Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Михаила Архангела, 1895-1905 гг.», расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, р-н с. Сселки, подлежащим обязательной государственной охране являются:1.Архитектурно-эстетическая ценность:- здание выстроено в стилистических формах кирпичного стиля, что соответствует периоду его возведения;- здание сохранило свою историческую функцию.2.Градостроительные характеристики: - вертикальная доминанта в застройке села;- местоположение памятника: здание храма расположено близ западной границы кладбища.3.Объемно-пространственное композиционное построение здания, сложившееся к началу ХХ века. Объемно-пространственное построение здания представляет собой целостную, симметричную относительно оси запад-восток композицию, сформированную последовательно расположенными объемами четырехъярусной колокольни, трапезной, храмовой части с приделами и трех апсид.Здание на высоком цоколе с подклетом.Храмовая часть вида восьмерик на четверике, завершена шестнадцатигранным барабаном с граненым куполом, увенчанным низким глухим барабаном с маленькой главкой луковичной формы и крестом. Храмовая часть окружена равновеликими односветными объемами полуциркульных в плане апсид с востока, односветного объема трапезной части в три световые оси с запада, равного по ширине храмовой части. Объемы перекрыты скатными крышами. Приделы храмовой части дополнены крыльцами с одномаршевыми лестницами.Четырехъярусная колокольня представляет собой ступенчатую композицию, составленную из четвериков первых трех ярусов, высокого двухчастного восьмерика четвертого яруса, завершенного граненым куполом, увенчанным шпилем с крестом (существующий шпиль предметом охраны не является). К первому ярусу колокольни с юга и севера примыкают вспомогательные объемы, перекрытые скатными крышами. Главный западный вход дополнен крыльцом с одномаршевой лестницей.С востока к объему храмовой части примыкают равные по ширине и высоте три апсиды.4.Пространственно-планировочная структура здания, сформированная конструкциями исторического каркаса, сложившаяся к началу ХХ века.Пространственно-планировочная структура храма соответствует сформированной к началу ХХ века и развивается от входа с запада через первый ярус колокольни, центральную часть перед которым занимают ступени. Объем перекрыт цилиндрическим сводом. Слева и справа расположены вспомогательные помещения с плоскими перекрытиями. Сообщение между ярусами колокольни организовано лестницами с промежуточными площадками (существующие металлические и деревянные лестницы и площадки предметом охраны не являются). В плане трапезная, храмовая часть и апсиды представляют собой единое пространство, соединенное высокими арочными проемами.Храмовая часть и трапезная в плане образуют квадрат, к которому с востока примыкают апсиды полуциркульной формы. Перекрыты три части трапезной парусными сводами. Храмовая части перекрыта сферическим куполом на подпружных арках и парусах.Приделы перекрыты цилиндрическими сводами с распалубками. Апсиды перекрыты конхой, отделены от храмовой части солеёй и иконостасом. Солеи и иконостасы устроены и в боковых приделах. 5.Материал, техника исполнения конструкций стен, сводов, крыш, тип отделки и колористическое решение фасадов, материал и техника исполнения декоративных элементов, оконные заполнения:Фундаменты ленточные бутовые. Цоколь облицован блоками известняка;Несущие фасадные и внутренние стены выполнены из красного полнотелого керамического кирпича тычковой кладкой на сложном известковом растворе;Сводчатые кирпичные перекрытия: - цилиндрический свод (первый ярус колокольни);- цилиндрический свод с распалубками (приделы храмовой части);- центральный сферический купол храмовой части;- конха (апсид);- парусный свод (трапезная часть).Прямые перекрытия: дополнительные помещения, примыкающие к колокольне;Крыша над объемами трапезной, приделов храмовой части, апсид скатная; над центральной частью и колокольней – граненые купола.Кровля над объемами трапезной, приделов храмовой части, апсиды из листов окрашенной кровельной стали с соединением в фальц; граненые купола храмовой части и колокольни – листы окрашенной стали; Тип отделки фасадов: без отделки;Техника исполнения, тип декоративных элементов: выполнены в технике рельефной кирпичной кладки;Оконные заполнения: деревянные переплеты прямоугольные с полуциркульным завершением; дерево – как исторический материал; расстекловка прямоугольной части квадратичная на 12 ячеек, полуциркульной части – центрально-лучевая на 5 ячеек; оконные проемы первого света дополнены металлическими решетками.Белокаменные плиты карнизов колокольни.Белокаменные плиты капителей полуколонн (абаки).