1. Местоположение, роль и градостроительные характеристики1.1. Местоположение объекта в системе городской застройки Здание расположено в северо-западной части города Красноярска, на территории Троицкого кладбища.1.2. Композиционная значимость Памятник является композиционным ядром комплекса Троицкого кладбища и важной градостроительной доминантой городского ландшафта.1.3. Габариты и силуэтГабариты здания по оси север-юг 19 м, по оси восток-запад 24,20 м. Высотные отметки здания до конька кровли на дату строительства (1842 г.).1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи памятникаРаскрытие памятника и панорамное восприятие с юго-восточного, южного и юго-западного секторов обзора с территории исторического центра Красноярска, с северо-запада и запада с ул. Игарская. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики 2.1. Объёмно-пространственная композиция на 1842 г. Здание церкви в формах классицизма с вытянутым вдоль всего здания приделом на месте северного рукава креста. Кубический храм с полукруглой двухоконной апсидой завершён массивным, в 8 осей световым барабаном с плоским перекрытием и сферической формы покрытием с коротким шпилем на четырёхгранной невысокой тумбе. Примыкающая с запада высокая четырёхгранная колокольня завершена шпилем. Апсида, шпили храма и колокольни завершены небольшими главками с металлическими крестами. 2.2. Конструкция крыши на 1842 г. Крыша имеет сложную конфигурацию. Кровли элементов крыши выполнены из листового железа под окраску. Стропильная система и обрешётка деревянные.2.3. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов на дату строительства (1842 г.)2.3.1. Западный фасад на 1842 г.Композиция фасадаКомпозиция фасада состоит из четырёхъярусного объёма колокольни и примыкающего к ней с севера объёма тёплого придельного храма.Фасад придела решён по первому ярусу в одну ось дверного проёма (северная ось) и одну ось оконного проёма, по второму ярусу – в две оси оконных проёмов. Фасад колокольни решён в одну ось с расположенным на первом ярусе дверным проёмом. Нижний ярус колокольни оформлен портиком из четырёх сгруппированных попарно колонн тосканского ордера с треугольным фронтоном. Второй, низкий ярус колокольни прорезан небольшим оконным проёмом. Вертикально вытянутый ярус звона колокольни прорезан крупной полуциркульной аркой.Невысокий четвёртый ярус колокольни имеет прямоугольный проём и завершён четырёхскатной пирамидальной крышей со слегка вогнутыми рёбрами и невысоким гранёным шпилем с крестом на крупном яблоке.Декор западного фасада:наличник в виде прямоугольной рамы простого профиля и сандрик в виде прямоугольной полки, наложенной на прямоугольный выступ с приспущенными нижними углами над оконным проёмом первого яруса придела;сандрик в виде прямоугольной полки, наложенной на прямоугольный выступ с приспущенными нижними углами над дверным проёмом первого яруса придела;профилированный архивольт над дверным проёмом колокольни;профилированный архивольт с веерным замковым камнем вокруг оконного проёма во втором ярусе колокольни;профилированный архивольт с импостами в виде уплощённых «кубышек», украшенных сердцевидным мотивом и вертикальным элементом – «маятником», вокруг крупной полуциркульной арки яруса звона колокольни;девять узких кронштейнов, поддерживающих карниз яруса звона колокольни;венчающие карнизы простого профиля;профилированные карнизы с сухариковыми поясами треугольного фронтона входного портика.2.3.2. Северный фасад на 1842 г.Композиция фасадаФасад по первому ярусу решён в семь осей оконных проёмов. Центральная часть фасада выделена четырёхпилястровым портиком с треугольным фронтоном.Круглый барабан храмовой части имеет равномерно размещённые высокие арочные оконные проёмы, завершён сферической кровлей с коротким на четырёхгранной невысокой тумбе шпилем с крестом. Вертикально вытянутый ярус звона колокольни прорезан крупной полуциркульной аркой.Невысокий четвёртый ярус колокольни имеет прямоугольный проём и завершён четырёхскатной пирамидальной крышей со слегка вогнутыми рёбрами и невысоким гранёным шпилем с крестом на крупном яблоке.Декор северного фасада:наличники в виде прямоугольной рамы простого профиля вокруг оконных проёмов нижнего яруса;сандрики в виде прямоугольной полки, наложенной на прямоугольный выступ с приспущенными нижними углами над оконными проёмами северного придельного храма;четыре плоские гладкие пилястры с капителями в портике;веерные замковые камни и треугольные профилированные сандрики над оконными проёмами в четырёхпилястровом портике;профилированные карнизы с зубцовыми поясами треугольного фронтона четырёхпилястрового портика;профилированный архивольт с веерным замковым камнем во втором ярусе колокольни;профилированный архивольт с импостами в виде уплощённых «кубышек», украшенных сердцевидным мотивом и вертикальным элементом – «маятником», вокруг крупной полуциркульной арки яруса звона колокольни;девять узких кронштейнов, поддерживающих карниз яруса звона колокольни;венчающие карнизы простого профиля;плоские гладкие лопатки в простенках барабана храмового объёма.2.3.3. Восточный фасад на 1842 г.