Предмет охраныобъекта культурного наследия регионального значения«Церковь Михаила Архангела», 1775-1860 гг., Липецкая область, город Елец, улица ОктябрьскаяПредметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Михаила Архангела», 1775-1860 гг., расположенного по адресу: Липецкая область, город Елец, улица Октябрьская, подлежащим обязательной государственной охране являются:1.1.Общие характеристики•Объемно-пространственная композиция: крестово-купольный храм, перекрытый сводами, увенчанный пятиглавием, с вытянутой по оси запад-восток трапезной и трехъярусной колокольней. Алтарная часть вписана в боковой неф храма.•Трехъярусная кирпичная шатровая колокольня, четырехугольная в плане первых двух ярусов, 8-ми угольная на третьем. Объем каждого яруса уменьшается снизу вверх. Переход к уровню второго яруса осуществлен при помощи тромпов. •Конструкция, конфигурация, включая форму крыши, высотные отметки объемов, включая отметки по венчающим карнизам и конькам здания. •Размер, форма и местоположение оконных и дверных проемов храма.1.2.Градостроительные характеристики•Местоположение прихода в историческом ядре города Елец, в северной части городского квартала в перекрестке улиц Свердлова и Октябрьская. •Один из главных элементов силуэта застройки г. Елец. Одна из архитектурных доминант.1.3.Композиция и оформление фасадовХрамовая частьДвухсветный, члененный вдоль лицевых фасадов круглыми парными пилястрами, четверик храма, перекрытый пятиглавием. Главный барабан 8-ми угольный, с чередующимися глухими и световыми проемами. Малые главки также восьмиугольные, с оконными проемами, расположенными через одну глухую плоскость. Оформление фасадов четверика симметрично относительно оси запад-восток. Световые оси расположены попарно в центральной части второго света и нефа первого света, а также по свободным краям фасадных плоскостей, разделяясь парными полукруглыми пилястрами. С торцевого фасада, примыкающего к объему трапезной архитектурным декором, исполнены ложные оконные проемы.Северный и южный входы в храм акцентированы богатой входной группой. Со стороны алтарной части образ входной группы дублируется в рельефном решении.Входная группа выполнена в виде крытого крыльца. Перекрытие опирается на 4 фигурных столба, квадратных в плане. Конструкция усилена металлическими связями. Боковые проемы оформлены в виде арок, центральный – в виде двойной арки, где центральная пята заканчивается на уровне металлического укрепления и оформлена каплевидным свесом. Верхняя часть оформлена незамкнутым фронтом с арочным щипцом. Фронтон, в продолжении конструкции, перекрывает крыльцо на два ската.ТрапезнаяВысотой в первый ярус храма широкая трапезная под двускатной крышей. Фасадные плоскости разбиты на 5 световых симметричных осей, декоративно выделенными плоскими лопатками. Характер оформления перекликается с оформлением храма, хоть и более скромен. Визуально трапезная соединяется с объемами храма и колокольней единым многообломным карнизом, который для трапезной является венчающим.Оконные проемы арочные, как и в объеме храма.КолокольняВ объеме колокольни выделяются три яруса. Все объемы расположены от большего к меньшему, по восходящей оси. В плане первые два яруса колокольни квадратные, третий 8-ми угольный. С точки зрения архитектурного оформления первый ярус наиболее скромен. Акцент придан только входной части. Переход от первого яруса к последующему осуществлен при помощи тромпов. Второй ярус осуществляет переход к ярусу звона. Оконные проемы прямоугольные, активно выделены снаружи на классический манер: парные колонны, тимпан с веерообразным окном, профилированные карнизы и орнаменты сухариков, лепной декор. Открытый ярус звона перекрыт сомкнутым сводом, над которым расположен часовой механизм, чьи циферблаты выведены на все 4 стороны шатровой крыши. Внешне ярус выделен круглыми колоннами, прямоугольными глухими филенками и набивными досками, тумбами продолжающие ось колонн, завершенными имитацией вазонов.1.4.Материаловедческие характеристики здания:Экстерьер:•Материал стен храма, колокольни, трапезной, подвала и сводчатых перекрытий: красный обожженный кирпич на известково-песчаном растворе с металлическими связями. •Материал стен цоколя: известковый камень и кирпич.•Материал отделки стен храма, трапезной, колокольни: штукатурка с окрашиванием.•Фальцевая кровля здания храма.•Обшитые железом угловые барабаны пятиглавия, их металлический декор. •Каменная лестница, ведущая на второй ярус звона. •Кирпичные своды.•Кованые решетки открытого звона, решеток на окнах храма и трапезной.•Гипсовый лепной архитектурный декор. •Кирпичный архитектурный декор под штукатуркой.•Месторасположение часового механизма.Интерьер:•Материал отделки стен храма: известковая штукатурка с окраской.•Материал отделки стен колокольни: стены - нет отделки, на откосах проемов звона – штукатурка.•Материал перекрытий, пола храма: дерево. •Кирпичная лестница первого яруса колокольни.•Своды: цилиндрические в трапезной; арочные, лотковые в первом ярусе колокольни; крестовые сомкнутые в нефах храма, цоколе; цилиндрические в подвале; купольный на барабане в центральной части храма;•Арочные проемы, усиленные металлическими связями.•Масляная живопись.1.5.Архитектурно-художественные характеристики:Экстерьер:•Многообломный венчающий карниз главного светового барабана.