Дом Билибина с оградой и Павильонами

Дом Билибина с оградой и Павильонами /  / Калужская область
Предмет охраны  объекта культурного наследия федерального значения «Дом Билибина с оградой и Павильонами», XVIII-XIX вв., расположенного по адресу: Калужская область,                    г. Калуга, ул. Театральная, д. 33/13    Предметом охраны объекта культурного наследия федерального значения «Дом Билибина с оградой и Павильонами», XVIII-XIX вв., расположенного по адресу: Калужская область, г. Калуга, ул. Театральная, д. 33/13, являются:      местоположение и градостроительные характеристики комплекса:  - ансамбль расположен в историческом центре г. Калуги, в месте пересечения улиц Театральной и Дарвина, образующих острый угол, закрепленный южным павильоном-ротондой и расходящейся от него по красным линиям улиц оградой. Ограда по                       ул. Театральной прерывается зданием флигеля и продолжается дальше, соединяясь с северным павильоном-ротондой. Неподалеку от углового павильона помещены пилоны ворот, у северного павильона также устроена пара пилонов. Дом отнесен от угла и поставлен по красной линии ул. Дарвина;   - трехэтажный дом с павильонами и оградой занимает юго-западный угол квартала, ограниченного улицами Театральной, Дарвина, Московской, Достоевского.     объемно-пространственная композиция:  - трехэтажный с подвалом объем сложной конфигурации, в плане приближен к                       Г-образному за счет восточного крыла с примыкающим с востока трехэтажным объемом церкви Гурия Казанского (фото1), со двора под прямым углом примыкают два трехэтажных прямоугольных в плане объема ретирад (фото 2).   - здание церкви состоит из объема самого храма с луковичной главой на цилиндрическом барабане, прямоугольного в плане, и чуть пониженной апсиды. Нижний этаж перекрыт сводами Монье, помещение храма двусветное. Первоначально храм имел 4 луковичные главы на цилиндрических барабанах, аналогичная глава была размещена на апсиде (Фото1').   - первоначальным объемом является центральная Г-образная часть здания, к которому позднее со двора были сделаны пристройки объемов ретирад, с запада также был пристроен трехэтажный объем с подвалом, который несколько шире первоначального объема; с востока пристроено здания храма.   - конструкция крыши, ее высотные отметки; конструкция крыша дома - вальмовая, конструкция крыши храма – двускатная; слуховые окна по северному, западному, восточному скатам.   - южный (фото 3) и северный (фото 4) павильоны– ротонды завершены куполами.  - ограда кирпичная с металлическим окрытием, нижняя ее часть глухая, разбита на прясла лопатками, выше по осям лопаток поставлены круглые в сечении столбы с абаками и навершиями в форме шаров. В промежутках между столбами помещены секции металлических решеток (Фото 5);  - пилоны ворот кирпичные, в форме прямоугольных параллелепипедов два из них одинаковой высоты, тритий с калиткой – значительно ниже (фото 6).  - участок ограды, примыкающий к северному павильону, не имеет столбов, представляет собой металлическую решетку, помещенную на высоком кирпичном гладком цоколе. Пара пилонов в виде гладких параллелепипедов с пирамидальными навершиями (фото 7).   - решетка ограждения состоит из ряда стоек с копьевидными навершиями, а также горизонтальных прутьев, верхний из которых декорированы развернутыми друг от друга полукружьями, между двумя нижними горизонтальными прутами помещены кольца, выше и ниже этих прутьев помещены полукружья развернутые в противоположные стороны (фото 7).    композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:  Южный фасад   - фасад состоит из двух частей; имеет три ризалита и пилястровый портик. Восточная симметричная часть фасада в 15 осей проемов относится к первоначальному объему здания (фото 8). Ее центр выделен пилястровым портиком в 6 пилястр, опирающихся на выступ цоколя, продолжающихся на высоту двух этажей и упирающихся в профилированный подоконный карниз 3-го этажа, протянутый на всем фасаде.                  