом\":местоположение и композиционные характеристики пруда перед дворцом конца XVI – начала XVIII века, его роль в объемно-пространственной структуре архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Останкино и окружающего городского ландшафта (согласно приложению к настоящему предмету охраны);ложе пруда конца XVI – начала ХVIII века по руслу запруженной реки Горячки – правого притока реки Яузы (переведенной в подземный коллектор), включая его конфигурацию, акваторию, очертания береговых линий(с учетом реставрационных работ 1960–1970-х годов) (согласно приложениюк настоящему предмету охраны).Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия. (распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 23 апреля 2024 г. № 205)2. Дворец-театр (дом 5, строение 1):  местоположение и градостроительные характеристики здания с оградой, участвующего в формировании фронта застройки 1-й Останкинской улицы, его роль в композиционно‑планировочной структуре ансамбля (согласно схемепредмета охраны);  объемно-пространственная композиция двухэтажного с бельведером деревянного здания с оградой 1792 ‑ 1799 годов, 1828 года, 1856 года, 1876 года, в том числе центральный двухэтажный корпус, соединенный одноэтажными проходными галереями с двумя павильонами кубической формы, с расположенными под прямым углом к ним двумя симметричными галереями, заканчивающимися прямоугольными объемами флигелей, стоящих параллельно главному корпусу, уличные и дворовые ризалиты, ротонда, портики-входы, круглый бельведер с куполом, фронтоны, аттики, высотные отметки по венчающим карнизам, включая ограду с деревянными решетчатыми заполнениями, с воротами и калиткой 1827 ‑ 1828‑х годов, 1940 ‑ 1980‑х годов (согласно схеме предмета охраны);  крыши XVIII ‑ XIX веков, их конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия, световые фонари, бельведер, печные трубы, чердачные окна, высотные отметки по конькам;  композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1792 ‑ 1799 годов, 1828 года, 1856 года, 1876 года, в том числе местоположение, форма, размер и оформление оконных, балконных и дверных проемов (наличники рамочные, сандрики), прямоугольные, полуциркульные и круглые ниши, крыльца, руст, колонны, пилястры, треугольные фронтоны, балюстрада, лепное оформление (фризы, гирлянды, медальоны, рельефы, герб Шереметевых), скульптура, вазоны, профилированные тянутые междуэтажные и венчающие карнизы, белокаменные крыльца (согласно схеме предмета охраны);  композиция и архитектурно-художественное оформление ограды 1827 ‑ 1828‑х годов, 1940 ‑ 1980‑х годов, включая каменные цоколь и столбы, фигурные вазоны, деревянные решетки заполнений (с учетом реставрационных работ 1950 ‑ 1980‑х годов; согласно схеме предмета охраны);  композиция и архитектурно-художественное оформление пилонов ворот и калиток, 1827 ‑ 1828‑х годов, включая центральные проходные пилоны с калитками и внутренними помещениями караулен, боковые декоративные пилоны с нишами, калитки в кирпичных столбах; деревянные решетчатые полотна ворот и калиток на металлических подставах (с учетом реставрационных работ 1940 ‑ 1980‑х годов);  элементы скульптурного оформления ограды: 2 скульптуры кентавров (мрамор, временно демонтированы) в завершении ворот, вазоны в завершении пилонов; материал, характер отделки, техника исполнения;  материал и характер отделки фасадных поверхностей здания с оградой конца XVIII ‑ XIX века, включая штукатурку и белокаменный цоколь, кирпич, белый камень, штукатурка решетчатых заполнений секций, полотен ворот и калиток (дерево);  колористическое решение фасадов XVIII ‑ XIX веков, 1940 ‑ 1980‑х годов (уточняется в процессе реставрационных исследований);  наружные столярные оконные заполнения 1876 года, внутренние столярные оконные заполнения 1792 ‑ 1799 годов, столярные дверные заполнения с накладным резным декором 1792 ‑ 1799 годов, их материал, характер оформления, колористическое решение, скобяные приборы (уточняется в процессе реставрационных исследований);  пространственно-планировочная структура интерьеров здания 1792 ‑ 1799 годов, 1828 года, 1856 года в пределах капитальных стен, опорных конструкций, перегородок, галереи, дверных, арочных и иных проемов, перекрытий, в том числе деревянные своды (согласно схеме предмета охраны);  деревянные капитальные стены, опорные конструкции, перегородки и перекрытия, включая деревянные своды 1792 ‑ 1799 годов, 1828 года, 1856 года, 1876 года, их конструкция и материал (согласно схеме предмета охраны);  машинерия конца XVIII ‑ XIX века, ее механизмы