Корпус А

Предметом охраны является:1. Архитектурно-ландшафтная композиция комплекса:1) прямоугольная в плане территория в центральной части города, на характерном для Костромы плавном уклоне местности в сторону реки Волга, вытянутая по оси северо-восток - юго-запад, на которой возведено четыре равновеликих торговых корпуса Гостиного двора, объединенных в каре со скругленными углами, с колокольней над проездной аркой в центральной части юго-западного корпуса и храмом в честь Всемилостивого Спаса, примыкающего к дворовому фасаду и частично вписанного в секцию этого же корпуса;2) территорию застройки корпусов Гостиного двора определяют: - северо-восточный фасад, выходящий на Воскресенскую площадь;- северо-западный фасад, выходящий на Сусанинскую площадь; - юго-западный фасад, ориентированный в сторону реки Волга и обращенный к Пряничным рядам, расположенным напротив Гостиного двора через проезжую часть;- юго-восточный фасад, обращенный в сторону Табачных рядов, расположенных напротив Гостиного двора через проезжую часть.2. Объемно-пространственная исторически сложившаяся композиция торговых корпусов Гостиного двора, построенных и оформленных в традициях русского классицизма и храмового зодчества второй половины XVIII века:1) галерея со стороны лицевых фасадов и галереи дворовых фасадов, заложенных полностью;2) подиум, высота которого колеблется в зависимости от рельефа местности;3) глубокие подвалы под отдельными секциями линий рядов;4) четко выделенные центры фасадов с четырьмя проездными арками, через которые проходят основные оси строения, являющиеся одновременно въездами на внутренний двор.5) Ритмическая композиция здания:- единая структура членений галерей как со стороны лицевых фасадов, так и дворовых фасадов с аркадой на импостах (частично изменена); - единый модуль типовой секции торговой лавки размером 4,5 м;- соответствие каждому модулю одного арочного пролета галерей, с разделением пролетов пилонами, декорированными импостами с профилями, повторяющимися в общих чертах сандриками, дополненными рядами обломов, а также нарушением модуля и ширины пролета арок в местах скругления каре, и с сохранением декоративных элементов;- идентичность декора каждой секции на одном модульном отрезке: два дверных проема, оформленные прямоугольными наличниками, профилированными сандриками чуть выше дверей, застекленных на 2/3 высоты и декорированные в нижней части прямоугольными филенками;- круглые окна, освещающие второй этаж, расположенные выше сандриков в центре люнет, в обрамлении наличников, состоящих из двух узких и одного широкого валиков.3. Декоративное оформление фасадов:1) декоративные портики фасадов, одинаковые для трех лицевых фасадов каре, кроме юго-западного, с оформлением арок въезда и двух прилегающих к ним арок тосканскими портиками из четырех пилястр, выступающих из плоскости более широких столбов галерей, стоящих на базах и суживающихся кверху, завершенных капителями дорического ордера;2) классический гладкий архитрав и фриз, состоящий из триглифов и метоп, с украшением метоп у северо-западного портика розетками и фризов с юго-восточной и северо-восточной сторон триглифа, дополненных мутулами с гуртами;3) карниз над фризом с дентикулами и аналогичный карниз на скосах фронтонов, обрамляющий гладкий тимпан;4) импосты арок с одинаковыми импостами арок галерей, но оканчивающихся у пилястр;5) юго-западные фасад и галерея, отличающиеся деталями от остальных фасадов и галерей, с выступающим за линию аркады портиком, получившим иной декор: вместо пилястр - сужающиеся кверху полуколонны, стоящие на базах в виде двух полудисков и так же с капителями дорического ордера, несущими гладкий архитрав, фриз и карниз, где чередующиеся триглифы и метопы не получили декора, под триглифами мутулы с капельками, профилированный ступенчатый карниз с дентикулами;6) профилированный ступенчатый карниз с дентикулами под свесом фронтона и гладкий тимпан над аркой въезда под колокольней;7) три арки