Градостроительные характеристикиМестоположение объекта, являющегося градостроительной доминантой в композиционно - пространственной и планировочной структуре квартала и застройке центральной части г. Сочи. Архитектурные особенности (экстерьер)Объемно-пространственное решение с сочетанием открытых и полуоткрытых пространств, объемов, габариты и конфигурация сложного в плане здания, расположенного на перепаде рельефа, включая: - основной 2-х этажный объем на высоком цокольном этаже с галереей по западному фасаду и внутренним открытым двором овальной конфигурации в плане с лестницами, ведущими на перрон; - примыкающие 1 – 1,5 этажные боковые крылья (северное и южное) на высоком цокольном этаже с галереями по линии западного фасада и открытыми внутренними двориками прямоугольными в плане, имеющими лестницы выхода на перрон; - высотная часовая башня квадратной конфигурации в плане, с запада примыкающая в уровне цокольного этажа к основному объему, увенчанная ротондой со звездой на шпиле. Габариты и конфигурация скатных крыш, включая высотные отметки коньков, карнизов, парапетов; материал покрытия – кровельная сталь с фальцевым соединением. Конструктивная системаИсторические наружные и внутренние капитальные стены, пилоны, колонны коринфского ордера, их местоположение, материал. Перекрытия и своды, в том числе: перекрытия плоские, по балкам, ребрестые, с кессонами в залах ожидания цокольного этажа (пом. № 53 – 74, № 81); Купола на парусах галереи основного объема. Крестовые своды галерей северного и южного объемов (крыльев). Крестовые своды двусветных залов 1 – 2 этажей (пом. № 47, № 61 – 70 – 68). Цилиндрические своды двусветных залов (пом. № 47, № 61 – 70 – 68), в т.ч. над антресолями в уровне 2 этажа (пом. №№ 10, 14, 17, 20). Исторические лестницы*, в том числе: одномаршевые лестницы со ступенями, облицованными гранитом, ведущие на галерею боковых крыльев. Одномаршевые лестницы со ступенями, облицованными гранитом, ведущие из двориков боковых крыльев на перрон. Две парадные криволинейные в плане лестницы на подпорной стене, со ступенями и межуровневыми площадками маршей, облицованными гранитом, обрамляющие дворик основного объема с выходом на перрон – местоположение, габариты, конфигурация в плане, рисунок мощения площадок, ограждение балюстрадного типа.* - габариты лестниц, ведущих на перрон из северного и южного двориков, лестницы галереи южного крыла (по линии западного фасада) претерпели изменения при устройстве эскалатора и пандусов. Историческое объемно-планировочное решение: в габаритах капитальных стен; исторические габариты помещений залов ожиданий в уровне цокольного этажа, двусветных залов ожидания вуровне и 1 – 2 этажей. Архитектурно-художественное решение фасадовАрхитектурно-художественное решение фасадов в стилистики «сталинского ампира». Материал и характер отделки фасадов: декоративная каменная штукатурка (гладкая, фактурная, обработанная прямоугольным рустом); цокольный этаж облицован плитами серовато-зеленого песчаника с грубой околкой лицевой поверхности (по лицевым фасадам и со стороны центрального дворика). Исторические оконные проемы и оконные заполнения: оконные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные, полуциркульного завершения, лучковые); оформление проемов – веернаяразделка перемычек с укладкой камней или расшивкой руста над окнами, ниши, подоконные доски простого профиля, обрамляющие профилированные тяги, вертикальный импост в виде полуколонны тосканского ордера и горизонтальный импост, декорированный точечными розетками и верхним пояском зубчиков. Заполнения оконных проемов – исторический рисунок расстекловки, материал (дерево), цвет. Исторические дверные проемы, дверные заполнения: дверные проемы, входные проемы – местоположение, габариты, конфигурация (прямоугольные, арочного и лучкового завершений); оформление проемов – веерная разделка перемычек с укладкой камней или расшивкой руста над дверными проемами, обрамляющие профилированные тяги; заполнения дверных проемов – деревянные двустворчатые и одностворчатые филенчатые двери, глухие и с остекленными верхними филенками и фрамугами, боковыми створками; историческая фурнитура (дверные ручки).Декоративное убранство фасадовГалерея основного объема: из 11 арочных пролетов, перекрытых сводами, оформленными обвязкой гирлянды из листьев дуба и декоративной цветочной розеткой в центре; двенадцать восьмигранных колонн, облицованных гранитом темно-серого цвета и опорные кронштейны сводов с капителями коринфского ордера; архивольты с веерной расшивкой руста в оформлении арок сводов галереи; медальоны с рельефным изображением сцен отдыха в тимпанах арочных сводов; прямоугольные ниши полукруглого углубления, оформленные клинчатой перемычкой, выполненной с расшивкой руста; межэтажная профилированная тяга из камней песчаника в оформлении западного фасада основного объема, боковых крыльев и башни.Галерея северного крыла: из 4-х арочных пролетов, перекрытых сводами; квадратные в плане колонны и пилястры со стилизованными капителями коринфского ордера, облицованные плитами песчаника двух типов: гладкие, с околкой поверхности по типу «скала»; архивольты с веерной расшивкой руста в оформлении арок сводов галереи.Галерея южного крыла: из 2-х арочных пролетов, перекрытых сводами; своды с гладко оштукатуренными арками, декорированными профилированными тягами;архивольты с веерной расшивкой руста в оформлении арочных проемов со стороны западного фасада; квадратные в плане колонны со стилизованными капителями (с элементами советской символики), между пролетами сдвоены и перекрыты архитравом; колонны облицованы плитами песчаника двух типов: гладкие, с околкой поверхности по типу «скала».Декор восточного фасада (со стороны перрона): аркада в оформлении фасада повышенного объема с тремя арками выхода в город (через центральный двор) – единое обрамление входных арок, двусветных окон и глухих арок, выполненное с раскреповкой, с расшивкой рустом, в завершении – профилированный карнизный поясок; арки проемов по боковым крыльям (2 проема в южном крыле, 1 – в северном), ведущие во внутренние дворики и оформленные рустованными архивольтами веерной расшивки на импостах, выполненных в виде стилизованных капителей, декорированных листьями аканта и точечными розетками; медальоны в оформлении глухих арок центральной части, выполненные с рельефным изображением различных сцен отдыха в обрамлении гирлянды с c кистями.Оформление перекрытий: балки перекрытий лестниц (в объемах боковых крыльев) декорированы тягами мелкой порезки с элементами растительного орнамента и о порными консолями с капителями коринфского ордера; потолок перекрытия (в центральной части основного объема) оформлен профилированной тягой с лепной порезкой ионика.Оформление центрального дворика: колоннада из спаренных колонн коринфского ордера, установленная на подпорной стене и пьедесталах по периметру дворика; антаблемент колоннады с карнизом, увенчанным пальметтами, декорированном дентикулами, лепными порезками ионика и растительного орнамента; парапет в виде балюстрадного ограждения и спаренных парапетных тумб, расположенных по осям несущих колонн и увенчанных декоративными урнами с остроконечными завершениями; подпорная стенка с лучковыми проемами, оформленными перемычками; ограждение парадных лестниц выполнено из массивных фигурных балясин с профилированным поручнем.Оформление северного дворика, малые архитектурные формы: Пергола* из колоннады коринфского ордера с лепными консолями, поддерживающими ригели; устроена по периметру фасадов примыкающего крыла и вдоль галереи;* - деревянный навес перголы с резными кобылками свесов утрачен обрамление арок галереи со стороны двора, выполненное с расшивкой рустом, в завершении – профилированный карнизный поясок; карнизная тяга в завершении фасадной стены галереи; профилированный межэтажный карниз с зубчиками в оформлении северного фасада основного объема.Оформление южного дворика, малые архитектурные формы: фигурные резные кобылки в оформление свесов кровли галереи и боковых крыльев; профилированный карниз с фризом в виде лепного пояса растительного характера в оформлении галереи, боковых крыльев; профилированный межэтажный карниз с зубчиками в оформлении галереи, боковых крыльев и основного объема; профилированные архивольты в оформлении арок галереи; фонтан в середине двора с цветочными клумбами и скульптурой «Девушка с кувшином» (скульптор В. Звенякина), установленной на пьедестале, выполненным в виде наброски камня *.* - фонтан c пьедесталом разобраны в 2000 г., скульптура перенесена на территорию музея истории г. Сочи.