Предмет охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения«Церковь Рождества Богородицы», 1680 г., расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, г. Каргополь, ул. Ленина, д. 32Градостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Церковь Рождества Богородицы» (далее – объект культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы»)Местоположение объекта культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы».Роль объекта культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы» в композиционно-планировочной структуре г. Каргополя.Архитектурные и конструктивные характеристикиОбъемно-пространственная композиция церкви, окончательно сформировавшаяся в 1844 году, включая четверик, вытянутый по оси восток-запад, с полукруглой апсидой, четверики приделов, поставленные у западных углов основного объема с апсидами, прямоугольный в плане, вытянутый по оси север-юг, объем трапезной, колокольню, составленную двумя четвериковыми ярусами; их высотные отметки, габариты объемов, конфигурация.Крыша, ее высотные отметки, конструкция, конфигурация, характер кровельных покрытий скатных крыш церкви.Завершения церкви и колокольни, их конструкции, габариты, материал, характер покрытий, в том числе пять луковичных глав над четвериком церкви и две главы над четвериками приделов, поставленные на круглые барабаны XVII века, большая луковичная глава колокольни на круглом барабане с кокошниками у основания XIX века. Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов второй половины XVII века, XIX века, в том числе местоположение, форма, размер и оформление оконных и дверных проемов (оконные проемы в первом свете имеют небольшие амбразуры с арочными перемычками; верхние окна с «вислым каменьем» и перемычками в виде двух арочек с висячей гирькой между ними украшены наличниками с килевидными кокошниками или «корунообразным» навершием, вертикальные тяги набраны из мелких, разнообразных по форме, штучных балясинок; три окна северного и южного фасадов церкви расположены ступеньками, поднимаясь с востока на запад; у апсид обрамления окон с килевидным навершием перспективно заглублены в толщу стены; боковые перспективные порталы церкви с арочными архи¬вольтами из-за примыкания приделов, сдвинуты с центральных осей фасадов; их вертикальные тяги и архивольты состоят из мелких фигурных балясинок; в круглом барабане колокольни устроены проемы слухов с арочными перемычками); венчающие карнизы четверика, приделов, трапезной и апсид; аркатурно-колончатые пояса на барабанах глав церкви; плоские пилястры в оформлении нижнего яруса колокольни, венчающий многопрофильный карниз, включающий узкий ряд мелких квадратиков, поставленных на угол, повторяющий карниз четвериков приделов; вертикальные тяги из валиков, перевязанные жгутиками на углах второго яруса колокольни; кокошники у основания барабана колокольни.Материал и характер отделки фасадных поверхностей второй половины XVII века, XIX века, включая валунное основание стен; кирпичные, облицованные по фасадам белым камнем, стены; кирпичные барабаны глав; выполненные в камне элементы фасадного декора.Колористическое решение фасадов, кровель.Пространственно-планировочная структура интерьеров церкви в пределах капитальных стен и сводчатых перекрытий второй половины XVII века, XIX века включая бесстолпное пространство храма, завершенное сводом с двумя лотками на востоке и западе; низкие своды трапезной, устроенные на распалубках оконных и дверных проемов, сдвоенные западные угловые распалубки; форму и размер дверных проемов с арочными и прямыми перемычками.Капитальные кирпичные стены на валунном основании и своды с распалубками второй половины XVII века, XIX века, их конструкция и материал, отметки перекрытий.Столярные заполнения оконных и дверных проемов со скобяным прибором второй половины XVII века, XIX века, характер их оформления, материал и колористическое решение (подлежит уточнению и конкретизации по итогам работ по сохранению объекта культурного наследия «Церковь Рождества Богородицы»).Скобяные изделия второй половины XVII века, XIX века, включая металлические подставы, кованые затяжки арок и сводов.Высокий шестичиновой иконостас церкви, занимающий всю плоскость восточной стены и заходящий «в заворот» на боковые стены, сооруженный в XVIII веке, с использованием икон более раннего времени; иконостасы приделов второй половины XIX века. Колористическое решение интерьеров.
Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.