Градостроительные характеристики. Рядовое положение объекта на красной линии улицы Мосина, первое в ряду здание на нечетной стороне, выходит северным фасадом на проезжую часть улицы; вытянуто по оси восток-запад. Объемно-пространственная и планировочная композиция здания. Сложное в плане каменное строение, состоящее из разновременных и разновысотных построек на подвале. Основной объем (собственно храм) – бесстолпный квадратный в плане, с закругленными углами, двухсветный четверик, на котором расположен квадратный в плане световой барабан с арочными оконными проемами, на последнем – граненый купол с четырьмя люкарнами (ориентированными по сторонам света), над куполом – световой фонарь с луковичной главкой. Апсида – полукруглая в плане, высокая, двухсветная, примыкает к основному объему с восточной стороны. Трапезная – одноэтажная, четырехстолпная, двухсветная, прямоугольная в плане, с закругленными углами, ризалитом в центральной части северного и южного фасадов, соединена с основным объемом храма небольшим суженным переходом. С западной стороны трапезной (на месте утраченной колокольни) выполнен современный притвор с пристройкой, которые искажают архитектуру памятника. Вход в основной объем храма на южном фасаде, симметричный ему – на северном – не используется (сохранилась наружная кованая дверь); вход в трапезную – на западном фасаде; вход в подвал – на южном фасаде. Строительные конструкции, материал и техника исполнения. Цоколи – белокаменные с фигурным верхним камнем. Стены – материал и техника кладки капитальных стен: кирпич; применена система кладки «старорусская» (она же «готическая», или «фламандская») – необычная чередованием квадратных тычков с трехчетвертными ложками (70-80x210-225). Аналогичная кладка характерна еще для двух зданий Тулы: бывшего почтового управления (улица Дзержинского, дом 15) и церкви Вознесения, 1755-1737 годы (улица Герцена, дом 12); стены оштукатурены и окрашены. Отделка фасадов – окраска по штукатурке. Перекрытия – над основным объемом – кирпичный сомкнутый свод; над трапезной – крестовый свод; своды оштукатурены, окрашены. Перекрытия подвала – кирпичные крестовые и цилиндрические своды, поверхность оштукатурена, окрашена. Столбы – в трапезной четыре несущих кирпичных квадратных в плане с закругленными углами. Оконные проемы – лучковые (основной объем, трапезная), полуциркульные (световой барабан, световой фонарь), круглые (люкарны), эллиптические (окна второго света в трапезной, основном объеме, апсиде), прямоугольные (подвал). Исторические оконные проемы, заложенные кирпичом, зашитые деревом, металлическими листами в ходе реставрационных работ должны быть раскрыты. Дверные проемы – лучковые, перемычки клинчатые. Крыша. Сохранению подлежат габариты, высотные отметки, геометрия. Над трапезной – крыша мансардного типа; над основным объемом и световым барабаном – сомкнутая. Над световым барабаном основного объема – граненый купол с четырьмя люкарнами, ориентированными по сторонам света, покрытие – металлическое. Над куполом – световой фонарь, увенчанный луковичной главкой на шее с крестом на яблоке с покрытием «под золото». Кровельное покрытие – металлическое, фальцованное . Стропильная система – деревянная. Композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов. Объем четверика главного объема здания четко разделен на более уширенную нижнюю, двухсветную, часть и более массивную верхнюю. Южный и северный фасады в нижней половине четверика оформлены шестиколонными коринфскими портиками под массивными треугольными фронтонами. В широких просветах между колоннами выступают лучковыми перемычками проемы окон и средние двери, отделенные фигурными завершениями наличников от овальных окон второго света. Крутой изгиб кровель за фронтонами портиков связывает их с верхним ярусом четверика, более строгим и суховатым во внешнем убранстве. В этой части четверика каждая стена прорезана тремя крупными окнами с полуциркульным верхом. Среднее окно на каждой грани выдвинуто вперед и отделено массивным карнизом аттика от люкарны купола и с круглым, квадратного обрамления окон. Каждый угол в верхней части восьмерика усилен сдвоенными колонками на постаменте (с диагональной осью, повернутой на 180 градусов к плоскости стены). Сохранению подлежат детали декора фасадов в стиле барокко с элементами классицизма: раскрепованные ступенчатые карнизы; закругленные рустованные углы, обрамленные колоннами – в основном объеме, пилястрами – в трапезной; ризалиты по трем фасадам трапезной; межоконные пилястры апсиды; рельефные наличники проемов (в том числе развитые фигурные наличники с криволинейными ушами); фартуки; ломаные бровки и встречные валюты; изломы крыш; просечной ажурный металл в оформлении карниза светового фонаря и металлическом окрытии выступающих частей. Воспринятые от классицизма элементы: фронтоны портиков и обломы архитравов и карнизов, консолей в верхнем фризе четверика, трактованы с барочной утяжеленностью. Более четко воздействие классицизма прослеживается в коринфских капителях портика. Портики основного объема – с круглыми колоннами коринфского ордера, увенчанные треугольными фронтонами, на южном и северном фасадах четверика. Световой барабан над основным объемом – четверик с ризалитами и скошенными углами – декорирован колоннами (на углах спаренными) и раскрепованным карнизом с кронштейнами и зубчиками . Декоративное убранство храма выполнено с применением белого камня. Архитектурно-художественное оформление интерьеров: В основном объеме исторический интерьер не сохранился, утрачен иконостас. Исторический интерьер с утратами сохранился в трапезной. Исторические наружные кованые двустворчатые двери. Оконные проемы с деревянным заполнением с растекловкой: 4-х, 8-ми, 10-ти частной. Кованые решетки с крещатым рисунком – на окнах трапезной, нижнего яруса основного объема и апсиды . В основном объеме сохраняются профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; профилированный пояс над окнами светового фонаря; лепные овальные обрамления медальонов на стенах и на сомкнутом своде; плафон на своде над хорами; небольшая арочная ниша с архивольтом над хорами. Лестница – в переходе между основным объемом и трапезной в южной части – историческая каменная винтовая лестница на перекрытие трапезной. В трапезной сохраняются (с восстановлением утрат) профилированные карнизы с кронштейнами и зубчиками; пилястры и столпы с коринфскими капителями; закругленные рустованные углы; лепнина на сводах (плафоны); профилированные наличники