и материал (металл, дерево);  лестницы конца XVIII ‑ XIX века, их местоположение, материал, конструкция, декоративное оформление (согласно схеме предмета охраны);  архитектурно-художественное оформление интерьеров конца XVIII ‑ ХIX века, в том числе колонны, пилястры, карнизы, кронштейны, мраморная скульптура и тумбы, лепной декор (рельефы, падуги, кессоны, розетки, фризы), резные деревянные декоративные детали(панно, вставки, рамы зеркал, наличники, балюстрады), детали из папье‑маше, десюдепорты, обивка стен штофом и бархатом, бумажные обои, зеркала, художественный наборный и щитовой паркет из различных пород дерева, дощатый пол, включая театральную сцену, арьерсцену, зрительный зал с бутафорскими колоннами (согласно схеме предмета охраны);  колористическое решение интерьеров конца XVIII ‑ XIX века (уточняется в процессе реставрационных исследований);  художественная роспись интерьеров конца XVIII ‑ XIX века;  мраморные камины и печи с прибором конца XVIII ‑ XIX века, их местоположение и декоративное оформление (согласно схеме предмета охраны).  Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия. (распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 10 апреля 2020 г. № 233).  3. Церковь Троицы (дом 7, строение 2):  местоположение и градостроительные характеристики здания церкви 1678 ‑ 1692, 1877 ‑ 1878 годов, участвующего в застройке улицы 1‑я Останкинская, его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля «Усадьбы Останкино» и квартала;  объемно-пространственная композиция квадратного в плане здания церкви 1678 ‑ 1692 годов на высоком подклете, включающего двусветный бесстолпный четверик храма с пониженным объемом полукруглой апсиды с трехлепестковым членением внутри, завершенный пятиглавием на горке килевидных кокошников, боковые симметричные двусветные приделы с пониженными относительно центральной полукруглыми апсидами, завершенные ярусами кокошников и луковичными главами; трехчастная паперть-гульбище, охватывающая храм с приделами с трех сторон; а также три крыльца с лестницами и колокольней по оси с шатровыми завершениями 1877 ‑ 1878 годов (архитектор Н.В. Султанов), включая высотные отметки по венчающим карнизам, килевидным кокошникам, каменному шатру колокольни;  крыши, главы с крестами и шатер южного крыльца, их конструкция, конфигурация, материал, характер кровельного покрытия, в том числе высотные отметки по конькам кровли, включая чердачные окна и их оформление;  композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов здания 1678 ‑ 1692, 1877 ‑ 1878 годов, включая размер, форму, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, в том числе белокаменный цоколь и нижнюю часть подклета, наугольные пилястры, рамочные с треугольными фронтончиками наличники окон подклета и завершающий его широкий профилированный карниз с валиком и поясом поребрика, полуколонки в простенках апсид; горизонтальные ряды ширинок верхнего яруса паперти‑гульбища и вертикальные ряды перспективных ширинок с цветными изразцами внутри на фасадных углах и в простенках приделов, а также строенные короткие полуколонки на углах верхнего яруса храма с поясом белокаменных балясин в антаблементе, венчающие раскрепованные карнизы с фризовыми поясами поребрика, городков, аркатурных поясков, два ряда в разбежку перспективных кокошников с килевидными архивольтами в завершении четверика и приделов, квадратные постаменты с кокошниками и высокие тонкие шеи глав с аркатурно‑колончатыми поясами, узкими оконными проемами и венчающими карнизами с уступчатым дробным фризом; а также рамочные ниши и колончатые наличники оконных проемов и киотов, включая объемные крупные и мелкие элементы наборных колонок с белокаменными дыньками посредине, подоконные карнизные полочки с консолями, килевидные и двойные с гирькой завершения, в том числе с коронами из крупных граненых лучей, а также декоративная окантовка по внутреннему краю арочек радиально направленными зубчиками (с учетом реставрационных работ 2010 ‑ 2011 годов);  композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов колокольни 1678 ‑ 1692, 1877 ‑ 1878 годов, включая размер, форму, местоположение и оформление оконных и дверных проемов, в том числе арочные проемы, опирающиеся на квадратные пилоны с широкими архивольтами и профилированными импостами в нижнем уровне двухъярусного четверика, наугольные пилястры с вертикальными поясами перспективных ширинок с изразцами внутри, зигзагообразный рельефный пояс, венчающие ярус карниз с городчатым белокаменным фризом, верхний раскрепованный полуярус, обработанный рядами маленьких квадратных ширинок с белокаменными кубышками внутри, киоты в центре в наборных наличниках с кубышками и корончатым навершием, разрывающим венчающий карниз, сетка маленьких ширинок по раскрепованному парапету в основании восьмерика открытого яруса звона, аркада восьмерика на рельефных пилонах с импостными капителями и килевидными архивольтами, граненый с гуртами шатер с кокошниками и двумя рядами слухов‑резонаторов в колончатых наличниках с килевидными архивольтами и фронтончиками, а также профилированный карниз с поясом кокошников в основании граненого с узкими нишками барабана главы (с учетом реставрационных работ 2010 ‑ 2011 годов);  композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов крылец с лестницами 1678 ‑ 1692, 1877 ‑ 1878 годов, включая размер, форму, местоположение и оформление ниш и проемов, а также пилоны с накладными парными пилястрами с плоскими капителями, наборными висячими колонками по бокам, и пилоны с вертикальными рядами ширинок и килевидными перспективными нишками, ползучие арки, в том числе строенные и сдвоенные арочки с гирькой, объединенные полуциркульным архивольтом, парапеты лестниц с поясами перспективных филенок с розетками, валики, широкие многообломные венчающие карнизы и два ряда килевидных вразбежку кокошников в основании граненого шатра южного крыльца (с учетом реставрационных работ 2010 ‑ 2011 годов);  материал и характер отделки фасадных поверхностей: белокаменный цоколь и нижняя часть подклета, белокаменные элементы декора, фасонный, лекальный и профильный кирпич, декоративные вставки из поливных изразцов, кирпичная кладка «узорочного» характера (с учетом реставрационных работ 2010 ‑ 2011 годов);  колористическое решение фасадов XVIII ‑ XIX веков;  пространственно-планировочная структура здания в пределах капитальных стен, пилонов, прямоугольных и арочных проемов и перекрытий 1678 ‑ 1692 годов;  капитальные стены, пилоны и перекрытия 1678 ‑ 1692 годов, их конструкции и материал, включая сводчатые перекрытия;  лестницы XVII ‑ XIX веков, их местоположение, конструкции, материал, включая внутристенную белокаменную лестницу на колокольню, лестницы паперти и крылец в парапетных ограждениях;  архитектурно-художественное оформление интерьеров здания церкви, включая три перспективных портала с парными резными полуколонками проходов из галереи в храм и боковые приделы, нижняя часть главного «флемской резьбы» девятиярусного иконостаса конца XVII ‑ начала XVIII века, масляная живопись по стенам и сводам 1840 ‑ х годов, включая росписи в технике «гризайль», имитирующие архитектурный и лепной декор в основании и по своду храма - пояса меандра, карнизы на кронштейнах с аканфовыми листьями, а также пересекающиеся в замке арки по граням сомкнутого свода и пышное обрамление световых отверстий пяти световых барабанов, гризайльная роспись, имитирующая рельефную резьбу обрамления многофигурных сюжетных картин-икон различной величины по стенам; глухое ограждение хор с профилированными тягами и карнизами, покрытие пола - метлахская плитка (с учетом реставрационных работ 2010 ‑ 2011 годов);  столярные заполнения оконных и дверных проемов XVIII ‑ XIX веков, их материал, характер оформления, колористическое решение, включая скобяные приборы, а также металлические решетки оконных проемов и створки дверей (с учетом реставрационных работ 2010 ‑ 2011 годов).  Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия. (распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 23 ноября 2016 г. № 547).  4. Регулярный парк при дворце:  местоположение и градостроительные характеристики ансамбля парка, участвующего в формировании пространственно-планировочной структуры ансамбля усадьбы и района.  1. Регулярный парк («Увеселительный сад»):  1.1. Объемно-пространственная и композиционно-планировочная структура парка, включая регулярный (французский) парк конца XVIII ‑ первой четверти XIX века, в том числе система дорожек, соотношение открытых, полуоткрытых и закрытых пространств, размещение парковых павильонов и элементов рельефа.  