•Полукруглые пилястры с поперечными ширинками на гранях главного светового барабана. •Декор оконных и ложных проемов оформлен профилированным наличником на уровне фрамуги, объединенных друг с другом профильным пояском.•Объединенный подоконный поясок главного светового барабана.•Декор нижней части главного светового барабана оформлен цепью соединенных кокошников с профилированным карнизом и щипцом.•Декор объема храма оформлен развитым фронтоном из трех кокошников, где центральный наиболее крупный и возвышается над крайними.•Декор карнизной плоскости кокошников оформлен лепными соцветиями, а щипец – лепным завитковым орнаментом.•Декор плоскостей малых кокошников фронтона храма – лепным рельефом в виде веерообразной ракушки с центральными завитками в нижней части.•Декор центрального крупного кокошника фронтона храма – крупной круглой нишей, фланкируемой растительным лепным орнаментом.•Декор круглой ниши фронтона храма – масляной живописью.•Обломный венчающий карниз малого выноса объема храма.•Полочка вдоль фриза венчающего и межэтажного карниза объема храма.•Парные полукруглые пилястры с ширинкой под капителями со срезанными гранями.•Полуциркульные оконные проемы объемов храма, трапезной.•Декор оконных проемов узким профилированным наличником.•Расширенный, профилированный, арочный сандрик с треугольным щипцом и прямоугольными свесами. Импосты сандрика акцентированы.•Ложные оконные проемы, декорированные как и действительные.•Наличие северной и южной входных групп объема храма•Исполнение стоек входных групп в виде парных вертикальных вазонов на квадратном возвышенном основании. •Оформление стоек входной группы при переходе в проем в виде парных полукруглых пилястр.•Арочные сквозные проемы в боковых частях входной группы с профилированной частью арки.•Исполнение центральной части входной группы в виде двойной арки, чьи центральные пяты, основываясь на квадратный импост, образуют каплевидный свес, а боковые оканчиваются при переходе стоек из «вазонного» оформления в пилястры.•Объединяющий профилированный декор центрального проема входной группы в виде арки и круглой ниши в образованной аркой центре.•Профилированный венчающий карниз входных групп объема храма•Разомкнутый фронтон входных групп храма с профилированными краями и полуциркульным щипцом.•Исполнение полуциркульного щипца фронтона входных групп храма как арочного проема, чьи опорные стенки свешены до венчающего карниза входной группы. •Рельефная имитация входной группы со стороны западного фасада храма, повторяющая форму и декор от «вида спереди». Центральная плоскость образованной во фронтоне арки служит имитацией ниши под икону.•Полуциркульные дверные проемы входных групп, а также при переходе из храма в трапезную и из трапезной в колокольню.•Прямоугольные дверные проемы первого яруса колокольни.•Членение оконных проемов трапезной плоскими лопатками.•Веерообразные оконные проемы над дверными проемами первого яруса колокольни, в тимпане второго яруса колокольни.•Декор наружных дверных проемов колокольни широким плоским арочнообразным наличником с замковым камнем по центру.•Выступающие плоскости фриза и угловых плоских лопаток первого яруса колокольни.•Круглый декоративный накладной медальон, расположенный на уровне фрамуги, по обе стороны от дверного наличника первого яруса колокольни.•Круглые парные колонны тосканского ордера, на прямоугольном пьедестале второго яруса колокольни.•Прямоугольный оконный проем второго яруса колокольни.•Плоский узкий наличник оконного проема, исполненного в виде удлиненной по высоте рамки, с прямоугольной плоской без заполнения набивной доской над лобанью.•Лепной надоконный рельеф второго яруса колокольни в виде главки на крыльях, расположенный над декоративной прямоугольной полочкой, дублирующей верхний карнизный поясок сандрика.•Декоративный профилированный поясок на гладком фризе второго яруса колокольни.•Классический профилированный тимпан с рядом орнамента из сухариков по внутреннему и внешнему карнизу.•Прямоугольные горизонтально ориентированные филенки на плоскостях фасада третьего яруса колокольни.•Прямоугольно вертикально ориентированные филенки на углах фасадов третьего яруса колокольни.•Профилированный карнизный пояс под колоннами третьего яруса колокольни.•Круглые колонны тосканского ордера на углах третьего яруса колокольни, чьи капители декорированы волютами.•Плоские короткие лопатки над колоннами третьего яруса колокольни.•Обломный карнизный поясок, проходящий на фризе и по плоскостям лопаток третьего яруса колокольни.•Многообломный венчающий и дублирующий его (на фронтоне) карниз третьего яруса колокольни.•Декор венчающего карниза третьего яруса колокольни оформлен рядом дентикул по нижнему краю.•Прямоугольные и квадратные плоские, без заполнения набивные доски на фасадных плоскостях фронтона третьего яруса колокольни, расположенных между венчающим и дублирующим карнизами.•Тумбы фронтона квадратные в плане, расположенные над выходами лопаток третьего яруса колокольни, завершенные вазонами.•Шатровая крыша колокольни (по форме колокола) с расположенным в ней часовым механизмом, выходящим циферблатами на 4 стороны света.•Православная символика в виде яблока и креста на колокольне и куполах.Интерьер:•Распашные парадные двери объема храма.•Полуциркульные ниши.•Металлические соединительные связи.•Масляная живопись.•Печь. Количество и состав предметов охраны могут быть изменены в связи с проведенными дополнительными исследованиями в отношении данного объекта.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.