Выше портика выделен выступ-ризалит 3-го этажа. Пилястры портика не имеют капителей, их место лишь обозначено профилированным пояском на каждой пилястре (фото 9,11).   - оконные и дверной поемы 1-го этажа портика заглублены в арочные ниши, в их центральной части, над окнами помещены маски львов с кольцами в зубах, под окнами устроены профилированные карнизы. Плоскость стены здесь обработана ленточным рустом, переходящим в веерный над нишами; по центральной оси ниш устроены массивные замки, доходящие до междуэтажного карниза (фото 10).   - над окнами 2-го этажа в пределах портика устроены сандрики с треугольными фронтонами, опирающиеся на пары высоких фигурных кронштейнов. Под окнами 2-го этажа, кроме окон фланговых ризалитов помещены узкие пояски (фото 11).   - окна третьего этажа на всем фасаде не имеют декора (фото 12).  - на флангах восточной части южного фасада помещены по одному ризалиту, декор нижней части которых аналогичен оформлению 1-го этажа портика, за исключением того, что здесь вместо масок львов устроены женские маски (фото 14). Окна 2-го этажа ризалитов в прямоугольных нишах. Выше оконных ниш в свою очередь помещены по одной массивной горизонтальной нише (фото 13).  - западная часть южного фасада в 6 осей проемов (фото 15), относящаяся к более позднему объему здания имеет один ризалит на западном фланге, декор которого выполнен по аналогии с двумя другими ризалитами южного фасада, отличие состоит лишь в том, что арочные оконные ниши 1-го этажа не имеют масок (фото16). Западная часть южного фасада визуально отделена при помощи лопатки (фото 15).   Обе части фасада объединены подоконными карнизами 1-го этажа, протянутыми на фасаде (за исключением ризалитов), междуэтажным карнизом, подоконным карнизом 3-го этажа и венчающим карнизом (фото 17).     Западный фасад первоначального и позднего западного объема, а также все фасады двух дворовых объемов ретирад и восточного крыла декорированы довольно лаконично – карнизами, протянутым между 1-м и 2-м этажами, подоконным 3-го этажа и профилированным венчающим (фото 18, 19).     Северный фасад как первоначальной, так и поздней частей здания, декорирован аналогично западному – карнизами, протянутым между 1-м и 2-м этажами, подоконным 3-го этажа и профилированным венчающим, за исключением участка, расположенного между объемами ретирад (фото 20).   - участок между объемами ретирад декорирован помещенной на 2-м этаже композицией итальянского окна с арочным проемом в центре и ложными боковыми проемами, над которыми размещены розетки со звездчатым краем в нишах со скошенными углами. Арочный оконный проем, помещен в нишу и фланкирован колонками коринфского ордера, поддерживающими вместе с импостами архивольты ниши и проема.  На 3-м этаже эта композиция поддержана круглыми нишами, распложенными над розетками, по бокам от лучкового окна (фото 21).     Восточный фасад  - на восточном фасаде выступает ризалит, вероятно первоначально располагавшийся в центре фасада, однако впоследствии, из-за пристройки здания церкви часть фасада слева от ризалита была закрыта (фото 22). Стена ризалита в 1-м этаже обработана линейным рустом и отделена профилированным карнизом, на который опирается пилястровый портик с коринфскими капителями (фото 23, 24); вероятно пилястры портика на южном уличном фасаде первоначально также имели аналогичные капители, впоследствии утраченные.   - одно из окон 1-го этажа ризалита сохранило первоначальную отделку – арочные ниши, над которыми линейный руст переходит в веерный (фото 23). Окна 2-го этажа в пределах портика в прямоугольных сильно вытянутых нишах, верхняя часть которых отделена поясками, тут помещены барельефы в виде обращенных друг к другу грифонов, держащих вазу (фото 24). Капители пилястр поддерживают проходящий на всем фасаде профилированный карниз, размещенный под окнами 3-го этажа, не имеющих декоративного оформления (фото 23). На части фасада, расположенной севернее от ризалита окна 1-го этажа помещены в ниши, окна двух других этажей декора не имеют (фото 25). Стена восточного фасада, как и всех остальных фасадов, завершена профилированным карнизом.    Южный фасад церкви  -декор фасадов церкви выполнен в псевдорусском стиле, имеет 5 осей проемов (фото 26, 27).  - стены 1-го этажа декорированы линейным рустом, переходящим над окнами в веерный, и рустованными лопатками. Нижний этаж отделен фризом с рядом прямоугольных ниш. Центр южного фасада выделен ризалитом с карнизом большого разорванным арочной нишей. Ризалит завершен лучковым щипцом, над которым помещена луковичная глава на цилиндрическом барабане. Декор ризалита, боковых частей фасада и алтарной части представлен широкими лопатками с парами квадратных ниш, массивным разорванным карнизом, помещенным в верхней части простенков окон 2-го этажа. Окна 1-го этажа с лучковыми перемычками, окна 2-го этажа - двухарочные с гирькой фланкированы помещенными в узкие ниши полуколоннами с кубическими капителями (фото 28). Подобные полуколонны фланкируют боковые лопатки и ризалит на 3-м этаже, над ними на крыше помещены тумбы. Окна 3-го этажа арочные (полуциркульные боковых частей и трехцентровое ризалита), фланкированы полуколоннами с объединенными над окнами архивольтом. Под окнами проходит узкий карниз, помещены свесы с дентикулами. В простенках и в верхней части боковых лопаток помещены висячие полуколонны без капителей. Венчающий профилированный карниз значительного выноса.   Объем алтарной части завершен массивным профилированным карнизом, поддерживающимся висячими лопатками, выше помещен ряд полукруглых кокошников (фото 29).     Северный фасад церкви имеет 4 оси проемов.  Оформление северного (дворового) фасада храма аналогично южному фасаду, но более скромно - здесь отсутствуют полуколонны, над окнами 3-го этажа помещены арочные сандрики, нет щипца, фланговых лопаток (фото 30). На восточном краю крыши сохранилась кирпичная труба (фото 30').     Южный павильон декорирован 4-мя ризалитами с двухколонными портиками   коринфского ордера, несущими архитрав, узкий профилированный фриз и треугольный фронтон, вынос карнизов треугольного фронтона поддерживают мутулы. На стены павильона с портиков переходят фриз и карниз. Колонны установлены на пьедесталы, в портике, выходящем на угол улиц, а также на дворовом портике у каждой колонны индивидуальный пьедестал, на остальных портиках пьедестал общий. Оконные проемы павильона помещены в неглубокие прямоугольные ниши с дополнительными ромбовидными нишами над окнами, подоконные карнизы профилированные. Под прямоугольными нишами устроены прямоугольные филенки. Стены ротонды выше фронтонов портиков декорированы, помещенными по осям проемов прямоугольные ниши с ложными полуциркульными окнами, венчающий карниз павильона профилированный, довольно узкий. Портики, выходящие на угол улиц помещены ближе друг к другу чем два других, из-за чего расстояние между двумя последними заполнено ложными окнами с ромбовидными нишами в верхней части.   (Фото 31, 32, 33, 34)    Северный павильон имеет два ризалита с портиками с западной и южной сторон                 (Фото 35). Декор северного павильона аналогичен декору южного павильона, за исключением того, что колонны портиков не имеют пьедесталов и капителей, их место обозначено валиками, оконные проемы не имеют декора. (Фото 36)    конфигурация оконных и внешних дверных проемов здания (современное состояние):  южный фасад: 9 прямоугольных оконных проема подвала, 23 оконных проема и                           1 дверной проем по 1-му этажу; по 24 оконных проема по 2-му и 3-му этажам, оконные и дверной проемы прямоугольной формы;   южный фасад церкви 5 лучковых оконных проемов 1-го этажа, пять двухарочных оконных проемов 2-го этажа, 4 оконных проема в форме циркульной арки и 1 оконный проем в форме трехцентровой арки 2-го света.  