галерей под портиком юго-западного фасада, идущие от импоста, отличающиеся от остальных наличием архивольтов с замковыми камнями и горельефом на замковом камне средней арки;8) металлические кованые створки дверок и дверных ставень в нишах на дворовых фасадах;9) металлические кованые ажурные двустворчатые ворота в проездных арках;10) металлические кованые двухстворчатые ставни на дверном проеме, расположенном на южном углу лицевого фасада каре; 11) композиция портиков со стороны дворовых фасадов, включающих только одну арку-въезд, по сторонам которых с отступом от края расположены плоские пилястры, сужающиеся кверху, без баз и более узкие, чем столбы арок;12) импосты столбов, заканчивающиеся у выступов пилястр, вертикальные ниши-филенки в нижней части опоры между краем и пилоном, капители дорического ордера, архитравы без декора и триглифы на фризе;13) узкий профилированный карниз и гладкий тимпан, под аркой-въездом продольные несущие стены, имеющие выпуски пилонов, переходящих в подпружные арки;14) галереи дворовых фасадов, заложенные в разное время, с фрагментами декоративного убранства, сохранившимися от первоначальных галерей, с разновременными дверными и оконными проемами различной высоты и формы, участки галерей, частично восстановленные в процессе реставрации памятника;15) металлические кованые створки дверок и дверных ставень в нишах на дворовых фасадах.4. Конструктивные элементы корпусов каре: 1) аркада лицевых фасадов по всему периметру каре;2) система конструкций крестовых сводов над каждой ячейкой галерей, разделенные подпружными арками;3) своды коробовые, цилиндрические и Монье в подвальных помещениях;4) вновь устроенные приямки входов в подвалы с навесами; 5) каменные лестницы, ведущие на стилобат;6) продухи в цоколе здания со стороны лицевых и дворовых фасадов.5. Материалы строительства и штукатурной отделки фасадов:1) красно-кирпичная кладка стен и сводов на известковом растворе;2) известково-песчаная штукатурка с последующей побелкой наружных фасадов здания;3) деревянные заполнения оконных, витринных и дверных проемов;4) деревянная стропильная система кровли со слуховыми окнами и продухами и металлическим покрытием кровли (ширина картины около 1 аршина (1 аршин = 71,1 см); 5) металлические ворота в проездных арках;6) каменные ступени лестниц.6. Объемно-пространственная и архитектурно-художественная композиция колокольни:1) трехъярусная колокольня, встроенная в объем над юго-западным въездом во внутренний двор Гостиного двора, в традициях позднего классицизма с элементами позднего барокко, черты которого наиболее нашли выражение в верхних ярусах колокольни, завершенной восьмиконечным крестом на яблоке на высоком шпиле, опирающемся на многоярусное восьмигранное основание с полусферическими кровлями;2) арочный вход на колокольню с каменными внутристенными ступенями, ведущими от входа на первый ярус колокольни;3) первый ярус колокольни, расположенный над фронтоном портика, квадратный в плане, с крестовым сводом, с каменной внутристенной лестницей на второй ярус;4) второй ярус, немного меньший по площади, украшенный огибающими лопатками с ромбовидными филенками, с окнами по четырем фасадам полукруглыми с сегментной расстекловкой, обрамленными гладкими ленточными наличниками с замковым клинчатым камнем с нишкой, имеет также раскрепованный пояс тянутого карниза над окнами и карниз с дентикулами;5) третий ярус (ярус звона) трехсветный, основанный на ступенчатом уменьшении всего объема яруса:- первый свет – четырехгранный с арочными сквозными проемами по каждой грани, проемы фланкированы сдвоенными колоннами тосканского ордера, которые опираются на постамент с прямоугольными филенками, арки, обрамленные прямоугольными пилястрами с тосканскими капителями и гладкими архивольтами с клинчатыми замковыми камнями, металлическими коваными ажурными решетками, венчающим карнизом первого света (многопрофильный антаблемент декорированный сухариками и дентикулами);- второй свет - кубоватое покрытие со скошенными гранями, опирающееся на аттиковый пояс с раскрепованными филенками, с четырьмя люкарнами, закомпанованными в грани кубоватого покрытия, со сложным обрамлением вокруг циркульного окна (треугольные фронтоны с крепованными карнизами с дентикулами и  широкими гладкими наличниками);- третий свет - трехступенчатый барабан: нижняя ступень – восьмигранник со сквозными арочными проемами по каждой грани, декорированными гладкими архивольтами с клинчатыми замковыми камнями и импостами, вокруг них ограждение, состоящее из столбиков с филенками и с вазонами на столбиках, металлическими коваными ажурными решетками между столбиками;6) две верхние части барабана – два глухих восьмигранника с прямоугольными филенками на каждой грани и крепованными венчающими карнизами; полусферическая граненая металлическая кровля каждого восьмигранника покрыта сусальным золотом;7) шпиль граненый металлический с покрытием сусальным золотом;8) крест восьмиконечный на яблоке с покрытием сусальным золотом.7. Материалы строительства и штукатурной отделки фасадов колокольни:1) красно-кирпичная кладка стен, сводов и внутристенных лестниц на известковом растворе;2) известково-песчаная штукатурка с последующей побелкой стен и декоративных элементов фасадов;3) деревянные заполнения оконных и дверных проемов;4) деревянная стропильная система кровли; 5) металлические кованые створки дверок в нише на стене проездной арки; 6) металлическая кованая дверь входного проема в подвальное помещение.8. Исторически сложившаяся живописная объемно-пространственная и архитектурно-художественная композиция бесстолпного пятиглавого одноапсидного храма в честь Всемилостивого Спаса с одностолпной трапезной, частично включенной в объем юго-западного корпуса, и выступающим северо-западным приделом в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, в связи с чем, церковь имеет план неправильной формы.9. Сохранившаяся первоначальная планировка основного объема храма.10. Объемно-пространственная композиция одноэтажного двухсветного пятикупольного с четырехскатной кровлей четверика, одноэтажной с односкатной кровлей трапезной, одноэтажного с одной главкой и односкатной кровлей придела, глубокого подвала под всем объемом храма.11. Ритмическая композиция храма:1) ритм оконных проемов;2) ритм расположения полуколонок, фланкирующих окна четверика, закрепляющих углы четверика, а также расположенных в простенках апсиды;3) ритмом декоративных элементов, оформляющих фасады храма. 12. Декоративное оформление фасадов храма:1) фланкирующие фасады вытянутые полуколонки, поставленные с небольшим отступом от углов четверика на вытянутых же филенчатых основаниях; 2) пояс ложных закомар над венчающим карнизом четверика;3) венчающий карниз четверика, состоящий из многочисленных кирпичных прямоугольных профилей, проходящих также и по прямоугольным капителям полуколонн;4) венчающие карнизы апсиды и придела;5) две ниши-киоты для икон: одна в центре юго-восточной стены четверика и одна на восточной части стены придела; 6) полуколонки аналогичные угловым, но гораздо более короткие по пропорциям, расположенные в простенках фасадов апсиды и придела;7) прямоугольные окна (северо-западного и юго-восточного фасадов более вытянуты по вертикали) с лучковыми перемычками и идентичным декором наличников в виде прямоугольной рамки с полуколонками и треугольным профилированным фронтоном с декоративными импостами в виде висячих профилированных гирек, с подоконными тянутыми карнизами с «серьгами»;8) прямоугольная с лучковой перемычкой дверь на юго-восточном фасаде четверика, заключенная в прямоугольную неглубокую нишу, завершенную треугольным фронтоном опирающимся на полуколонки, расположенные по сторонам ниши и имеющие пятичастное деление обломами в виде валиков;9) 8-ми и 6-ти частная расстекловка оконных проемов;10) пояс поребрика, расположенного под окнами первого света четверика, тянущийся по всем трем фасадам;11) кованая дверь в дверном