Предметом охраны объекта культурного наследия регионального значения «Церковь Никольская 1890 архит. И.П. Машков», 1890 г., расположенного по адресу: Липецкая область, г. Липецк, пл. Торговая, 16а, подлежащим обязательной государственной охране являются:1. Архитектурно-эстетическая ценность: - крестово-купольный храм в стилевых формах псевдорусского стиля по проекту арх. И.П. Машкова в 1890 г. - храмовая часть имеет двухсветную объемно-пространственную композицию. - здание сохранило свою историческую функцию. 2. Градостроительные характеристики: - композиционная значимость здания как важного локального элемента историко-градостроительной среды застройки квартала. 3. Объемно-пространственное композиционное построение здания, сложившееся к концу ХIХ века. Объемно-пространственное построение здания представляет собой целостную, симметричную относительно оси запад-восток композицию, сформированную последовательно расположенными объемами притвора, храмовой части и апсиды. Пятиглавый крестово-купольный храм представляет собой квадратный в плане двухсветный объем храмовой части, центр которого разделен четырьмя столбами на девять частей. Перекрыт крестообразно расположенными по сторонам света парусными сводами, над которыми выполнены двухскатные крыши. Над центральной частью на подпружных арках и парусах возвышается восьмигранный световой барабан с шатровым завершением, увенчанный главкой. Угловые части завершены главками, в основании которых невысокий восьмерик на четверике. С запада к храмовой части примыкает прямоугольный в плане равный по высоте объем притвора, перекрытый двухскатной с ломаным скатом крышей. С востока к объему храмовой части примыкает равная по ширине и высоте трехчастная апсида. 4. Материал, техника исполнения конструкций стен, сводов, крыш, тип отделки и колористическое решение фасадов, материал и техника исполнения декоративных элементов, оконные заполнения: − Фундаменты ленточные бутовые; − Несущие фасадные и внутренние стены выполнены из красного полнотелого керамического кирпича тычковой кладкой на сложном известковом растворе; − Сводчатые перекрытия: центральный сферический купол храмовой части; парусные своды храмовой части, апсиды. − Крыши над объемами притвора, храмовой части, апсиды – скатные, центральная часть храма – шатровая, главки – луковичной формы; − Кровля над объемами притвора, храмовой части, апсиды из листов кровельной оцинкованной стали с соединением в фальц; шатер и главки – листы оцинкованной стали; центральная главка и ребра шатра – нитрит титан. − Тип отделки фасадов: поле фасадов окрашено монохромно с выделением декоративных элементов белым цветом; − Техника исполнения, тип декоративных элементов: выполнены в технике рельефной кирпичной кладки с последующим окрашиванием; − Оконные заполнения: дерево – как материал; дополнены металлическими решетками с витражами; − Дверные заполнения: дерево – как материал.5. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (силуэт, высотные, планировочные отметки, декоративные элементы, местоположение, ритм, габариты, форма, оформление оконных и дверных проемов). Композиционное решение фасадов основано на симметрии. Декоративное оформление фасадов едино и выражено в прямоугольных оконных проемах с полуциркульным завершением первого света, оформленных наличниками. Наличники состоят из сандрика с завершением в виде кокошника, расположенного на ступенчатом карнизе с рядом поребрика и боковинах в виде полуколонок с кубичискими капителями и наборными элементами, завершающиеся ступенчатыми свесами. Подоконная полочка ступенчатая с рядом сухариков. Северный и южный фасады храмовой части и восточный фасад апсиды дополнены центральными ризалитами. Западный фасад притвора выполнен аналогично ризалитам. Объемы фланкированы лопатками и завершаются щипцом. Северный, южный и западный фасады по центральной оси прорезаны прямоугольными дверными проемами с полуциркульным завершением. Проемы оформлены порталами, состоящими из пилонов на которые опираеся арка проема и щипца с П-образным завершением на которое установлен крест. Пилоны декорированы вертикально ориентированными нишами. Арка портала декорирована рядом зубцов, над аркой рельефной кладкой выполнен греческий крест. В уровне второго света ризалиты