Церковь Иоанна Златоуста

Церковь Иоанна Златоуста /  / Вологодская область
Градостроительное значение:  - перспектива и визуальные коридоры обозрения церкви  вдоль Набережной VI Армии, ул. Энгельса, Октябрьского моста, противоположный берег р. Вологды – ул. Орлова, ул. Бурмагиных, ул. Ленинградская;  - силуэт церкви в развёртке Набережной VI Армии;  - является одной из высотных доминант в застройке набережной реки Вологды.    Объёмно-пространственная и конструктивная схема:  - ассиметричная композиция здания  представляет собой двухэтажный, кубический, пятиглавый объём четверика, поставленный на высокий подклет, с примыкающим Г-образным пониженным объёмом двухэтажной паперти и прямоугольным алтарём верхнего храма с развитой полуциркульной апсидой в подклете, колокольня – стоящий на углу паперти двухэтажный четверик с полуциркульной апсидой и лёгким восьмериком звона;  - исторические конструкции (тип, конструкции и материал):  • фундамент – бутовый;  • наружные и внутренние капитальные стены – кирпичные;  • металлические кованые полосные связи;  • перекрытия в исторических отметках: нижний храм перекрыт поперечно направленным коробовым сводом с распалубкой от входного проёма, апсида – конхой, обширная двухстолпная трапезная – системой коробовых пересекающихся сводов с распалубками от столбов и дверных проёмов, северная и западная паперть перекрыты продольно и поперечно направленными коробовыми сводами с распалубками от входных и оконных проёмов; первый этаж четверика колокольни перекрыт коробовым сводом, примыкающая к нему апсида – конхой; верхний храм – четырёхдольным сомкнутым сводом, прорезанным световым барабаном с куполом, алтарная часть – поперечно направленным коробовым сводом с распалубками от окон и проёмов; западная часть паперти – плоским потолком, северная – коробовым сводом с распалубками от оконных и дверных проёмов; прямоугольное в плане помещение второго этажа четверика колокольни – шестидольным сомкнутым сводом; примыкающая с востока апсида – конхой с распалубками;  • конструктивная схема и материал стропил;  • историческая конфигурация кровель: над четвериком колокольни – четырёхскатная, колокольня увенчана шатром с круглым барабанчиком и главкой с крестом на растяжках, кровля над папертью – скатная, повторяет Г-образную форму плана паперти, над четвериком храма – четырёхскатная кровля, над апсидой верхнего храма – трёхскатная, над апсидой нижнего храма – скруглённая вальмовая;  • покрытие кровли: кровельное железо с покраской (исторический колер);  - размеры здания (могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования):  • здание сложено из кирпича размером: 32.7/33.0 х 16.5/17 х 9/9.4 см, кладка верстовая, шов – затиркой на известковом растворе;  • основные габариты плана;  • высотные отметки;  - полы: в подклете – плитка по грунту, второй этаж – деревянные, по кирпичному основанию;  - характер и расположение входов в здание: главный вход в нижний храм располагается с юго-западного фасада (со стороны реки), вход в первый ярус колокольни располагается на северо-западном фасаде колокольни, вход на внутристенную лестницу, ведущую на ярус звона, располагается на юго-восточном фасаде колокольни.  Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:  - внешний облик исторического объёма здания и его частей, декоративное убранство фасадов:  А) основной объём:  • рамочные наличники в виде полуовала с полуциркульными филёнками прямоугольных окон первого света четверика;  • полуколонки с перехватами и килевидными завершениями c подковообразными навершиями с невысоким кильком прямоугольных окон второго света;  • окна первого этажа паперти с полуциркульными перемычками, обрамлёнными полуколонками, профилированными подоконниками с консолями, трёхлопастными с кильком или килевидными навершиями;  • окна подклета с лучковыми перемычками, без наличников;  • трапециевидные навершия окон второго этажа паперти;  • лопатки по углам здания, поярусные лопатки плоскостей стен;  • кокошники по периметру верхней части стен четверика, отрезанные от поля стены карнизом;  • межэтажный карниз и межъярусная тяга, представляющая собой венчающий карниз паперти и алтарной части;  • малообломные карнизы с лентой поребрика;  • центральный световой барабан пятиглавия прорезан щелевидными окнами, угловые, глухие – ложными окнами;  • тяга в виде полуовала под окнами барабана;  • венчающие широкие карнизы барабанов со ступенчатыми консолями и лентой поребрика;  • ажурные металлические кресты луковичных глав;  • две ниши под иконы на фасадах четверика храма (со стороны юго-восточного фасада) и притвора (со стороны юго-западного фасада);  Б) колокольня:  • лопатки по углам четверика, лопатка, разделяющая фасад на две равные части;  • полуциркульные и подковообразные навершия наличников окон с невысоким кильком;  • междуэтажный и венчающий карнизы;  • коробовые перемычки проёмов звона, профилированные архивольты которых завершены килями;  • кирпичные парапеты проёмов звона с балясинами простого рисунка;  • материал, форма и размеры шатра с гуртами по граням и двумя рядами слуховых окон с фронтончиками;  • ниша под икону на фасаде четверика колокольни (с юго-западной стороны);  - характер отделки стен – обмазка, покраска;  - исторический колер фасадов и декоративных элементов;  - материал и рисунок исторических решёток на окнах.    Планировочная структура и элементы архитектурного оформления интерьеров здания:  - историческая планировка здания в капитальных стенах;  - историческое расположение и габариты дверных проёмов, материал заполнений;  - тип*, материал* и историческое расположение лестниц;  - украшение, форма элементов портала со стороны притвора в первом этаже храма;  - живопись верхнего этажа: сюжетные композиции на стенах, своде, в световом барабане четверика; на стенах западной и северной частях паперти и придельного храма;  - в куполе светового барабана – композиция «Всевидящее око», в простенках окон барабана – евангелисты, в своде четверика на восточном лотке – Господь Саваоф, на западном – «Распятие»; на северном – «Явление Иисуса Христа Апостолам», на южном – «Вознесение», в простенках окон второго света помещены сюжеты из жизни Христа; в нижнем регистре – сюжеты посвященные Богоматери, в самом нижнем – панели полотенечного ряда;  - лепной декор четверика: на стенах, сводах, простенках в форме картушей разной формы и размеров, навершия цветочного и растительного орнамента над амбразурами окон; филёнки, украшающие откосы окон; лепной декор с покрытием белого колера; декор восточного свода, изображение голубя – с покрытием сусального золота;  - лепной декор алтаря: на стенах картуши, в центре свода в сложном по рисунку лепном картуше – композиция «Святой дух», в распалубке центрального окна – геральдическое изображение сцены «Коронование Марии»;  - в приделе колокольни второго этажа – лепные картуши, навершия на окнах растительного орнамента;  - цельнотянутые карнизы в основании свода в четверике, тянутые наличники оконных и дверных проёмов верхнего храма, паперти, помещений колокольни второго этажа;  - техника живописи в четверике – масляная живопись; в помещениях паперти – клеевая под записью маслом;  - живопись алтарной части верхнего храма, придела колокольни второго этажа – фоновая раскраска;  - характер отделки стен – известковая штукатурка, покраска.»                       *сведения могут быть уточнены в рамках проведения детального обследования при разработке научно-проектной документации по сохранению объекта культурного наследия и при получении положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы на научно-проектную документацию.

Полный адрес: Вологодская область, г. Вологда, наб. VI Армии, д. 105
Время создания: 1664 г.
Вид объекта: Памятник
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn

"Универмаг V4" предлагает

Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку

Реклама на сайте