Композиция фасадаФасад решён в три оси оконных проёмов (два проёма в апсиде холодного храма и один – в алтаре тёплого храма). На центральной оси апсиды холодного храма расположена прямоугольная ниша.Круглый барабан храмовой части имеет равномерно размещённые высокие арочные оконные проёмы и завершён сферической кровлей с коротким на четырёхгранной невысокой тумбе шпилем с крестом. Декор восточного фасада:наличники в виде прямоугольной рамы простого профиля вокруг оконных проёмов нижнего яруса; веерные замковые камни над оконными проёмами алтарной апсиды холодного храма;венчающий карниз простого профиля с зубцовым поясом южного рукава креста;венчающие карнизы простого профиля;плоские гладкие лопатки в простенках барабана храмового объёма.2.3.4. Южный фасад на 1842 г.Композиция фасадаФасад решён в шесть осей оконных проёмов и один дверной проём.Центральная часть фасада выделена четырёхпилястровым портиком с треугольным фронтоном.Круглый барабан храмовой части имеет равномерно размещённые высокие арочные оконные проёмы и завершён сферической кровлей с коротким на четырёхгранной невысокой тумбе шпилем с крестом.Вертикально вытянутый ярус звона прорезан крупной полуциркульной аркой.Невысокий четвёртый ярус колокольни имеет прямоугольный проём и завершён четырёхскатной пирамидальной крышей со слегка вогнутыми рёбрами и невысоким гранёным шпилем с крестом на крупном яблоке.Декор южного фасада:наличники в виде прямоугольной рамы простого профиля вокруг оконных проёмов нижнего яруса;сандрики в виде прямоугольной полки, наложенной на прямоугольный выступ с приспущенными нижними углами над оконными проёмами;четыре плоские гладкие пилястры с капителями в портике;веерные замковые камни и треугольные профилированные сандрики над оконными проёмами в четырёхпилястровом портике;профилированные карнизы с зубцовыми поясами треугольного фронтона четырёхпилястрового портика;профилированный архивольт с веерным замковым камнем во втором ярусе колокольни;профилированный архивольт с импостами в виде уплощённых «кубышек», украшенных сердцевидным мотивом и вертикальным элементом – «маятником», вокруг крупной полуциркульной арки яруса звона колокольни;девять узких кронштейнов, поддерживающих карниз яруса звона колокольни;венчающие карнизы простого профиля;плоские гладкие лопатки в простенках барабана храмового объёма.2.4. Виды отделки фасадной поверхности на 1842 г. Окраска по штукатурке.2.5. Колористическое решение фасадов на 1842 г. Двухцветное решение фасадов, характерное для стиля постройки (классицизм).2.6. Заполнения дверных и оконных проёмов на 1842 г.:первоначальные габариты и местоположение проёмов фасадов;первоначальный характер расстекловки оконных переплётов, исторические решётки кубоватого рисунка, сохранившиеся в оконных проёмах; сохранившееся историческое кованное металлическое, окрашенное в цвет фасада дверное заполнение, состоящее из двух створок, расположенное в проёме крыльца южного фасада.2.7. Пространственно-планировочная структура интерьеров на 1842 г.Вдоль продольной оси главного объёма здания с востока на запад последовательно расположены: полукруглое помещение алтаря, квадратное с подрезанными углами помещение главного холодного храма, равное ему по ширине поперечно ориентированное помещение трапезной, небольшое квадратное помещение притвора с расположенными по его бокам узкими прямоугольными помещениями лестничной клетки (с севера) и сторожки (с юга). Прямоугольное вытянутое вдоль продольной оси здания помещение северного придела сообщается с помещением холодного храма через небольшой арочный проём, а с помещением трапезной главного храма через широкий арочный проём. Помещение главного холодного храма сообщается через широкие арочные проёмы с помещением алтаря, трапезной и узким вытянутым вдоль продольной оси здания помещением южного рукава планировочного креста. 2.8. Конструктивные элементы на 1842 г.:бутовый ленточный фундамент;кирпичный оштукатуренный и окрашенный цоколь;плоские по деревянным балкам перекрытия подкровельного пространства; алтарное перекрытие в виде конхи с надоконными распалубками;перекрытие храмовой части в виде трапециевидного парусного свода;деревянные междуярусные перекрытия в колокольне; наружные кирпичные стены со связями и полуциркульными перемычками; внутренние кирпичные стены с арками. 2.9. Архитектурно-художественное оформление интерьеров Штукатурные тяги, иконостасы классицистических форм красного цвета с позолоченной резьбой. 3. Исторически ценное функциональное назначение Сооружение религиозного назначения (православный храм).4. АвторствоАвторы проектных чертежей – енисейский губернский архитектор Маковецкий Д.А. и помощник енисейского губернского архитектора Шаров П.А.5. Историческая (мемориальная) ценность Одна из старейших каменных церковных построек Красноярска. Одно из немногих хорошо сохранившихся каменных зданий Красноярска первой половины ХIХ века.6. Художественная ценностьИнтересный образец культовой архитектуры в традиционных формах позднего классицизма, сохраняющий значение градостроительного ориентира, при сравнительно небольших размерах отличающийся лаконизмом и чёткостью объёмов.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.