Предмет охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Церковь Одигитрии», 1763 год, расположенного по адресу: Архангельская область, Мезенский район, дер. Кимжа, д. 47 аГрадостроительные, объемно-пространственные, планировочные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Церковь Одигитрии» (далее – объект культурного наследия «Церковь Одигитрии»)Местоположение объекта культурного наследия «Церковь Одигитрии» – центральная площадь деревни Кимжа, вблизи берега реки Кимжи, ориентация объекта культурного наследия «Церковь Одигитрии» по сторонам света.Композиционная роль объекта культурного наследия «Церковь Одигитрии» в структуре застройки и ландшафта деревни Кимжа и объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения – достопримечательного места «Кимжа».Секторы и направления видовых раскрытий, визуальные связи объекта культурного наследия «Церковь Одигитрии» на конец XIX - начало XX века; исторически сложившиеся масштаб окружающей застройки и соотношение открытых пространств и застроенных территорий вокруг объекта культурного наследия «Церковь Одигитрии».Архитектурно-конструктивные и стилистические характеристикиСтилевая характеристика – объект народного деревянного зодчества, характерный для Пинежско-Мезенского ареала XVII – XVIII веков.Объемно - пространственная структура и архитектурное решение объекта культурного наследия «Церковь Одигитрии», сформировавшиеся к концу XIX века:- здание, состоящее из нескольких разновысоких и разношироких объемов, покрытых крышами различной формы;- относительные высотные отметки цоколя, верхнего уровня стен, оконных и дверных проемов, крыш, в том числе основания крестов на главах и коньков крыш;- конфигурация и габаритные размеры плана объекта культурного наследия «Церковь Одигитрии» по внешнему контуру, расположение и конструкция внутренних капитальных стен;- анфиладная планировка помещений;- трехосная объемно-пространственная композиция здания (продольная ось и две вертикальные): продольная ось сформирована последовательно расположенными и расширяющимися с востока на запад объемами пятигранного в плане алтаря, квадратного в плане кафоликона, прямоугольной, близкой к квадрату трапезной и равным ей по ширине поперечно вытянутым притвором с примыкающим к нему с запада крыльцом с площадкой на рубленном «рундуке». Главная вертикальная ось здания образована объемом храмовой части (кафоликона) – высоким четырехгранным срубом, покрытым крещатой бочкой, увенчанной четырьмя главками на высоких конусообразных шейках, и шатром в средокрестии, завершенным крупной луковичной главой. Вторую вертикальную ось формирует объем колокольни над притвором в виде восьмерика на четверике с открытой звонницей и покрытием в виде невысокого шатра с луковичной главкой и четырьмя кокошниками в основании, обращенными по странам света; - архитектурное решение фасадов, расположение, габариты, конфигурация сохранившихся исторических оконных и дверных проемов, двухвсходного крыльца на рубленном квадратном в плане срубе - «рундуке»;- формы крыш: двускатные – над трапезной, притвором и крыльцом, в виде бочки с полицами – над алтарем, шатер на крещатой бочке с полицами – над храмовой частью; шатер с кокошниками – над колокольней;- характер кровельных покрытий: тесовое покрытие скатных кровель, лемеховое покрытие шатров, бочек и главок, рисунок лемеха – «чешуёй»; - характер наружной отделки стен: обшивка плоскостей стен, фронтонов бочек и карнизов (за исключением сруба колокольни над притвором) профилированным тесом, уложенным горизонтально, с выделением углов вертикально установленными досками в виде пилястр. Конструктивные особенности:- способ рубки стен: основная часть здания – «в обло», срубы притвора и колокольни – с угловыми соединениями «в лапу», срубы храмовой части алтаря – с повалами в верхней части, остальные срубы – без повалов; - материал стен основной первоначальной части храма – лиственница, притвора и колокольни – лиственница и сосна;- конструктивное решение звонницы: восьмигранная в плане, девятистолбная с открытым уровнем звона;- конструктивное решение крыш: бочечное, слеговое покрытие алтаря и храма, шатер храмовой части и колокольни – стропильной конструкции, двухскатная крыша трапезной – слеговой конструкции, историческая конструкция и форма оголовков шеломов на бочках, отличающихся между собой по рисунку; - конфигурация и габариты, конструктивное решение, каркасных главок с шеями;- конструктивное решение, исторические уровни в интерьере потолков и полов; материал, характер обработки конструктивных элементов;- двухпролетные продольные несущие балки потолка трапезной с промежуточными опорными столбами;- историческая система водосброса с пола звонницы;- конструктивное решение срубного основания под шатер звонницы;- конструктивное решение оконных и дверных колод (трехкосящатые) и одного окна – бескосящатого – в алтаре; - характер исторической расстекловки оконных рам и исторические дверные заполнения;- следы подтесок на срубе от несохранившихся первоначальных оконных и дверных проемов;- исторические конструктивные решения и технологии обработки материала.Декоративные элементы:- оформление наружной обшивки в подкарнизной зоне и на угловых пилястрах накладными деревянными фигурными элементами, их исторические габариты, рисунок, место расположения;- подзоры в соответствии на фронтонах бочек по контуру кровли, расположение, рисунок резьбы;- точеные балясины звонницы (исторические).Элементы интерьера:- подлинные столбы в трапезной, поддерживающие балки потолка: место расположения, форма (круглые в сечении с фигурной порезкой в виде двух дынек с разделительными цилиндрическими поясками, дополненными посередине выкружкой);- обработка внутренней поверхности стен, технология, характер отески бревен в различных уровнях помещений;- окна-проймы в стене между трапезной и кафоликоном: место расположения, габариты, характер оформления;- продухи для вывода дыма от черной печи и вентиляционные проемы в стенах: места расположения, габариты, характер оформления;- следы на исторических бревнах стен от примыкания лавок, клиросов, солеи.Предмет охраны, в том числе композиция и архитектурное решение интерьеров объекта культурного наследия «Церковь Одигитрии», подлежит уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Церковь Одигитрии».
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.