Белокаменные вставки с закладными деталями дверных проемов приделов храмовой части.6.Храмовая часть памятника с приделами, трапезной и апсидами, включая архитектурные объемы и фасадные плоскости, в том числе композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (силуэт, высотные, планировочные отметки, декоративные элементы, местоположение, ритм, габариты, форму, оформление оконных и дверных проемов).Храмовая часть вида восьмерик на четверике, завершена шестнадцатигранным барабаном с граненым куполом, увенчанным низким глухим барабаном с маленькой главкой луковичной формы и крестом. Храмовая часть окружена с востока - равновеликими односветными объемами полуциркульных в плане апсид, с запада - объема трапезной части в три световые оси, равного по ширине храмовой части.Восьмерик храмовой части глухой, завершен карнизом с рядом зубцов. Шестнадцатигранный объем барабана в два уровня. Первый уровень глухой, грани декорированы нишами с зубцами по верхней стороне, завершен спенчатым карнизом с рядом зубцов. Второй уровень прорезан оконными прямоугольными проемами с полуциркульным завершением, чередующимися с нишами аналогичной формы. Проемы и ниши декорированы архивольтами, опирающимися на углы, выделенные полуколонной, помещенной в нишу.Приделы храмовой части выделены ризалитами в три световые оси, и завешаются щипцом. Центральная световая ось –дверной проем.Трапезная часть в три световые оси прорезана оконными проемами, центральная часть завершена фронтоном трехлопастного силуэта.Фасады апсид прорезаны оконными проемами в две световые оси.Декоративное оформление фасадов объемов приделов храмовой части, трапезной и апсиды единое и представлено прямоугольными оконными и дверными проемами с полуциркульным завершением, оформленными архивольтами с рядом зубцов, опирающиеся на полуколонны с кубическими капителями, абака которых - белокаменная плита. Для закладных деталей дверных проемов выполнены вставки в кладку из белого камня. Подоконная полочка оконных проемов с рядом зубцов и свесами. В уровне подоконной полочки через все фасады проходит ступенчатый пояс с рядом зубцов. Завершены фасады ступенчатым карнизом на арках с рядом зубцов. Ризалиты и объем трапезной фланкированы пилястрами в виде пучка из трех полуколонн с кубическими капителями. Поле фронтона ризалита декорировано элементом в форме 4-х полукругов, выполненного рельефной кладкой.7.Колокольня памятника, включая архитектурный объем и фасадные плоскости, в том числе композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (силуэт, высотные, планировочные отметки, декоративные элементы, местоположение, габариты, форму, оформление оконных и дверных проемов).Первый, второй и третий ярусы колокольни квадратные в плане, четвертый — восьмигранный, прорезанный проемами звона по сторонам света. Завершена граненым куполом со шпилем и крестом.С севера и юга в уровне первого яруса к колокольне примыкают два вспомогательных объема, углы которых выделены пилястрами в виде пучка из трех полуколонн с кубическими капителями. Фасады объемов в одну световую ось прорезаны прямоугольными оконными проемами с полуциркульным завершением, оформленные сандриками.Западный фасад первого яруса колокольни в одну световую ось выделен ризалитом, завершающийся щипцом, фланкирован пилястрами в виде спаренных полуколонн с кубическими капителями. По центру ризалита выполнен прямоугольный дверной проем с полуциркульным завершением главного входа, оформлен архивольтом, опирающимся на полуколонны с кубическими капителями, абака которых - белокаменная плита. Декоративное оформление ризалита и вспомогательных объемов едино и выражено в оформлении фасада в уровне подоконных полочек ступенчатым поясом и завершающим ступенчатым карнизом на арках с рядом зубцов.Углы западного фасада второго яруса колокольни выделены помещенной в нишу полуколонной. Вертикальное членение фасадов выполнено тремя нишами с зубцами по верхней грани. Северный и южный фасады по центру прорезаны круглыми проемами с рамочными наличниками. Завершен ярус ступенчатым карнизом с рядом дентикул из белокаменных плит.Углы фасада четвертого яруса оформлены пучками из трех полуколонн, помещенных в нишу. Фасады прорезаны двумя прямоугольными оконными проемами с полуциркульным завершением, вписанными в полуциркульные фронтоны. Проемы декорированы архивольтами, опирающимися на ¾ колонны с кубической капителью, абака которой выполнена из плиты белого камня. Над оконными проемами выполнен ложный оконный проем круглой формы. Завершающий ступенчатый карниз с рядами дентикул и зубцов из белокаменных плит. Над фронтонами по углам выполнены участки стилизованных разорванных фронтонов, обработанных зубцами. Четвертый ярус колокольни выполнен в два уровня. Первый уровень декорирован зубцами, ступенчатым карнизом с рядом поребрика и рядом зубцов из белокаменных плит. Второй уровень прорезан по сторонам света прямоугольными с полуциркульным завершением проемами звона, чередующимися с нишами аналогичной формы. Проемы и ниши декорированы архивольтами, опирающимися на углы, выделенные полуколонной, помещенной в нишу.8.