Практически все постройки советской эпохи в нашей стране оборудованы крыльцом. Когда в Россию пришла рыночная экономика, выяснилось, что советские проектировщики не предусмотрели достаточного пространства для коммерческих помещений на первых этажах зданий. Начиная с 1990-х годов страну охватил бурный процесс переоборудования жилых пространств в нежилые. Вынужденной мерой стала установка крылец для обеспечения доступа в такие помещения с улицы.
Но если стандартный пролёт подобной конструкции — 7–10 ступеней, то в Якутске перепад уровней может достигать трёх метров в высоту. Из-за многолетней мерзлоты дома в городе строят на сваях и вход в них обычно приподнят на несколько метров. При этом если в большинстве регионов новые дома проектируют без крыльца, с безбарьерным входом, то в Якутске это невозможно из-за особенностей территории.
Иногда крыльцо-лестницу располагают ближе к тротуару и обрамляют аркой, на которой устанавливают вывеску заведения. Несколько таких конструкций вдоль одного здания создают эффект уличного фронта на уровне тротуара: кажется, что за аркой должен быть вход в помещение, а на самом деле человеку ещё предстоит подняться по лестнице. Выглядит всё это очень оригинально. Дополнительный позитивный эффект такого решения — обеспечение сомасштабности и, как следствие, более комфортного пространства для человека за счёт визуального сужения габаритов улицы.
Крыльцо в Якутске. Фото: Yakutsk.stroyportal
Но для того чтобы крыльца стали полноценной частью визуальной идентичности Якутска, необходимо решить вопрос, как регламентировать их внешний облик. Крыльцо отвечает за первое впечатление о здании, поэтому им нужно заниматься как объектом дизайна, а не проектировать по остаточному принципу. Решения могут быть самые разные. Конструкция может повторять стиль постройки. Также этот элемент можно выделить цветом. Подобно жёлтым такси в Нью-Йорке, красным телефонным будкам в Лондоне или голубым автобусам в Москве, крыльца в Якутске могли бы стать узнаваемым элементом городского дизайна.
Прогулка «Городских практик» в Якутске. Фото: Центр компетенций по вопросам городской среды при Главе Республики Саха (Якутия)
Сети инженерных коммуникаций, выведенные наружу, — системная проблема для северных городов. Из-за многолетней мерзлоты закапывать трубы очень дорого. При этом проектирование сетей не входит в зону ответственности архитекторов. Этим занимаются городские департаменты, сотрудники которых попросту не задумываются о том, как выглядят уличные трубы. Но когда инженерные коммуникации становятся частью городской среды, причём такой заметной, как в Якутске, это уже вопрос облика города.
Убирать трубы под землю — не единственное возможное решение. В команде инженеров-проектировщиков должен появиться архитектор. Важны детали исполнения коммуникаций: ровные стойки, цельная обшивка, аккуратные узлы. Инженерные конструкции могут быть нейтральны к окружающей среде, как пожарные лестницы в Нью-Йорке, или, наоборот, задавать яркие акценты.
В Берлине в период строительных работ временные коммуникации для откачки воды покрасили в голубой и розовый цвет и пустили по главным улицам города. В России тоже придумывают неординарные решения. Иногда опоры линий электропередач стилизуют под гигантские фигуры животных. А в 2018 году к чемпионату мира по футболу в Калининградской области появились конструкции ЛЭП в виде Забиваки и других зверей.
В качестве примера работы с индустриальной эстетикой можно привести и мировые шедевры архитектуры: облик парижского Центра Помпиду и лондонской башни Ллойда определяют открытые инженерные конструкции.
Если нужно описать Якутск одним словом, то это будет «вспученный». Особенно эта черта бросается в глаза на какой-нибудь асфальтированной парковке, где стоял дом на сваях, а потом его снесли. Для того чтобы вытащить оставшиеся конструкции из земли, нужно сначала пропарить слой мерзлоты и лишь потом доставать их. Это довольно дорого, поэтому сваи часто остаются в земле. Со временем земля, проходя циклы замерзания и оттаивания, выталкивает инородные объекты и на поверхности асфальта образуются бугры, равномерно распределённые по площадке. В Якутске их можно увидеть повсюду.
Такая особенность могла бы стать источником для создания мифов, историй и легенд — нового городского фольклора. Не менее важно объединять специалистов, которые могут придумать, какие материалы, технологии и подходы использовать, чтобы в будущем город становился комфортнее. Например, в Архангельске, где асфальт тоже быстро покрывается буграми, укладывают деревянные тротуары. Они ровные, но недолговечные, их приходится часто обновлять.
Якутск — довольно плоский город со множеством широких улиц. Он отлично подходит для езды на велосипеде. Существует стереотип: если на улице зима, морозы и холодно, передвигаться на велосипеде нельзя. Но это не так: велосипед может проехать везде, где можно пройти пешком. Ключевой вопрос заключается в наличии удобной и безопасной инфраструктуры. Если не убирать снег, то и на автомобиле пробраться будет невозможно.
Не менее важны транспортные приоритеты и то, как построен город в целом. Нельзя просто взять и внедрить велосипедную инфраструктуру. Необходимо менять и перепроектировать улицы. Однако это посильная задача: например, в Альметьевске нашли место для велоинфраструктуры в сетке спроектированных в советское время улиц.
Если говорить о зимней велоинфраструктуре в других странах, стоит обратить внимание на Виннипег в Канаде или Оулу в Финляндии. Иногда велодорожки подготавливают по принципу лыжных трасс: сначала снег утрамбовывают, а потом фрезеруют с помощью мини-ратрака — маленького городского трактора. У Якутска в этом отношении есть потенциал. Здесь даже существует сообщество людей, которые постоянно передвигаются на велосипедах.
«Городские практики» — часть программы Архитекторы.рф, которую реализует ДОМ.РФ в стратегическом партнёрстве с Институтом «Стрелка» при поддержке Минстроя и Правительства РФ. В Якутске программа «Городские практики» была организована совместно с Управлением архитектуры и градостроительства при Главе Республики Саха (Якутия) и Центром компетенций по вопросам городской среды LETO.