Дом книги

Объёмно-пространственное композиционное построение здания представляет собой трёхэтажный кирпичный объём на высоком цоколе, завершенный односкатной крышей. Уклон кровли направлен в сторону двора. Со стороны уличных фасадов конструкция крыши скрыта высоким парапетом со слуховыми окнами. Здание в плане Г-образное. Уклон улицы Ленина (направление с севера на юг) отражается в переменной высоте цоколя главного фасада здания. Часть восточного дворового фасада на высоту двух этажей скрыта примыкающей вплотную к «Дому книги» западной стеной Ильинского храма. К южному торцевому фасаду примыкает кирпичное ограждение с калиткой и воротами, расположенными по красной линии улицы Серафима Саровского.Богатый декор в стиле сталинского ампира сосредоточен на западном и южном фасадах, выходящих на перекресток. Декоративная отделка дворового и северного торцевого фасадов выполнена лаконично.Композиционное построение фасада по улице Ленина ассиметрично. Главным акцентом фасада является угловой трёхосный ризалит с парадным входом. Два мощных пилона объединены высокой (на три этажа) аркой. Арочная ниша глубиной в два метра, богато оформлена лепным декором.Слева от ризалита расположено восьмиосное прясло, расчлененное ритмом высоких арок, объединяющих окна трёх этажей здания.Плоскости стен декорированы квадровым рустом.Поверху всего объёма здания проходит венчающий карниз, нарядный - по всем уличным фасадам и более простой - по дворовому фасаду.Композиционное построение торцевого фасада по улице Серафима Саровского симметрично. Четыре высокие арки, объединяющие окна трех этажей здания, опираются на карниз цокольного этажа. Над венчающим карнизом расположен парапет со слуховыми окнами. В уровне цоколя по вертикальным осям окон устроены окна цокольного этажа.Северный торцевой фасад отличает простота и лаконичность. Прямоугольные оконные проемы трёх этажей расположены по трем вертикальным осям. Плоскость стены отделана квадровым рустом.Дворовый фасад расчленен стройным ритмом прямоугольных оконных проемов без декоративного оформления. Стены оштукатурены. Парапетная стена обрывается на торцевых фасадах.Здание обладает исторической и мемориальной ценностью.Строительство здания «Дома книги» было запланировано в разработанном в «Мособлпроекте»Генеральном плане восстановления разрушенного войной 1941-45 гг. города Курска. К разработке проекта М.Л. Теплицкий приступил в 1950-м году, а в 1956-м году здание было сдано в эксплуатацию.Декоративное оформление фасадов здания выполнено в стиле сталинского ампира — направление в архитектуре СССР с середины 1930-х до середины 1950-х годов в период правления И. В. Сталина, пришедшее на смену конструктивизму. Сталинская архитектура стала средством внушения оптимизма, уверенности в скорейшем восстановлении страны. В этом смысле монументальность сталинской архитектуры стала средством пропаганды. Сталинская архитектура это один из символов советской эпохи, которая вошла в историю как эпоха с сильной идеологией и фундаментальностью.Элементы декоративной отделки фасадов - скульптурный рельеф, лепные изображения, - отражают идейное содержание сооружения.Мемориальная ценность объекта связана с именем автора проекта Марка Львовича Теплицкого - члена Союза архитекторов (1951), заслуженного архитектора РСФСР (1984), Почётного члена Российской Академии архитектуры и строительных наук (1999).М.Л. Теплицкий выполнил более 300 индивидуальных проектов. По его проектам было построено немало зданий, украсивших Курск.Первой самостоятельной работой М. Л. Теплицкого стал проект Дома книги на ул. Ленина (1951—1955). В 1952 этот проект был отмечен дипломом Союз архитекторов СССР, а Дом книги включен в энциклопедию «Искусство стран и народов мира» как образец зодчества эпохи социалистического строительства.Здание «Дома книги» весь период времени с момента постройки (1956г.) до наших дней (2015 г.) используется по первоначальному назначению. На первом этаже размещается книжный магазин, на остальных этажах - административные помещения.Выгодное месторасположение здания в центре города, внутренние условия комфортности (просторные светлые помещения, большие площади под складские помещения, многочисленные офисные помещения) способствуют функциональной сообразности использования здания и в дальнейшем.Застройка центральной части Курска - улицы Ленина и примыкающей к ней Красной площади, - велась в 1950-х годах по индивидуальным проектам, но вместе с тем представляет архитектурный ансамбль. Объект культурного наследия «Дом книги» является неотъемлемой частью исторической планировочной системы центральной части города Курска и связан с историко-архитекту рным окружением - зданием УВД (архитекторы — В. С. Попов и А. Н. Иванов, скульптор В.