Какие закроют, а какие продолжат работать. Управление Россельхознадзора о контактных зоопарках

  18.01.2020 г.

С 2020 года вступают в силу новые положения закона об ответственном обращении с животными. Фактически это означает частичный запрет контактных зоопарков в России — с 1 января 2020 года их нельзя будет организовывать в торговых центрах. Управление Роспотребнадзора по Якутии разъясняет, что изменится в работе зоопарков, какие из них закроют, а какие продолжат работать.

С 1 января 2019 в России заработал Федеральный закон об ответственном обращении с животными.  Но отдельные статьи этого закона вступят в силу только после 1 января 2020 года. Это относится к 15 статье данного нормативного акта. Текст статьи фактически указывает на то, что с 1 января 2020 года контактные зоопарки в России будут полностью под запретом (если владельцы не примут дополнительных мер для работы своих заведений в соответствии с новыми нормами). Что именно будет запрещено новыми правилами при работе с животными:

  • Статья 15 Федерального закона от 27.12.2008 № 498-ФЗ содержит требования к условиям содержания животных, которые используются для зрелищ.
  • Пункт 4 статьи 15 запрещает использовать животных, если основной целью мероприятия является непосредственный контакт с животным.
  • Именно это положение правовой нормы стало известно общественности под названием «закон о контактных зоопарках в торговых центрах с 2020 года».
  • Небольшие контактные зоопарки обычно привлекают посетителей именно возможностью потрогать и погладить животное. В большинстве таких заведений содержатся домашние виды, которые приучены к взаимодействию с человеком: кролики, куры, овцы, хомяки и т. д. Но в числе питомцев можно видеть и представителей дикой природы: лис, енотов и даже кенгуру. Не всегда эти звери намеренно были приобретены владельцем зоопарка. Часто они оказываются там по воле случая: предыдущие владельцы бросили животное либо охотники нашли в лесу, а зоопарк приютил.

    Вопрос содержания животных в контактных зоопарках обсуждается уже не первый год. Как правило, речь идет о ненадлежащих условиях содержания зверей, вследствие чего они гибнут. Другая проблема в том, что не обеспечивается в полной мере безопасность посетителей. Поэтому новости о покусанных детях не являются редкостью. В случае если контактный зоопарк располагается на первом этаже здания, жалуются жители домов, арендаторы помещений: запах от зверей распространяется до верхних этажей.

    Если такой зоопарк находится на небольшой территории в торговом комплексе, то о надлежащих условиях содержания зверей говорить сложно. В первую очередь, необходима большая территория. Но основная задача торговых центров — получение прибыли, и хотя общение с животными привлекает посетителей, выделять значительные площади либо экономически не выгодно, либо помещения уже заняты другими арендаторами.

    С 1 января 2020 года закон о запрете контактных зоопарков в торговых центрах РФ будет решать эту проблему через пункт 3 статьи 15 Федерального закона № 498-ФЗ. В нем сказано, что животные, которых используют в зрелищных мероприятиях, могут содержаться только:

    • в специальных зданиях;
    • в специальных сооружениях;
    • на обособленных территориях.

    Соответственно, часть площади торгового комплекса не подпадает под эти определения.

    Новое требование не означает, что подобные заведения полностью перестанут существовать, когда заработает закон о контактных зоопарках 2019 года (когда вступит в силу статья 15).

    Пункт 5 статьи 15 Федерального закона № 498-ФЗ сохраняет возможность использования животных для контакта с людьми (если это не является основной целью заведения).

    Для этого должны быть соблюдены два условия:

  • Наличие у животного специальной зоны, в которую отсутствует доступ для людей. В данной зоне должно быть укрытие для животного.
  • Животное в любой момент может отказаться от контакта с людьми и укрыться в недоступной зоне (т.е. должен быть постоянный беспрепятственный доступ для зверя в его «личную» зону).
  • Таким образом, если контактный зоопарк может продолжить деятельность, если выполнит ряд условий:

    • сменит название и вывеску с контактного зоопарка на обычный зоопарк;
    • сменит помещение (например, переедет из торгового центра за город на отдельную территорию или займет отдельное здание);
    • соорудит в клетках для животных недоступные для человека зоны с укрытием.

    При соблюдении названных требований контактные зоопарки смогут продолжить свою работу под другим названием и с более комфортными условиями для животных.

    С 1 января 2020 года заведения должны начать лицензировать свою деятельность. Такая обязанность распространяется на зоопарки; зоосады; зоотеатры; дельфинарии; океанариумы; цирки. На получение разрешений им отвели два года. Лицензия должна быть оформлена до 1 января 2022 года. После указанной даты подобный вид деятельности без лицензии не допускается.

    Таким образом, если владелец контактного зоопарка сможет создать требуемые условия и получить лицензию, то зоопарк продолжит свою работу (возможно, на новой территории). В противном случае животным необходимо будет обеспечить содержание до их смерти или передать другим лицам, в приют для животных.

    В Управлении организована  горячая линия для сообщений по контролю  за ситуацией, связанной с ликвидацией контактных  зоопарков:  (4112) 42-04-80

    Кроме того, с 1 января 2020 года  в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации Россельхознадзор осуществляет лицензирование деятельности по содержанию и использованию животных в зоопарках, зоосадах, цирках, зоотеатрах, дельфинариях, океанариумах.


    Автор текста: ЯСИА

    "Универмаг V4" предлагает

    Якутское-Саха Информационное Агентство
    Якутское-Саха Информационное Агентство было создано 31 августа 1991 года решением Верховного Совета и Совета Министров ЯАССР и зарегистрировано Верховным Советом ЯАССР.


    Районы:

    Якутское-Саха Информационное Агентство
    Источник информации
    Якутское-Саха Информационное Агентство
    Зарегистрирован: 01.04.2019 г.
    Партнёрская программа
    Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
    Возврат к списку

    Новости по рубрикам

    Реклама на сайте