Интервью с командиром воздушного судна Ми-8 Семёном Семёновым

  14.12.2018 г.
Семёнов Семён Николаевич – в авиации с 1985 года, пилот-инструктор Ми-8, Почетный работник авиации Якутии, член общественной организации «Пилоты Арктики», кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени. Имеет более 11 тысяч часов безаварийного налёта, из них свыше 600 в экстремальных условиях

Почему я авиатор?

Вопрос о выборе профессии перед Семёном Николаевичем не стоял – наш герой четко знал, что будет пилотом.

- И родился то я по санитарному заданию, - признаётся Семёнов. – У матери были трудные роды, поэтому её экстренно доставили самолетов из деревни в районный центр. Так что, могу сказать – авиация в моём рождении сыграла непосредственную роль.

После окончания третьего класса семья Семёновых переехала из села Арылах в Зырянку, тогда там располагался знаменитый Зырянский авиаотряд, насчитывавший порядка 400 человек личного состава: пилотов, инженеров, техников, диспетчеров.

Учась в школе, Сёмен стал активным участником авиационного кружка, с удовольствием посещал экскурсии в аэропорт, где с большим интересом слушал рассказы летчиков. В то время полёты на вертолете Ми-4 и самолёте Ан-2 были для населения довольно частыми. Удивительно - по большим праздникам детвору катали на самолетах, делая круг над поселком. Всё это и определило его будущую профессию.

- В школе учился на 4 и 5, аттестат был хороший, да и здоровье было крепким. Поэтому я без труда прошел знаменитую якутскую врачебно-летную экспертную комиссию. Из 300 юношей, нас осталось порядка 30 кандидатов, после чего успешно поступил в Кременчугское ордена Дружбы народов летное училище гражданское училище. Особых проблем не испытывал, хорошо говорил по-русски, поэтому языкового барьера не было, - рассказывает Семён Семёнов.

Запоминаются сложные полёты

По словам Николаевича, запоминаются сложные, трудные вылеты. Можно сказать, экстремальные. Опыт полетов в таких условиях у Семёнова большой, поэтому авиакомпания доверяет ему самый сложный фронт работы. Пилота легкого вертолета «Робинсона» спасал именно он. Вся страна следила за ходом спасательных мероприятий и переживала за Новосельцева.

- Шел уже четвертый день поисков. Погодные условия были неблагоприятными, - вспоминает наш герой. – Первым «Робинсон» увидел бортмеханик, а он весь заметённый снегом. Всё, подумали, опоздали. Начали было уже уходить, но чувствую, что-то не так, повернулся и увидел Новосельцева. Сколько радости было у нас. Тут же доложил командованию.

Еще один случай – это был май 2013 года. В результате весеннего половодья на реке Колыма, на участке Шмелево затопило дом, где жил 80-летний мужчина-инвалид. Вертолет Ми-8 со спасателями и проводником на борту, пилотируемый Семёновым вылетел к месту проведения мероприятий. Погода выдалась неблагоприятной.

Через некоторые время после взлёта, экипаж обнаружил пожилого мужчину в лодке среди воды. Как выяснилось, у него не было пальцев. Соответственно, он не мог ухватиться на трос. Пришлось спустить спасателя к нему. Лишь благодаря высокому профессионализму пилота Семёна Николаевича, который удержал вертолет на безопасной высоте и аккуратно перенёс спасателя и пострадавшего на льдину, удалось спасти человеку жизнь.

Именно за участие в спасении людей, пилотирование в экстремальных условиях Семёнов был отмечен государственной наградой – медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2 степени.

Особенности полётов в Якутии

Очень многое зависит от вида работ, на которые привлекается воздушное судно. Будь то санитарное задание, пассажирский рейс, проведение аварийно-спасательных мероприятий или заброс десанта в леса при тушении пожаров.

Территория Якутии огромная, поэтому погодные условия отличаются - летать в Центральной и Южной части одно, на Севере и Арктике другое.

- На севере обледенение может быть круглый год. Постоянные туманы, - рассказывает командир. - В тундре летишь, видишь – вынос из моря идёт. Значит, часа через два будет здесь, надо садиться, долететь до пункта назначения. Потом такой туман может по 2 или 3 дня стоять, циклон может подойти.

Обеспечить пилотами республику – первостепенная задача

- У нас очень большой самолетный парк, но нет легких вертолетов. Удобно ведь бетонные площадки построить, чем взлетно-посадочные полосы, - говорит Семёнов. - Вертолет не так подвержен погодным условиям: боковому ветру, низкой облачности. Пришло время легких вертолетов.

