1. Объемно-планировочное решение территории.Планировочная структура территории, включающая здание собора, возникшая при строительстве храма, в центральной исторической части г. Гатчина, на расширенном участке по оси Соборной улицы.2. Объемно-пространственное решение территории. Местоположение, габариты и конфигурация здания собора, квадратного в плане, на высоком цоколе, с притвором, папертью с трехсторонней лестницей и полукруглой апсидой, крышей четверика и притвора, полусферического купола апсиды, многогранных барабанов венчающихся уплощенными главами с покрытием из черного железа в шашечку, завершающихся позолоченными металлическими крестами.3. Объемно-планировочное решение здания.Историческое объемно-планировочное решение четырехстолпного крестово-купольного храма с подклетом, приделами в габаритах капитальных стен.4. Архитектурно-художественное решение фасадов. Архитектурно-художественное решение фасадов в русско-византийском стиле по проекту Р.И. Кузьмина. Трехчастная композиция фасадов, расчлененная сдвоенными пилястрами со сложными византийскими капителями. Килевидные завершения стен, с лепным фризом и карнизом. В состав боковых фасадов дополнительно входят объем апсиды и притвора. Центральный барабан на многогранном постаменте с оконными проёмами, нишами, пилястрами дорического ордера, наличниками с килевидным завершением; боковые барабаны на двухъярусном постаменте с полукруглыми и килевидными наличниками ниш и проемов, угловыми пилястрами, промежуточным и венчающим карнизом. Оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация. Круглое окно-роза с полукруглым лепным сандриков в уровне второго этажа килевидных фронтонов ризалитов. Высокое полуциркульное окно в боковых килевидных закомарах в уровне первого этажа западного, северного и южного фасадов. На восточном фасаде в северной и южной части в уровне первого этажа по высокому полуциркульному окну, в боковых частях апсиды в уровне первого этажа по одному окну. Столярные заполнения первоначальные – расстекловка, материал(сосна), отделка – разделка под «дуб».Вид материалов отделки фасадов. Стены собора, сложенные из красного кирпича на известково-песчаном растворе, оштукатуренные с фасадов и окрашенные. Цоколь, облицованный известняковыми блоками со слабо читающейся фактурой. Архитектурно-художественные элементы, в том числе, на западном фасаде главный вход в собор, оформленные в виде ступенчатого портала, украшенного лепным декором и тремя полуколоннами в уступах. Прямоугольный дверной проем с двухстворчатым заполнением остекленной деревянной фрамугой над ним. Монументальная живопись:расположение, материал (масляная живопись на металле); изображением Спасителя в тимпане портала западного фасада и икона Св. Апостола Павла – на апсиде восточного фасада (худ. И. Ижакевич; утрачены)На северном и южном фасадах, в боковых пониженных частях – тондо со скульптурными поясными изображениями святых в тимпанах закомар, полукруглым лепным наличником и фризом:Св. Елена и Св. Константин,Св. Мария Магдалена Св. Николай Чудотворец.5. Конструктивная система зданияНаружные и внутренние капитальные кирпичные стены на известково-песчаном растворе в объеме здания. Четыре кирпичных столба-пилона и один центральный в подклете, поддерживающие кирпичные своды. Четыре столба-пилона верхнего храма под центральным барабаном. Сводчатые перекрытия. Крестовые своды всех помещений подклета, в центральном зале – крестовый свод с подпружными арками, идущими на центральный столб и распалубками по краям. Крестовые своды нефов, хор, конхи апсиды верхнего храма, цилиндрический свод над притвором. Лестницы и крыльца – местоположение, габариты и конфигурация в плане, отметки перекрытий. Каменная трехсторонняя наружная лестница на западном фасаде. Винтовая лестница с забежными ступенями из просечного металла и ограждением из литых чугунных столбиковКаменная лестница с уровня хоров в северо-западную звонницу и деревянная лестница в юго-западную звонницу.Световой фонарь с восточной стороны полукруглый, с уплощенной металлической крышей над апсидой.6. Декоративная отделка интерьеров.Внутренние колонны у 4-х центральных столбов пилонов, стороны пилонов боковых нефов крепованы. В соответствии с профилем пилонов, так же профильно обработанные подпружные арки, несущие крестовые своды приделов.Ордер внутренних колонн – сложный византийский. Все колонные, вертикальные тяги пилонов и стен несут сложно профилированные карнизы.Главный иконостас и иконостасы боковых приделов – местоположение, габариты, членения, материал – резное дерево (кипарис). Притвор – конфигурация, местоположение входного проема и трехчастного проема хор. Ограждение солеи металлической решеткой.Монументальная живопись: религиозные сюжеты - местоположение, габариты, материал – полихромная роспись масляными красками на штукатурном основании, холсте и металле. Изображение Спасителя в конхе апсиды, Пророк Моисей и Иоанн Предтечи – на боковых стенах апсиды. (художник Ф.С. Завьялов). Двенадцать изображений пророков в барабане (художник В.А. Серебряков)Роспись на парусах – Евангелист Иоанн, Евангелист Лука, Евангелист Марк, Евангелист Матфей (художник П.М. Шамшин). Восемь сюжетов религиозных праздников в тондо с парными херувимами: «РождествоПресвятой Богородицы»,«Успение Пресвятой Богородицы», «РождествоХристово», «КрещениеГосподня», «ПреображениеГосподня», «ВознесениеГосподня», «Св. МарияМагдалена»,«РавноапостольныеКонстантин и Елена».Полихромная роспись сводов левого и правого приделов с сюжетом «Всевидящее око».Альфрейная орнаментальная живопись на подпружных арках центрального свода – местоположение, габариты, материал. Изречение над подпружными арками центрального свода местоположение, габариты, материал.Лепной декор с позолотой – головки херувимов, шестиконечные звезды в куполе, рядом с альфрейной живописью на подпружных арках центрального свода – местоположение, габариты, материал. Витражи в круглых-окнах розах с изображением херувимов, орнаментальных мотивов – местоположение, габариты, материал, техника исполнения (худ. А.Ф. Перниц; утрачены).Витраж «Всевидящее око» в просвете конхи апсиды - местоположение, габариты, материал, техника исполнения (худ. А.Ф. Перниц; утрачен).
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.