западный фасад: по 1-му этажу - 2 оконных проема 1 из которых прямоугольный, 2-й лучковой формы; на 2-м и 3-м этажах по 1-му оконному проему прямоугольной формы;  западный фасад западного дворового объема ретирады: по 3 оконных проема на каждом этаже, на 1-м этаже 2 проема прямоугольных и 1 лучковый, на двух других этажах проемы лучковой формы;   западный фасад восточного объема ретирады: по два оконных проема на каждом этаже, на 2-м этаже проемы прямоугольной формы, на 1-м и 3-м этажах – лучковой формы;   западный фасад восточного крыла: 4 оконных проема 1-го этажа и 1 дверной проем,                  6 оконных проема 2-го этажа, 5 оконных проемов 3-го этажа, все прямоугольной формы.  северный фасад: 4 прямоугольных оконных проема и 1 прямоугольный дверной проем подвала, 12 прямоугольных окон основного объема на 1-м этаже, по 12 прямоугольных оконных проема на 2-м и 3-м этажах основного объема, оконные проемы прямоугольной формы, на участке фасада, расположенном между объемами ретирад, в 1-м этаже помещен 1 прямоугольный дверной проем и по бокам от него по 1-му прямоугольному оконному проему; на 2-м этаже один арочный оконный проем, на 3-м этаже один лучковый оконный проем;    северный фасад восточного крыла: 1 оконный проем 1-го этажа и 3 оконных проема                3-го этажа, все проемы прямоугольной формы;   северный фасад храма: 3 лучковых оконных проема на 1-м этаже, 4 двухарочных оконных проема 2-го этажа, во 2-м свете 3 оконных проема в форме цилиндрической арки и 1 оконный проем в форме трехцентровой арки.  восточный фасад восточного крыла по 6 прямоугольных оконных проема на каждом этаже;   восточный фасад западной ретирады: по 2 оконных проема прямоугольной формы                   на каждом этаже;   восточный фасад восточной ретирады: 2 оконных проема 1-го этажа лучковой формы,             3 оконных проема 2-го этажа (1- проем лучковой формы, 2 прямоугольные), 3 оконных проема 3-го этажа прямоугольной формы.    историческая пространственно-планировочная структура интерьеров здания    Подвал  - в подвале под центральной частью дома коридорно-анфиладная схема планировки, с севера от центрального коридора помещено помещение с лестницей, с юга – три помещения сообщающихся между собой по принципу анфилады. Коридор перекрыт цилиндрическим сводом (фото 37), южные помещения - коробовыми сводами с торцевыми лотками и распалубками (фото 38). Коридор продолжается и соединяет центральную часть подвала с западной. Здесь первоначально располагались два просторных помещения, перекрытых системой коробовых сводов с подпружными арками и опорными столбами (фото 39), разделенные поперечной стеной; в центральной части коробовые своды заменены на своды Монье (фото 40).  1-й этаж  - коридорная схема планировки в первоначальной части здания, в центре коридор пересекает поперечная ось образованную вестибюлем и помещением с междуэтажной трехмаршевой лестницей (фото 41), здесь коридор прорезан парой арок (фото 44), потолок вестибюля и участка коридора между арками с профилированными карнизами (фото 45). В первоначальной части здания помещения перекрыты коробовыми сводами с распалубками (фото 46), в коридоре своды цилиндрические (фото 47). Вторая двухмаршевая лестница с промежуточным маршем расположена в центральной части восточного крыла (фото 48). В более поздней западной части и ретирадах перекрытия плоские, в коридоре пол покрыт метлахской плиткой (фото 50). С востока устроены помещения, расположенные под храмом, перекрытые сводами Монье (фото 51).  - проступи парадной трехмаршевой чугунной лестницы имеют ромбовидный рельефный узор, подступенки со сквозным ячеистым узором. Рельефными плитами с ромбовидным рисунком покрыты лестничные площадки (фото 41, 42). У оснований маршей помещены колоновидные стойки с гранеными навершиями; решетка ограждения состоит из ряда плоских стоек, узор которых составляют центральные концентрические круги, сверху и внизу от которых помещены по три вертикальных прута, к которым крепятся декоративные элементы с мотивами червонок и ромбами. Поручни лестничного ограждения деревянные (фото 43). Аналогично декорированы подступенки и проступи междуэтажной лестницы в восточном крыле (фото 49).     2 этаж  - во 2-м этаже по бокам от междуэтажной лестницы помещены по одному фойе, напротив помещены изолированные помещения, из фойе имеются входы в ретирады, в восточном крыле помещения группируются вокруг междуэтажной лестницы. Юго-восточное угловое помещение является частью храма святителя Гурия Казанского, на месте разобранной стены устроена пара колонн с кубовидными капителями, несущих балки перекрытия 2-го этажа, эта часть является притвором храма (см. план храма, фото 52). Помещение храма прямоугольное в плане, двусветное; с востока, под углом примыкает алтарная часть, соединяющаяся с основным помещением при помощи арочного проема, перекрытая коробовым сводом (фото53).   - покрытие полов в помещении храма из метлахской плитки, рисунок которой состоит из рядов крупных восьмиконечных плиток; между ними помещены ряды маленьких ромбовидных плиток. В районе подпорных колонн устроена широкая полоса из крайних полос ромбовидным орнаментом, за ними устроены полосы из однотонных плит,                    в центре помещена широкая полоса с плетеным орнаментом, а по бокам от нее с ромбовидным и цветочным орнаментом (фото 54).   - потолок в храме обшит рейками в ромб и декорирован деревянными фермами, опирающимися на деревянные кронштейны; элементы ферм и кронштейны имеют резной декор в виде профилей и пирамидальных наконечников; центральные части кронштейнов имеют декор в виде пар сквозных круглых отверстий (фото 55); окна храма в профилированных рамочных наличниках с подоконниками (фото 56);  - фойе и ретирады перекрыты сводами Монье (фото 57,58).   - западная часть здания имеет коридорную планировку, перекрытия плоские.                             - в помещениях центральной части сохранились профилированные карнизы и угловая печь (фото 59).    3 этаж  - планировка 3-го этажа аналогична планировке 2-го этажа, за исключением того, что вестибюль перед парадной лестницей один, перекрытия всех помещений плоские.    конструкции капитальных фундаментов, стен здания, крыши  - фундамент -из бутового камня,   - стены основного объема – из красного кирпича на известковом растворе,   - окна и двери - деревянные,   - деревянная стропильная система, кровельное покрытие металлическое с фальцевым соединением,   - со стороны двора частично сохранилась облицовка цоколя белокаменными блоками.    материал, характер и цвет отделки фасадных поверхностей:   - оштукатурены, окрашены в светло-охристый (стены) и белый (декор) цвета; со стороны двора частично сохранилась облицовка цоколя белокаменными блоками.        Декор павильонов частично из белокаменных блоков.

Полный адрес: Калужская область, г. Калуга, ул Театральная, д. 33/13
Время создания: XVIII-XIX вв.
Вид объекта: Ансамбль
Категория историко-культурного значения: Федерального значения
Общая видовая принадлежность: Памятник градостроительства и архитектуры
Первоисточник: Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации
Ссылка на первоисточник: https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn

"Универмаг V4" предлагает

Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
Регион

Возврат к списку

Реклама на сайте