По его мнению, на северах и арктике в каждом районном центре должен стоять легкий вертолет. В центральной, западной и южной Якутии есть дороги, взлетно-посадочные полосы, грунт хороший. Здесь могут садиться самолеты Ан-2, Ан-3, Пилатусы, «элки» (Л-410).

На северах почва совершенно иная, болотистая. Построить один раз на совесть вертолётную площадку и забыл о ней лет на 20. Поэтому, здесь для пассажирских перевозок между селами нужны вертолеты. АНСАТы, например. Он двухдвигательный, отечественный, а аналоги в раз пять дороже.

В 2017 году Семёнов тестировал эти вертолеты, отразил все его недостатки и преимущества. Пожелания производитель учёл, ведь воздушное судно должно соответствовать условиям эксплуатанта.

- Мы должны обеспечить республику пилотами, - считает Семён Николаевич. - У нас образовался перерыв с девяностых. Надо добиться того, чтобы обучение проходило здесь. Наше руководство программу ведь разработали.

Наш разговор прерывает звонок из производственно-диспетчерской службы авиакомпании, поступает санитарное задание в Сунтарский район.

- Хорошо, выполним, - кратко отвечает Семёнов.

Самое странное, что видели в небе?

- Летели в горах. Вдруг, вижу вспышку, похожую на взрыв. А это, оказывается, луна восходила, красная такая, - вспоминает Семён Николаевич. - Она имеет много разновидностей. Один раз принял её за НЛО. Молодой был, летели ночью. Показалось, что тарелка летит на перехват. Фарами сигналю. Командир кричит мне «Ты что делаешь?! Увидит же сейчас».

Красная футболка Семёнова

Семёнов Семён: У каждого авиатора есть свои приметы и суеверия. Вот в Нюрбе у вертолетчиков есть своеобразный оберег – чего только нет в этой связке: гайки, крестики, болты, брелоки. Много лет из вертолета в вертолет кочует.

Я стараюсь не летать по пятницам 13-го числа. В конце командировки одеваю красную футболку, что означает пора бы уже домой возвращаться. Бывает даже так, что экипаж просит (смеется).

В бытность второго пилота мне приснился сон. Как сейчас помню, мы садимся на стадо, шкуры полетели и ударили по лопастям. А у меня командир был такой мнительный, верил во всё. Весь день летали, в завершение дня прилетели в одно стадо и так похоже на мой сон! Вижу, шкуры лежат. Давай говорю, чуть поодаль сядем. К счастью, ничего не произошло.

Уже на базе, за кружкой чая, я рассказал командиру про него, а он мне «Чего сразу не рассказал! Вообще не полетели бы!».

Юмор нужен в общении. Здоровый. В экипаже должно легко работаться.

Командир воздушного судна это отец для экипажа

Собеседник уверен, чтобы стать командиром воздушного судна, пилот должен созреть - морально, духовно. Не должно быть ребячества.

- Не могу не вспомнить своих наставников, которым безмерно благодарен за опыт и воспитание. Это Мехеда Александр, Геннадий Махиня. Будь человеком говорили они. Молодежь нынче очень хорошая пошла. К примеру, Климашевский – рука крепка, в будущем хороший командир. Дурнов, Филиппов – тоже отличные пилоты. С весны самостоятельные полеты начнут, – говорит Семёнов. – Будут работать на паводках, пожарах.

Если второй пилот думает о навигации, топливе, загрузке, бортмеханик – материальной части, а командир думает обо всем и обо всех. Настоящий командир – этот как отец для экипажа. Этим всё сказано. Он пример для всех, соответственно, поведение должно быть подобающее.

Наш герой большое внимание уделяет проведению профориентационной работы среди молодежи. При любом удобном случае, в свободное от работы время проводит внеклассные часы в школах, организует экскурсии в аэропортах. Показывает вертолеты, рассказывает о профессии, авиации Якутии.

Словом, настоящий командир!

 

 

Пресс-служба АО «АК «Полярные авиалинии»

Телеграм-канал: https://t.me/polar_avia и инстаграм-страница @polaravia

 


Первоисточник: https://www.polarair.ru/info/news/1102/

"Универмаг V4" предлагает

Районы:

Партнёрская программа
Участвуя в Партнёрской программе V4.Market любая организация РФ самостоятельно публикует свои информационные материалы.
ТОП-10*: Новости
* - по количеству просмотров за месяц

Возврат к списку

Новости по рубрикам


Реклама на сайте