Градостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Церковь Рождества Богородицы» (далее – объект культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы»)Местоположение объекта культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы».Градостроительные характеристики объекта культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы».Роль объекта культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы» в композиционно-планировочной структуре объекта культурного наследия (памятника истории и культуры народов Российской Федерации федерального значения «Ансамбль Кийского Крестного (Крестно-Онежского) монастыря: Собор Патриарха Никона, XVII в., Церковь Рождества Богородицы, XVII в., Церковь Честных даров и кельи, XVII в., Угловая деревянная башенка и часть стены, XVII в.».Архитектурные и конструктивные характеристикиОбъемно-пространственная композиция здания второй половины XVII века, включая высотные отметки, габариты и конфигурацию следующих объемов:двухэтажная трапезная, в плане приближенная к вытянутому по продольной оси прямоугольнику, с незначительным отклонением углов от 90 градусов; примыкающий к трапезной с востока, двухэтажный, с более узкой, полуцир¬кульной в плане апсидой, четверик церкви Рождества Богородицы, выст¬роенный на высоту стен трапезной;двухъярусная колокольня типа «восьмерик на четверике», первый ярус которой включен в объем трапезной с северо-востока; квадратная в плане палатка-усыпальница высотой чуть ниже четверика колокольни, примыкающая к нему с севера. Крыша второй половины XVII века, ее высотные отметки, конструкция, конфигурация, характер кровельных покрытий скатных крыш церкви (подлежит уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы»).Завершения церкви и колокольни второй половины XVII века, их конструкции, габариты, материал, характер покрытий (подлежит уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы»). Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов второй половины XVII века: - поверхность южного фасада трапезной расчленена широкими, поставленными в простенках между окнами лопатками, четкий ритм которых подчеркивает протяженность фасада; лопатки начи¬наются несколько выше уровня цоколя; по верху стен южного фасада трапезной проходит скромный поребрик, ограниченный двумя полуваликами; - северный фасад трапезной наполовину как бы срезан уступом скалы; - фасады церкви про¬резаны большими арочными окнами, которые на втором этаже несколько выше, чем на первом; такие же, но несколько меньшие по размеру, окна освещают помещение верхней церкви; все окна лишены обрамлений, и только два небольших, с трехцентровыми перемычками окна на восточном фасаде палатки-усыпальницы имеют изящные, выполненные из формованного кирпича наличники, тон¬кие витые полуколонки которых, украшенные перехватами, фигурными базами и капителями, объединены вверху архивольтом гладкого полувала; профилированные подоконники выполнены из белого камня.Материал и характер отделки фасадных поверхностей второй половины XVII века, включая стены, выполненные в технике смешанной кладки из массивных гранитных глыб с применением в наиболее ответственных местах кирпича и белого камня, выполненные в кирпиче и камне элементы фасадного декора.Колористическое решение фасадов, кровель.Пространственно-планировочная структура интерьеров здания в пределах капитальных стен, столбов и перекрытий второй половины XVII века: - основное пространство, на обоих этажах, занимают просторные, одностолпные трапезные палаты, перекрытые крестовыми на распалубках сводами; - в западной части здания на втором этаже расположена келарская палата, под ней, такое же помещение на первом этаже, занимает монастырский архив; - вдоль северного фасада, за колокольней размещались кухня, пекарня, кладовые и квасоварня; - с церковью трапезная палата объединяется узким дверным проемом; - помещение нижней церкви перекрыто крестовым с большими распалубками сводом; апсида перекрыта конхой; вытянутые вдоль запад-ного фасада келарская палата на втором этаже и архив на первом перекрыты корытными сводами; - оба помещения сообщаются между собой по внутристенной лестнице, проложенной в толще кладки поперечной капитальной стены, от-деляющий западную часть здания от центральной трапезной палаты; в келарскую также ведет лестница, размещенная в тол¬ще южной стены; - северо-западный угол здания занимают небольшие, сообщающиеся с архивом и келарской, квадратные в плане палатки, перекрытые – на первом этаже - коробовым с двумя распалубками сводом, на втором – сомкну¬тым сводом; вдоль северного фасада, на первом этаже расположено узкое, вытянутое, перекрытое коробовым сводом помещение, вход в которое осуществляет¬ся через колокольню; над ним, на втором этаже две смежные камеры, перекрытые коробовым с распалубками и лотковым сводом; од¬на из камер, сообщающаяся с келарской узким Г-образным проходом, имеет выход на улицу; из второй камеры дверной проем ведет на второй этаж первого яруса колокольни; все помещения, расположен¬ные вдоль северного фасада, как на первом, так и на втором этажах, имеют для лучшего освещения окна, выходящие в интерьер архива, келарской и центральной трапезной палаты; основание колокольни, трактованное как проход на первый этаж трапезной, перекрыто коробовым сводом; конструктивный переход от квадратного в плане основания к восьмерику звона осуществляется при помощи тромпов; вход на внутристенную лестницу, ведущую на «звон» находится с северной стороны; помещение усыпальницы перекрыто плоским потол¬ком.Капитальные стены и столбы, сводчатые и плоские перекрытия, внутристенные лестницы, их конструкция и материал, высотные отметки на вторую половину XVII века.Столярные заполнения оконных и дверных проемов со скобяным прибором, характер их оформления, материал и колористическое решение на вторую половину XVII века.Скобяные изделия второй половины XVII века, включая металлические подставы, кованые затяжки арок и сводов.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.