проеме в подвальное помещение храма;12) прямоугольные один дверной и четыре оконных проема, выходящих на галерею юго-западного корпуса с деревянными заполнениями в формах и стиле оконных и дверных заполнений торгового корпуса Гостиного двора.13. Архитектурно-художественная и декоративная композиция куполов храма: 1) восьмигранные глухие барабаны куполов идентичные по декоративному убранству, но разноразмерные по диаметру основания – центральный барабан имеет больший размер, нежели боковые барабаны;2) барочная стилистика барабанов глав, украшенных перспективными нишами на основных гранях с полуциркульным профилированным завершением с килевидным замковым камнем и двумя полуколоннами тосканского ордера, и прямоугольными филенками на диагональных гранях; 3) венчающие карнизы барабанов, состоящие из раскрепованных антаблементов с профилированными архитравами, гладкими фризами и профилированными карнизами с дентикулами;4) главы четверика и придела:- луковичная форма с плавной кривизной симметричного силуэта, имеющего поперечник пучины больше высоты главки; - кованая стропильная система глав;- чешуйчатое железное покрытие;- металлические золоченые ажурные просечные подзоры;- золоченые восьмиконечные кресты на золоченых яблоках. 14. Пространственно-планировочная структура интерьера храма: 1) бесстолпный четверик; 2) одностолпная трапезная, пространство которой через широкую арку соединяется с четвериком, расположенным под углом к трапезной для максимально возможной ориентации апсиды на восток; 3) алтарь одноапсидный, отделенный от четверика кирпичной перегородкой, на которой закреплен иконостас, конха свода апсиды;4) придел, расположенный у северо-западной стены четверика и соединенный с ним дверным проемом.15. Сохранившиеся фрагменты росписи четверика храма конца XIX века: 1) стенопись свода, выполненная в комбинированной технике: орнаменты – клеевая живопись, четыре композиции на евангельские темы – масляная живопись;2) в центре свода в круге изображен Господь Саваоф;3) орнаментальные композиции из завивающихся побегов образуют раму вокруг центра и спускаются по граням свода, образуя равноконечный крест;4) ниже орнаментов до карниза изображены попарно летящие ангелы с атрибутами орудий страстей Господних, скрижалями Завета и весами. Пышные по композиции, но графичные по исполнению орнаменты и фигуры ангелов выполнены в технике «гризайль», имитирующей лепной декор;5) клейма композиций свода имеют килевидное трехлопастное завершение, образованное орнаментальной рамкой. Сюжеты композиций: «Поцелуй Иуды» (северо-западное клеймо), «Иисус Христос перед Понтием Пилатом» (юго-западное клеймо),– «Несение креста на Голгофу» (юго-восточное клеймо), панорама Иерусалима (северо-восточное клеймо) как фон для креста в навершии иконостаса.16. Конструктивные элементы храма: 1) система капитальных стен здания из красного глиняного кирпича на известково-песчаном растворе;2) сомкнутый свод четверика;3) столп-опора, поддерживающий свод трапезной;4) свод с распалубками в помещении трапезной;5) распалубки над окнами и дверными проемами в помещениях четверика, алтаря, придела и трапезной;6) конха в алтаре и приделе;7) железные кованые горизонтальные связи в четверике и трапезной;8) углубленные в тело стен оконные и дверные проемы.17. Материалы строительства и штукатурной отделки фасадов храма:1) красно-кирпичная кладка стен и сводов на известковом растворе;2) известковая обмазка по кирпичной кладке четверика, апсиды, придела, барабанов;3) деревянные заполнения оконных и дверных проемов;4) деревянная стропильная система кровель; 5) кладка из дикого валуна в основании придела; 6) металлическое покрытие глав;7) металлические кованые решетки в оконных проемах;8) металлические скатные кровли, по периметру украшенные прорезными металлическими подзорами;9) металлические кованые связи в четверике и трапезной;10) металлическая дверь в подвальное помещение храма.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте