Градостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения «Церковь Вознесенская», 1805 г.(далее – объект культурного наследия «Церковь Вознесенская»)Градостроительные характеристики и местоположение объекта культурного наследия «Церковь Вознесенская» – в центральной части деревни Возгрецовской, к северо-востоку от объекта культурного наследия федерального значения «Ильинская церковь (деревянная)», 1756 г., расположенного по адресу: Архангельская область, Вельский муниципальный район, дер. Возгрецовская, д. 18а, его роль в композиционно-планировочной структуре деревни.Композиционная роль объекта культурного наследия «Церковь Вознесенская», формирующего при близком расположении к объекту культурного наследия федерального значения «Ильинская церковь (деревянная)» парную композицию церквей культурного ландшафта центральной части деревни Возгрецовской.Габариты, силуэт, сложившиеся на дату последних наслоений – первую четверть XIX века (подлежат уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследи «Церковь Вознесенская»).Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи объекта культурного наследи «Церковь Вознесенская», исторически сложившийся масштаб окружающей застройки.Архитектурные и конструктивные характеристикиОбъемно-планировочная структура и архитектурное решение объекта культурного наследия «Церковь Вознесенская», включая колокольню в стиле классицизма ориентировочной даты постройки − первая четверть XIX в. (подлежат уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Церковь Вознесенская»):конфигурация и габаритные размеры плана по внешнему контуру;объемно-пространственная композиция, включая высотные отметки, габариты объемов, конфигурацию, по схеме трехчастного корабельного типа храма с осевой ориентацией «восток-запад», с последовательно расположенными прямоугольными в плане объемами – притвором с колокольней, трапезной и храмовой частью, к которой примыкает пятигранная апсида;пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен и перекрытий, с анфиладной планировочной связью помещений; местоположение, форма внутренних исторических проемов, обеспечивающих взаимосвязь помещений.Скатная крыша трапезной объекта культурного наследия «Церковь Вознесенская» на 1805 год.Завершения колокольни купольным восьмилотковым сводом, крытым металлической чешуей, венчаемым восьмериком, переходящим в шпиль с крестом, храма восьмигранным барочным куполом, венчаемым луковичной главкой на высокой шее (подлежат уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Церковь Вознесенская»).Габариты и расположение капитальных кирпичных стен здания.Относительные высотные отметки верхнего уровня капитальных стен (подлежат уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Церковь Вознесенская»).Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на первую четверть XIX века, в том числе местоположение, форма, размеры оконных и дверных проемов:прямоугольные оконные проемы: без декора в объеме притвора, с рамными наличниками оконных проемов с прямоугольными панно над ними в объеме трапезной, рамными наличниками с профилированными тягами нижних граней, боковыми гранями в виде гладких пилястр с наборными свесами, завершением элементами в барочном стиле: центральная ось подчеркнута пилястрой, справа и слева к которой симметрично изогнуты пилястры граней наличника, капители которых уходят по диагонали от центральной оси окон первого яруса основного объема храма, рамными наличниками с профилированными тягами нижних граней, боковыми гранями в виде гладких пилястр с наборными свесами, завершением полукруглыми сандриками с плечиками с восьмилепестковым цветком в центре тимпана второго яруса основного объема храма, включая один оконный проем второго яруса южного фасада со стрельчатой нишей для надвратной иконы;термальные окна притвора в порталах и арочных нишах, акцентированные веерным замком;композиционное решение и архитектурно-художественное оформление притвора: парные прямоугольные пилястры с расскреповкой профилированных тяг карниза, переходящие в треугольный полуфронтон; прямоугольные панно с восьмигранной горизонтальной нишей над ярусом проемов; профилированный карниз; арочный портал западного фасада с прямоугольной нишей дверного проема с веерным замком, фланкированной прямоугольными нишами; веерный замок на северном и южной фасадах на гладком поле стены;композиционное решение и архитектурно-художественное оформление двухярусной колокольни: на четверике круглой в плане с лестницей в объеме притвора, с нижним ярусом колокольни в две ступени: нижней без декора, верхней с горизонтальным рустом, круглыми нишами по центру каждой грани, ярусом звона, на четыре стороны прорезанным стрельчатыми арками с веерными перемычками, от пят которых фасады горизонтально рустованы, простенки декорированы прямоугольными нишами, арки с металлическим кованным ограждением;композиционное решение и архитектурно-художественное оформление трапезной: объем на невысоком цоколе с валиком, прямоугольными пилястрами на углах и по центру, пьедесталы которых с двумя парами прямоугольных ниш, капители с расскреповкой антаблемента, антаблемент: архитрав без декора, фриз с дентикулами, профилированный карниз;композиционное решение и архитектурно-художественное оформление храмовой части: четверик в два световых яруса с угловыми пилястрами;северный и южный фасады прорезаны тремя осями проемов прямоугольного завершения: северный фасад – оконными проемами, южный фасад – оконными проемами и центральным дверным проемом, восточный фасад с прямоугольной нишей в профилированном обрамлении во втором ярусе, по периметру с завершением антаблементом: архитрав без декора, фриз с дентикулами, профилированный карниз, переходящий в восьмигранный барочный купол, крытый металлической чешуей, увенчанный световым восьмигранным фонарем, грани которого акцентированы пилястрами, на четыре стороны прорезанного прямоугольными оконными проемами в профилированных наличниках, с четырьмя глухими простенками со ступенчатыми нишами, с завершением профилированным карнизом с рядом ступенчатых дентикул, завершением куполом, луковичной главкой на высокой шее;композиционное решение и архитектурно-художественное оформление пятигранной алтарной апсиды: с угловыми пилястрами, расскреповывающими антаблемент: архитрав без декора, фриз с дентикулами, профилированный карниз, грани, прорезанные прямоугольными оконными проемами в наличниках, аналогичных по декору наличникам храмовой части, ложными окнами с аналогичным декором; с завершением крышей, состоящей из двускатной конструкции, перекрывающей северную и южную грани, вальм, перекрывающих остальные грани, с небольшой грушевидной главкой на шейке, акцентирующей конек.Материал и характер отделки фасадных поверхностей первой четверти XIX века, включая оштукатуренные, окрашенные в белый цвет поверхности стен и элементы декора.Пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен и перекрытий первой четверти XIX века, расположение, форма и размеры дверных проемов: притвор и ярусы колокольни перекрыты плоскими перекрытиями, трапезная – зеркальным сводом, храм – восьмилотковым сводом с диагональными гранями, алтарь – сомкнутым на распалубках;помещения притвора, трапезной, храма и алтаря объединены по продольной оси проемами: арочным в трапезную, трехцентровым арочным в помещение алтаря.Капитальные кирпичные стены, кирпичные своды и арки, плоские перекрытия, перекрытия сводами, подпружные арки сводов двухярусной колокольни с деревянными связями, переходящие в барабан на тромпах, плоские паруса храмовой части, переходящие в восьмилотковый свод с диагональными гранями с воздушными металлическими связями свода и светового фонаря, их конструкции и материал, высотные отметки на первую четверть XIX века.Элементы интерьера: притвор: ступенчатые прямоугольные ниши оконных проемов, арочный портал дверного проема с металлической воздушной связью, круглая потолочная розетка; трапезная: арочные порталы оконных проемов со слабовыраженными распалубками, оконные проемы с лобиками, профилированные карнизные тяги по нижним граням падуг зеркального свода; на потолке центральная розетка-квадрифорий, две круглые розетки, акцентирующие северный и южный приделы; белокаменный пол из известняковых плит, каркасы иконостасов северного и южного приделов с элементами, выделенными золотыми красками, фрески и росписи с ликами; вход в основную храмовую часть осуществляется через арочный портал дверного проема; храмовая часть: арочный портал входа с профилированным обрамлением, высокие оконные проемы в арочных порталах, со скошенной нижней гранью, в уровне нижней грани оконных проемов второго яруса по северной, западной и южной стенам, в уровне пят свода по всем стенам профилированная тяга на кронштейнах, по центральной оси восточной стены расскрепованная и дополненная треугольным фронтоном; киот в северной стене; амвон и солея, широкая трехцентровая арка, ведущие к алтарю; алтарь: оконные проемы в арочных порталах с распалубками, киоты.Композиция трехярусного иконостаса, включая элементы декоративного оформления рам иконостаса: ступенчатый характер для расположения икон нижнего яруса с позолоченной верхней гранью с растительным орнаментом обрамлений, третий ярус в виде бифориев с завершением лобовыми досками барочного стиля, центральной частью иконостаса с повышением, высокой лобовой доской в стиле барокко, карнизными плечиками.Столярные заполнения оконных и дверных проемов, характер их оформления, материал и колористическое решение на первую четверть XIX века: заполнение оконных проемов термальных окон деревянными блоками с многочастным рисунком расстекловки (подлежит уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Церковь Вознесенская»).Скобяные изделия первой четверти XIX века, включая кубоватые решетки окон первого яруса, затяжки арок и сводов.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.