1. Местоположение, роль и градостроительные характеристики зданияЗдание костёла в комплексе с домом ксендза расположено в историческом центре города и служит ядром небольшой архитектурно-исторической застройки рубежа XIX–XX веков в квартале между улицами Горького, Декабристов, Карла Маркса и Бограда; западным фасадом выходит на ул. Декабристов, отступая от линии её застройки.2. Объёмно-пространственная композиция зданияКирпичное одноэтажное с поздним подвалом здание в формах неоготики. В плане представляет собой латинский крест с небольшими выступами трансепта и гранёной апсидой. На западном фасаде симметричные крупномасштабные высокие башни-колокольни, фланкирующие ступенчатый высокий фронтон-щипец, под которым размещён портал главного входа. Над средокрестием небольшая башенка со шпилем. В простенках щипцов северного и южного фасадов устроены контрфорсы, оканчивающиеся башенками. Кровля выполнена сочленением протяжённой двухскатной кровли среднего нефа с поперечными двухскатными кровлями над щипцами. Фасады выполнены лицевой кирпичной кладкой, цокольная часть из гранитных плит, наличники окон оштукатурены.3. Южный фасад3.1. Композиция южного фасада на нач. ХХ в.Фасад решён в 4 оконных оси бокового нефа, одна из которых (соответствует трансепту) выделена на фасаде ризалитом.Окна стрельчатой формы. Окно ризалита крупнее.Участки стен между контрфорсами, фланкирующими оконные оси и ризалит, завешены треугольными щипцами.С западной стороны фасад фланкирует трёхъярусная 4-гранная с проёмами звона башня-колокольня, завершающаяся узкими шатрами со срезанными углами.С восточной стороны фасад продолжает гранёная апсида.3.2. Декор южного фасада на нач. ХХ в.Окна обрамлены профилированными штукатурными наличниками.Массивные контрфорсы с четырёхгранными фиалами прорезаны нишами стрельчатого и ступенчатого завершения.В нижнем ярусе колокольни – ниши стрельчатого завершения с небольшими многогранными пьедесталами на конусовидном кронштейне.Вертикальные борозды в полкирпича шириной прорезают всю поверхность стен фасада между контрфорсами и завершаются в верхней части маленькими арочками.4. Западный фасад4.1. Композиция западного фасада на нач. ХХ в.Фасад трёхчастный, симметричный.Башни-колокольни фланкируют ступенчатый высокий фронтон-щипец.Симметричные крупномасштабные высокие трёхъярусные 4-гранные с проёмами звона башни-колокольни, завершаются узкими шатрами со срезанными углами. Перспективный портал входа по центральной оси здания.Окно-«роза» над входом.Форма, местоположение и размер оконных проёмов.4.2. Декор западного фасада на нач. ХХ в.В первом ярусе башен-колоколен двухъярусные контрфорсы фланкируют высокую нишу, во втором – два окна стрельчатого завершения.Башни-колокольни отмечены на углах узкими многогранными колонками, завершёнными в уровне щипцов кровли многогранными высокими башенками-фиалами.Колокольни завершаются узкими шатрами со срезанными углами и четырьмя вытянутыми слухами под двускатными кровельками, ориентированными по сторонам света.Перспективный портал входа оштукатурен, завершён треугольным фронтоном, который фланкируют фиалы.Вертикальные борозды в полкирпича шириной прорезают всю поверхность западного фасада между колокольнями и завершаются в верхней части маленькими арочками.Каждая из ступеней фронтона-щипца завершена простого профиля карнизом, покрытым кровелькой.Ниши стрельчатого завершения с небольшими многогранными пьедесталами на конусовидном кронштейне.5. Восточный фасад5.1. Композиция восточного фасада на нач. ХХ в.Сложной формы апсида в 7 граней примыкает к ступенчатой формы фронтону-щипцу.Оконных осей – 4.Контрфорсы на углах апсиды.Форма, местоположение и размер оконных проёмов.5.2. Декор восточного фасада на нач. ХХ в.Ступечатый карниз, венчающий стены апсиды.Окна обрамлены профилированными штукатурными наличниками.Вертикальные борозды в полкирпича шириной прорезают всю поверхность фронтона-щипца и завершаются в верхней части маленькими арочками.Каждая из ступеней фронтона-щипца завершена простого профиля карнизом, покрытым кровелькой.Массивные контрфорсы прорезаны нишами стрельчатого и ступенчатого завершения.6. Северный фасад6.1. Композиция северного фасада на нач. ХХ в.Фасад решён в 4 оконных оси бокового нефа, одна из которых (соответствует трансепту) выделена на фасаде ризалитом.Окна стрельчатой формы. Окно ризалита крупнее.Участки стен между контрфорсами, фланкирующими оконные оси и ризалит, завешены треугольными щипцами.С западной стороны фасад фланкирует трёхъярусная 4-гранная с проёмами звона башня-колокольня, завершающаяся узкими шатрами со срезанными углами.С восточной стороны фасад продолжает гранёная апсида.6.2. Декор северного фасада на нач. ХХ в.Окна обрамлены профилированными штукатурными наличниками.Массивные контрфорсы с четырёхгранными фиалами прорезаны нишами стрельчатого и ступенчатого завершения.В нижнем ярусе колокольни – ниши стрельчатого завершения с небольшими многогранными пьедесталами на конусовидном кронштейне.Вертикальные борозды в полкирпича шириной прорезают всю поверхность стен фасада между контрфорсами и завершаются в верхней части маленькими арочками.7. Интерьеры здания на нач. ХХ в.Кирпичные столбы и соответствующие им пилястры соединены стрельчатыми арками.Все своды крестовые, помещения по сторонам апсиды имеют плоские потолки.Рёбра арок и сводов подчёркнуты профилированными нервюрами.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.