Венчающие карнизы, парапеты: венчающий карниз основного объема здания: профилированный карниз с модульонами в виде листьев аканта, чередующимися с цветочными розетками; с лепными порезками ионика и элементов растительного орнамента, пальметтами в завершении; нижняя плоскость карнизной плиты декорирована кессонами; венчающий парапет основного объема здания: в виде колоннады ионического ордера в сочетании с прямоугольными тумбами, в завершении – декоративные урны в виде стилизованного бутона, оформленные лепным декором; венчающий карниз повышенных объемов боковых крыльев (северного и южного), ориентированных на перрон: профилированный карниз с лепной порезкой ионика, модульонами в виде листьев аканта, чередующимися с розетками цветов; в завершении – глухой парапет с карнизной тягой; венчающий карниз северного крыла здания, венчающий карниз южного крыла здания по линии западного (включая галерею) и южного фасадов: профилированный карниз, декорированный дентикулами и лепными порезками ионика, элементов растительного орнамента; венчающая карнизная тяга в оформлении галереи северного крыла.Башня с часами: венчающий профилированный карниз с декоративными кронштейнами из листьев аканта, фигурным парапетом в виде раковин и остроконечных башенок, акцентирован пинаклями по углам; ротонда с тосканскими колоннами, увенчанная шпилем с пятиконечной красной звездой в обрамлении лаврового венка, установленным на фигурном основании; круглый циферблат часов со знаками зодиака, расположенный по четырем сторонам башни.Элементы наружного освещения: латунные восьмигранные фонари белого стекла, установленные на длинных подвесах в розетках сводов центральной галереи главного фасада и на потолке аркады со стороны перрона* – материал, техника изготовления, рисунок; светильники с плафоном в форме шара белого стекла на длинном подвесе, установленные в сводах галерей боковых крыльев, по балкам перголы северного дворика – материал, техника изготовления, рисунок.* фонари временно демонтированы, находятся на хранении у собственника.Архитектурные особенности (интерьер)Зал в цокольном этаже (северный зал ожидания) – помещения № 53-74, №№ 53а – 53к: облицовка мрамором колонн и полуколонн, лестницы, цоколя, нижней части стен с профилированной карнизной тягой в завершении; оформление потолка квадратными кессонами в обрамлении лепной порезки с цветочной розеткой в центре; дверные заполнения: местоположение, габариты, конфигурация, материал (дерево), тип (двустворчатые полусветлые с филенками в нижней части, с остекленной фрамугой), рисунок, фурнитура (дверные ручки); ограждающие решетки фрамуг над перемычками дверных проемов – материал (металл), техника изготовления, рисунок (вертикальные стойки с набалдашниками растительного характера, с пятниками); гипсовые вентиляционные решетки из ажурных квадратных элементов с растительным орнаментом; мраморные подоконные доски; решетки приборов отопления, состоящие из ажурных секций геометрического рисунка – материал (металл), техника изготовления, рисунок; 6-ти рожковые люстры со стеклянными плафонами в виде чаш на изящных изогнутых кронштейнах*; 2-х рожковые бра со стеклянными плафонами в виде чаш на изогнутых кронштейнах – материал, техника изготовления, рисунок. * – оригинальные люстры не сохранились, заменены на новые в стилистике исторических аналогов. Зал в цокольном этаже (южный зал ожидания) – помещения № 81, №№ 81а, 81б, 81в, 81г, №№ 84 – 93: облицовка мрамором колонн и полуколонн, цоколя, нижней части стен с профилированной карнизной тягой в завершении; оформление потолка квадратными кессонами в обрамлении лепной порезки с цветочной розеткой в центре; гипсовые вентиляционные решетки из ажурных квадратных элементов с растительным орнаментом; мраморные подоконные доски; решетки приборов отопления, состоящие из ажурных секций геометрического рисунка – материал (металл), техника изготовления, рисунок; дверные заполнения: местоположение, габариты, конфигурация, материал (дерево), тип (двустворчатые полусветлые с филенками в нижней части, с остекленной фрамугой, с боковыми полусветлыми створками), рисунок, фурнитура (дверные ручки); ограждающие решетки фрамуг над перемычками дверных проемов – материал (металл), техника изготовления (литье), рисунок: вертикальные стойки с набалдашниками растительного рисунка, с пятниками;6-ти рожковые люстры со стеклянными плафонами в виде чаш на изящных изогнутых кронштейнах – материал, техника изготовления, рисунок; 2-х рожковые бра со стеклянными плафонами в виде чаш на изогнутых кронштейнах – материал, техника изготовления, рисунок. Зал двусветный в уровне 1 – 2 этажей с антресолями (северный зал ожидания) – пом. № 47 (1 эт.), №№ 10, 14 (2 эт.): облицовка мрамором колонн, цоколя, нижней части стен и пилонов с профилированной карнизной тягой в завершении; антресоли (по западной и восточной стенам), опирающиеся на восьмигранные колонны коринфского ордера; ограждение антресолей – материал, техника изготовления, рисунок: круглые в плане тумбы с вазонами в виде чаш, оформленные лепным декором растительного орнамента в сочетании с металлическим перильным ограждением, выполненным из вертикальных литых стоек с набалдашниками и пятниками, профилированным деревянным поручнем в завершении; звенья ограждения, фланкирующие тумбы, декорированы вставками виноградных лоз, выполненными в технике литья; оформление перекрытия антресоли – профилированный карниз по торцу, нижние плоскости балок обрамлены лепными порезками ионика и элементов растительного орнамента; напольное покрытие – паркет; оформление крестового свода: лепной декор тонкого рисунка с элементами растительного орнамента, маскаронами, фигурами птиц, медальонами с изображением женских и мужских фигур, вазонов с фруктами, филенками с лепными порезками и розетками (в зоне арок); живописные вставки на холстах, выполненные в технике масляной живописи с изображением натюрмортов, размещенные в профилированных орнаментированных рамах по четырем сторонам крестового свода; оформление арок свода: парные линейные гирлянды из ветвей лавра, листьев дуба, чередующиеся с цветочными розетками, в обрамлении лепной порезки растительного орнамента; вертикальные плоскости арок декорированы жгутом из листьев дуба, перевитых лентами; профилированный карниз, фиксирующий пяту арок свода, проходящий по всему периметру зала; оформление цилиндрических сводов (над антресолями): ромбовидные кессоны, декорированные лепными жгутами; оформление цилиндрического свода (софита арки): квадратные кессоны в обрамлении лепных порезок с цветочной розеткой по центру; живописная вставка на холсте, выполненная в технике масляной живописи с изображением пейзажа, размещенная в полуциркульной нише тимпана арки южной стены зала; дверные заполнения: местоположение, габариты, конфигурация, материал (дерево), тип (двустворчатые полусветлые с филенками в нижней части, с остекленной фрамугой), рисунок, фурнитура (дверные ручки); ограждающие решетки фрамуг над перемычками дверных проемов – материал (металл), техника изготовления (литье), рисунок: вертикальные стойки с набалдашниками растительного рисунка, с пятниками; мраморные подоконные доски; решетки приборов отопления, состоящие из ажурных секций геометрического рисунка – материал (металл), техника изготовления, рисунок; гипсовые вентиляционные решетки из ажурных квадратных элементов с растительным орнаментом; восьмиугольные вентиляционные решетки крестового свода; приборы освещения: центральная многоярусная люстра на длинном подвесе со стилизованными элементами растительного характера, с конусообразным плафоном прозрачного стекла в центре, который ярусами обрамляют шары-плафоны белого стекла на изящных изогнутых кронштейнах – материал, техника изготовления, рисунок; 6-ти рожковые люстры со стеклянными плафонами в виде чаш на изящных изогнутых кронштейнах – материал, техника изготовления, рисунок; 2-х рожковые бра со стеклянными плафонами в виде чаш на изогнутых кронштейнах – материал, техника изготовления, рисунок. Зал двусветный в уровне 1 – 2 этажей с антресолями (южный зал ожидания) – пом. № 61-70 - 68 (1 эт.), №№ 17, 20 (2 эт.): облицовка мрамором колонн, цоколя, нижней части стен и пилонов с профилированной карнизной тягой в завершении; антресоли (по западной и восточной стенам), опирающиеся на восьмигранные колонны коринфского ордера; ограждение антресолей – материал, техника изготовления, рисунок: круглые в плане тумбы с вазонами в виде чаш, оформленные лепным декором растительного орнамента в сочетании с металлическим перильным