Предмет охраны утвержден приказом управления по государственной охране объектов культурного наследия Тамбовской области от 13.04.2016 № 98 Предметом охраны объекта культурного наследия являются: Внешний архитектурный облик объекта, включая все элементы декора, фактуру обработки фасадов, количество, осевое расположение, конфигурацию проемов, материал внешних ограждающих конструкций. Месторасположение объекта культурного наследия и архитектурно-градостроительная роль: - силуэт церкви играет важнейшую роль в формировании градостроительного облика г. Тамбова; - здание является неотъемлемым элементом архитектурного ансамбля Казанского мужского монастыря; - видовые раскрытия объекта с улицы Набережной, с внутренней территории монастыря от Казанской и Иоанно-Предтеченской церквей. Объёмно - пространственная и планировочная композиция здания: - крупный четверик завершен пятиглавием, малые главы которого расставлены по углам; - восьмигранные, сильно вытянутые, с гранеными кровлями световые барабаны увенчаны декоративными барабанчиками с изящными луковичными главками; - центрическую пирамидальную композицию здания дополняет примыкающий с востока трехчастный алтарь; средняя апсида, со скругленной восточной стеной, по своей высоте почти достигает карниза четверика; прямоугольные боковые апсиды значительно понижены по отношению к ней; - к западному входу в храм пристроено небольшое, более позднее крыльцо. Композиция и архитектурно - художественное оформление фасадов: -внешний архитектурный облик объекта, включая все элементы декора, фактуру обработки фасадов, количество, осевое расположение, конфигурацию проемов, материал внешних ограждающих конструкций; -архитектурно-художественное оформление фасадов в стилистике барокко и классицизма. Западный фасад, со всеми декоративными и архитектурными элементами на нем расположенными, в том числе: -композиция западного фасада симметричная, в 5 световых осей, представляет собой: стройные пропорции двухсветного четверика, двухъярусные барабаны, увенчанные заостренными главками; - второй ярус венчает треугольный фронтон; - расположенное со стороны западного фасада крытое входное крыльцо в формах классицизма, с арочными проемами с трех сторон; венчает крыльцо фигурный аттик; - завершающий крыльцо карниз раскрепован над поставленными на углах колонками; Габариты, форма и оформление оконных и дверных проемов: - по центральной оси расположен главный арочный входной портал; -прямоугольные оконные проемы с замковыми камнями в перемычках, треугольным сандриком в завершении, фланкированы опирающимися на постаменты узкими пилястрами; - узкий арочный оконный проем с замковым камнем в перемычке, прорезает фасад по центральной оси второго яруса; в верхней части увенчан профилированным сандриком; - узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками на центральной главе украшены лучковыми сандриками; на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы. Южный фасад, со всеми декоративными и архитектурными элементами на нем расположенными, в том числе: -декоративное оформление южного фасада аналогично по убранству с западным: двухэтажный, в 5 световых осей; центральная ось выделена фронтоном и арочным входным проемом; -углы фланкируют гладкие пилястры; Габариты, форма и оформление оконных и дверных проемов: - арочный входной проем, расположенный на центральной оси плоскости фасада, обрамлен наличником с фигурной филенкой и профилированной бровкой в завершении; -прямоугольные оконные проемы с замковыми камнями в перемычках, фланкированы опирающимися на постаменты узкими пилястрами; - узкий арочный оконный проем с замковым камнем в перемычке, прорезает фасад по центральной оси второго яруса; в верхней части увенчан профилированным сандриком; -узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками на центральной главе украшены лучковыми сандриками; на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы; декоративные барабанчики глав расчленены плоскими арочными нишами. Восточный фасад, со всеми декоративными и архитектурными элементами на нем расположенными, в том числе: - декоративное убранство восточного фасада аналогично остальным фасадам; - композиционным акцентом восточного фасада является трехчастная апсида, примыкающая к четверику с восточной стороны; Габариты, форма и оформление оконных проемов: - на центральной апсиде проемы второго яруса квадратной формы в наличниках украшены веерными замковыми камнями с треугольным фронтоном в завершении; -рамочные наличники окон здания, с небольшими ушками, завершаются лежачими филенками и треугольными фронтонами, кроме арочных окон, украшенных бровками; под окнами обоих световых ярусов четверика помещены накладные доски с выкружками на углах; - узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками на центральной главе украшены лучковыми сандриками; на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы. Северный фасад, со всеми декоративными и архитектурными элементами на нем расположенными, в том числе: - северный фасад аналогичен по убранству южному: двухэтажный, в 5 световых осей; центральная ось выделена фронтоном и арочным входным проемом; -углы фасада фланкируют гладкие лопатки. Габариты, форма и оформление оконных проемов: - по центральной оси расположен дополнительный арочный входной портал; - узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками на центральной главе украшены лучковыми сандриками; - на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы. Восьмигранные барабаны, увенчанные главками, со всеми декоративными элементами, в том числе: - восьмигранные, сильно вытянутые, с гранеными кровлями световые барабаны увенчаны декоративными барабанчиками с изящными луковичными главками с крестами; - углы барабанов глав отмечены пилястрами. Узкие арочные оконные проемы с рамочными наличниками на центральной главе украшены лучковыми сандриками; на барабанах остальных глав над окнами сандрики треугольной формы; - миниатюрные декоративные барабанчики глав расчленены плоскими арочными нишками. Внутренняя планировка и убранство интерьера: - последовательно расположенные помещения храма, в пределах капитальных стен и перекрытий; взаимосвязь помещений; местоположение, форма внутренних проемов, обеспечивающих взаимосвязь; распалубки окон и проходов; - стены храма разделены на два яруса массивным кирпичным антаблементом с живописным фризом, поясом сухариков и лепными деталями в карнизе; такими же карнизами завершаются столбы храма, в отдельных местах сохранились лепные пальметты; по краям арок, в основаниях восьмигранных барабанов и куполов проходят штукатурные тяги; - материал напольного покрытия церкви: дощатый; - металлические входные двери укреплены по вертикали и горизонтали железными полосами. - роспись в технике «Гризайль» 1860 – х годов, сохранившаяся в интерьере, представляет большой художественный интерес; крупные арочные окна и входные проемы, расположенные в глубоких начинающихся от пола арочных нишах, оставляют для живописи узкие простенки; - купольная часть храма украшена изображением Саваофа и фигур евангелистов на парусах. Конструктивные особенности: - четыре внутренних столба расчленяют храмовое пространство на 9 ячеек; - центральная более ячейка и угловые компартименты перекрыты восьмигранными сводами на восьмигранных световых барабанах; в рукавах средокрестия - цилндрические своды с распалубками. -основное помещение трехчастного алтаря перекрыто сложным лотковым сводом с уплощенной конхой, а прямоугольные в плане дьяконник и жертвенник - крестовыми сводами; -стена, отделяющая алтарь от храма, внизу прорезана тремя арочными входами, над которыми в уровне второго яруса выложены крупные арочные ниши; -на простенки между нишами опираются арки, переброшенные с восточных столбов на алтарную стену; квадратные столбы храма имеют срезанные углы, на восточных столбах, со стороны алтаря они срезаны на более высоком уровне.