Археологический слой под площадью застройки объекта.Градостроительные характеристики:- местоположение в объекте культурного наследия федерального значения «Московский Кремль - ансамбль памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв.»: в северной части Соборной площади;- композиционная роль в планировочной структуре объекта культурного наследия федерального значения «Московский Кремль - ансамбль памятников архитектуры XV - XVI, XVII, XVIII, XIX вв.»: градостроительная и композиционная доминанта Соборной площади, главный храм Московского (Российского) государства в XV- начале XX вв;- габариты XV век;- секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи c Соборной и Ивановской площадей, с Большого Москворецкого моста, с Софийской набережной.Архитектурные и конструктивные характеристики:- объемно-пространственная композиция монументального прямоугольного вытянутого в плане пятиглавого трехнефного шестистолпного четырехпрестольного храма XV века с пятью пониженными апсидами, уплощенными на фасаде, заглубленными внутрь храма, алтарной преградой; «зального» типа с 12 одинаковыми ячейками, перекрытыми одинаковыми крестовыми сводами (5 ячеек перекрыто куполами с барабанами), включая высотные отметки;- композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов XV века:высокий профилированный цоколь;членение лопатками на четыре прясла (на северном и южном фасадах), на три прясла (на западном и восточном фасадах), завершенных полукруглыми закомарами, лопатки-контрфорсы, фланкирующие алтарные апсиды;перспективные белокаменные порталы с «дыньками», с полуциркульным завершением и наружными росписями фасадов храма;широкий аркатурно-колончатый пояс, проходящий по центру фасадов;круглые трехчетвертные колонки между апсидами;- местоположение и характер оформления первоначальных высоких щелевидных оконных проемов; небольших квадратных окон с наличниками, пробитых при устройстве ризницы в XVII в.;- завершение храма XV века с позакомарным покрытием медной кровлей основного объема, группой из пяти позолоченных куполов луковичной формы на высоких барабанах, сдвинутой к востоку, с повышенным центральным куполом, с позолоченным подзорами позакомарного покрытия и основания купола;- материал и характер отделки фасадных и внутренних поверхностей, включая кладку стен из кирпича с облицовкой фасадов блоками белого камня, своды, барабаны, алтарная преграда из кирпича, столбы – из кирпича, облицованы белым камнем;- пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен и сводчатых перекрытий XV-XVII веков, включая систему расположение дверных проемов в интерьере храма;- капитальные стены в интерьере объема, включая первоначальные крестовые своды храма XV века, своды приделов в юго-восточной части алтаря XVII века - цилиндрические с распалубками своды нижнего яруса (придел Дмитрия Солунского), парусный свод ризницы;- открытые белокаменные крыльца – а паперти XV века (реставрационные) на южном и северном фасадах, крыльцо с сенью на западном фасаде XV века с переделками XVII и XIX веков, их местоположение, конструкции, материал и декоративное оформление, в том числе каменные ступени, каменные плиты;- наружные росписи храма XV-XVII веков (фрески), включая декоративное оформление порталов:на южном фасаде – центральный образ Владимирской Богоматери, между колонок аркатурного пояса – святители, над порталом – образ Спаса Нерукотворного с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам портала,на северном фасаде – центральный образ Собор апостолов, между колонок аркатурного пояса – святители, над порталом – образ Спаса Нерукотворного с архангелами Михаилом и Гавриилом по сторонам портала,на западном фасаде (на своде западного крыльца – паперти) – Откровение Иоанна Богослова (сохранившийся фрагмент Апокалипсиса),на восточном фасаде (в полукруглых закомарах) – Новозаветная Троица, София Премудрость Божия, Похвала Богоматери;- моленные места в Успенском соборе, их местоположение, конструкции, материал и декоративное оформление:Царское моленное место (Мономахов трон, 1551 год);Царицыно моленное место, XVII в.;Патриаршее моленное место, 1479 г.;- гробницы патриархов и митрополитов XIV-XVII вв., раки с мощами патриархов и митрополитов, их местоположение, конструкции, материал и декоративное оформление;- фрески XV-XVII века, их сюжеты, местоположения, художники круга Дионисия (XV век), царские изографы под руководством Ивана Паисеина – Бажен Савин, Борис Паисеин, Сидор Поспеев, Марк Матвеев, Иван Муравей, Василий Ильин, Любим Агеев и другие;- архитектурно-декоративное оформление интерьеров 1-й половины XVII века, включая 5-ярусный (Праотеческий, Пророческий ряд, Праздничный ряд, Деисусный ряд, Местный ряд) деревянный тябловый иконостас (реставрационный) с иконами, выполненными артелью мастеров под руководством Василия Ильина; южный и северный пристенные иконостасы (1913-1914 гг.) с иконами XIV-XVI вв., серебряные чеканные кандила XVII-XVIII веков, парные подсвечники 1914 г. по рисунку XVII века;- столярные заполнения оконных и дверных проемов, их материал, характер оформления, в том числе южные Корсуньские ворота, XVI век.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.