Архитектурно-художественные и декоративные элементы фасадов. – восьмерик храмовой части; – апсиды полуциркульной формы в плане; – шестнадцатигранный барабан храмовой части; – граненый купол барабана; – главка луковичной формы на глухом барабане; – ризалиты приделов храмовой части; – карниз с рядом зубцов восьмерика храмовой части; – прямоугольная ниша с зубцами по верхней стороне первого уровня барабана храмовой части; – карниз с рядом зубцов первого уровня барабана храмовой части; – прямоугольный оконный проем с полуциркульным завершением барабана; – ниши прямоугольной формы с полуциркульным завершением барабана; – архивольт с рядом зубцов; – оформление углов барабана полуколонной, помещенной в нишу; – угловые пилястры в виде пучка из трех полуколонн с кубическими капителями; – прямоугольный оконный проем с полуциркульным завершением; – завершающий ступенчатый карниз на арках с рядом зубцов; – прямоугольные дверные проемы с полуциркульным завершением; – архивольты с рядом зубцов, опирающиеся на полуколонны с кубическими капителями, абака которых – белокаменная плита; – подоконная полочка со свесами; – декоративный элемент в форме 4-х полукругов, выполненный рельефной кладкой; – ступенчатый пояс с рядом зубцов; – фронтон трапезной трехлопастного силуэта; – ризалит первого яруса колокольни; – четверик второго яруса колокольни; – четверик третьего яруса колокольни; – восьмерик четвертого яруса колокольни двухуровневый; – граненый купол колокольни; – пилястры в виде спаренных полуколонн с кубическими капителями, абака которых – белокаменная плита; – сандрик; – вертикально ориентированные прямоугольные ниши с зубцами по верхней стороне; – оформление угла четверика второго яруса колокольни полуколоннами, помещенными в ниши; – завершающий карниз второго яруса колокольни с рядом дентикул из белокаменных плит; – оформление углов третьего яруса колокольни пучками из трех полуколонн, помещенных в ниши; – прямоугольные оконные проемы с полуциркульными завершениями третьего яруса колокольни; – архивольты, опирающиеся на ¾ колонны с кубической капителью, абака которых – белокаменная плита; – ложный оконный проем круглой формы; – фронтон полуциркульной формы, карниз с рядами дентикул и зубцов из плит белого камня; – зубцы стилизованного разорванного фронтона; – ступенчатый карниз с рядом поребрика и зубцов из плит белого камня; – оформление углов четвертого яруса колокольни полуколоннами, помещенными в ниши; – прямоугольный проем звона с полуциркульным завершением.9.Оконные решетки, включая их местоположение, габариты, рисунок, материал:металлическая оконная решетка проемов приделов, трапезной, апсид, вспомогательных объемов: прямоугольная часть выполнена из стоек квадратного сечения, скрепленных в горизонтальном направлении прутами прямоугольного сечения, и декорированная тремя зеркальными парами полос с кованными спаренными завитками на хомутах. Центральные полосы завитков разделены рядом окружностей. Центральный вертикальный прут проходит через всю высоту проема. Центральные два вертикальных участка объедены в полукруг по форме проема, от которого лучами расходятся пруты квадратного сечения с кованными спаренными завитками на хомутах.10. Архитектурно-художественные и декоративные элементы интерьеров:10.1. Столбы и арки, включая местоположение, габариты, планировочные и высотные отметки, декоративное оформление, местоположение пяты и высоту стрелы подъема арок. Шесть внутренних столбов (трапезной, храмовой части) и периметр стен служат опорами циркульных арок, деля пространство на меньшие объемы, перекрытые индивидуально. Столбы крещатые в плане.Пяты арок расположены немного ниже плеч оконных проемов. На столбах пяты арок подчеркнуты карнизом по периметру.10.2. Потолочные розетки. Свод приделов храмовой части дополнен центральной лепной розеткой в форме сомкнутых сегментов циркульного очертания.Центральный купол храмовой части дополнен лепной розеткой в форме сомкнутых сегментов циркульного очертания.13.3. Пояски. Барабан храмовой части декорирован тянутыми поясками, подчеркивающими основание (пяту) барабана и световые оконные проемы барабана.13.4. Наличники. Оконные проемы барабана храмовой части оформлены тянутыми профилированными наличниками.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.