Дом Калашникова

1. Местоположение, роль и градостроительные характеристики зданияДом (находится в зоне влияния Успенской церкви) расположен в историческом центре города, в угловой части усадьбы мещанина                          А.Ф. Калашникова. Уличными фасадами выходит на Безымянный переулок и на ул. Рабоче-Крестьянская. 2. Объёмно-пространственная композиция здания в целомВысокий, двухэтажный, на кирпичном цоколе бревенчатый особняк с вальмовой крышей и железной кровлей по деревянным конструкциям, с мезонином с восточной стороны и подвалом.Мезонин устроен над прирубом из бруса, с обшитыми тёсом стенами, в нём размещаются сени и лестница на второй этаж дома. Часть длинной одномаршевой лестницы вынесена за пределы прируба к югу и находится в каркасной дощатой пристройке к прирубу, не являющейся предметом охраны, под односкатной двунаправленной крышей. Под маршем лестницы на первом этаже прируба устроен проём, оформленный лучковой аркой. К северному фасаду дома примыкает более поздняя каркасная дощатая пристройка, не являющаяся предметом охраны, с лестницей с забежными ступенями на второй этаж и входом в первый этаж, закрывающая часть фасада.3. Внутренняя планировкаКомнаты группируются вокруг тёмного коридора с входом из тёплых сеней в прирубе. В этом же коридоре находится лестница, ведущая в мезонин (утрачена). Планировка обоих этажей одинакова.4. Условия зрительного восприятияДом расположен на северной стороне улицы Рабоче-Крестьянская, в квартале, ограниченном пер. Димитрова – ул. Кирова – ул. Худзинского –     ул. Рабоче-Крестьянская.Створ восприятия по ул. Рабоче-Крестьянская – от перекрёстка с                ул. Худзинского до ул. Дударева. Находится в зоне влияния Успенской церкви и Спасо-Преображенского монастыря.5. Колористическое решениеСтены бревенчатые, не окрашены, без выделения деталей.Наличники, ставни окрашены масляными красками светлого тона.Цвет кровли, элементов водосточной системы – красно-коричневый (сурик железный).В интерьере стены, потолки, штукатурные тяги и розетки окрашены известковыми красками светлых тонов.6. Восточный фасад6.1. Композиция восточного фасада на III-ю четверть XIX в.Фасад асимметричный, в четыре оси на первом этаже, две из которых дверные и две оконные, и четыре оконные оси на втором этаже.Прируб сложен из бруса «в лапу».На первом этажа прируба устроен оконный проём, на фасаде оформленный лучковой аркой.Стены дома сложены из брёвен, рублены «в обло» с остатком. Под свесом крыши основного объёма и мезонина, имеющего дощатый фриз, проходит профилированный карниз большого выноса.  6.2. Декор восточного фасада на III-ю четверть XIX в.Основным элементом декора служат оконные наличники, оформленные в традиционной манере для енисейской застройки: на окнах первого этажа – прямой сандрик, украшенный глухой резьбой растительного орнамента, в поле лобани помещены резные украшения глухой накладной резьбы в виде розеток и листьев папоротника, нижняя часть наличника – гладкая, прямая. Ставни двухчастные, филёнчатые, без декоративных элементов.На окнах второго этажа сандрики увенчаны прямым очельем с порезкой. Нижняя часть наличника – гладкая, прямая, имеет такие же резные украшения глухой накладной резьбы в виде розеток и листьев папоротника, что и на лобани. По углам прируба обшивка украшена накладными скруглёнными деревянными рустами.Балкон мезонина обнесён изящной балюстрадой с точёными балясинами.Четыре столба, подпирающие вынос фронтона, завершены капителями с тонкой порезкой растительного орнамента. В тимпане фронтона прорезано полукруглое оконце, обрамлённое деревянным рустом.7. Южный фасад7.1. Композиция южного фасада на III-ю четверть XIX в.Симметричная  композиция  фасада  в пять оконных осей.Оконные проёмы крайних правой и левой осей шире центральных (трёхчастные).Стены подвала,  сложенные из кирпича, выведены чуть выше низа окон первого этажа.В кладке цоколя под окнами первого этажа прямоугольные ниши, по крайним осям – трёхчастные.Под свесом крыши, имеющей дощатый фриз, проходит профилированный карниз большого выноса.7.2. Декор южного фасада на III-ю четверть XIX в.