ограждением, выполненным из вертикальных литых стоек с набалдашниками и пятниками, профилированным деревянным поручнем в завершении; звенья ограждения, фланкирующие тумбы, декорированы вставками виноградных лоз, выполненными в технике литья; оформление перекрытия антресоли – профилированный карниз по торцу, нижние плоскости балок обрамлены лепными порезками ионика и элементов растительного орнамента; напольное покрытие – паркет; оформление крестового свода: лепной декор тонкого рисунка с элементами растительного орнамента, медальонами с изображением фигур людей и животных, филенками с лепными порезками и розетками (в зоне арок); живописные вставки на холстах, выполненные в технике масляной живописи с изображением пейзажей, размещенные в профилированных орнаментированных рамах по четырем сторонам крестового свода; оформление арок свода: парные линейные гирлянды из ветвей лавра, листьев дуба, чередующиеся с цветочными розетками, в обрамлении лепной порезки растительного орнамента; вертикальные плоскости арок декорированы жгутом из листьев дуба, перевитых лентами; профилированный карниз, фиксирующий пяту арок свода, проходящий по всему периметру зала; оформление цилиндрических сводов (над антресолями): ромбовидные кессоны, декорированные лепными жгутами; живописная вставка на холсте, выполненная в технике масляной живописи с изображением морского пейзажа, размещенная в полуциркульной нише тимпана арки северной стены зала; оформление цилиндрического свода (софита арки): квадратные кессоны в обрамлении лепных порезок с цветочной розеткой по центру; ниши полуциркульного завершения в оформлении южной стены; дверные заполнения: местоположение, габариты, конфигурация, материал (дерево), тип (двустворчатые полусветлые с филенками в нижней части, с остекленной фрамугой), рисунок, фурнитура (дверные ручки); ограждающие решетки фрамуг над перемычками дверных проемов – материал (металл), техника изготовления (литье), рисунок: вертикальные стойки с набалдашниками растительного рисунка, с пятниками; мраморные подоконные доски; решетки приборов отопления, состоящие из ажурных секций геометрического рисунка – материал (металл), техника изготовления, рисунок; гипсовые вентиляционные решетки из ажурных квадратных элементов с растительным орнаментом; восьмиугольные вентиляционные решетки крестового свода; приборы освещения: центральная многоярусная люстра на длинном подвесе со стилизованными элементами растительного характера, с конусообразным плафоном прозрачного стекла в центре, который ярусами обрамляют шары-плафоны белого стекла на изящных изогнутых кронштейнах – материал, техника изготовления, рисунок; 6-ти рожковые люстры со стеклянными плафонами в виде чаш на изящных изогнутых кронштейнах *; 2-х рожковые бра со стеклянными плафонами в виде чаш на изогнутых кронштейнах*.* – оригинальные люстры и бра не сохранились, заменены на новые в стилистике исторических аналогов. Коридоры (вестибюли) – пом. цокольного этажа №№ 73, 75, 80, 98, 101; пом. 1 этажа №№ 58, 60: облицовка мрамором цоколя, нижней части стен с профилированной карнизной тягой в завершении; оформление потолка: профилированные карниз, потолочная тяга по периметру, центральная лепная розетка; лепные порезки в оформлении пом. № 101; мраморные подоконные доски; решетки приборов отопления, состоящие из ажурных секций геометрического рисунка – материал (металл), техника изготовления, рисунок; приборы освещения*: центральные 6-ти рожковые люстры со стеклянными плафонами в виде чаш на изящных изогнутых кронштейнах – материал, техника изготовления, рисунок; 2-х рожковые настенные бра со стеклянными плафонами в виде шаров, чаш на изогнутых кронштейнах – материал, техника изготовления, рисунок; одно-рожковые настенные бра со стеклянным плафоном в виде шара на изогнутом кронштейне – материал, техника изготовления, рисунок.* – в части помещений оригинальные люстры и бра заменены на новые в стилистике исторических аналогов. Историческая ценностьЯркий образец здания вокзала периода «сталинского ампира» южного курортного города. Авторская работа академика архитектуры Алексея Николаевича Душкина.Предмет охраны может быть уточнен на основании комплексных научных исследований в процессе подготовки научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.