Объемно-пространственное и планировочное решение территорииВизуальные и композиционные связи храма последней трети XII в. с ландшафтами берегов реки Волхов, с фортификационными сооружениями, входящими в состав объекта культурного наследия федерального значения «Крепость «Старая Ладога», основана в XII в., перестроена вXV – XVI вв.», в том числе:с Воротной башней, Климентовской башней, Раскатной башней, Стрелочной башней, сооружениями восточного полигона крепости, южной стеной XII и деревянной церковью Димитрия Солунского 1731 г.; Объемно-пространственное решение:исторические габариты и конфигурация прямоугольного в плане, четырехстолпного, кубического, одноглавого, трехапсидного храма, с тремя равновеликими апсидами и хорами в интерьере;шлемовидная глава храма на высоком барабане;крыши – позакомарное окрытие, с деревянными водотечниками в пазухах между закомарами - габариты, конфигурация, высотные отметки, местоположение и габариты водотечников; материал окрытия кровли – медь.Конструктивная система:Фундаменты валунные, на известково-песчаном растворе с верхним слоем из плинфы;исторические наружные и внутренние капитальные стены – кладка из тонких известняковых плит и рядов плинфы, в том числе кладка со скрытым рядом; на известково-цемяночном растворе - материал, местоположение;посводное покрытие с двухуступчатыми арками закомар, равняющимися в сумме толщине свода.Четыре столпа, поддерживающие конструкцию купола на парусах, образующие четыре полуциркульных арки между столпами;купол на высоком барабане;внутристенные дубовые связи* – местоположение, материал, габариты;*сохранились фрагментарновоздушные связи – местоположение, габариты, материал (прокатная сталь с декорировкой деревом (сосна);сводчатые конструкции интерьера храма, в том числе:цилиндрические своды вимы, своды у северной и южной стены; своды за северо-западным и юго-западным столпами, по сторонам от хоров;центральная алтарная апсида (пом.3), завершенная полукуполом-конхой, с жертвенником и диаконником по сторонам, расположенными в двух апсидах меньшего размера;две ниши в стенах алтарной апсиды;небольшие арочные проемы в месте примыкания алтарных столпов к зонам между апсидами, ведущие из главного алтаря в жертвенник и диаконник;две боковые апсиды:жертвенник (пом. 2), севернее центральной апсиды,диаконник (пом. 4), южнее центральной апсиды, завершенные конхами, представляющими собой полукупол неправильной формы;две ниши в стенах объема диаконника;Хоры (пом.7, 8, 9) в интерьере западной части храма, состоящие из двух угловых камер, соединенных деревянной галереей; деревянная галерея-переход: габариты, местоположение, конструкция;внутристенная лестница (пом.6), ведущая на хоры, в толще западной стены, со ступенями, сложенными кладкой со скрытым рядом, верхняя часть ступеней из известняковых плит – габариты, местоположение.Северная (пом.7) и южная (пом.9) камеры хоров, симметрично расположенные, прямоугольные в плане, с входными проемами, ведущими на галерею хоров (пом. 8),с неглубокими нишами в стенах, перекрытые цилиндрическими сводами; четыре арочных проема с полуциркульным завершением, между столпами и стенами (северной и южной);два арочных проема более крупного размера, образованных северо-западным и юго-западным столпами и западной стеной;камера в толще западной стены (пом.5), в ее северной части, с одним входным проемом, симметрично расположенная внутристенной лестнице на хоры, перекрытая цилиндрическим сводом;ниши в северной и южной стенах храма, а также в объемах центральной апсиды и диаконника.Ритуальный стол XII в. с нишей в жертвеннике, с остатками росписей нижнего яруса.Ритуальный стол XII в. в диаконнике.Объемно-планировочное решение:историческое объемно-планировочное решение в габаритах исторических капитальных стен, в том числе две камеры на хорах (пом. 7; пом.9), камера в толще западной стены (пом.5); лестничный объем с толще западной стены в ее южной части; камеры-ниши в северной и южной стенах, 2 камеры – ниши в алтарной апсиде.Архитектурно-художественное решение фасадов:Архитектурно-художественное решение в стилистике новгородской храмовой архитектуры последней трети XII в.Тип, метод выполнения и материал отделки фасадной поверхности: 3х слойное штукатурное покрытие стен на известковой основе (обрызг, грунт, накрывка);оконные заполнения: деревянные оконницы, оштукатуренные со стороны фасадов – материал, местоположение, габариты;два деревянных дверных заполнения с кованой дверной фурнитурой – материал (дуб; черный металл), местоположение, габариты.Венчающий карнизный выступ по периметру всего объема храма, декорированный каменным орнаментом «зубцы»; Западный фасад:входной портал – простой прямоугольной формы без четвертей с дубовой перемычкой и двухступенчатой полуциркульной нишей над ним (разгрузочная арка и место для экстерьерных фресок) – местоположение, габариты, конфигурация;прясла стены, завершенные тремя закомарами (центральная большего размера) с двухуступчатым профилем тимпанов; лопатки между закомарами, угловые лопатки – 4 шт.- местоположение, габариты;три узких оконных проема с полуциркульным завершением в пряслах стен, расположенных на одном уровне; центральный проем с подоконным выступом простого профиля – местоположение, конфигурация, габариты;Северный фасад:прясла стены различной ширины, завершенные тремя несимметричными закомарами разного размера (центральная большего размера) с двухуступчатым профилем тимпанов; лопатки различной ширины между закомарами, в угловой зоне (самая широкая -северо-западный угол) и в зоне примыкания к апсиде – 4 шт.- местоположение, габариты;пять узких оконных проемов с полуциркульным завершением, с подоконными выступами простого профиля (верхний оконный проем северо-западного прясла без подоконного выступа): три, расположенных треугольником, в центральном прясле, два, расположенных друг над другом, в прясле, примыкающем к северо-западному углу - местоположение, конфигурация, габариты.Восточный фасад:три равновысотных алтарных апсиды (центральная шире боковых) завершенных карнизным поясом с каменным орнаментом «зубцы»;три закомары, венчающие апсиды, с двухуступчатым профилем тимпанов и каменным орнаментом «зубцы» на венчающем карнизном выступе;– пять узких оконных проемов с полуциркульным завершением и подоконными выступами простого профиля: по два, расположенных друг над другом, на центральной апсиде и на северо-восточной апсиде; один – на юго-восточной апсиде - местоположение, конфигурация, габариты.Южный фасад:входной портал – простой прямоугольной формы без четвертей с дубовой перемычкой и двухступенчатой полуциркульной нишей над ним (разгрузочная арка и место для экстерьерных фресок) – местоположение, габариты, конфигурация;прясла стены различной ширины, завершенные тремя несимметричными закомарами разного размера (центральная большего размера) с двухуступчатым профилем тимпанов; лопатки различной ширины между закомарами, в угловой зоне (самая широкая – юго-западный угол) и в зоне примыкания к апсиде – 4 шт.- местоположение, габариты;шесть узких оконных проемов с полуциркульным завершением, с подоконными выступами простого профиля (верхний оконный проем юго-западного прясла без подоконного выступа): три, расположенных треугольником над дверным проемом, в центральном прясле; два, расположенных друг над другом, в прясле, примыкающем к юго-западному углу; одно в прясле, примыкающем к юго-восточному углу - местоположение, конфигурация, габариты.Венчающая шлемовидная глава храма на высоком барабане;восемь, симметрично расположенных, оконных проемов барабана, с полуциркульным завершением – местоположение, габариты;аркатурный пояс в завершении барабана, декорированный каменным орнаментом «зубцы» - по всему периметру барабана купола;венчающий главу крест (ажурный, на яблоке – медь, ковка) – рисунок, местоположение, габариты.**выполнен в 1950-х гг. по образцу креста церкви Спаса на Нередице в НовгородеАрхитектурно-художественная отделка интерьеров:Фрагмент исторического покрытия пола из хорошо затертого слоя известково-цемяночного раствора.Растворный пол в северной камере на хорах – тип, метод, выполнения и материал;Настенные росписи* по влажной штукатурке в технике фрески, последней трети XII в., включающие: *частично сбиты при ремонте 1683-1684 гг.Фрески барабана и купола:Композиция «Вознесение Господне» - Христос, восседающий на радуге в центре, окруженный фигурами восьми стоящих в круг ангелов, разбитых на пары, обращенные лицом друг к другу (ангелы, размещающиеся в ногах и над головой Христа расположены фронтально; ангелы, размещающиеся по левую и правую руку от Христа расположены в шаге («в танцующих позах»);Живописный пояс с Богоматерью, архангелами и апостолами в райском саду в зоне примыкания купольной конструкции к барабану по периметру барабана, включающий: над восточным окном Богоматерь, расположенная фронтально в рост в позе Оранта, по сторонам от нее две фигуры архангелов;далее по правую и левую руку расположены апостолы в динамичных позах со стилизованными райскими деревьями по сторонам; в руках у евангелистов евангелия (в типологии кодекс):Петр и Павел, Иоанн и Лука, Симон и Иаков; с другой стороны композиции за Павлом расположены – Матфей и Марк; Андрей и Варфоломей; Филипп и Фома.Восемь ветхозаветных пророков в простенках окон барабана, со свитками в руках: по сторонам от восточного окна барабана (над алтарем) расположены фронтальные фигуры царей-пророков Давида и Соломона; шесть пророков-старцев, изображенных в трехчетвертном развороте – Исайя, Иеремия, Михей, Гедеон, Наум, Иезекииль;декоративные арочные обрамления фигур пророков с растительным орнаментом - живописные имитации архитектурных декораций интерьера, с растительными волютообразными завитками в угловых резервах;живописные орнаментальные композиции (растительные завитки, плетенки) в откосах окон барабана.Фрагменты росписи трех алтарных апсид, имеющие единую поярусную разбивку, поделенные на четыре изобразительных регистра, в том числе:центральная алтарная апсида:в конхе небольшие фрагменты с остатками изображения Богоматери и двух поклоняющихся ей архангелов;три нижних регистра росписи апсиды:полоса мраморировки, декоративного орнамента в нижней части стен, имитирующего стилизованные мраморные панели;аналогичные фрагменты росписи мраморировки в нижней части столпов;фриз медальонов с полуфигурами святых, окруженный растительным орнаментом – два медальона – неизвестный епископ и св. Иоанн Милостивый;фрагменты центрального яруса апсиды «Служба Святых отцов» - две фигуры- Св. Василий Великий и Св. Климент папа Римский, облаченные в святительские полиставрионы с крестами, в руках развернутые свитки;над головами святителей фрагмент нижней части росписи «Причащение апостолов».Фрагменты орнаментальной росписи на откосах окон в алтарной части (центральная апсида), в стилистике византийской орнаментики – плетенка, растительный орнамент;отдельные фрагменты орнаментальной росписи в алтарной части, в том числе в зонах стенных ниш. Фрески двух боковых апсид (жертвенника и диаконника), сюжетно поделенные на две зоны: конхи с колоссальными полуфигурами архангелов; ниже – два повествовательных цикла, включающие:Росписи жертвенника – фигура архангела Михаила в конхе, фронтальная, с широко раскинутыми крыльями (сохранились фрагментарно), с жезлом в руке;фрагменты живописных рам в виде полос охры;фрагмент орнаментальной росписи в откосе окна, расположенного под фигурой архангела;Композиция «Жертвоприношение Иоакима и Анны» - сохранившаяся часть «протоевангельского цикла», посвященного детству Богоматери, с Иоакимом и Анной с жертвенными агнцами в руках, стоящими перед первосвященником;фрагменты мраморировки нижнего яруса в жертвеннике и диаконнике, на юго-восточном и северо-восточном столбах.Росписи диаконника:фигура архангела Гавриила в конхе, фронтальная, с широко раскинутыми крыльями (сохранились фрагментарно), с жезлом и сферой в руке;Композиция «Чудо Св. Георгия о змие», со святым воином на коне со стягом в руке, в ногах коня змий, которого ведет на привязи царевна; в верхнем углу композиции – стена города, с которой за происходящим наблюдают царь, царица и свита;фрагмент фриза медальонов с полуфигурами трех святителей в орнаментальном обрамлении (в центре Св. епископ Анфим Никомидийский, по сторонам неизвестные святители), расположенный под композицией «Чудо Св. Георгия о змие», составляющий единую композицию с фрагментом аналогичного фриза в алтарной апсиде;граффити, расположенные в диаконнике, на нижнем разделительном поясе под регистром медальонов со святителями, включающие: изображения святых (Николай Чудотворец, неизвестная святая), зооморфные (лошади, птицы) и антропоморфные фигуры (шагающий человек, фигура в головном уборе), кресты, плетенки, надписи;фигуры святых и святых воинов-мучеников:Св.