Основным элементом декора служат оконные наличники, оформленные в традиционной манере для енисейской застройки: на окнах первого этажа – прямой сандрик, украшенный глухой резьбой растительного орнамента, в поле лобани помещены резные украшения глухой накладной резьбы в виде розеток и листьев папоротника, нижняя часть наличника – гладкая, прямая.Ставни двухчастные, филёнчатые, без декоративных элементов.На окнах второго этажа сандрики увенчаны прямым очельем с порезкой. Нижняя часть наличника – гладкая, прямая, имеет такие же резные украшения глухой накладной резьбы в виде розеток и листьев папоротника, что и на лобани. 8. Западный фасад8.1. Композиция западного фасада на III-ю четверть XIX в.Фасад симметричный, в пять оконных осей.Оконные проёмы центральной оси на первом и втором этаже шире боковых (трёхчастные).Стены дома сложены из брёвен, углы и перерубы рублены «в обло» с остатком.Стены подвала,  сложенные из кирпича, выведены чуть выше низа окон первого этажа.В кладке цоколя под окнами первого этажа прямоугольные ниши, по центральной оси – трёхчастная ниша.Окна второго этажа имеют бо́льшую высоту, чем окна первого этажа.Под свесом крыши, имеющей дощатый фриз, проходит профилированный карниз большого выноса.8.2. Декор западного фасада на III-ю четверть XIX в.Основным элементом декора служат оконные наличники, оформленные в традиционной манере для енисейской застройки: на окнах первого этажа – прямой сандрик, украшенный глухой резьбой растительного орнамента, в поле лобани помещены резные украшения глухой накладной резьбы в виде розеток и листьев папоротника, нижняя часть наличника – гладкая, прямая.Ставни двухчастные, филёнчатые, без декоративных элементов.На окнах второго этажа сандрики увенчаны прямым очельем с порезкой. Нижняя часть наличника – гладкая, прямая, имеет такие же резные украшения глухой накладной резьбы в виде розеток и листьев папоротника, что и на лобани. 9. Северный фасад9.1. Композиция северного фасада на III-ю четверть XIX в.Фасад в четыре оси, асимметричность ему придают поздние пристройки, не являющиеся предметом охраны.Оконные проёмы второй оси шире остальных (сдвоенные).Стены дома сложены из брёвен, углы и перерубы рублены «в обло» с остатком.Окна второго этажа имеют бо́льшую высоту, чем окна первого этажа.Под свесом крыши проходит профилированный карниз большого выноса.  9.2. Декор северного фасада на III-ю четверть XIX в.Основным элементом декора служат оконные наличники, оформленные в традиционной манере для енисейской застройки: на окнах первого этажа – прямой сандрик, украшенный глухой резьбой растительного орнамента, в поле лобани помещены резные украшения глухой накладной резьбы в виде розеток и листьев папоротника, нижняя часть наличника – гладкая, прямая. Ставни двухчастные, филёнчатые, без декоративных элементов.На окнах второго этажа сандрики увенчаны прямым очельем с порезкой. Нижняя часть наличника – гладкая, прямая, имеет такие же резные украшения глухой накладной резьбы в виде розеток и листьев папоротника, что и на лобани. 10. ФундаментЦоколь и стены подвала кирпичные на известково-песчаном растворе.11. Стены и перегородкиНаружные стены бревенчатые, рублены «в обло» с остатком.12. Перекрытия Перекрытия деревянные по деревянным балкам.  14. ПроёмыДеревянные окна, исторический рисунок и профиль оконных переплётов.Наружные двери деревянные, окрашены масляными красками. Историческая железная кованая фурнитура – ручки, петли, навесы, запоры.Внутренние двери деревянные с историческим рисунком, окрашены масляными красками. Историческая фурнитура – ручки, петли, шпингалеты.15. ПолыДощатые по деревянным лагам.16. Нематериальные ценностные характеристикиОбразец деревянного особняка с развитой внутренней планировкой, послужившей основой для планировочной схемы доходных домов более позднего периода, и традиционной объёмно-пространственной композицией, усложнённой наличием мезонина, и богатым резным декором.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте