1. Месторасположение, роль и градостроительные характеристики: 1) здание является частью ансамбля - объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Ипатьевского монастыря», XVI-XIXвв.: Стены и башни монастыря, XVI – XIX вв.;Троицкий собор, 1652 г.; Звонница, 1647г.;Архиерейский корпус, XVI-XIX вв.;Палаты бояр Романовых, XVI-XIX вв.;Братский корпус, XVI-XIX вв.;Корпус над погребами, XVI-XIX вв.;Свечной корпус, XVI-XIX вв.;Богадельня, XVI-XIX вв.;Архиерейский сад, XIX в.;Церковь Спаса Преображения (деревянная), XVII в.;2) собор расположен в центральной части Старого города Ипатьевского монастыря (приложение №1 к настоящему предмету охраны).2. Стилистические особенности объекта: характерный пример культового зодчества ярославской архитектурной школы 1-й пол. XVII в. (приложение №2 к настоящему предмету охраны).3. Объемно-пространственная и планировочная композиция здания (приложение №3 к настоящему предмету охраны): 1) объемно-пространственная композиция здания, образованная следующими объемами:прямоугольным в плане четырехстолпным двусветным четвериком (восточные столбы устроены в алтарной преграде), с позакомарным покрытием, завершенным пятью чешуйчатыми луковичными главами на цилиндрических световых барабанах;трехапсидным алтарем, примыкающим к четверику с востока, апсиды перекрыты пологими кровлями криволинейного очертания;одноэтажная закрытая галерея, примыкающая к четверику с севера, запада и юга под скатной кровлей; придел Михаила Малеина с кровлей на два ската по всем четырем сторонам, завершенный луковичной главкой на глухом цилиндрическом барабане, примыкающий к торцу южной галереи;высокое одновсходное крыльцо-рундук с пригласительными маршами на три стороны, завершенное шатром, примыкает к северо-западному углу галереи;2) подклет под всем объемом храма.4. Архитектурные характеристики фасадов (приложение №4 к настоящему предмету охраны): 1) северный фасад:композиция фасада, построенная на доминирующем объеме двусветного четверика, поставленного на высокий подклет и завершенного позакомарным покрытием, увенчанным пятью луковичными главами с крестами на световых цилиндрических барабанах (центральная глава - более массивная, с узкими прорезями шести окон, угловые барабаны прорезаны узкими окнами по сторонам света); плоскость фасада в уровне второго света прорезают четыре узких оконных арочных проема; плоскость фасада в уровне первого яруса скрыта галереей, к которой с запада примыкает крыльцо-рундук, завершенное шатром; с востока к объему четверика примыкает трехапсидный алтарь;месторасположение, размер и форма оконных и дверных проемов четверика (перспективный портал входа во втором прясле в уровне первого яруса; четыре оконных проема в уровне второго света); месторасположение, размер и форма оконных и дверных проемов подклета (пять прясел в плоскости фасада: первое - глухое; во 2-м, 3-м и 4-м прясле по одному оконному проему; дверной проем между 3-м и 4-м пряслом; 5-е прясло (под объемом крыльца) - глухое);месторасположение, размер и форма оконных и дверных проемов галереи (пять прясел в плоскости фасада: по одному оконному проему в 1-м, 2-м, 3-м, 4-м прясле; дверной проем - в 5-м прясле);месторасположение, размер и форма крыльца по оси дверного проема галереи;размер и форма кровель четверика, алтаря, галереи, крыльца;месторасположение, размер и форма луковичных главок на барабанах; 2) западный фасад: композиция фасада, построенная на массивном объеме двусветного четверика, завершенного позакомарным покрытием, увенчанным пятью луковичными главами с крестами на световых цилиндрических барабанах (центральная глава - более массивная, с узкими прорезями шести окон, угловые барабаны прорезаны четырьмя узкими окнами по сторонам света); плоскость фасада четверика делится пилястрами на три прясла; в уровне первого яруса объем четверика перекрыт объемом галереи в семь прясел под скатной кровлей на высоком подклете; с севера к галерее примыкает объем крыльца, завершенного шатром; с юга над галереей возвышается одноглавое завершение придела;месторасположение, размер и форма оконных проемов и дверного портала четверика (в уровне первого яруса - дверной портал во втором прясле; в уровне второго яруса - по одному оконному проему в каждом прясле);месторасположение, размер и форма оконных проемов галереи (шесть оконных проемов - по одному с 1-го по 6-е прясло; 7-е прясло - глухое);месторасположение, размер и форма оконных и дверного проема подклета (пять проемов - 4-й - дверной проем, остальные - оконные проемы; 6-е и 7-е прясло - глухое);3) южный фасад: композиция фасада, построенная на доминирующем объеме двусветного четверика, завершенного позакомарным покрытием, увенчанным пятью луковичными главами с крестами на световых цилиндрических барабанах (центральная глава - более массивная, с узкими прорезями шести окон, угловые барабаны прорезаны четырьмя узкими окнами по сторонам света); плоскость фасада в уровне второго света прорезают четыре узких арочных оконных проема; с востока к объему четверика примыкает алтарь; в уровне первого яруса объем четверика перекрывает галерея в пять осей оконных проемов, поставленная на высоком подклете; с востока к галерее примыкает придел Михаила Малеина, завершенный луковичной главкой с крестом на глухом барабане; месторасположение, размер и форма оконных и дверных проемов четверика (в уровне первого яруса - дверной портал во втором прясле и дверной проем в третьем прясле - из придела; в уровне второго яруса - четыре оконных проема);месторасположение, размер и форма оконных проемов галереи (по одному оконному проему в каждом из пяти прясел фасада);месторасположение, размер и форма проемов подклета (по одному проему в каждом из пяти прясел подклета галереи: 4-й - дверной проем, остальные - оконные проемы; один оконный проем в подклете придела);месторасположение, размер и форма оконных проемов придела (два оконных проема в уровне первого света; одни оконный проем в уровне второго света);4) восточный фасад:композиция фасада с трехапсидным алтарем (на высоком подклете) с конусовидными кровлями на фоне глухого объема четверика, разделенного пилястрами на три прясла; с примыкающим к четверику с севера одноэтажным объемом галереи под скатной кровлей (на высоком подклете); и примыкающим к четверику с юга одноэтажным приделом Михаила Малеина (на высоком подклете), завершенным луковичной главкой с крестом на глухом барабане;месторасположение, размер и форма оконных проемов алтаря (три оконных проема в центральной апсиде; по одному оконному проему в боковых апсидах); месторасположение, размер и форма одного оконного проема галереи; месторасположение, размер и форма проемов подклета (один оконный проем в прясле подклета галереи; по одному оконному проему в каждой апсиде подклета алтаря);месторасположение, размер и форма одного оконного проема придела.5. Декоративно-пластическое оформление экстерьера (приложение №5 к настоящему предмету охраны):1) северный фасад: высокий, ограниченный профилированным поясом, цоколь подклета галереи, четверика и алтаря;ряд перспективных ширинок в подоконной части галереи, обрамленный профилированными поясами, раскрепованный лопатками; многообломный профилированный карниз в завершении подклета галереи, четверика и алтаря; лопатки, украшенные перспективными ширинками (различными по декоративному оформлению и разделенные профилированными тягами), в простенках между оконными проемами галереи и подклета; двухчастные ширинки в завершении лопаток;прясла галереи и подклета, обрамленные профилированными тягами по лопаткам и венчающему карнизу; венчающий карниз галереи, дополненный резным декором во фризе;венчающий карниз алтаря, дополненный фигурной резьбой; узкие арочные оконные проемы подклета, утопленные в арочные ниши; перспективные арочные наличники с килевидным завершением окон галереи; декоративное оформление портала входа на галерею: обрамление проема валиковой тягой; архивольт, состоящий из двух валиков и резного декора между ними; полукруглые колонки, перехваченные профилированными тягами и завершенные профилированными вазонами, и вертикальный ряд ширинок по флангам проема; роспись над проемом;угловые лопатки четверика и две укороченные лопатки в плоскости фасада, раскрепованные в уровне многообломного карниза с гладким фризом, ограниченным валиком, отделяющего закомары;аркатурно-колончатый пояс в уровне второго света четверика; невысокие лопатки, разделяющие плоскость закомар четверика на три прясла; профилированные архивольты закомар, опирающиеся на импосты; декор барабанов глав четверика: килевидные арочки из валиков, опирающиеся на колонки с перетяжками; валик в основании аркатурно-колончатого пояса; ряд кокошников с килевидным завершением в основании угловых барабанов четверика; гладкое основание центрального барабана четверика; венчающий карниз кладочного декора барабанов глав четверика (угловые барабаны: профилированный карниз, дополненный поребриком во фризе и профилированными сухариками в завершении; центральный барабан: профилированный карниз, украшенный аркатурным поясом во фризе и сухариками в форме валиков в завершении);декоративное оформление крыльца: основание столбов крыльца, украшенное профилированными тягами, рядом поребрика и каменной резьбы; столбы крыльца, декорированные перспективными ширинками, разделенными профилированными тягами; массивные кубышки, поставленные на профилированные базы и завершенные профилированными капителями; два ряда валиков с резным декором между ними вокруг ствола кубышки; висячие арки крыльца с гирькой, декорированные перспективными архивольтами, резной декор которых с двумя рядами валиков, переходит на углы крыльца; трехчетвертные узкие колонки в углах в завершении крыльца; прямоугольный киот для иконы над проемом; цепочка мелких килевидных перспективных кокошников, опирающихся на профилированный венчающий карниз с резным декором во фризе в основании восьмигранного шатра; пригласительный лестничный марш на промежуточную площадку; высокий лестничный всход;2) западный фасад: высокий, ограниченный профилированным поясом, цоколь подклета галереи; ряд перспективных ширинок в подоконной части галереи, обрамленный профилированными поясами, раскрепованный лопатками; лопатки, украшенные перспективными ширинками, в простенках между оконными проемами галереи; гладкие - в уровне подклета; венчающий карниз галереи, дополненный поребриком во фризе, ограниченном валиком в плоскости прясел; узкие арочные оконные проемы и дверной проем подклета, утопленные в арочные ниши; перспективные арочные наличники с килевидным завершением окон галереи; лопатки, разделяющие плоскость фасада четверика в уровне второго света на три прясла, раскрепованные в уровне многообломного карниза с гладким фризом, ограниченным валиком, отделяющего закомары; невысокие лопатки, разделяющие плоскость закомар четверика на три прясла; декоративное оформление крыльца: основание столбов крыльца, украшенное профилированными тягами, рядом поребрика и каменной резьбы; столбы крыльца, декорированные перспективными ширинками, разделенными профилированными тягами; массивные кубышки, поставленные на профилированные базы и завершенные профилированными капителями; два ряда валиков с резным декором между ними вокруг ствола кубышки; висячие арки крыльца с гирькой, декорированные перспективными архивольтами, резной декор которых с двумя рядами валиков, переходит на углы крыльца; трехчетвертная узкая колонка в оформлении северного угла в завершении крыльца; прямоугольный киот для иконы над проемом; цепочка мелких килевидных перспективных кокошников, опирающихся на профилированный венчающий карниз с резным декором во фризе в основании восьмигранного шатра; пригласительный лестничный марш на промежуточную площадку крыльца; ползучая арка, поддерживающая высокий лестничный всход, украшенная двумя рядами валиков и валиковой тягой по грани; ползучая арка, поддерживающая покрытие всхода крыльца, украшенная валиковой тягой по грани и профилированным архивольом с фигурной резьбой; пилястра, декорированная колонками в углах, и завершенная капителью с резным декором, на которую опирается ползучая арка; кирпичное ограждение всхода, украшенное рядом перспективных ширинок и фигурной резьбой; 3) южный фасад: высокий, ограниченный профилированным поясом, цоколь подклета галереи, придела и алтаря; ряд перспективных ширинок в подоконной части галереи, обрамленный профилированными поясами, раскрепованный лопатками; многообломный профилированный карниз, разделяющий подклет с приделом и алтарем; лопатки, украшенные перспективными ширинками, в простенках между оконными проемами галереи; и гладкие - в уровне подклета; венчающий карниз галереи, состоящий из полувалика и полочки, дополненный полуваликом в плоскости прясел галереи;гладкие огибающие лопатки на углах объема придела, раскрепованные в уровне междуэтажного и венчающего карниза; венчающий карниз придела, дополненный профилированными сухариками и широким фризом, ограниченным валиком и украшенным резьбой из ряда килевидных арочек; карниз прерывается нишей арочного проема второго света; венчающий карниз алтаря, дополненный фигурной резьбой; узкие арочные оконные проемы подклета и придела, утопленные в арочные ниши; валик килевидного очертания в завершении оконного проема второго света придела; дверной проем с арочной трехцентровой формой перемычки; горизонтальная ниша над проемом;профилированный карниз по скатам треугольных фронтонов придела; перспективные арочные наличники с килевидным завершением окон галереи; угловые лопатки четверика и две укороченные лопатки в