Собор Рождества Христова

Предмет охраны объекта культурного наследия (памятника истории  и культуры) народов Российской Федерации федерального значения«Собор Рождества Христова», 1562 г., в составе объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Ансамбль церковных зданий:                                      Собор Рождества Христова, 1562 г., Иоанно-Предтеченская церковь, 1751 г., Введенская церковь, 1803 г., Колокольня, 1767 г.», XVI-XVIII вв., расположенного по адресу: Архангельская область, Каргопольский район, г. Каргополь, ул. Набережная Баранова, д. 29/пл. СоборнаяГрадостроительные характеристики объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения «Собор Рождества Христова» (далее – объект культурного наследия  «Собор Рождества Христова»)Местоположение и градостроительные характеристики объекта культурного наследия «Собор Рождества Христова».Роль объекта культурного наследия «Собор Рождества Христова»  в композиционно-планировочной структуре объекта культурного наследия (памятника истории и культуры народов Российской Федерации федерального значения «Ансамбль церковных зданий: Собор Рождества Христова, 1562 г., Иоанно-Предтеченская церковь, 1751 г., Введенская церковь, 1803 г., Колокольня, 1767 г.» и Соборной площади г. Каргополя.Архитектурные и конструктивные характеристикиОбъемно-пространственная композиция собора, отличающаяся многосоставностью объемов и формировавшаяся в несколько строительных этапов на протяжении XVI - XIX веков, включая высотные отметки, габариты объемов, конфигурацию, и состоящая из трехсветного наоса, трех полукружий двухсветной алтарной части, прямоугольных в плане северного и южного приделов сдвинутых к востоку, и западной паперти; северный придел  представляет собой стройный четверик, дополненный с востока пониженной скругленной апсидой, с запада – маленькой галереей-папертью, а с севера – крыльцом на рундуке с двумя симметрично расположенными всходами; южный придел не имеет апсиды, вход в него расположен внутри контрфорса; с северо-запада к прямоугольной в плане паперти примыкает одновсходное крыльцо; стены собора усилены контрфорсами.Крыши, их высотные отметки, конструкция, конфигурация, характер кровельных материалов скатных крыш на конец XIX - начало XX веков.Завершения собора, их конструкции, габариты, материал, характер покрытий, в том числе пять массивных луковичных глав храма, установленные на большие круглые барабаны; главы северного и южного приделов.Композиционное решение и архитектурно-художественное оформление фасадов второй половины XVI века, учитывая перестройки  и изменения XVII -XIX веков: северный и южный фасады четверика членятся лопатками на четыре прясла, восточный и западный – на три; в верхней части лопаток имеется профиль в виде валика, над ними проходит легкий карниз   из сухариков, над которым поднимается невысокая гладкая часть стен, лишенная декора; под кровлей четверика проходит деревянный карниз  с тянутыми прямоугольными профилями; оконные проемы в четверике устроены в три све¬та, нижний практически скрыт поздними пристройками; окна размеще¬ны по одному в центре прясел; в верхней части центрального прясла западного фасада и в нижнем свете третьего прясла северного фасада устроены сдвоенные окна; проемы имеют арочные перемычки и помещены  в ниши с откосами, они разнятся друг от друга пропорциями и разме¬рами, так как являются результатом поздней растески; западные окна четверика   в третьем свете сохранили свой первоначальный свето¬вой проем, но их фасадные ниши растесаны; апсиды собора украшены изящным аркатурно-колончатым поясом с небольшими кильками в перемычках, декорирующим их нижнюю половину; под кровлей  проходит ряд городков; оконные проемы устроены в два света, по одному в центре каждого объема; нижние окна боковых апсид из-за устройства контрфорсов были сдвинуты к центральной; во втором свете южной апсиды сохранилось первоначальное окно щелевидной формы с арочной перемычкой и откосами по фасадам  и в интерьере; барабаны собора декорированы поясками сухариков или мелкими арочками с квадратиками на кон¬цах, под главой; валиковое обрамление оконных проемов или обозна¬чение таковых (на восточных барабанах) на центральном барабане дополнено аркатурным поя¬сом; оконные проемы световых глав ориентиро¬ваны по сторонам света; оконные проемы поздних пристроек имеют арочную форму, помещены  в перспективно устроенное прямоугольное обрамление и украшены наличниками из штучных балясин; северный придел, крыльца и западная паперть украшены ширинками.