А. Дмитриев), зданием «Дома Советов» (арх. А. Шуклин), гостиницей «Центральная» и зданием администрации города Курска (арх. П. Стенюшин, Н. Власенко, А. Иванов).Здания сомасштабны и представляютсобой пропорциональную архитектурно-пространственную композицию в системе исторического города.Пространственно-планировочная структура «Дома книги» - решение поэтажных планов, взаимосвязь габаритов и формы помещений в плане в общем объёме здания, сохранилась почти без изменений. Частично изменено функционально-планировочное решение верхних этажей здания — назначение и функциональное использование.В боковых частях главного фасада здания расположены парадный и вспомогательный (противопожарный) входы, ведущие в вестибюли и на лестничные клетки. Со стороны дворового фасада расположен служебный вход в здание.Между объёмами вестибюлей и лестничных клеток на первом этаже здания располагается протяженный торговый зал, с выходящими на главный фасад окнами, и подсобные помещения, расположенные со стороны дворового фасада.Планировка второго и третьего этажей - коридорная, с расположением комнат с двух сторон.Под всем объёмом здания расположен подвал (цокольный этаж).Стены здания кирпичные, оштукатурены, окрашены в серый цвет. Наружная отделка фасадов выполнена «под естественный камень». Фасадные плоскости стен оформлены квадровым рустом, имитирующим каменные блоки. Штукатурка фасадов выполнена с применением мраморной крошки «под промывку».Крупные оконные проемы заполнены деревянными рамами с прямоугольной расстекловкой.Заполнения дверных проемов - деревянные (из массива дуба), двупольные с глухой остекленной фрамугой. Дверные полотна филенчатые, окрашены масляной краской.Декоративные элементы фасадов выполнены в технике гипсовой лепнины.Дворовые фасады оштукатурены с применением мраморной крошки, окрашены в серый цвет. Крыша односкатная (уклон в сторону двора), с металлической кровлей.Протяженный главный фасад здания «Дома книги» обращен к улице Ленина. Композицию фасада составляют угловой трёхосный ризалит с парадным входом и примыкающее к нему с севера восьмиосное крыло. Плоскость трехэтажного фасада ритмично прорезают крупные перспективные арки, что придаёт массивному объёму здания лёгкость и пластичность. Каждая арка объединяет расположенные по одной вертикальной оси окна трёх этажей. В крайней арке расположен дополнительный вход в здание - прямоугольный дверной проем, декорированный прямым сандриком на кронштейнах. По осям арок в уровне дневной отметки земли устроены приямки перед окнами цокольного этажаМежду окнами первого и второго этажей расположены лепные изображения - надписи, присущие тематике функционального использования здания, слева направо: «Историческая книга», «Детская книга», «Художественная книга», «Учебная книга», «Медицинская книга», «Техническая книга», «Сель-хоз книга», «Политическая книга». Между окнами второго и третьего этажей расположены барельефы эмблемы с символами соответствующие каждой из надписей.Каждое окно главного фасада с тремя проемами, разделенными столбиками с пилястрами на фасадной плоскости. Высокие окна первого этажа - окна торгового зала, - прямоугольного очертания, окна второго этажа по форме близкие к квадрату, окна третьего этажа - арочные.Трехосный угловой ризалит главного фасада представляет собой два мощных пилона объединенные высокой (на три этажа) аркой. Арочная ниша глубиной в два метра, с кессонированным сводом, богато оформлена лепным декором. Каждый кессон декорирован розеткой, по внутреннему контуру арки проходит венок из дубовых веток. Между окнами второго и третьего этажей расположен барельеф с эмблемой магазина и датами строительства (1951- 1955).Входной проем оформлен порталом в виде прямого сандрика, опирающегося на пилястры.В плоскости пилонов расположены: на первом этаже - арочные ниши, на втором и третьем этажах - одностворные окна. На парапете, по оси парадного входа, в плоскости горизонтальной филенки расположен гипсовый барельеф с надписью «Дом книги».По периметру всех уличных фасадов здания проходит венчающий карниз. Декоративная композиция Карниза составлена из кронштейнов-модульонов богато декорированных волютами, акантами и звездами. Под кронштейнами, поддерживающими карнизную плиту, расположен ряд дентикул и ионик.Декоративное оформление торцевого фасада по улице Серафима Саровского аналогично главному фасаду. Плоскость фасадной стены прорезают четыре крупные перспективные арки. Каждая арка объединяет расположенные по одной вертикальной оси окна трёх этажей. По осям окон в уровне высокого цоколя расположены окна цокольного этажа.Между окнами первого и второго этажей расположены лепные изображения - надписи, (слева направо): «Политическая книга», «Педагогическая книга», «Музыкальная книга», «Научная книга». Между окнами второго и третьего этажей расположены барельефы - эмблемы с символами соответствующие каждой из надписей.Фасадные стены декорированы квадровым рустом. По трем вертикальным осям расположены небольшие окна прямоугольного очертания, подчеркнутые подоконными полками. Прямые перемычки над проемами выделены веерным рустом. Над развитым венчаюшим карнизом проходит глухая парапетная стенка.Фасадная плоскость, расположенная перпендикулярно улице Серафима Саровского, глухая, оштукатурена с применением мраморной крошки, оформлена квадровым рустом.Над развитым венчающим карнизом проходит глухая парапетная стенка.Фасады по внутреннему периметру двора прорезаны частым ритмом небольших прямоугольных оконных проемов.К торцевому фасаду по улице Серафима Саровского примыкает кирпичное ограждение с калиткой и воротами. Проемы калитки и ворот фланкированы квадратными в плане столбами. Верхняя часть столбов декорирована небольшими карнизами. Стена ограждения оформлена квадровым рустом. Над кирпичной стеной установлена металлическая решетка.Парадный вход в здание выполнен в виде двойной тамбурной двери. Заполнение проема - двупольные, филенчатые дубовые двери с глухой остекленной фрамугой, (поздние, диссонирующие с проектным решением, элементы конструкций необходимо демонтировать).Уровень пола в интерьере первого этажа выше отметки дневной поверхности тротуара, поэтому перед парадным входом предусмотрены ступени.По замыслу автора проекта на первом этаже запроектирован вестибюль с гардеробом для работников. Для просторного вестибюля использована схема неполного каркаса - с несущими наружными стенами и внутренним каркасом, колонны которого заменяют внутренние несущие стены.Согласно конструктивной схеме перекрытий потолок вестибюля кессонирован. В центре каждого кессона вкомпанована розетка для люстры. По периметру кессонов расположены кронштейны- модульоны богато декорированных волютами, акантами, звездами. Между кронштейнами расположены розетки.Колонны и пилястры венчаются тематическими капителями модернизированного ордера.Полы - мозаичные (террацевые), из смеси цемента и мраморной крошки состава 1:2, укладываемой на слой цементного раствора.В вестибюле перед главным входом на низком постаменте возвышается фигура М. Горького работы скульптора В.Т. Сидорова.В интерьере зала книжного магазина использована схема неполного каркаса – с несущими наружными стенами и внутренним каркасом. Согласно конструктивной схеме перекрытий плафон торгового зала кессонирован на два равных пролета. По периметру кессонов проходит карниз с лепными деталями. В плоскости плафона каждого пролета размещено по четыре розетки в местах установки люстр. В декоративной отделке зала наблюдается влияние классики; стилизованные элементы классических ордеров и карнизов.Карнизы кессонированного потолка и капители колонн и пилястр украшает гипсовая лепнина с изображением элементы классических ордеров, а также тематической книжной и советской символики: раскрытые книги, пятиконечные звезды, лавровые венки.В арочных нишах простенков торгового зала на цилиндрических постаментах установлены скульптурные бюсты писателей: В.Г. Белинского (1811-1848), Н.Г. Чернышевского (1828-1889), Н.А. Добролюбова (1836-1861), А.И. Герцена (1812-1870), Л.Н. Толстого (1828-1910). Авторы работ - скульпторы В. А. Дмитриев, И.Н. Бакуцкий, Ф.В. Супонев. Люстры сталинской эпохи имеют парадный вид, многорожковые, изготовлены их бронзы.Полы - мозаичные (террацевые), из смеси цемента и мраморной крошки состава 1:2, укладываемой на слой цементного раствора.Дверной проем, ведущий к вспомогательному (противопожарному) выходу, декорирован рамочным наличником с прямым сандриком. Композицию сандрика составляют профилированный карниз, полоса ионики и фриз с розетками и звездами.В северной и южной частях здания расположены лестничные клетки с двухмаршевыми лестницами. Проступи лестничных маршей монолитные бетонные по металлическим косоурам, ограждение металлическое с простым раппортом, составленным из вертикальных прутов.Вдоль стен торгового зала установлены деревянные книжные стеллажи. Элементы фасадной поверхности выполнены из массива дуба.Перед отопительными приборами, расположенными в нишах под оконными проемами, установлены деревянные решетки. Внешний вид решеток - цвет, отделка элементов конструкций, - сочетается с другими деревянными элементами интерьера – книжными стеллажами, оконными рамами и подоконниками, дверными полотнами.В вестибюле и торговом зале книжного магазина установлены люстры и бра в стиле сталинского ампира
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте