Ксенофонтова Валентина Владимировна, директор агентства воздушных сообщений АК «Полярные авиалинии». Ветеран авиации, Почетный работник авиации Якутии, лауреат премии им. В.И. Кузьмина, Заслуженный работник транспорта Якутии. Стаж в авиационной отрасли более 37 лет.
Детская мечта
Я родом из села Бютейдях Мегино-Кангаласского района. Родилась в обычной сельской семье, держали скот, выращивали в огороде овощи, каждое лето косили сено. Как в любой деревне.
В семье нас пятеро, я старший ребёнок. Характер у меня с детства боевой, если можно так выразиться. Увлекалась спортом, участвовала в районных соревнованиях почти по всем видам. Особенно нравились лыжи.
Со школьной скамьи решила стать авиатором, собирала открытки о космонавтике, авиации. Хотела стать именно военным летчиком, мечтала служить в армии. Мой первый полет состоялся в возрасте 6 лет - это был санрейс. Из деревни повезли в районную больницу для проведения операции по удалению аппендицита.
Из учителей в авиаторы
Когда училась в среднем звене, перешла во вторую школу города Якутска и после окончания восьмого класса, по настоянию родителей, поступила в Вилюйское педагогическое училище. После окончания один год работала учителем математики в селе Тяня Олёкминского района. Тогда я все-таки убедилась, что не ту профессию выбрала и вернулась в город. Пару лет проработала архивариусом в Якутском государственном университете.
В 1982 году познакомилась со своим будущем мужем Сергеем Васильевичем, выпускником Выборгского лётного авиационного училища. Он работал техником в Маганском объединённом авиаотряде. В том же году и я вошла в авиационный коллектив - в отдел перевозок Якутского объединённого авиаотряда на должность дежурного по регистрации посадок. В первую очередь, изучила типы самолетов.
Через три года нам дали комнату 10 квадратных метров в общежитии районе авиапорта Якутска. Радости столько было! До этого скитались по съемным квартирам в разных районах города. Получить служебное жильё было очень сложно, каждого кандидата рассматривали в профсоюзном и партийных комитетах, после чего специальная комиссия выносила решение. Большую роль, конечно, сыграло то, что мы оба работали в авиационной отрасли и у нас был ребёнок.
Муж всю жизнь проработал в инженерной службе, после выхода на пенсию трудится в Якутском авиационном училище. Обучает курсантов азам техника летальных аппаратов и двигателей. Воспитали и вырастили двух сыновей.
Дежурная по регистрации посадок воздушных судов
Так называлась моя первая должность. Тогда весь процесс проходил в ручном режиме. Мы встречали и провожали каждый рейс. Как сейчас помню - прилетает самолёт ТУ-154 или ИЛ-62, а ты стоишь у самолета в любое время суток и года, считаешь багаж. Не дай Бог собьёшься со счета.,
Было очень много транзитных рейсов, все Камчатские и Магаданские приземлялись в Якутске. Как правило, они прилетали в ночное время. В конце восьмидесятых в Якутске был пик освоения промышленности, соответственно, и большой приток рабочей силы. В сутки до 7 рейсов выполняли до Москвы и обратно на ИЛ-62. Пять регулярных и два дополнительных, самолёт с полной загрузкой.
Было много чартерных рейсов из Крыма. Связано это было с тем, что в республике шло активное развитие сельского хозяйства и из полуострова к нам командировались специалисты.
Якутское бюро путешествий
В столице республики существовало и довольно продуктивно работало Якутское бюро путешествий. Они заказывали у нас маршруты выходного дня. Обычно это были прямые рейсы из Якутска на Камчатку, на гейзеры. В пятницу улетали и в воскресенье возвращались. Было здорово. Мне кажется, надо возобновлять такие маршруты. Желающих будет много.
Расписание полётов утверждали в Риге
После нескольких лет работы дежурной по регистрации, я некоторое время работала диспетчером по центровке. В зависимости от конструкции самолёта, распределяли размещение багажа и пассажиров.
Чуть позже перешла в инженеры по расписанию движения воздушных судов. Опять же вся работа шла в ручном режиме: мы рисовали схемы и маршруты. Карандаш, линейка и ластик - такие были у нас инструменты.
Мне это очень нравилось, было интересно. Расписание рейсов также рисовалось вручную, а утверждали её только в Риге - в едином вычислительном центре. Со всего союза специалисты дважды в год слетались туда для утверждения летнего и зимнего расписания. Там решалось, когда и в какое время наши самолёты могут сесть в Новосибирске, в Москве и других городах. Сейчас конечно такое сложно представить, но в этом были свои плюсы - общались с коллегами из других регионов, обменивались опытом. Какие-то хорошие практики внедряли и у себя.
Международные перевозки в 90-ых
В этот период началось разделение на авиакомпании, аэропорты, аэронавигацию. Я осталась в авиации и продолжила работу в международном отделе авиакомпании «Якутавиатранс». Тогда мы начали выполнять много чартерных рейсов. По заявкам турфирм летали в Лондон, Сеул, Конг-Конг, Стамбул. Это были прямые рейсы из Якутска. Грузовых перевозок тоже было много. Как раз в этот период строился республиканский медицинский центр и многие другие объекты. Из Канады возили бизонов. Можно сказать, что с этого периода и начались международные перевозки для республики. Наши пилоты стали получать соответствующие сертификаты, опыт длительных международных полетов.
Каждый вылет под контролем
В 2000-х годах меня назначили начальником производственно-диспетчерской службы Управления воздушного транспорта при Правительстве республики. Это была служба, которая занималась сбором информации о всех вылетах в республике. Каждый вылет и прилёт, где задержка, где находится экипаж - абсолютно всё. Служба была своеобразным единым центром, куда стекалась вся информация. Мы передавали её перевозчикам, аэропортам, сообщали в управление.
Мои родные «Полярные авиалинии»
За годы работы в Якутском авиаотряде и в управлении, я приобрела колоссальных опыт. В «Полярные авиалинии» пришла заместителем директора коммерческой службы. В начале 2000-х годов были очень сложные, трудные времена для авиакомпании. Стоял вопрос о прекращении деятельности полетов. Накопились миллионные долги. Сейчас, конечно, сложно это представить.
Изменения в лучшую сторону произошли после назначения генеральным директором Терехова Семена Иннокентьевича. И мы всей командой начали восстанавливать работу авиакомпании. Со стороны звучали разные комментарии и сомнения в том, что нам удастся поднять предприятие с колен. Но постепенно, шаг за шагом, мы начали добиваться своей цели. Уже в мае 2002 года ввели первым регулярный рейс в Батагай, вторым - в Саккырыр, третьим - в Сунтар. Мы стали реальными конкурентами НАК «СахаАвиа» и «Якутских авиалиний».
Агентство воздушных сообщений «Полярных авиалиний»
Идея о создании агентства воздушных сообщений созрела у меня давно. Ещё в 1994-1995 годах, когда «Якутавиатранс» выполнял рейсы в Ташкент и Алма-Ату. Однажды мы вылетели в Казахстан для обсуждения вопросов о прямых рейсах. Тогда удивило меня то, что специально под нашу авиакомпанию и маршрут создали агентство воздушных сообщений. Вот тогда я загорелась идеей образовать агентство. Конечно, свою роль сыграло и то, что в Якутске в то время существовало только Главное агентство воздушных сообщений. Люди были вынуждены стоять в очередях, иногда и ночами, разжигая костры. Через некоторое время я рассказала об идее открытия агентства воздушных сообщений авиакомпании Семену Иннокентьевичу, и он поддержал.
Мы начали свою деятельность в 2002 году как субагент ГАВСа. В таком формате проработали до 2011 года. За эти годы коллектив агентства «Полярных авиалиний» зарекомендовал успешным и состоятельным предприятием, благодаря чему мы смогли получить аккредитацию в Транспортной клиринговой палате. Это дало возможность реализации авиабилетов на всех рейсах российских авиакомпаний, а также ряда иностранных перевозчиков.
С самого первого дня создания агентства, я начала искать кассиров в районах, чтобы у сельского населения была возможность приобрести авиабилеты. Сейчас наши представители есть в 80-ти населённых пунктах, в том числе и в самых отдаленных. Порою, мы там единственные кассиры.
Наше агентство идёт в ногу со временем, внедряются самые современные инженерно-технические решения. Одними из первых перешли на работу с системой «Софи-Агентство», в 2015 году внедрили систему бронирования «Смарт Тикетинг HRDT», в 2016 на «Сирена Трэвел». Вся наша работа направлена, в первую очередь, для удобства пассажиров.
Коллектив у нас устоявшийся, эффективный и работоспособный.
Путешествия
Очень нравится путешествовать. Это увлечение пришло как-то само по себе. Сначала по работе много летала в республики Советского союза, позже за границу. Самая первая зарубежная страна, где я побывала - Кипр. Из каждого своего путешествия обязательно привожу какие-нибудь сувениры на память. Очень люблю ходить на экскурсии, узнавать что-то новое.
Мне понравилась Африка, а в США как-то арендовали автомобиль и проехали несколько штатов. Пожалуй, не бывали только в Южной Америке и Новой Зеландии.
Станислав Платонов
АК «Полярные авиалинии»