Градостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Николо-Корельский монастырь», XVIII в. (далее – объект культурного наследия «Николо-Корельский монастырь»)Особая градостроительная роль объекта культурного наследия «Николо-Корельский монастырь» в структуре антропогенного и природного ландшафта, как архитектурной доминанты.Природный и антропогенный ландшафт района расположения монастыря: рельефные характеристики, видовые панорамы и силуэт объекта культурного наследия «Николо-Корельский монастырь», открывающиеся с островов Ягры и Большой Чаячий, с водной поверхности Никольского устья реки Северной Двины. Планировочные характеристикиТип планировочной структуры Николо-Корельского монастыря – монастырь с пространственно – осевым расположением главных зданий.Планировочная организация монастыря, как сложного пространственного комплекса, состоящего из нескольких зданий традиционной планировки и формы, соединенных между собой, за исключением, отдельно стоящего Братского корпуса, носящая концентричный характер, с расположенными, последовательно, на одной главной оси ансамбля «запад – восток» объемов Никольского собора и Успенской церкви, соединенных переходом – галереей, вытянутой по оси «северо – запад – юго – восток», с размещенной к северу от главной оси Колокольней, к югу – Братским корпусом. Особенностью планировочной структуры является – центральное расположение собора, а также, выделение открытых площадей перед западным и северным входами в собор.Композиционные, объемно-пространственные, архитектурные и конструктивные характеристикиКомпозиция (исторический масштаб застройки, характер расположения и взаимодействия сооружений в пространстве, соотношение открытых и закрытых пространств, наружные и внутренние визуальные связи элементов ансамбля) на вторую половину XVII века, представленная четырьмя соединенными между собой каменными сооружениями и одним отдельно стоящим зданием Братского корпуса:Собор Никольский – 1670-1676 г.г.; Церковь Успенская – 1664 – 1667 г.г.; Колокольня – 1684 г.;Переход – галерея – 1684 г.;Братский корпус – 1676 г., 1779 г.Объемно-пространственная организация ансамбля, с лицевым фронтом, развернутым вдоль северных фасадов сооружений, за исключением Братского корпуса, скрытого объемом перехода – галереи, с главной горизонтальной внутренней осью «запад – восток», с тремя вертикальными композиционными осями, расположенными с запада на восток по мере убывания: Собор Никольский, Колокольня, Церковь Успенская.Архитектурные характеристики: архитектурно – стилевое, цветовое решение, основные строительные и отделочные материалы, виды декоративных элементов (местоположение, габариты, профиль, техника исполнения). Особенности зданий и сооружений, входящих в состав ансамбля, составляющие их предмет охраны, в том числе объемно-пространственные, планировочные и конструктивные характеристики.Предлагаемый предмет охраны для объектов, составляющих ансамбль Николо – Корельского монастыря:1.Собор Никольский.Местонахождение собора, являющегося главенствующим элементом ансамбля, в западной части ансамбля, на его главной оси.Габариты, силуэт, сложившиеся на вторую половину XVII века. Конфигурация и габаритные размеры плана по внешнему контуру.Объемно-пространственная и планировочная композиция собора на вторую половину XVII века, состоящая из поставленных на высокий подклет объемов: основной двухстолпный двухсветный четверик храма, завершенный пятью главами на мощных световых барабанах; паперти – галереи, примыкающие к северному и западному фасадам четверика; полукруглые апсиды, одна – у восточной стены северной паперти – галереи и три у восточной стены четверика, по высоте достигающие до половины высоты четверика; крытые крыльца – всходы, поставленные по центральным осям собора, ведущие на северную и западную паперти – галереи.Расположение, габариты, относительные высотные отметки капитальных кирпичных стен и столпов основного объема, апсид, галерей-папертей.Местоположение, габариты, конфигурация, относительные высотные отметки барабанов и глав над основным объемом.Конфигурация, относительные высотные отметки, габариты крыш четверика храма, апсид, папертей – галерей.Габариты, относительные высотные отметки капитальных кирпичных стен крылец – всходов, конфигурация, габариты, относительные высотные отметки их крыш – подлежит уточнению и конкретизации после выбора исторического периода для реставрации собора.