1.2. Партер перед Дворцом:  планировочная структура и местоположение в композиции Регулярного парка усадьбы (форма плана и габариты партера), конца XVIII ‑ первой четверти XIX века;  трассы дорожек из мягких покрытий, их габариты (дорожки «на английский манер» и аллеи‑берсо) конца XVIII века;  газон конца XVIII ‑ первой четверти XIX века, его местоположение;  парковая скульптура на партере - 14 герм;  старовозрастная лиственница в восточной части партера;  местоположение и абрис «кломб» конца XVIII ‑ первой четверти XIX века.  1.3. Французский парк, симметрично расположенный на центральной планировочной оси Дворца в северной части сада, с двумя квадратными боскетами, пересеченными 8 лучами‑аллеями и двумя треугольными боскетами в восточной и западной частях:  планировочная структура, местоположение, форма и габариты боскетов конца XVIII ‑ первой четверти XIX века;  структура аллей из липы формованной, их взаимное расположение относительно центральной оси парка, в том числе три круглые площадки «лужки» на центральной поперечной аллее, образованные в местах пересечения аллей;  форма и видовой состав древесных посадок на круглых «лужках» (западный ‑ сосна кедровая, восточный ‑ липа).  1.4. Березовая роща и плодовый сад конца XVIII ‑ первой четверти XIX века, их местоположение в структуре регулярного парка.  1.5. Английский сад (западная часть):  сетка дорожек из мягких покрытий конца XVIII ‑ первой четверти XIX века шириной 1,5 ‑ 2 метра;  местоположение и планировка Кедровой рощи конца XVIII ‑ первой четверти XIX века, в том числе площадка «Большого Кедра»;  система ландшафтных участков в структуре западной части английского сада, характер размещения насаждений в виде «кломб» ‑ плотных групп деревьев и кустарников, построенных по принципу ярусности, расположенных на фоне травянистого покрова.  1.6. Английский сад (восточная часть):  планировочная структура конца XVIII ‑ первой четверти XIX века, в том числе поляны большой площади в сочетании с отдельно стоящими деревьями, и система «английских дорожек», связанная со зданиями и сооружениями усадьбы;  местоположение, габариты, характер рельефа и планировочное решение искусственной горки «Парнас» (овальная в плане, уплощенная со стороны партера, высотой 6 ‑ 6,7 метра), в том числе дорожка-серпантин из мягкого покрытия, ведущая на вершину холма;  архитектурное решение беседки на горке «Парнас»;  система ландшафтных участков в структуре восточной части английского сада, характер размещения насаждений в виде «кломб» ‑ плотных групп деревьев и кустарников, построенных по принципу ярусности, расположенных на фоне травянистого покрова;  местоположение беседки «Храм»;  экземпляр старовозрастной лиственницы на участке перед Египетским павильоном Дворца;  экземпляр старовозрастной лиственницы на участке между восточным фасадом Дворца и кухонным флигелем.  1.7. Парадный двор (плац перед южным фасадом Дворца):  планировка двора середины XIX века;  скульптура в центре двора на круглом партере, включая его характер озеленения.  1.8. Граничный вал с канавой:  местоположение вала с канавой (вдоль юго-западной границы регулярного парка);  профиль вала и канавы, высота вала (1 метр), глубина канавы (0,8 метра).  1.9. Визуальные взаимосвязи внутри территории, в том числе по дорожкам регулярного сада, на Дворец, малые архитектурные формы и парковую скульптуру.  2. «Прибавочный сад»:  планировочная структура, конца XVIII ‑ начала XIX века, соотношение открытых и закрытых пространств, старовозрастные деревья ценных пород.  2.1. Центральная аллея XVIII века, центральная планировочная ось Дворца.  2.2. Западная аллея конца XVIII века.  3. «Дубрава» ‑ элемент Прибавочного сада:  3.1. Объемно-пространственная структура, породный состав ‑ биотопы;  3.2. Липовая аллея, середины XX века.  4. «Садовый пруд» - элемент Прибавочного сада:  4.1. Местоположение пруда;  4.2. Размещение двух полуостровов, их конфигурация;  4.3. Старовозрастные дубы на западном полуострове.  5. «Юго-западная часть территории» сада:  озелененная территория с системой открытых и закрытых пространств.  6. «Северо-западная часть территории» сада (территория ВДНХ):  озелененная территория с системой открытых и закрытых пространств;  фрагмент западной аллеи, конец XVIII века;  фрагмент центральной аллеи, конец XVIII века.  7. «Территория оранжерей и конного двора»:  7.1. Поляна со старовозрастными деревьями;  7.2. Местоположение оранжерей и конного двора;  7.3. Направление сельской дороги через село «Останкино».  8. «Система прудов на реке Каменке» в пределах границы территории объекта культурного наследия:  8.1. Местоположение прудов, их конфигурация.  9. Пруд перед Дворцом начала XVIII века («Дворцовый пруд»), местоположение пруда, береговая линия. Изменение предмета охраны может быть осуществлено в порядке и случаях, предусмотренных законодательством об объектах культурного наследия. (распоряжение Департамента культурного наследия города Москвы от 10 апреля 2020 г. № 232).
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте