1. Градостроительные характеристики1.1. Местоположение, роль и градостроительные характеристики объектарасположен в пригороде Красноярска – западном районе (ниже Академгородка), п. Удачный, на левом (северном) берегу реки Енисей – исторической зоне Плотбище, к востоку от каменной ограды Успенского монастыря, в комплексе исторического владения его с XIX в.;объемно-пространственная структура: композиция плана, внешние габариты и пропорции здания, решение и вид кровли (форма крыши).1.2. Композиционная значимость:подлинный летний дом архиерея участвует в формировании историко-архитектурной среды Успенского монастыря.1.3. Габариты и силуэт:первоначальные габариты, высотные отметки, силуэт и пропорции.1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятника:воспринимается при подходе к монастырскому комплексу с северо-востока, с берега и фарватера реки Енисей на довольно большом протяжении.2. Архитектурные и конструктивные характеристики2.1. Объемно-пространственная композиция на конец XIX в.:первоначальная симметричная композиция здания: расположенный на высоком каменном цоколе, прямоугольный в плане (на уровне первого этажа), бревенчатый сруб в пять поперечных и три продольных стены поднимается своей срединной частью на два этажа, где на уровне второго этажа к нему примыкают с торцов более узкие объемы мезонинов; прямоугольные в плане объемы тамбуров, примыкающие к боковым фасадам, со встроенной лестницей внутри восточного тамбура, ведут в помещения первого этажа (западный тамбур перестроен); тамбур парадного входа со встроенной лестницей, расположенный по центру главного (южного) фасада, ведет на двухмаршевую лестницу, выходящую в коридор второго этажа; над парадным входом организован балкон.2.2. Конструкция крыши на последнюю четверть XIX в.Первоначальная форма и конструкция крыши: шатровая четырехскатная по деревянным конструкциям с завершением в виде главки-луковицы на восьмигранном барабане, четырьмя печными трубами и слуховым окном на восточном скате – над основным объемом, двускатная – над мезонинами и тамбурами боковых входов, лучковая – над тамбуром южного парадного входа.2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на последнюю четверть XIX в.2.3.1. Южный (главный) фасадКомпозиция южного фасада:первоначальная симметричная композиция фасада в девять осей – по первому этажу, пять осей – по второму, на каменном цоколе;углы и места перерубов отмечены лопатками, делящими фасад на три части, – двухэтажную срединную в 5 осей и одноэтажные по флангам в 2 оси, завершенные на втором этаже отступающими глухо зашитыми тесом стенами мезонинов, дополнительная лопатка, закрывающая переруб, выполнена в уровне второго этажа между окнами по осям 2 и 3;на средней оси размещен тамбур парадного входа с окном с трапециевидным завершением и балкончиком над ним.Декор южного фасада:филенчатые лопатки трехчастные в первом этаже и двухчастные во втором, в верхней части украшены резным накладным элементов в форме восьмиконечной «Вифлеемской звезды»;оконные наличники с высоким фигурным очельем имеют затейливый внешний контур, подчеркнутый штапиком и накладными элементами;подоконная доска фигурная, подрезана снизу двумя перекрещивающимися дугами;окно над дверным проемом обведено профилированной доской;дощатый фриз завершен профилированным подшивным карнизом.2.3.2. Западный фасадКомпозиция западного фасада:первоначальная симметричная композиция фасада в три оси на каменном цоколе;объем первого этажа более широкий;углы отмечены филенчатыми лопатками;объем мезонина завершен треугольным фронтоном с полуциркульным слуховым окном в дощатом тимпане, окна мезонина лучковые, среднее окно более широкое, трехчастное;по центру первого этажа расположена одноэтажная пристройка тамбура, завершенная треугольным фронтоном с дверным проемом.Декор западного фасада:филенчатые лопатки трехчастные в первом этаже и двухчастные во втором, в верхней части украшены резным накладным элементов в форме восьмиконечной «Вифлеемской звезды»;оконные наличники первого этажа с высоким фигурным очельем имеют затейливый внешний контур, подчеркнутый штапиком и накладными элементами;подоконная доска фигурная, подрезанная снизу двумя перекрещивающимися дугами;окна мезонина обведены профилированной доской, более широкой в верхней части;дощатый фриз завершен профилированным подшивным карнизом.2.3.3. Северный фасадКомпозиция северного фасада:первоначальная симметричная композиция фасада в восемь осей – по первому этажу, четыре оси – по второму, на каменном цоколе;углы и места перерубов отмечены лопатками, делящими фасад на четыре части, – две двухэтажные в 2 оси центральные и одноэтажные в 2 оси по флангам, завершенные на втором этаже отступающими глухими стенами мезонинов.