Относительные высотные отметки верхнего уровня полов первого и второго яруса храма, апсид, папертей - галерей, крылец и исторических оконных и дверных проёмов.Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на вторую половину XVII века (местоположение, форма, габариты, профиль, техника исполнения):осевое расположение, конфигурация и габариты оконных и дверных проёмов на фасадах храма, включая барабаны, на апсидах, папертях – галереях, крыльцах – всходах, включая рисунок переплетов столярных заполнений;декоративное оформление фасадов (материал исполнения – большеразмерный кирпич):вертикальное членение фасадов храм пилястрами на три прясла, на которые опираются ложные полуциркульные закомары, обработанные валиком, капители пилястр, обработанны по низу рядом зубчиков;вертикальное членение фасадов галерей - папертей пилястрами, раскрепованными с венчающим и междуэтажным карнизами;горизонтальное членение фасадов межъярусными и венчающими карнизами с использованием рядов валика и поребрика;венчающий карниз барабанов в виде ступенчатого фестона, состоящего из многопрофильного облома, переходящего в ряд двухплановых зубчиков, далее - ряд двухплановых (круг в квадрате) ниш, ограниченных снизу валиком;цокольная зона, выделенная мощным валиком;пояс из поребрика между двух валиков с выступающей полочкой сверху, охватывающий столпы входных объемов крылец - всходов в уровне пят арок;лопатки, разделяющие фасады крылец – всходов;обработка многоплановыми квадратными нишами северного и южного фасадов западного крыльца и верхнего яруса западной паперти - галереи;материал и характер обработки фасадных поверхностей – обмазка известковым раствором;колористическое решение фасадов, кровель;следы утраченных исторических конструкций и декоративных элементов.Пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, столпов и сводчатых перекрытий на вторую половину XVII века, включая относительные высотные отметки перекрытий, форму, размеры и расположение проемов в стенах, подпружных арок, распалубок и парусов, ниш (печур), а так же расположение и габариты межъярусной каменной лестницы в северной стене храма.Конструктивные элементы (характер материала, конструкция, техника исполнения) на вторую половину XVII века: каменные стены и столпы;сводчатые перекрытия и перемычки проемов, включая воздушные и внутристенные кованые металлические связи;белокаменные ступени крылец-всходов.Элементы архитектурно-декоративного убранства интерьеров на вторую половину XVII века:штукатурная отделка внутренней поверхности стен и перекрытий; белокаменные плиты пола; следы убранства входных арочных проемов (порталов). Предмет охраны может быть уточнен и дополнен в процессе реставрационных исследований и выборе исторического периода для производства ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Собор Никольский».2. Церковь УспенскаяМестонахождение церкви в восточной части ансамбля, являющейся одной из главенствующих элементов ансамбля, на его главной оси.Габариты, силуэт. Конфигурация и габаритные размеры плана по внешнему контуру.Объемно-пространственная и планировочная композиция церкви на вторую половину XVII века, состоящая из поставленных на высокий подклет объемов сформированных вокруг более высокого четверика храма: прямоугольная в плане алтарная апсида, примыкающая к четверику храма с востока; одностолпная трапезная, примыкающая к четверику храма с запада; паперть и келарская вытянутые вдоль северных фасадов апсиды и четверика храма; галерея – паперть с перпендикулярно расположенным крыльцом – всходом, примыкающая с севера к трапезной; паперть с вытянутым вдоль её западного фасада крыльцом – всходом, примыкающая к трапезной с запада.Расположение, габариты, относительные высотные отметки капитальных кирпичных стен и столпов, включая крыльца – всходы.Местоположение, габариты, конфигурация, относительные высотные отметки завершения четверика храма - подлежит уточнению и конкретизации после выбора исторического периода для реставрации Успенской церкви.Конфигурация, относительные высотные отметки, габариты крыш алтарной апсиды, трапезной, северных и западных объемов, окружающих трапезную с севера и запада, четверик храма с алтарной апсидой – с севера.Относительные высотные отметки верхнего уровня полов первого и второго ярусов всех объемов и исторических оконных и дверных проёмов.Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на вторую половину XVII века (местоположение, форма, габариты, профиль, техника исполнения):осевое расположение, конфигурация и габариты оконных и дверных проёмов на фасадах апсиды, четверика храма, южном фасаде трапезной, северных и западных объемов, окружающих трапезную с севера и запада, четверик храма с алтарной апсидой – с севера, включая рисунок переплетов столярных заполнений;декоративное оформление фасадов (материал исполнения – большеразмерный кирпич): вертикальное членение фасадов четверика храма в верхней части лопатками на три прясла, на которые опираются ложные полуциркульные закомары, обработанные полочкой, лопатки, раскрепованные с венчающим карнизом, обрываются на уровне низа круглых окон, расположенных по одному на центральных осях четверика храма;плоские лопатки, раскрепованные с венчающим карнизом, охватывающие углы алтарной апсиды, членящие северный фасад в верхнем ярусе паперти – галереи и фасад западного крыльца – всхода;вертикальное членение плоскими лопатками продольных фасадов северного крыльца – всхода;венчающий карниз, состоящий из рядов валика, поребрика и полочек в завершении фасадов апсиды, галереи – паперти, южного крыльца – всхода и трапезной;горизонтальное членение межъярусной полочкой фасадов алтарной апсиды, трапезной, южного фасада четверика храма и объема западного крыльца – всхода;материал и характер обработки фасадных поверхностей – обмазка известковым раствором;колористическое решение фасадов, кровель;следы утраченных исторических конструкций и декоративных элементов.Пространственно-планировочная структура интерьеров в пределах капитальных стен, столпов и сводчатых перекрытий на вторую половину XVII века, включая относительные высотные отметки перекрытий, форму, размеры и расположение проемов в стенах, подпружных арок, распалубок и парусов, ниш (печур).Конструктивные элементы (характер материала, конструкция, техника исполнения) на вторую половину XVII века: каменные стены и столпы;сводчатые перекрытия и перемычки проемов, включая воздушные и внутристенные кованые металлические связи;белокаменные ступени крылец-всходов;подпружные арки крылец – всходов.Элементы архитектурно-декоративного убранства интерьеров на вторую половину XVII века:штукатурная отделка внутренней поверхности стен и перекрытий;штукатурные тяги в четверике храма. Предмет охраны может быть уточнен и дополнен в процессе реставрационных исследований и выборе исторического периода для производства ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Церковь Успенская».3. КолокольняОсобенности местонахождения колокольни в северо-западном углу Успенской церкви, примыкающей с запада к её паперти – галерее, с севера – к крыльцу – всходу и паперти.Объемно-пространственная и планировочная композиция четырёхъярусной колокольни, относящейся к типу восьмерик на четверике, на вторую половину XVII века.Расположение, габариты, относительные высотные отметки капитальных кирпичных стен четверика и восьмерика колокольни.Габариты, конфигурация, относительные высотные отметки, материал исполнения шатра колокольни - подлежит уточнению и конкретизации после выбора исторического периода для реставрации Колокольни.Относительные высотные отметки верхнего уровня сводчатых перекрытий внутренних ярусов колокольни.Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на вторую половину XVII века (местоположение, форма, габариты, профиль, техника исполнения):осевое расположение, конфигурация и габариты оконных и дверного проёмов на фасадах колокольни, включая арочные проемы яруса звона;декоративное оформление фасадов (материал исполнения – большеразмерный кирпич):гладкие пилястры, охватывающие углы четверика колокольни, раскрепованные с венчающим карнизом;ступенчатый карниз в завершении четверика колокольни с рядами валика и зубчиков, с широким подкарнизым фризом состоящим из перспективных ниш (ширинок), уходящих уступами в толщу стены, рядов валика, поребрика и полочек;плоскостные, горизонтально ориентированные ниши в обработке нижней глухой части восьмерика колокольни, вертикально ориентированные ниши – в простенках между арочными проемами восьмерика;ступенчатый карниз простенков в уровне пят арок проемов восьмерика, с оформлением арок в виде перспективных порталов; двухъярусный карниз в завершении восьмерика колокольни из выпуска рядов кирпичной кладки, с верхним ярусом в виде повала; материал и характер обработки фасадных поверхностей – обмазка известковым раствором;колористическое решение фасадов, кровель;следы утраченных исторических конструкций и декоративных элементов.