1. Градостроительные характеристики1.1Элемент композиционно -пространственной структуры исторического центра г. Краснодара.Пластический акцент застройки, главным фасадом ориентированный на улицу Гимназическую. 2. Архитектурные особенности (экстерьер)2.1 Исторические габариты, местоположение и конфигурация 3-х этажного на подвале здания Г-образной конфигурации в плане, включая: лицевой корпус по ул. Гимназической и дворовый флигель с ризалитом лестницы. 2.2Габариты и конфигурация скатной крыши, высотные отметки коньков.Материал покрытия – кровельная сталь с фальцевым соединением.2.3Конструктивная система:наружные и внутренние исторические капитальные стены – местоположение, материал (кирпич);исторические межэтажные трехмаршевая парадная лестница и двухмаршевая черная лестница на косоурах с металлическими коваными ограждениями – местоположение, тип, конструкция, габариты, рисунок и материал ограждений. 2.4Объемно-планировочное решение: в границах капитальных стен.2.5Архитектурно-художественное решение фасадов:2.5.1Композиционное и архитектурно-художественное решение лицевого фасада в приемах модерна. 2.5.2Материал и характер отделки лицевого фасада: цоколь – серый гранит, фасад – терразитовая штукатурка (гладкая, фактурная «под шубу», обработанная прямоугольным рустом).2.5.3Исторические проемы на период начала ХХ в:исторические оконные проемы – местоположение, габариты*, конфигурация (прямоугольные), оформление;дверной проем парадного входа:местоположение (по 5-й световой оси главного фасада), конфигурация проема (трехцентрового арочного завершения), габариты;балконные проемы по лицевому фасаду: местоположение (в уровне 2-3-го этажей), конфигурация проемов (прямоугольные), габариты.* исторические габариты проемов витрин 1-го этажа изменены при восстановлении здания в 1950-х гг. (проемы преобразованы в оконные). 2.5.4Заполнения проемов:оконные заполнения: исторический рисунок расстекловки заполнений со стороны главного фасада, цвет (средние тона древесины);двустворчатая филенчатая дверь парадного входа с верхней остекленной фрамугой, цвет (средние тона древесины). 2.5.5Декоративное оформление проемов:портал парадного входа с профилировкой откоса, замковым камнем с барельефом кадуцея (жезл с крыльями, обвитый двумя змеями);оформлен в основании крупными камнями руста*, в завершении – сложный сандрик на канелированных кронштейнах с лепным раскрытым свитком в нише между кронштейнами, завершающийся простым карнизом с сухариками;* – историческая профилировка камней руста утрачена в 1950-х гг. 2.5.6Оконный проем в уровне 3-го этажа (по 5 световой оси) в нижней части оформлен ложным балконом, выполненным в виде полукруглого выступа стены с карнизом, декорированного лепной гирляндой лавровой вязки, в верхней части – полукруглый ступенчатый выступ из основной плоскости стен, украшенный лепным барельефом в виде гирлянд с венком и монограммой в центре; 2.5.7Ниши с прямоугольными филенками над окнами 2-го этажа (по 2, 3 и 5 световым осям);Ниши с лепными картушами и гирляндами лавровой вязки над окнами 2-го этажа (по 1 и 4 световым осям);2.5.8Лепные гирлянды лавровой вязки над окнами третьего этажа (по 1 – 4 осям);2.5.9Рамочные профилированные наличники в оформлении световых осей в уровне 2-3 этажей (по 1 – 4 осям). 2.5.10Лопатки с разделкой прямоугольным рустом, с крупными камнями* в основании, в уровне 1 этажа – с фактурной отделкой «под шубу», в уровне 2-3 этажей – гладкие;в завершении лопаток – лепные венки из лавровой вязки с бантами на выступающих стилизованных свесах округлого основания (2 – 4 простенки);в завершении лопаток – лепные вставки на висячей лопатке, стилизованные под античный свиток на катушке (ротулус) с лепными розетками, с хватом и ниспадающими прямыми узкими лентами с брошами (по левому флангу фасада и в оформлении простенка 5 световой оси).* – историческая профилировка камней руста утрачена в 1950-х гг. 2.5.11Балкон с 1-й по 4-ю световую ось в уровне второго этажа:оштукатуренная плита основания сложной конфигурации в плане, на кованых кронштейнах двух видов – габариты, материал (металл), техника исполнения и рисунок кронштейнов;ограждение балкона – материал (металл), техника исполнения, рисунок, профилированный деревянный поручень; 2.5.12Балконы по 2, 3 световым осям в уровне третьего этажа:оштукатуренная плита основания со скругленными углами, на кованых кронштейнах – габариты, материал (металл), техника исполнения и рисунок кронштейнов;ограждение балкона – материал (металл), техника исполнения, рисунок, профилированный деревянный поручень. 2.5.13Балкон третьего этажа северного дворового фасада – габариты, материал (металл), техника исполнения и рисунок кронштейнов;выпуклое ограждение балкона – материал (металл), техника исполнения, рисунок, профилированный деревянный поручень. 2.5.14Венчающий прямоугольный аттик:с раскреповкой повышенной центральной части, декорированной в завершении пояском и точечными розетками по флангам*, имеющей сквозной проем полуциркульной конфигурации в основании, оформленный лепным замком с гирляндой и бантами, восходящими криволинейными линиями с точечными розетками в завершении; фланкирующие тумбы аттика увенчаны карнизом простого профиля, оформлены лепными подвесками с лентами; розетки в основании аттика: по центру – прямоугольная с точечными розетками*, по флангам – квадратные с лепными клепками.* – утраченные элементы в оформлении аттика. 2.5.15Межэтажная тяга простого профиля в уровне 1 – 2 этажей. 2.5.16Карнизная плита большого выноса, оформленная мутулами. 2.5.17Вставки фриза: порезка в виде бегущей волны (слева направо).2.5.18Глухое парапетное ограждение с прямоугольными нишами в сочетании с парапетными тумбами, декорированными лепными гирляндами лавровой вязки с бантами и фланкированными точечными розетками на возвышающихся боковых объемах; угловая западная тумба с раскреповкой центральной части (по лицевым плоскостям фасадов), в завершении – ленточный поясок, в основании – квадратные розетки с лепными клепками. 2.5.19Оформление торцевого восточного фасада:авторское мозаичное панно с сюжетом на тему истории книгопечатания «Я вызову любое из столетий», выполнено в 1976 – 1978 гг. в технике смальтовой мозаики (художник В.Ф. Папко). 3. Архитектурные особенности (интерьер)3.1Предмет охраны в интерьере отсутствует.4. Историческая ценность4.1Здание, построенное в нач. ХХ в. для крупного предпринимателя в области маслобойного производства И.А. Аведова по проекту архитектора М.И. Рыбкина, представляет собой образец купеческого жилого дома, характерного для раннего периода стиля «модерн» с классическими лепными деталями декора.4.2Большое мозаичное панно на торцевом восточном фасаде выполнено заслуженным художником России, профессором Краснодарского государственного университета культуры и искусств –Валентином Федоровичем Папко к открытию «Дома Книги».Предмет охраны может быть уточнен на основании комплексных научных исследований в процессе подготовки научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.