Материал и характер отделки фасадных поверхностей второй половины XVI века, учитывая перестройки и изменения XVII - XIX веков, включая валунное основание стен; возведенные из белого камня и кирпича, разной строительной периодизации, стены, контрфорсы, крыльца, барабаны глав; выполненные в камне и кирпиче элементы фасадного декора.Колористическое решение фасадов, кровель.Пространственно-планировочная структура интерьеров собора  в пределах капитальных стен, столбов и перекрытий второй половины XVI века, учитывая перестройки и изменения XVII - XIX веков: пространство нижней церкви (подкле¬та) перекрыто тремя коробовыми сводами  с глубокими распалубками между столбами и над проемами; центральная апсида завершена конхой, бо¬ковые – коробовыми сводами; апсиды открываются в интерьер высокими арочными проемами в ширину нефов; в интерьере верхней церкви своды основного креста слиты с подпружными арками подкупольного квадрата; от столбов к стенам перекинуты пониженные подпружные арки в ширину столба, несущие коробовые своды; переход к центральному и западным барабанам осуществлен при помощи парусов; восточные барабаны, которые значительно меньше западных, опираются на своды при помощи дополнительных арок; апсиды завершены конхами; в южной стене имеется проем, на внутристенную лестницу; в южный придел храма ведет широкий арочный проем, устроенный   в восточном прясле южной стены и небольшой арочный проем   из дьяконника; в приделах и западной паперти перекрытия плоские; в стенах алтаря, жертвенника и дьяконника устроены многочисленные ниши, некоторые из них имеют тайники.Сложенные из белого камня и кирпича стены, столбы, сводчатые перекрытия; кирпичные барабаны; плоские деревянные перекрытия; лестницы крылец и внутристенные; каменные и деревянные полы;                           их конструкция и материал, высотные отметки.Элементы архитектурно-декоративного убранства интерьеров второй половины XVI века, учитывая перестройки и изменения XVII - XIX веков, включая профилированные карнизы, отмечающие пяты сводов и арок на столбах и стенах в «верхней» церкви собора; небольшой столик с маленькой арочной нишей на лицевой стороне в дьяконнике и северном приделе на синтроне.Столярные заполнения оконных и дверных проемов со скобяным прибором второй половины XVI века, учитывая перестройки и изменения XVII - XIX веков, характер их оформления, материал и колористическое решение.Скобяные изделия второй половины XVI века, учитывая перестройки  и изменения XVII - XIX веков, включая металлические подставы, кованые затяжки арок и сводов.Высокий пятиярусный иконостас второй половины XVIII века «верхней» церкви собора; четыре иконостаса приделов; напрестольная сень  в алтаре; киоты, поставленные вдоль южной и северной стен и вокруг столбов в «верхней» церкви собора; резной деревянный кронштейн в форме вытянутой руки для навес¬ки паникадила.Колористическое решение интерьеров.
 

Первоисточник: Портал открытых данных Министерства культуры Российской Федерации (opendata.mkrf.ru).
Что такое открытые данные?
Открытые данные – это информация, размещенная в сети интернет в виде систематизированных данных, организованных в формате, обеспечивающем ее автоматическую обработку без предварительного изменения человеком, в целях неоднократного, свободного и бесплатного использования.
Открытые данные свободно доступны для машиночитаемого использования и дальнейшей републикации без ограничений авторского права, патентов и других механизмов контроля.
Сведения (текст и фотографии) предоставлены Организацией и опубликованы автоматически с официального сайта Министерства культуры Российской Федерации.
Дополнительная информация:
Администрация портала «ИнфоТаймс» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организацией и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организации, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятий.
Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Возврат к списку



Реклама на сайте