Пространственно-планировочная структура ярусов колокольни в пределах капитальных стен и сводчатых перекрытий на вторую половину XVII века, включая относительные высотные отметки перекрытий, форму, размеры и расположение проемов в стенах, подпружных арок, распалубок и парусов, а также расположение и габариты каменной внутристенной лестницы, ведущей на третий ярус колокольни.Конструктивные элементы (характер материала, конструкция, техника исполнения) на вторую половину XVII века: каменные стены;сводчатые перекрытия и перемычки проемов, включая воздушные и внутристенные кованые металлические связи.Элементы архитектурно-декоративного убранства интерьеров на вторую половину XVII века:штукатурная отделка внутренней поверхности стен и перекрытий.Предмет охраны может быть уточнен и дополнен в процессе реставрационных исследований и выборе исторического периода для производства ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Колокольня».4. Переход – галерея.Конфигурация и габаритные размеры плана по внешнему контуру.Объемно-пространственная композиция двухъярусного, под двухскатной крышей, прямоугольного в плане сооружения, вытянутого по оси «северо – запад – юго – восток», соединяющего Собор Никольский и Церковь Успенскую, примыкая к их северным крыльцам – всходам.Расположение, габариты, относительные высотные отметки капитальных кирпичных стен.Относительные высотные отметки верхнего уровня межъярусного сводчатого перекрытия.Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов на вторую половину XVII века (местоположение, форма, габариты, профиль, техника исполнения):осевое расположение, конфигурация и габариты оконных проемов и широких арочных проемов;декоративное оформление фасадов (материал исполнения – большеразмерный кирпич):гладкие лопатки, членящие продольные фасады верхнего яруса перехода – галереи на несколько прясел;материал и характер обработки фасадных поверхностей – обмазка известковым раствором;колористическое решение фасадов, кровель;следы утраченных исторических конструкций и декоративных элементов.Пространственно-планировочная структура ярусов перехода – галереи в пределах капитальных стен, подпружных арок и сводчатых перекрытий на вторую половину XVII века, включая относительные высотные отметки перекрытий, форму, размеры и расположение проемов во внутренних поперечных стенах и подпружных арок. Конструктивные элементы (характер материала, конструкция, техника исполнения) на вторую половину XVII века: кирпичные стены в нижней части – из некрупного валунного камня, несущие арки в наружных стенах, внутренние подпружные арки;сводчатые межъярусные перекрытия, включая воздушные и внутристенные кованые металлические связи.Предмет охраны может быть уточнен и дополнен в процессе реставрационных исследований и выборе исторического периода для производства ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Переход - галерея».5. Братский корпус.Конфигурация и габаритные размеры плана по внешнему контуру.Объемно-пространственная композиция, прямоугольного в плане, кирпичного здания подлежит уточнению и конкретизации по итогам выбора исторического периода для сохранения объекта культурного наследия.Пространственно-планировочная структура Братского корпуса в пределах капитальных стен и сводчатых перекрытий, относящаяся к коридорному типу планировочной организации, включая относительные высотные отметки перекрытий, расположение, форму и размеры проемов во внутренних стенах - подлежит уточнению и конкретизации по итогам выбора исторического периода для сохранения объекта культурного наследия.Расположение, габариты капитальных кирпичных стен.Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов (местоположение, форма, габариты, профиль, техника исполнения): осевое расположение, конфигурация и габариты оконных и дверных проемов – подлежит уточнению и конкретизации по итогам выбора исторического периода для сохранения объекта культурного наследия;слабо выраженные ризалиты на северном и южном фасадах нижнего этажа;гладкие лопатки, охватывающие углы здания в уровне нижнего этажа.Следы утраченных исторических конструкций и декоративных элементов.Предмет охраны может быть уточнен и дополнен в процессе реставрационных исследований и выборе исторического периода для производства ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Братский корпус».
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.