Савва Стратилат и Св. Евстафий Плакида на откосах арки диаконника, в верхнем регистре (на уровне композиции «Чудо Св. Георгия о змие») - Св. Савва изображен погрудно, в руках у Св. Евстафия кодекс (евангелие);Фрагменты орнаментальной росписи в архивольте окна, расположенного южнее композиции «Чудо Георгия о змие»; Фрагмент росписи архивольта окна, расположенного в диаконнике под изображением архангела, с фрагментом охристого обрамления;Св. Евстафий Плакида с кодексом в руках (евангелие) на откосе арки диаконника;Св. Христофор на южном склоне арки диаконника, выше изображения Св. Саввы; изображен фронтально с мечом в руках;фрагменты мраморировки нижнего яруса геометрического характера с простыми зеркалами, в зоне усеченного угла одного из алтарных столбов.Росписи южной стены:Св. мученик Агафон и пророк Даниил, расположенные западнее входного арочного проема диаконника – пророк Даниил, изображенный в рост, с раскрытым свитком в руке, в обрамлении декоративной арки на двух колонках, с растительным орнаментом в угловых резервах; Св. Агафон – погрудное изображение в медальоне.Два фрагмента композиции «Крещение»:фрагмент под пророком Даниилом – Группа фарисеев, выше на светлом фоне фрагмент фигуры одного из прозелитов в светлых одеждах, принимающего крещение с воздетым к небесам ликом;Западный фрагмент композиции «Крещение»:Фигуры четырех ангелов,с молитвенно воздетыми руками, шагающих к центру композиции; в верхнем сегменте группа фарисеев; Орнаментальные росписи откосов трех оконных проемов южной стены – фрагменты орнамента плетенка и растительных волютообразных завитков; мелкие фрагменты росписей верхнего яруса над оконными проемами; погрудное изображение Св. Марии Магдалины в арочном проеме у юго-западного столба – в красных одеждах, в одной руке крест, вторая раскрыта ладонью к молящимся, в обрамлении фрагмента декоративной арки на двух колонках, с архивольтом, декорированным крещатым орнаментом, с фрагментом растительного орнамента в угловых резервах;фрагменты мраморировки нижнего яруса орнаментального характера;Изображения праведных жен из композиции «Страшный суд» в простенке окна над дверным проемом, ведущим к лестнице на хоры, с молитвенно воздетыми руками, на переднем плане св. Мария Египетская;фрагменты росписи крещато-ступенчатого орнамента над архивольтом окна, в восточном простенке окна;Фрагмент изображения Св. Иакова Перского под сценой с праведными женами, в голубом плаще, с кодексом (евангелием) в руке, в обрамлении декоративной арки на двух колонках, с растительным орнаментом в угловых резервах;Росписи западной стены:Фрагменты композиции «Страшный суд», в южной части свода и в центральной части западной стены, в том числе:фрагменты трехлопастной орнаментальной арки, обрамляющей фреску; в поле трехлопастной арки в центральных фрагментах на переднем плане живописные композиции со стоящими Богоматерью (южный фрагмент) и Иоанном Предтечей (северный фрагмент, сохранилась фрагментарно), сидящими фигурами апостолов - Петра и Павла в северном фрагменте, Матфея и Иоанна в южном фрагменте;над фигурами сидящих апостолов изображения девяти архангелов, стоящих за апостольскими престолами (два изображения сохранились фрагментарно);под сводом в южной части четыре сидящих апостола; в южной части стены композиция с праведными отцами (монахами), восходящим к апостольским престолам, с молитвенно воздетыми руками;по нижней кромке южной части росписи, ниже фигур апостолов - фрагменты изображения райского сада в виде зеленых завитков растительных побегов; над фигурами апостолов фрагменты изображений праведников;фрагменты мраморировки в нижнем ярусе западной стены, на северо-западном и юго-западном столбах, на северной стене;фрагмент мраморировки нижнего яруса стены у входного проема, ведущего на лестницу;мелкие фрагменты росписей на своде над хорами;фрагмент орнаментальной росписи над оконным проемом на хорах;Две фрески (полуфигуры) на откосах малых арок, соединяющих пространство под хорами с основным объемом храма:Св. Мария Магдалина на южной арке;Св. Николай Чудотворец, фреска северо-западного арочного проема, в левой руке кодекс (евангелие), правая рука в благословляющем жесте, в обрамлении фрагмента декоративной арки на двух колонках, с фрагментами растительного орнамента в угловых резервах;фрагменты орнаментального декора откосов оконных проемов северной стены – шахматный орнамент, фрагменты растительного орнамента. Уступчатые профили в пятах архивольта подпружных арок, образованных между четырьмя столпами.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.