плоскости фасада, раскрепованные в уровне многообломного карниза с гладким фризом, ограниченным валиком, отделяющего закомары; невысокие лопатки, разделяющие плоскость закомар четверика на три прясла; профилированные архивольты закомар, опирающиеся на импосты; декор барабана придела: ряд арочных кокошников в основании барабана; аркатурно-колончатый пояс по периметру барабана; венчающий карниз в завершении; узкие арочные ниши по сторонам света; 4) восточный фасад: высокий, ограниченный профилированным поясом, цоколь подклета придела, алтаря и галереи; ряд перспективных ширинок в подоконной части галереи, обрамленный профилированными поясами, раскрепованный лопатками; многообломный профилированный карниз, разделяющий подклет с приделом и алтарем; лопатки, украшенные перспективными ширинками (различными по декоративному оформлению и разделенные профилированными тягами), в простенках между оконными проемами галереи и подклета; двухчастные ширинки в завершении угловой лопатки;граненые колонны, поставленные на высокие пьедесталы, между апсидами алтаря; прясла галереи и подклета, обрамленные профилированными тягами по лопаткам и венчающему карнизу; венчающий карниз галереи, дополненный резным декором во фризе; венчающий карниз алтаря, дополненный фигурной резьбой, раскрепованные колоннами между апсидами; узкие арочные оконные проемы подклета, утопленные в арочные ниши;перспективный арочный наличник с килевидным завершением окна галереи;декоративное оформление оконных проемов алтаря: узкие арочные оконные проемы утоплены в ниши, обрамленные профилированными наличниками с килевидным завершением; гладкие лопатки, разделяющие плоскость фасада четверика в уровне второго света на три прясла, раскрепованные в уровне многообломного карниза, отделяющего закомары; невысокие лопатки, разделяющие плоскость закомар четверика на три прясла; профилированные архивольты закомар, опирающиеся на профилированные импосты; декоративное оформление крыльца: основание столбов крыльца, украшенное профилированными тягами, рядом поребрика и каменной резьбы; столбы крыльца, декорированные перспективными ширинками, разделенными профилированными тягами; массивные кубышки, поставленные на профилированные базы и завершенные профилированными капителями; два ряда валиков с резным декором между ними вокруг ствола кубышки; висячие арки крыльца с гирькой, декорированные перспективными архивольтами, резной декор которых с двумя рядами валиков, переходит на углы крыльца; трехчетвертная узкая колонка в оформлении северного угла в завершении крыльца; прямоугольный киот для иконы над проемом; цепочка мелких килевидных перспективных кокошников, опирающихся на профилированный венчающий карниз с резным декором во фризе в основании восьмигранного шатра; пригласительный лестничный марш на промежуточную площадку крыльца; ползучая арка, поддерживающая высокий лестничный всход, украшенная двумя рядами валиков и валиковой тягой по грани; ползучая арка, поддерживающая покрытие всхода крыльца, украшенная валиковой тягой по грани и профилированным архивольом с фигурной резьбой; пилястра, декорированная колонками в углах, и завершенная капителью с резным декором, на которую опирается ползучая арка; кирпичное ограждение всхода, украшенное рядом перспективных ширинок и фигурной резьбой.6. Декоративно-пластическое оформление интерьера, внутреннее убранство: 1) месторасположение, размер и форма сводчатых перекрытий с распалубками и подпружных арок, ниш, печур (приложение №3 к настоящему предмету охраны); 2) монументальная живопись, в том числе и орнаментальный пояс (подробное описание и воспроизведение каждой композиции стенописи Троицкого собора в книге: Куколевская О.С. Стенопись Троицкого собора Ипатьевского монастыря. Тт. I, II. Москва, 2008) (приложение №6 к настоящему предмету охраны): в алтаре и четверике храма 1684 г., выполненная в техники темперной живописи по сухой штукатурке с последующей прописью клеевой темперой сусальным золотом на нимбах - артель костромских изографов Гурия Никитина и Силы Савина; в западной галерее храма 1651-1654 гг., выполненная в технике фрески с последующей проработкой темперой - артель костромских изографов Василия Ильина Запокровского (с учетом реставрационных работ 1910-1912 гг. и 1961-1982 гг.) (согласно схеме предмета охраны); в северной галерее 1910-1912 гг., выполненная в технике клеевой живописи по сухой штукатурке - артель палехских иконописцев под руководством Н.