Декор северного фасада:филенчатые лопатки трехчастные в первом этаже и двухчастные во втором, в верхней части украшены резным накладным элементом в форме «Вифлеемской звезды»;оконные наличники с высоким фигурным очельем имеют затейливый внешний контур, подчеркнутый штапиком и накладными элементами;подоконная доска фигурная, подрезанная снизу двумя перекрещивающимися дугами;дощатый фриз завершен профилированным подшивным карнизом.2.3.4. Восточный фасадКомпозиция восточного фасада:первоначальная симметричная композиция фасада в три оси на каменном цоколе;объем первого этажа более широкий;углы отмечены филенчатыми лопатками;объем мезонина завершен треугольным фронтоном с полуциркульным слуховым окном в дощатом тимпане, окна мезонина лучковые, среднее окно более широкое, трехчастное;по центру первого этажа расположена одноэтажная пристройка тамбура, завершенная треугольным фронтоном, с дверным проемом.Декор восточного фасада:филенчатые лопатки трехчастные в уровне первого этажа и двухчастные во втором, в верхней части украшены резным накладным элементом в форме «Вифлеемской звезды»;оконные наличники первого этажа с высоким фигурным очельем имеют затейливый внешний контур, подчеркнутый штапиком и накладными элементами;подоконная доска фигурная, подрезанная снизу двумя перекрещивающимися дугами;окна мезонина обведены профилированной доской, более широкой в верхней части;дощатый фриз завершен профилированным подшивным карнизом.2.4. Виды отделки фасадной поверхности на конец XIX в.:первоначальная отделка – горизонтальная обшивка широким профилированным тесом.2.5. Колористическое решение фасадов на конец XIX в.:окраска деталей и декора в два тона.2.6. Заполнение оконных и дверных проемов на начало XX в.:исторический рисунок, материал (дерево под покраску) оконных переплетов, фрамуг над дверьми южного и восточного тамбуров;деревянные ставни окон первого этажа основного объема с орнаментом в виде вертикального витого узора;деревянная двустворчатая дверь с 3-частными филёнками, декорированными накладным плоским орнаментом в виде квадрифолия в центральной филенке и вертикального витого узора – подобие гильоша в верхней и нижней филенках;форма, местоположение дверных проемов.2.7. Пространственно-планировочная структура интерьеров на конец XIX в.:первый этаж, прямоугольный в плане, симметричен относительно поперечной оси, разделен двумя продольными и тремя поперечными стенами, в центре южного пролета несущими стенами выделена лестница центрального входа; выходы из коридора ведут на улицу через боковые тамбуры;второй этаж крестообразный со срединным продольным коридором, на который выходит двухмаршевая лестница.2.8. Оформление интерьеров:подлинные деревянные ступени внутренней двухмаршевой лестницы;деревянные точеные элементы обрамления проема, ведущего на промежуточную площадку.первоначальная отделка стен и потолков.2.9. Конструктивные элементы на последнюю четверть XIX в.:фундамент ленточный бутовый на известково-песчаном растворе;стены бревенчатые рубленные «в обло»;перекрытия плоские деревянные по балкам;полы дощатые.3. Инженерно-техническое оборудование:две исторические кирпичные печи в западной половине здания: в угловом северо-западном помещении и помещении с запада от центральной лестницы.4. Исторически ценное функциональное назначение:жилой летний дом для архиерея с домовой церковью.5. Авторство:настоятель монастыря Иеромонах Зосима.6. Художественно-культурная ценность:редкое для Сибирского региона бревенчатое загородное здание жилой архитектуры – летний (дачный) дом архиерея в формах «русского стиля» конца XIX века с оригинальным декоративным убранством, расположенный с восточной стороны от бывшего братского корпуса Успенского общежительного монастыря в его историческом комплексе.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.