I. Местоположение и градостроительные характеристики «Спасской церкви», «Ансамбля: сторожка, ворота» (далее – ансамбль)Ансамбль расположен в историческом центре города Минусинска, близ протоки реки Енисей, в границах квартала, образованного пересечением улиц Комсомольская, Красных Партизан, Мартьянова, Ленина, в западном углу бывшей Соборной (Гостинодворской) площади. Здание Спасской церкви занимает северо-западную часть участка, около половины всей площади (совместно с прилегающей территорией), здание сторожки расположено в юго-западной части, справа от юго-западного угла церкви – сохранившееся звено ограды и ворота, примыкающие к северному фасаду сторожки (богадельни).Главным элементом по размеру и планировочному решению является Спасская церковь, прочие элементы занимают второстепенное положение.Дорожки устроены по периметру ансамбля, а также между объектами ансамбля. Видовые раскрытия со стороны улиц Комсомольская, Ленина, Красных Партизан, а также перекрёстков этих улиц.II. Спасская церковь1. Градостроительные характеристики1.1. Местоположение Здание расположено в северо-западном углу участка ансамбля. Находится в единой объёмно-пространственной композиции с другими элементами ансамбля.1.2. Композиционная значимость Композиционное ядро и высотная доминанта ансамбля. 1.3. Габариты и силуэт на дату постройки (нач. ХIХ в.):Габариты и высотные отметки здания.1.4. Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связиРаскрывается с участка ул. Комсомольская, ограниченного ул. Ленина и ул. Красных Партизан, а также с участка ул. Красных Партизан, ограниченного ул. Мартьянова и ул. Комсомольская. 2. Архитектурные и конструктивные характеристики2.1. Объёмно-пространственная композиция нач. ХIХ в.Одноэтажная церковь продольно-осевой композиции сооружена в традициях монументальной архитектуры Сибири XVIII века. Основной объём здания – квадратный в основании четверик с гранёным выступом алтаря перекрыт восьмигранным сомкнутым сводом.Западная и восточная стены храма завершены лекально изогнутыми подвышениями с овальными люнетами. С севера и юга к храму примыкают двухсветные повышенные объёмы приделов с полукруглыми апсидами. Фасады приделов завершены щипцами, повторяющими форму храмовых подвышений. С запада, охватывая с трёх сторон колокольню, к объёму здания примыкает одноэтажная пристройка с центральным входом, оформленным портиком из четырёх спаренных полуколонн тосканского ордера. Высокая трёхъярусная колокольня представляет собой традиционный восьмерик на четверике с венчанием, аналогичным храмовому.Храм увенчан маленькой главкой на фигурном световом барабане, не имеющем в настоящее время выхода внутрь здания. Барабан приподнят на широкой небольшого подъёма трибуне. Над алтарями и объёмами приделов, аттиком западной пристройки расположены главки на одноярусных глухих барабанчиках, рёбра которых обработаны волютами. 2.2. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов нач. ХIХ в.2.2.1. Западный фасад2.2.1.1. Композиция западного фасадаВ уровне первого этажа решён в пять осей, центральной из которых соответствует главный вход.Северная ось фасада заложена.Центральной оси соответствует трёхъярусная колокольня с открытым ярусом звона.По западной стене углы и центральная ось фасада (на фронтоне) отмечены главками.Форма, местоположение и размер проёмов.2.2.1.2. Декор западного фасада:вход оформлен портиком из четырёх спаренных полуколонн тосканского ордера;цоколь, завершённый подоконным карнизом;филёнчатые лопатки;окна обрамлены полуколоннами на кубических постаментах, завершены глубокого профиля полукруглыми архивольтами с навершиями шатровой формы;вход оформлен архивольтом, расчленённым веерно, с замковым камнем в центре;высокая трёхъярусная колокольня представляет собой традиционный восьмерик на четверике с многоярусным венчанием;углы колокольни обработаны филёнчатыми пилястрами;верхний ярус колокольни увенчан главкой с ажурным крестом на глухом фигурном барабане;ярус звона колокольни с крупными арочными проёмами и ограждениями;рёбра барабанов главок обработаны волютами;карниз мелкого профиля большого выноса, раскрепованный по лопаткам и выступу входа;фронтон оформлен карнизом и приподнят на тумбах, соответствующих полуколоннам входа;к фронтону поднимаются с юга и севера две парапетные стенки, завершённые карнизом;западная стена храма завершена лекально изогнутым подвышением с овальным окном-люкарной.в заглубленной части стен кирпичный зубцовый венчающий карниз.2.2.2. Южный фасад2.2.2.1. Композиция южного фасадаХрам решён в десять осей, две из которых у юго-западного угла соответствуют пристройкам к колокольне, восемь следующих осей – проёмы приделов, три из которых, расположенные у восточного угла, – двухъярусные с осью входов в центре.Форма, местоположение и размер проёмов.2.2.2.2. Декор южного фасада:цоколь, завершённый подоконным карнизом;филёнчатые лопатки;окна и проём входа обрамлены полуколоннами на кубических постаментах, завершёнными глубокого профиля полукруглыми архивольтами с навершиями шатровой формы;высокая трёхъярусная колокольня представляет собой традиционный восьмерик на четверике с многоярусным венчанием;углы колокольни обработаны филёнчатыми пилястрами;верхний ярус колокольни увенчан главкой с ажурным крестом на глухом фигурном барабане;ярус звона колокольни с крупными арочными проёмами и ограждениями;рёбра барабанов главок обработаны волютами;карниз мелкого профиля большого выноса, раскрепованный по лопаткам;стена храма завершена лекально изогнутым подвышением с круглой нишей с лепным крестом внутри, ограниченной тянутым профилем, под которой симметрично расположены два кольцеобразных элемента;на крыше, по осям храмовой части, расположены крупные главки, завершённые ажурными крестами;барабан храма (с высокими окнами, между которыми находятся волюты) расположен на невысоком восьмерике, каждая из граней которого украшена горизонтальной филёнкой;шейка главки храма имеет вогнутые грани.2.2.3. Северный фасад2.2.3.1. Композиция северного фасадаРешён в восемь осей, две из которых у северо-западного угла соответствуют пристройкам к колокольне, восемь следующих осей – проёмы приделов, три из которых, расположенные у восточного угла, – двухъярусные с осью входов в центре.Форма, местоположение и размер проёмов.2.2.3.2. Декор северного фасада:цоколь, завершённый подоконным карнизом;филёнчатые лопатки;окна и проём входа обрамлены полуколоннами на кубических постаментах, завершёнными полукруглыми архивольтами глубокого профиля с навершиями шатровой формы;высокая трёхъярусная колокольня представляет собой традиционный восьмерик на четверике с многоярусным венчанием;углы колокольни обработаны филёнчатыми пилястрами;верхний ярус колокольни увенчан главкой с ажурным крестом на глухом фигурном барабане;ярус звона колокольни с крупными арочными проёмами и ограждениями;рёбра барабанов главок обработаны волютами;карниз мелкого профиля большого выноса, раскрепованный по лопаткам;стена храма завершена лекально изогнутым подвышением с круглым окном-люкарной, под которым симметрично расположены два кольцеобразных элемента;на крыше, по осям храмовой части, расположены крупные главки, завершённые ажурными крестами;барабан храма (с высокими окнами, между которыми находятся волюты) расположен на невысоком восьмерике, каждая из граней которого украшена горизонтальной филёнкой;шейка главки храма имеет вогнутые грани.2.2.4. Восточный фасад2.2.4.1. Композиция восточного фасадаРешён тремя объёмами апсид, центральная из которых выше боковых.Каждая апсида решена в три оси, центральная из которых – ниша.Центральной оси фасада соответствует объём храмового завершения.Форма, местоположение и размер проёмов.2.2.4.2. Декор восточного фасада:цоколь, завершённый подоконным карнизом;филёнчатые лопатки;окна и ниши обрамлены полуколоннами на кубических постаментах, завершённые полукруглыми архивольтами глубокого профиля с навершиями шатровой формы;по осям проёмов расположены горизонтально уложенные филёнки;апсиды завершены главками с ажурными крестами;рёбра барабанов главок обработаны волютами;карниз мелкого профиля большого выноса, раскрепованный по лопаткам;стена храма завершена лекально изогнутым подвышением с овальным окном-люкарной;на крыше, по осям боковых апсид, расположены крупные главки, завершённые ажурными крестами;барабан храма (с высокими окнами, между которыми находятся волюты) расположен на невысоком восьмерике, каждая из граней которого украшена горизонтальной филёнкой;шейка главки храма имеет вогнутые грани.2.3. Виды отделки фасадной поверхности нач. ХIХ в.Окраска по штукатурке.2.4. Колористическое решение фасадов нач. ХIХ в. Фасады оштукатурены и окрашены известковыми красками в два цвета (основное поле стен, декор).Крыша – зелёный цвет (окись хрома).Кресты и главки покрыты сусальным золотом.Окна (рамы) окрашены в коричневый цвет.2.5. Заполнение дверных и оконных проёмов нач. ХIХ в. Габариты и местоположение проёмов фасадов.Первоначальный характер расстекловки оконных переплётов.2.6. Пространственно-планировочная структура интерьеров нач. ХIХ. в.Пространственно-планировочная структура интерьеров в габаритах капитальных конструкций наружных стен.2.7. Конструктивные элементы нач. ХIХ в. Фундамент ленточный бутовый, стены кирпичные на известково-песчаном растворе. Основные помещения перекрыты крестовыми сводами с лепными тягами-нервюрами по рёбрам, в алтарях – конхи с невысокими распалубками, в паперти главного храма свод коробовый, в папертях боковых приделов – коробовые своды с распалубками. В трапезной главного храма – хоры на деревянных резных кронштейнах. Полы деревянные (дощатые).2.8. Архитектурно-художественное оформление интерьеров Проёмы и арки обрамлены многопрофильными тягами-нервюрами. Элементы кирпичного фасадного декора основного объема XIX в. в интерьерах: фрагменты зубцового карниза, пилястр, декоративного оформления пилястры в виде короны, цокольного профиля, оконного наличника.2.9. Элементы монументального искусства и декоративная живопись Масляная живопись на стенах и сводах второй половины XIX века с поздними поновлениями. В церкви находятся резные ампирные иконостасы с элементами барокко.3. Инженерно-техническое оборудование Печи отопления-голландки.4. Исторически ценное функциональное назначение Церковь.5. Художественное значениеВажный градостроительный акцент застройки исторического центра, первый каменный храм города, сочетающий в своих постройках формы сибирского барокко, классицизма и эклектики.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.