М. Софонова) (с учетом реставрационных работ 1910-1912 гг. и 1961-1982 гг.) (согласно схеме предмета охраны); орнаментальный пояс по периметру стен четверика; текст Храмоздательной летописи (1684 г.) на южной, западной и северной стенах четверика Троицкого собора; текст в клейме с именами 19 изографов артели Гурия Никитина и Силы Савина (1684 г.) на северной стене четверика Троицкого собора; текст Строительной надписи (1586 г.), выполненной в технике резьбы по белому известковому камню на южной стене северной галереи Троицкого собора;3) иконостас в четверике Троицкого собора (приложение №7 к настоящему предмету охраны): иконостасная рама (1757-1758 гг.) резная по дереву, золоченая, в стиле барокко, выполненная артелью резчиков Макара Быкова и Петра Золотарева; состав икон, входящих в иконостасную раму: Праотеческий, Пророческий и Деисусный ряды 1654-1656 гг. - артель костромских изографов под руководством Василия Ильина Запокровского; Праздничный и Местный ряды 1757-1758 гг. - артель костромского изографа Василия Никитина Вощина; иконы «Отечество» и «Пророк Иоиль» 1910-1912 гг. - палехские иконописцы под руководством Н.М. Сафонова; шесть икон: «Благовещение», «Апостол Матфий», «Апостол Лука», «Апостол Марк», «Апостол Иоанн» в Царских вратах - костромской иконописец Е.П. Тисов (написаны в 2002 г. вместо утраченных после 1919 г.);4) художественный металл (приложение №8 к настоящему предмету охраны): железные кованые двери второй половины XVI в. западного, северного и южного порталов четверика храма, украшенные в технике ковки и золотой наводки по меди; железные кованые решетки второй половины XVII в. западного портала храма; железные кованые кронштейны для подвесных лампад над иконами местного ряда иконостаса; две железные кованые двери второй половины XVII в. во входных проёмах между западной и южной галерей и между ризницей и помещением придельного храма во имя преподобного Михаила Малеина, расположенных на южной галерее собора; 5) лестница каменная внутристенная середины XVII в., местоположение (западная стена четверика), конструкция, материал, характер оформления (приложение №9 к настоящему предмету охраны); 6) архитектурно-художественное оформление интерьеров собора (приложение №10 к настоящему предмету охраны): белокаменные порталы храма и их оформление; аналой каменный с темперной росписью по периметру в северной галерее; каменные скамьи в северной и западной галереях; подоконники из плит натурального камня в оконных проемах галерей; покрытие полов алтаря, солеи, четверика, северной и западной галерей керамической плиткой начала XX в., покрытие пола металлическими плитами XIX в. в помещении Ризницы, расположенной в южной галерее;7) столярные заполнения оконных проёмов, их материал, характер оформления, колористическое решение, включая решетки оконных проемов (с учетом реставрационных работ 1910-1912 гг., 1961-1982 гг.); 8) интерьеры Усыпальницы в подклете западной галереи (приложение №11 к настоящему предмету охраны):надгробные плиты; пол красно-кирпичной торцовой кладки.7. Конструктивная система, материал: 1) конструкции и материал фундамента - бут из природного «дикого» камня; 2) конструкции и материал капитальных стен, столпов, сводов - кладка из керамического кирпича на известковом растворе; 3) коробовый свод с распалубками подклета; коробовый свод с распалубками галереи; свод-конха алтарной части; подпружные арки четверика, угловых и центрального барабанов; крестовые своды западного рукава и коробовые с распалубками северного и южного рукава четверика; сомкнутый свод придела;4) материал наружной отделки - известковая обмазка, побелка; кладочный декор фасадов; 5) связи четверика, галереи, придела, алтаря - кованый металл; 6) форма крыши:четверика - позакомарная форма покрытия; галереи - односкатная форма; южного придела - скатная форма, на восемь граней;алтаря - конусообразная; материал конструкции крыши - дерево; покрытие кровли металл.7) главы, шатры, их конструкция и покрытие: луковичная форма глав четверика и придела; характер покрытия - чешуйчатое; материал покрытия - металл, позолота; главы завершены яблоком с крестом; материал - металл, позолота; металлический подзор в основании главы; шатровое завершение крыльца; покрытие - металл, «в шашку»; металлический шпиль с солярным символом в завершении;9) арочная форма перемычек дверных проемов внутренних капитальных стен.8. Предмет охраны может быть изменен на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствующих при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия, дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.