северного и западного фасадов и западный фасад притвора прорезаны оконными проемами в 3 световые оси (на западном фасаде центральный проем – ниша-киот). Боковые прямоугольные проемы с полуциркульными завершениями меньше по размеру относительно центрального, декоративно оформлены рамочным наличником по форме проема. Центральные прямоугольные проемы с полуциркульным завершением оформлены объемным наличниками. Наличники состоят из сандрика с завершением в виде кокошника, расположенного на ступенчатом карнизе с рядом поребрика и боковинах в виде муфтированных пилястр со ступенчатыми свесами. Подоконная полочка ступенчатая. Ризалит апсиды в уровне второго света по центральной оси оформлен прямоугольной нишей-киотом с полуциркульным завершением. Ниша декорирована наличником, состоящим из прямого карниза с рядом поребрика, опирающегося на муфтированные пилястры со ступенчатыми свесами и ступенчатой подоконнной полочкой. Вертикальное члененние фасадов представлено лопатками. Горизонтальное членение фасадов представлено выступом цоколя, широким ступенчатым поясом в уровне подоконника оконных проемов и широкого завершающего карниза. Завершающий карниз ступенчатой формы с рядами сухариков, ширинок и зубцов. Декоративное оформление центрального восьмигранного барабана представлено ступенчатым пояском, угловыми пилястрами с импостами и кокошниками в завершении. Грани прорезаны прямоугольными оконными проемами с полуциркульными завершениями, оформленные рамочными наличниками. Шатер по сторонам света прорезан слуховыми окошками с килевидными завершениями, увенчан главкой луковичной формы на круглой шейке. Четверик и восьмерик основания угловых главок луковичной формы декорированы кокошниками: четверик с килевидным завершением, восьмерик – с полукруглым. Шейки главок оформлены аркатурными поясками с гирьками и завершающимся карнизом с рядом зубцов. Заполнения оконных проемов дополнены решетками с витражным заполнением. 6. Пространственно-планировочная структура здания, сформированная конструкциями исторического каркаса, сложившаяся к концу ХIХ века. Пространственно-планировочная трехчастная структура плана церкви сформирована к концу ХIХ в.: алтарь – храм – притвор. В храмовой части устроены хоры. Храмовая часть четырехстолпная, трехнефная, перекрыта крестово-купольной системой. Центральный сферический купол на подпружных арках и парусах. 7. Архитектурно-художественные и декоративные элементы фасадов: – щипец ризалита; – прямоугольный оконный проем с полуциркульным завершением, заполнение дополнено решетками с витражами; – наличники, состоящие из сандрика с завершением в виде кокошника, расположенного на ступенчатом карнизе с рядом поребрика и боковинах в виде полуколонок с кубичискими капителями и наборными элементами, завершающиеся ступенчатыми свесами; подоконная полочка ступенчатая с рядом сухариков; – лопатки; – завершающий ступенчатый карниз с рядами сухариков, ширинок и зубцов; – наличник, состоящий из прямого карниза с рядом поребрика, опирающегося на муфтированные пилястры со ступенчатыми свесами и ступенчатой подоконнной полочкой; – ниша-киот прямоугольная с полуциркульным завершением; – наличники, состоящие из сандрика с завершением в виде кокошника, расположенного на ступенчатом карнизе с рядом поребрика и боковинах в виде муфтированных пилястр со ступенчатыми свесами; подоконная полочка ступенчатая; – рамочный наличник; – порталы, состоящие из пилонов на которые опираеся арка проема и щипца с П-образным завершением на которое установлен крест; пилоны декорированы вертикально ориентированными нишами; арка портала декорирована рядом зубцов, над аркой рельефной кладкой выполнен греческий крест; – дверной проем прямоугольный с полуциркульным завершением; – угловая главка луковичной формы; – кокошники четверика с килевидным завершением; – кокошники восьмерика с полукруглым заверншением; - аркатурный пояс с гирьками; – ступенчатый завершающий пояс с рядом зубцов; – ступенчатый пояс центрального восьмигранного барабана; – угловые пилястры с импостами; – кокошники центрального барабана с килевидными завершениями; – шатровое завершение центрального барабана; – слуховые окошки с килевидными заверщениями; – ступенчатый пояс.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.